Напоминание

Использование логико-смысловой модели в работе с детьми дошкольного возраста "


Автор: Саранина Лилия Николаевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Кочёвский детский сад "Сильканок"
Населённый пункт: Пермский край село Кочёво
Наименование материала: Педагогический проект
Тема: Использование логико-смысловой модели в работе с детьми дошкольного возраста "
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛОГИКО-

СМЫСЛОВОЙ МОДЕЛИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА»

Введение

Современная система дошкольного образования находится в

процессе постоянного поиска и внедрения педагогических технологий,

адекватных психофизиологическим особенностям детей и

отвечающих вызовам времени. Одной из ключевых задач, стоящих

перед педагогами, является формирование у дошкольников не просто

набора разрозненных знаний, а целостной картины мира, развитие

способностей к анализу, синтезу, установлению причинно-

следственных связей и смысловых отношений между объектами и

явлениями. Традиционные методы зачастую носят репродуктивный

характер и не в полной мере активизируют познавательную и речевую

деятельность ребенка.

В данном контексте особую актуальность приобретают методы

визуализации информации, которые позволяют структурировать

сложный материал, представить его в доступной для ребенка форме и

выступить в качестве инструмента его собственной мыслительной

деятельности. Среди таких методов выделяется логико-смысловая

модель (ЛСМ), разработанная и теоретически обоснованная

профессором В.Э. Штейнбергом. Однако, несмотря на доказанную

эффективность в школьном и высшем образовании, потенциал ЛСМ в

дошкольной педагогике раскрыт недостаточно и применяется

фрагментарно.

Данный педагогический проект направлен на теоретическое

обоснование и практическую разработку системы применения логико-

смысловых моделей в образовательном процессе с детьми

дошкольного возраста, начиная с 4-5 лет. Актуальность проекта

обусловлена необходимостью внедрения технологий, развивающих

логическое мышление, связную речь, познавательный интерес и

способность к самостоятельному конструированию знаний.

Глава 1. Теоретико-методологические основы использования

логико-смысловых моделей в дошкольном образовании

1.1. Сущность и структурные компоненты логико-смысловой

модели

Логико-смысловая модель представляет собой дидактическое

средство, которое совмещает в себе наглядный образ изучаемого

объекта или явления и его логическое структурирование. Это

графическая схема, состоящая из двух неразрывно связанных

компонентов: смыслового (координаты-образы, ключевые слова-

опоры) и логического (оси-связи, структурирующие эти образы и слова

в единую систему).

В отличие от привычных мнемотаблиц или кластеров, которые часто

являются плоскими и статичными, ЛСМ обладает свойством

многомерности. Она строится по принципу координатной сетки, где:

Опорный узел (ключевой образ): Располагается в центре или в

начале координат и обозначает тему или основное понятие

(например, «Дерево», «Зима», «Семья»).

Координатные оси: Лучи, расходящиеся от опорного узла. Каждая

ось имеет свое смысловое название и объединяет группу

взаимосвязанных признаков, свойств или аспектов основной темы.

Например, для центра «Дерево» осями могут быть: «Части дерева»,

«Какое бывает?» (виды), «Кто живет?», «Для чего нужно?», «Как

меняется?».

Образы-символы или ключевые слова: Располагаются на осях и

конкретизируют их содержание. На оси «Части дерева» размещаются

изображения или слова: корень, ствол, ветки, листья, почки, плоды.

Таким образом, ЛСМ позволяет не просто перечислить факты, но и

показать их системную принадлежность, иерархию и

взаимозависимость.

1.2. Психолого-педагогическое обоснование применения ЛСМ в

работе с дошкольниками

Обращение к логико-смысловому моделированию в дошкольном

возрасте имеет прочную научную основу и полностью соответствует

возрастным особенностям детей 4-7 лет.

Наглядно-образный характер мышления: Дошкольники мыслят

образами. Визуальная информация, особенно представленная в

структурированном, схематизированном виде, усваивается ими

гораздо эффективнее, чем вербальные объяснения. ЛСМ переводит

абстрактные понятия в план конкретных, зрительно воспринимаемых

связей.

Развитие высших психических функций: Процесс совместного

создания и последующего использования модели напрямую

способствует развитию:

o

Мышления: Анализ (выделение основных осей и признаков), синтез

(объединение признаков в целостный образ), сравнение (поиск

общего и различного на осях), классификация (распределение

информации по смысловым группам-осям), установление причинно-

следственных связей.

o

Памяти: Модель выступает как мощный мнемотехнический прием,

облегчающий запоминание и последующее воспроизведение

информации. Опора на зрительный образ и логическую структуру

делает память осмысленной и прочной.

o

Внимания: Работа с моделью требует концентрации, удержания

внимания на содержании и структуре, переключения между

различными ее элементами.

o

Воображения: Заполнение модели, особенно на этапе ее создания,

стимулирует творческие способности, позволяет предлагать

нестандартные варианты и образы.

