Автор: Сеитова Зарина Аюбовна Должность: педагог дополнительного образования Учебное заведение: МАДОУ "ДС"Огонек" Населённый пункт: г. Новый Уренгой Ямало-Ненецкий Автономный Округ Наименование материала: методическая разработка Тема: "Использование нетрадиционных техник рисования" Раздел: дошкольное образование
дома»
г. Новый Уренгой
2017
Составила:
Сеитова Зарина Аюбовна, педагог
дополнительного образования
Консультация для родителей «Рисование нетрадиционными
способами».
«Каждый ребёнок – художник. Трудность в том, чтобы остаться
художником, выйдя из детского возраста»
(Пабло Пикассо)
Развитие творческого потенциала личности должно осуществляться с раннего детства,
когда
ребёнок
под
руководством
взрослых
начинает
овладевать
различными
видами
деятельности, в том числе и художественной.
Большие
возможности
в
развитии
творчества
заключает
в
себе
изобразительная
деятельность и, прежде всего рисование.
Рисование является важным средством эстетического воспитания: оно позволяет детям
выразить своё представление об окружающем мире, развивает фантазию, воображение,
даёт возможность закрепить знание о цвете, форме. В процессе рисования у ребёнка
совершенствуется
наблюдательность,
эстетическое
восприятие,
эстетические
эмоции,
художественный
вкус,
творческие
способности,
умение
доступными
средствами
самостоятельно
создавать
красивое.
Занятия
рисованием
развивают
умение
видеть
прекрасное
в
окружающей
жизни,
в
произведениях
искусства.
Собственная
художественная
деятельность
помогает
детям
постепенно
подойти
к
пониманию
произведений живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства.
Развитие мелкой моторики рук детей важно для общего развития ребёнка, так как ему
понадобятся
точные
координированные
движения,
чтобы
писать,
одеваться,
а
также
выполнять различные бытовые и прочие действия.
Речевая способность ребенка зависит не только от тренировки артикулярного аппарата, но
и от движения рук. Мелкая моторика очень важна, поскольку через неё развиваются такие
высшие свойства сознания, как:
1. Повышается тонус коры головного мозга.
2. Развиваются речевые центры коры головного мозга.
3. Стимулируются развитие речи ребенка.
4. Согласовывают работу понятийного и двигательного центров речи.
5. Способствуют улучшению артикуляционной моторики.
6. Развивается чувство ритма и координацию движений.
7. Подготавливается рука к письму.
8. Поднимается настроение ребенка.
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ (ПАЛЬЦЕВОЙ) МОТОРИКИ .
Ученые – психологи, давно доказали связь между мелкой моторикой руки и развитием
речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг,
особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Иначе говоря, чем лучше развиты
пальчики малыша, тем проще ему будет осваивать речь.
Конечно,
развитие
мелкой
моторики
–
не
единственный
фактор,
способствующий
развитию речи. Если у ребенка будет прекрасно развитая моторика, но с ним не будут
разговаривать,
то
и
речь
малыша
будет
недостаточно
развита.
То
есть
необходимо
развивать речь ребенка в комплексе: много и активно общаться с ним в быту, вызывая его
на разговор, стимулируя вопросами, просьбами. Необходимо читать ребенку, рассказывать
обо
всем,
что
его
окружает,
показывать
картинки,
которые
малыши
обычно
с
удовольствием рассматривают. И плюс к этому, развивать мелкую моторику рук.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Крупная моторика – движения всей рукой и всем телом.
Тонкая моторика – развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие
координированные манипуляции малой амплитуды.
Все виды моторик заключаются в методике « Пальчиковой гимнастики» . Пальчиковая
гимнастика должна проводиться каждый день по 5 минут дома с родителями и в детских
учреждениях
с
педагогами.
Родителям
рекомендуется
вместе
с
детьми
раскладывать
пуговицы в зависимости от их признаков: по цвету, по форме, по размеру; складывать из
пуговиц
или
бусинок
различные
узоры.
Учить
ребенка
застегивать
и
расстегивать
пуговицы,
зашнуровывать
или
расшнуровывать
шнурки.
