Автор: Филатова Ирина Владимировна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Филиал МАОУ "Нижнетавдинская СОШ" Торгилинская НОШ- детский сад учитель
Населённый пункт: Тюменская обл, р-н Нижнетавдинский, п Торгили
Наименование материала: статья
Тема: "Роль учителя в современном образовании"
Раздел: начальное образование
РОЛЬ ПЕДАГОГА НА СОВРЕМЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАНЯТИИ
(Волкова О.А., Филонова О.В.)
Исходя из сегодняшних целей и задач образования, роль педагога в образовательном
процессе принципиально меняется. Связано это с тем, что реализация основных
образовательных программ в логике компетентностного и системно-деятельностного
подходов предусматривает субъект - субъектные отношения педагога и обучающегося.
Субъектность в педагогической литературе рассматривается как «способность человека
превращать свою жизнедеятельность в предмет практического преобразования, т.е.
управлять своими действиями, планировать их способы, реализовывать намеченные
программы, контролировать ход и оценивать результаты, рефлексировать пройденный путь
достижения цели. Быть субъектом – значит занимать активную, авторскую позицию по
отношению к собственной жизни, строить ее сознательно и целенаправленно» [1, с. 146]
Развитие такой позиции у обучающихся является важнейшей задачей каждого педагога.
Сейчас обучение не рассматривается как простая трансляция знаний, а выступает как
деловое сотрудничество - совместная работа педагога и обучающихся. Педагогам на
современном уроке необходимо осваивать новые профессиональные роли, связанные с
реализацией деятельностного и компетентностного подходов в образовательном процессе:
организатора
самостоятельной
активной
познавательной
деятельности,
консультанта,
менеджера образовательного процесса, фасилитатора, тьютора, эксперта и др.
Педагог как менеджер образовательного процесса выбирает (отбирает) учебные и
учебно-методические
пособия,
информационные
источники,
моделирует
технологии
обучения и воспитания, осуществляет процесс сопровождения обучающихся, проводит
мониторинг качества образования, ведет методическую работу, принимает участие в
разработке образовательной программы.
Роль педагога на современном учебном занятии заключается не в том, чтобы
передавать знания в готовом виде, а создавать условия, чтобы обучающиеся сами добывали
знания в процессе познавательной, исследовательской деятельности, в работе над заданиями,
непосредственно связанными с проблемами реальной жизни.
Роль педагога «Фасилитатор» предусматривает применение образовательных методов,
обеспечивающих позитивное влияние на обучающихся, коллектив обучающихся с целью
создания благоприятной атмосферы, повышения уверенности обучающихся в своих силах,
стимулирование и поддержание у них потребности в самостоятельной продуктивной
деятельности.
Педагогическая фасилитация – повышение продуктивности образования (обучения,
воспитания) и развитие субъектов образовательного процесса за счет особого стиля общения
и личности педагога. Педагог должен обладать навыками формирования у обучающихся
высокой внутренней мотивации к самостоятельной учебной деятельности, к труду и
творчеству.
Реализуя роль фасилитатора, педагог может применять следующие методы и приемы:
1. «Эмоциональные поглаживания»
Педагог на уроке хвалит обучающихся: «вы у меня молодцы», «умницы», « я горжусь
вами». Это приводит к тому, что обучающийся потому и старается, что поверил педагогу:
«Да, я молодец, я умница. Я заслужил эти слова. Я все время буду доказывать, что умница и
молодец!»
2. Коллективная похвала
Каждый обучающийся желает утвердиться не только в глазах педагога, но и среди
одногруппников. В этой связи неплохо будет, если за определенные достижения хвалить
обучающегося всей группой.
3. Авансирование
Педагог заранее предупреждает студента о самостоятельной или контрольной работе, о
предстоящей проверке знаний: что должен будет обучающийся сделать (повторить,
перечитать, прорешать). При этом подчеркивая: «Я даже не сомневаюсь в успешном
результате».
4. Скрытое инструктирование
Предполагает ненавязчивые подсказки: «Возможно лучше всего начать с…»,
«
Выполняя работу, не забудьте о…».
5. Снятие страха
Подходит особенно тревожным студентам, включает использование следующих фраз:
«Мы все пробуем и ищем, только так может что-то получиться», «Контрольная работа
довольно легкая, материал мы с вами проходили».
6. Персональная исключительность
Обозначает важность усилий студента в предстоящей или совершаемой деятельности:
«Только ты и мог бы….», «Ни к кому, кроме тебя, я не могу обратиться с этой просьбой…»
7. Высокая оценка детали
Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его
отдельной детали: «Больше всего мне в твоей работе понравилось…», «Наивысшей похвалы
заслуживает эта часть твоей работы».
8. Использование ситуации «от простого к сложному»
Успешное выполнение простого задания даёт уверенность в том, что возможно
успешное выполнение более сложного.
