Напоминание

"Роль учителя в современном образовании"


Автор: Филатова Ирина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" Торгилинская НОШ- детский сад учитель
Населённый пункт: Тюменская обл, р-н Нижнетавдинский, п Торгили
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в современном образовании"
Раздел: начальное образование





Назад




РОЛЬ ПЕДАГОГА НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ

(Волкова О.А., Филонова О.В.)

Исходя из сегодняшних целей и задач образования, роль педагога в образовательном

процессе принципиально меняется. Связано это с тем, что реализация основных

образовательных программ в логике компетентностного и системно-деятельностного

подходов предусматривает субъект - субъектные отношения педагога и обучающегося.

Субъектность в педагогической литературе рассматривается как «способность человека

превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, т.е.

управлять своими действиями, планировать их способы, реализовывать намеченные

программы, контролировать ход и оценивать результаты, рефлексировать пройденный путь

достижения цели. Быть субъектом – значит занимать активную, авторскую позицию по

отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно» [1, с. 146]

Развитие такой позиции у обучающихся является важнейшей задачей каждого педагога.

Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, а выступает как

деловое сотрудничество - совместная работа педагога и обучающихся. Педагогам на

современном уроке необходимо осваивать новые профессиональные роли, связанные с

реализацией деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе:

организатора

самостоятельной

активной

познавательной

деятельности,

консультанта,

менеджера образовательного процесса, фасилитатора, тьютора, эксперта и др.

Педагог как менеджер образовательного процесса выбирает (отбирает) учебные и

учебно-методические

пособия,

информационные

источники,

моделирует

технологии

обучения и воспитания, осуществляет процесс сопровождения обучающихся, проводит

мониторинг качества образования, ведет методическую работу, принимает участие в

разработке образовательной программы.

Роль педагога на современном учебном занятии заключается не в том, чтобы

передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы обучающиеся сами добывали

знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,

непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.

Роль педагога «Фасилитатор» предусматривает применение образовательных методов,

обеспечивающих позитивное влияние на обучающихся, коллектив обучающихся с целью

создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности обучающихся в своих силах,

стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной

деятельности.

Педагогическая фасилитация – повышение продуктивности образования (обучения,

воспитания) и развитие субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения

и личности педагога. Педагог должен обладать навыками формирования у обучающихся

высокой внутренней мотивации к самостоятельной учебной деятельности, к труду и

творчеству.

Реализуя роль фасилитатора, педагог может применять следующие методы и приемы:

1. «Эмоциональные поглаживания»

Педагог на уроке хвалит обучающихся: «вы у меня молодцы», «умницы», « я горжусь

вами». Это приводит к тому, что обучающийся потому и старается, что поверил педагогу:

«Да, я молодец, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и

молодец!»

2. Коллективная похвала

Каждый обучающийся желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди

одногруппников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить

обучающегося всей группой.

3. Авансирование

Педагог заранее предупреждает студента о самостоятельной или контрольной работе, о

предстоящей проверке знаний: что должен будет обучающийся сделать (повторить,

перечитать, прорешать). При этом подчеркивая: «Я даже не сомневаюсь в успешном

результате».

4. Скрытое инструктирование

Предполагает ненавязчивые подсказки: «Возможно лучше всего начать с…»,

«

Выполняя работу, не забудьте о…».

5. Снятие страха

Подходит особенно тревожным студентам, включает использование следующих фраз:

«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа

довольно легкая, материал мы с вами проходили».

6. Персональная исключительность

Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности:

«Только ты и мог бы….», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»

7. Высокая оценка детали

Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его

отдельной детали: «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы

заслуживает эта часть твоей работы».

8. Использование ситуации «от простого к сложному»

Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно

успешное выполнение более сложного.

Тьютор – педагог, который руководствуется в своей деятельности принципом

индивидуализации и сопровождает построение обучающимся своей индивидуальной

образовательной программы [3]

Тьютор помогает студенту в определении эффективности обучения через развернутое

оценивание,

консультирует

по

вопросам

образовательного

движения,

осуществляет

сопровождения индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь. [2,

с 54]

Основная задача тьютора – поддержать саморазвитие обучающегося. Деятельность

тьютора

и тьюторанта является совместной, но при этом педагог – тьютор помогает

развернуть «ресурсную карту», а тьюторант исследует альтернативы и принимает решение о

том, какая из альтернатив является для него оптимальной.

В арсенале тьютора – широкий спектр форм, методов, приемов тьюторского

сопровождения. К ним относятся:

1.

Индивидуальная

тьюторская

консультация

(беседа)

-

индивидуальная

организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с

тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого

обучающегося.

2.

Групповая тьюторская консультация. При реализации этой формы тьюторства

осуществляется сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с

похожими познавательными интересами.

3.

Тьюториал (учебный тьюторский семинар) – это активное групповое обучение,

направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей

обучающихся.

Это

-

учебное

занятие

с

применением

методов

интерактивного

и

интенсивного обучения.

4.

Тренинг – форма, предполагающая освоение и использование на практике сразу же,

в ходе тренинговой работы, необходимых умений и навыков. В тренингах, так же как и в

тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются

различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры,

моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.

5.

Образовательное событие.

В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения

обучающихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию

индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть:

экскурсии, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и

др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных

участников: кроме самих обучающихся, в нём принимают участие другие интересные,

привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.).

Роль организатора образовательной среды педагог осуществляет прежде всего

посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных,

человеческих, предметных, а также посредством организации деятельности обучающихся,

полностью или частично протекающей во внешней среде (например, в форме практико –

ориентированных проектов, социальных акций и т.д.).

Эксперт осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального

продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов,

недоделок перед итоговой защитой продукта.

Для выполнения роли эксперта, у педагога должны быть сформированы такие

личностные качества, как:

- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться

экспертиза;

- широкий общий профессиональный кругозор;

-

приятие

критериев

экспертизы,

четкое

следование

процедуре

экспертной

деятельности;

- объективность;

- коммуникабельность;

- высокая культура общения;

- умение аргументировано отстаивать свою позицию;

- умение разрешать конфликтные ситуации.

Педагог на современном учебном занятии отходит от доминирующей роли, когда он

единственный носитель знаний, от педагога требуется умение организовать активную

познавательную деятельность обучающихся в качестве субъекта образовательного процесса.

Список источников:

1.

Беглова, Т.В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования :

научно-методическое пособие/ Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая.

– Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. – 304 с. – ISBN 978-5-9507-01717-0. – Текст :

непосредственный.

2.

Вавилова, Л.Н. Методическое обеспечение учебного процесса в профессиональном

образовательном учреждении : уч-метод. пособие / Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово

: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. – 190 с. - ISBN 978-5-9572-0182-3. – Текст : непосредственный.

3.

Ковалева, Т. М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова,

А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2012. — 246 с.- ISBN 978-5-

91504-016-8. – Текст : непосредственный.

4.

Пашкевич,

А.В.

Компетенностно-ориентированный

урок/

А.В.

Пашкевич.

Волгоград : Учитель, 2016. – 207 с. - ISBN 978-5-7057-3457-3. – Текст : непосредственный.

5.

Татаренкова,

И.А.

Преподаватель

как

фасилитатор

инновационного

образовательного процесса в ВУЗе / И.А. Татаренкова, В.Н. Кибец – Текст : электронный //

Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1. - URL http: //www

.

science

-

education

.

ru

/

ru

/

article

/

view

?

id

=18086

(дата обращения: 21.20.2020)



В раздел образования