Также
рекомендуются
разнообразные игры с мозаикой, кубиками, которые способствуют формированию тонкой
моторики. Эффективно проводить различные виды изобразительной деятельности, лепку
на разные темы в зависимости от поставленных целей.
Большое значение в мелкой моторике имеет правильное обращение с ножницами. Ребёнок
должен правильно держать и вырезать как чёткие линии (геометрические фигуры) так и
извилистые линии и силуэты.
Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий
метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются
изолированные движения пальцев, – говорящие дети. Если мышцы пальцев напряжены,
пальцы сгибаются и разгибаются только вместе и не могут двигаться изолированно, то это
не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие
речи и, следовательно, мышление будет затруднено.
Формирование
словесной
речи
ребенка
начинается,
когда
движения
пальцев
рук
достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливают
почву для последующего формирования речи.
Наблюдательный взрослый знает, как при изготовлении поделок вместе с пальчиками
ходуном ходит и язык малыша. Но почему бы ему не двигаться попусту, а произносить
слова, фразы, обговаривая совершаемую деятельность? Внешняя речь пока точнее и
последовательнее формирующейся внутренней речи. Произнесенное вслух слово к тому
же
быстрее
запоминается.
Да
и
взрослый
получает
возможность
контроля
за
высказыванием
ребенка.
Развивая
мелкие,
дифференцированные
движения
рук,
мы
способствуем лучшему речевому развитию ребенка.
Тренировку пальцев рук уже можно начинать в раннем возрасте. Массаж играет большую
роль, стимулирующее воздействие массажных щеток изменяет функциональное состояние
коры головного мозга, усиливает ее регулирующую и координирующую функции.
Мелкую моторику рук развивают:
• Игры с мелкими предметами, которые неудобно брать в ручку;
• Игры, где требуется что-то брать или вытаскивать, сжимать – разжимать, выливать –
наливать, насыпать – высыпать, проталкивать в отверстия;
• Рисование карандашами (фломастерами, кистью) ;
• Застегивание и расстегивание молний, пуговиц, одевание и раздевание и т. д.
Мелкую моторику развивают также физические упражнения. Это разнообразные висы и
лазание (на спортивном комплексе, по лесенке и т. д.) . Такие упражнения укрепляют
ладони и пальцы ребенка, развивают мышцы. Ребенок, которому позволяют лазать и
висеть,
лучше
осваивает
упражнения,
направленные
непосредственно
на
мелкую
моторику.
Огромную помощь ещё оказывают подвижные игры на воздухе :
-во
первых
,
чем
больше
ребёнок
двигается
тем
лучше
полушария
обогащаются
кислородом, а следовательно это благотворно влияет на все рецепторы головного мозга;
-во вторых во время игры дети разговаривают и тем самым обогащают свой словарный
запас;
-в третьих в играх также закрепляются движения руками, т. е. укрепляется крупная
моторика.
Развивая мелкую моторику, нужно не забывать о том, что у ребенка две руки. Старайтесь
все упражнения дублировать: выполнять и правой, и левой. Развивая правую руку, мы
стимулируем развитие левого полушария мозга. И наоборот, развивая левую руку, мы
стимулируем развитие правого полушария.
В настоящее время практически у 80% населения мира лучше развито левое полушарие
мозга.
Оно
отвечает
за
логическое
мышление,
анализ,
изучение
языков.
А
правое
полушарие отвечает за интуицию, творчество, фантазию, восприятие искусства и музыки.
Вся
наша
система
образования
направлена
на
развитие
левого
полушария
–
оно
ориентировано на изучение языка, математики, анализа, логики. А искусству и музыке
уделяется крайне мало времени как второстепенным дисциплинам. При таком подходе
правое полушарие, образно говоря, атрофируется из-за неиспользования. Кроме того,
большая часть людей с младенчества активнее пользуется правой рукой, игнорируя левую,
что тоже создает перекос в сторону левого полушария. Кстати, замечено, что левши, как
правило, более творческие люди, поскольку у них достаточно хорошо развито правое
полушарие, лучше, чем у праворуких сверстников.
Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте.
Ребёнок от природы наделен огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения,
которые помогут ему быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе
воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения
чувствовать и догадываться! Чем «умнее» руки, тем умнее ребенок. Приобретая игрушки
для
развития
мелкой
моторики
у
детей,
важно
помнить,
что
только
совместная
деятельность взрослого и ребенка даст положительный результат.
Изображение в рисунках создается с помощью разнообразных материалов. Художники в
своём творчестве используют различные материалы: разнообразные мелки краски, уголь,
сангину, пастель и многое другое. И в детское творчество так же необходимо включать
разные
краски
(гуашь,
акварель),
тушь,
мелки,
учить
детей
пользоваться
этими
изобразительными материалами в соотношении с их средствами выразительности.
Опыт работы свидетельствует: рисование необычными материалами и оригинальными
техниками позволяет детям ощутить не забываемые положительные эмоции. Эмоции, как
известно,
-
это
и
процесс,
и
результат
практической
деятельности,
прежде
всего
художественного творчества. По эмоциям можно судить о том, что в данный момент
радует, интересует, повергает в уныние, волнует ребёнка, что характеризует его сущность,
характер, индивидуальность.
Дошкольники
по
природе
своей
способны
сочувствовать
литературному
герою,
разыграть в сложной ролевой игре эмоциональные различные состояния, а вот понять, что
есть красота, и научиться выражать себя в изобразительной деятельности – дар, о котором
можно только мечтать, но этому можно и научить.
Нам взрослым, необходимо развить в ребёнке чувство красоты. Именно от нас зависит,
какой
–
богатой
или
бедной
–
будет
его
духовная
жизнь.
Следует
помнить:
если
восприятие прекрасного не будет подкреплено участием ребёнка в созидании красоты, то,
как считают, в ребёнке формируется «инфантильная восторженность».
Чтобы привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию
начиная с младшего дошкольного возраста, надо использовать нетрадиционные способы
изображения.
Такое
нетрадиционное
рисование
доставляет
детям
множество
положительных эмоций, раскрывает возможность использования хорошо знакомых им
предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью.
Необычные
способы
рисования
так
увлекают
детей,
что,
образно
говоря,
в
группе
разгорается
настоящее
пламя
творчества,
которое
завершается
выставкой
детских
рисунков.
Какие нетрадиционные способы рисования можно использовать дома? Кляксография,
рисование солью, рисование пальцами. Мыльными пузырями, разбрызгиванием т.д. Разве
вам неинтересно узнать, что получится, если рисовать тряпкой или скомканной бумагой?
Рисовать можно как угодно и чем угодно! Лёжа на полу, под столом, на столе. На
листочке дерева, на газете. Разнообразие материалов ставит новые задачи и заставляет все
время что-нибудь придумывать. А из каракуль и мазни в конце концов вырисовывается
узнаваемый объект –Я. Ничем незамутнённая радость удовлетворения от того, что и «это
сделал Я – всё это моё!».
Научившись выражать свои чувства на бумаге, ребёнок начинает лучше понимать
чувства других, учится преодолевать робость, страх перед рисованием, перед тем, что
ничего не получится. Он уверен, что получится, и получится красиво.
Овладение
различными
материалами,
способами
работы
с
ними,
понимание
их
выразительности позволяет детям более эффективно использовать их при отражении в
рисунках своих впечатлений от окружающей жизни.
Разнообразие изобразительных материалов делает изобразительную деятельность более
привлекательной,
интересной,
а
по
мере
овладения
разными
материалами
у
детей
формируется своя манера изображения.
Один из любимых детьми способов нетрадиционного рисования – рисование солью. Она
обладает не только интересными декоративными возможностями, но и весьма удобна в
обращении.
Любят дети рисовать и…мыльными пузырями. Рисовать можно способом выдувания.
А ведь можно рисовать и зубной щёткой, и ватой, и пальцем, ладонью, тампоном, мятой
бумагой, трубочкой гоняя краску (каплю) по листу бумаги, печатать разными предметами,
создавать композиции свечкой, помадой, ступнями…
Дерзайте, фантазируйте! И к вам придёт радость – радость творчества, удивления и
единения с вашими детьми.