Тьютор – педагог, который руководствуется в своей деятельности принципом
индивидуализации и сопровождает построение обучающимся своей индивидуальной
образовательной программы [3]
Тьютор помогает студенту в определении эффективности обучения через развернутое
оценивание,
консультирует
по
вопросам
образовательного
движения,
осуществляет
сопровождения индивидуальных образовательных программ, организует обратную связь. [2,
с 54]
Основная задача тьютора – поддержать саморазвитие обучающегося. Деятельность
тьютора
и тьюторанта является совместной, но при этом педагог – тьютор помогает
развернуть «ресурсную карту», а тьюторант исследует альтернативы и принимает решение о
том, какая из альтернатив является для него оптимальной.
В арсенале тьютора – широкий спектр форм, методов, приемов тьюторского
сопровождения. К ним относятся:
1.
Индивидуальная
тьюторская
консультация
(беседа)
-
индивидуальная
организационная форма тьюторского сопровождения, представляет собой обсуждение с
тьютором значимых вопросов, связанных с личным развитием и образованием каждого
обучающегося.
2.
Групповая тьюторская консультация. При реализации этой формы тьюторства
осуществляется сопровождение индивидуальных образовательных программ студентов с
похожими познавательными интересами.
3.
Тьюториал (учебный тьюторский семинар) – это активное групповое обучение,
направленное на развитие мыслительных, коммуникативных и рефлексивных способностей
обучающихся.
Это
-
учебное
занятие
с
применением
методов
интерактивного
и
интенсивного обучения.
4.
Тренинг – форма, предполагающая освоение и использование на практике сразу же,
в ходе тренинговой работы, необходимых умений и навыков. В тренингах, так же как и в
тьюториалах, но только в гораздо более интенсивной форме широко используются
различные методы и техники активного обучения: деловые, ролевые и имитационные игры,
моделирование, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии.
5.
Образовательное событие.
В отличие от воспитательного мероприятия, данная форма тьюторского сопровождения
обучающихся имеет целью развитие образовательной мотивации, построение и реализацию
индивидуальных образовательных программ, проектов и исследований. Это могут быть:
экскурсии, экспедиции, полевые исследования, эксперименты, лабораторные практикумы и
др. Образовательное событие включает различные виды деятельности и различных
участников: кроме самих обучающихся, в нём принимают участие другие интересные,
привлекательные, успешные люди («лидеры», «авторы», «эксперты» и т.п.).
Роль организатора образовательной среды педагог осуществляет прежде всего
посредством привлечения различных внешних, «средовых» ресурсов – информационных,
человеческих, предметных, а также посредством организации деятельности обучающихся,
полностью или частично протекающей во внешней среде (например, в форме практико –
ориентированных проектов, социальных акций и т.д.).
Эксперт осуществляет независимую качественную оценку учебного или реального
продукта на промежуточных этапах, оказывая тем самым помощь в устранении дефектов,
недоделок перед итоговой защитой продукта.
Для выполнения роли эксперта, у педагога должны быть сформированы такие
личностные качества, как:
- высокая профессиональная квалификация в вопросах, по которым будет проводиться
экспертиза;
- широкий общий профессиональный кругозор;
-
приятие
критериев
экспертизы,
четкое
следование
процедуре
экспертной
деятельности;
- объективность;
- коммуникабельность;
- высокая культура общения;
- умение аргументировано отстаивать свою позицию;
- умение разрешать конфликтные ситуации.
Педагог на современном учебном занятии отходит от доминирующей роли, когда он
единственный носитель знаний, от педагога требуется умение организовать активную
познавательную деятельность обучающихся в качестве субъекта образовательного процесса.
Список источников:
1.
Беглова, Т.В. Универсальные учебные действия: теория и практика проектирования :
научно-методическое пособие/ Т.В. Беглова, М.Р. Битянова, Т.В.Меркулова, А.Г.Теплицкая.
– Самара: Издательский дом «Федоров», 2017. – 304 с. – ISBN 978-5-9507-01717-0. – Текст :
непосредственный.
2.
Вавилова, Л.Н. Методическое обеспечение учебного процесса в профессиональном
образовательном учреждении : уч-метод. пособие / Л.Н. Вавилова, М.А. Гуляева. – Кемерово
: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2018. – 190 с. - ISBN 978-5-9572-0182-3. – Текст : непосредственный.
3.
Ковалева, Т. М. Профессия «Тьютор» / Т.М. Ковалева, Е. И. Кобыща, С. Ю. Попова,
А. А. Теров, М. Ю. Чередилина. - Тверь: Изд-во «СФК-офис», 2012. — 246 с.- ISBN 978-5-
91504-016-8. – Текст : непосредственный.
4.
Пашкевич,
А.В.
Компетенностно-ориентированный
урок/
А.В.
Пашкевич.
–
Волгоград : Учитель, 2016. – 207 с. - ISBN 978-5-7057-3457-3. – Текст : непосредственный.
5.
Татаренкова,
И.А.
Преподаватель
как
фасилитатор
инновационного
образовательного процесса в ВУЗе / И.А. Татаренкова, В.Н. Кибец – Текст : электронный //
Современные проблемы науки и образования. – 2015. - №1. - URL http: //www
.
science
-
education
.
ru
/
ru
/
article
/
view
?
id
=18086
(дата обращения: 21.20.2020)