Рисовальное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе
с
детьми.
Использование
различных
материалов
обогащает
детей
знанием
способов
работы
с
ними,
их
изобразительных
возможностей,
сделает
рисунки
детей
более
интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.
Виды и техники нетрадиционного рисования
Нетрадиционные
изобразительные
виды
и
техники -
это
эффективное
средство
изображения,
включающее
новые
художественно-выразительные
приемы
создания художественного образа, композиции и колорита, позволяющие обеспечить
наибольшую выразительность образа в творческой работе.
Виды и техники нетрадиционного рисования:
Рисование:
- пальцами (ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на
бумагу);
-
ладошкой
(ребенок
окрашивает
ладошку
с
помощью
кисточки
и
делает
отпечаток на бумаге);
- пёрышком (пёрышки различного размера опускаются в гуашь, затем проводятся
по листу);
-
нитками
(ниткография)
(нужно
опустить
нитки
в
краску,
чтобы
они
пропитались, концы нитки при этом должны оставаться сухими. Затем уложить нитку на
листе бумаги в произвольном порядке, сверху накрыть чистым листом бумаги, концы
нитки должны быть видны. Потянуть за концы нитку, одновременно прижимая верхний
лист бумаги);
-
монотипия (ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине
рисует половину изображаемого предмета (предметы выбираются симметричные. После
рисования части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для
получения отпечатка);
- рисование методом тычка (нужно взять любой подходящий предмет, например
ватную палочку, опустить ее в краску и точным движением сверху вниз сделать тычки по
альбомному листу);
-
рисование мыльными пузырями (опустить трубочку в смесь (гуашь, мыло) и
подуть
так,
чтобы
получились
мыльные
пузыри.
Чистый
лист
бумаги
прикоснуть
к
пузырям, как бы перенося их на бумагу);
- рисование на мокрой бумаге (нужно намочить в чистой воде комочек ваты, отжать
ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной
части. И бумага готова к произведению неясных образов);
- восковые мелки + акварель (восковыми мелками рисуется предмет или образ,
затем сверху покрывается акварелью);
- свеча + акварель
- граттаж (ребёнок натирает свечой лист так, чтобы он весь был покрыт слоем
воска. Затем на него наносится тушь с жидким мылом. После высыхания палочкой
процарапывается рисунок);
- набрызг (ребенок набирает краску на зубную щётку и ударяет ею о картон, который
держит над бумагой, краска разбрызгивается на бумагу);
- тычок жесткой (щетина) полусухой кистью (ребенок опускает в гуашь кисть и
ударяет ею по бумаге);
- солью;
- песком;
- опилками;
- углём;
- манкой и т.д.
Оттиск:
-
поролоном
(поролоновую
губку
обмакнуть
в
гуашь,
затем,
ставя
печатки,
разукрашивать предмет);
-
мятой
бумагой
(смять
тонкий
лист
бумаги,
обмакнуть
его
в
краску
и
осторожно, ставя печатки, разукрашивать предмет);
- пенопластом;
- пробкой,
-
листьями
или
печатками
из
ластика
(ребенок
покрывает листок дерева
красками разных цветов, затем прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для
получения отпечатка) и т.д.
Кляксография:
-
обычная (в процессе рисования сначала получают спонтанные изображения,
затем
ребенок
дорисовывает
детали,
чтобы
придать
законченность
и
сходство
с
реальным образом);
-
с
трубочкой
(на
сухой
фон
внизу
нанести
каплю
темной
краски
(черная,
коричневая или зеленая), затем подуть из трубочки на каплю, как будто толкая её
вперед);
- с ниточкой.
Печать:
- по трафарету (на чистый лист бумаги наложить трафарет, опустить губку в
краску, затем прижать ее к бумаге, где траферетный рисунок);
- шишкой, колоском и др. (ребенок покрывает шишку или колосок краской, затем
прикладывает его к бумаге окрашенной стороной для получения отпечатка).