Речевое развитие: Это одно из наиболее значимых направлений

воздействия ЛСМ. Модель служит прекрасным планом для построения

развернутого, логичного, связного высказывания. Ребенок, глядя на

модель, может составить описательный или повествовательный

рассказ, дать характеристику объекту, пересказать текст. Она

помогает преодолеть речевой негативизм у застенчивых детей и

служит опорой для детей с речевыми нарушениями.

Формирование предпосылок универсальных учебных действий

(УУД): Работа с ЛСМ закладывает фундамент будущей учебной

деятельности: умение работать по алгоритму (правилам построения

модели), преобразовывать информацию из одной формы в другую,

осуществлять знаково-символические действия, планировать свои

действия.

Глава 2. Проектирование и реализация системы работы с логико-

смысловыми моделями в ДОУ

2.1. Этапы и методы обучения детей построению и

использованию ЛСМ

Внедрение технологии логико-смыслового моделирования должно

носить поэтапный, системный характер.

Подготовительный этап (средняя группа, 4-5 лет):

o

Цель: Познакомить детей с графическими схемами, символами,

научить «читать» простейшие модели, созданные педагогом.

o

Методы и приемы: Использование готовых мнемодорожек для

заучивания стихов, мнемотаблиц для пересказа коротких текстов,

составление описательных рассказов об игрушках или предметах по

простой схеме-плану (цвет, форма, размер, части, материал). Педагог

объясняет значение каждого символа, направляет детей.

Основной этап (старшая группа, 5-6 лет):

o

Цель: Обучить детей совместному с педагогом созданию простых

ЛСМ.

o

Методы и приемы: Коллективное моделирование на занятиях.

Педагог определяет опорный узел (тему) и задает наводящими

вопросами основные координатные оси. Например, тема «Птицы».

Воспитатель: «Ребята, давайте подумаем, что мы можем рассказать о

птицах? Как они выглядят? (ось «Части тела»). Где они живут? (ось

«Место обитания»). Что они умеют делать? (ось «Действия»). Чем

питаются? (ось «Питание»)». Дети предлагают варианты, а педагог

фиксирует их на доске в виде символов или ключевых слов на

соответствующих осях. Полученная модель используется для

составления коллективного рассказа.

Заключительный этап (подготовительная к школе группа, 6-7

лет):

o

Цель: Стимулировать самостоятельное и подгрупповое создание

детьми ЛСМ по знакомым темам.

o

Методы и приемы: Дети делятся на подгруппы, каждой дается тема и

материал для моделирования (лист ватмана, маркеры, картинки-

символы). Педагог выступает в роли консультанта. Далее следует

презентация своей модели каждой подгруппой. Этот этап идеально

подходит для обобщающих занятий, проектной деятельности.

2.2. Содержание работы: интеграция ЛСМ в различные

образовательные области

Технология логико-смыслового моделирования обладает высоким

интегративным потенциалом и может быть эффективно применена в

рамках всех направлений развития ребенка.

Познавательное развитие:

o

Формирование математических представлений

(ФЭМП): Моделирование состава числа (ось «Цифры», ось

«Предметные множества»), свойств геометрических фигур (оси:

«Форма», «Углы», «Стороны»), алгоритмов решения задач.

o

Ознакомление с природой: Модели «Времена года», «Животные

жарких стран», «Круговорот воды в природе», «Развитие растения из

семени».

o

Конструирование: Модели-схемы последовательности постройки,

оси: «Материал», «Детали», «Способ соединения», «Форма».

Речевое развитие:

o

Обучение пересказу: Модель строится по сюжету литературного

произведения, где осями являются последовательные события, а

ключевыми словами – главные действия героев.

o

Обучение составлению описательных рассказов: Классическая

модель с осями-признаками (размер, цвет, форма, части, материал,

действия, назначение).

o

Обучение творческому рассказыванию: Модель служит каркасом

для придумывания сюжета (ось «Герои», ось «Место», ось

«Проблема», ось «Решение»).

o

Обогащение словаря: Работа с обобщающими понятиями

(«Транспорт», «Посуда», «Профессии»).

Социально-коммуникативное развитие:

o

Моделирование правил безопасного поведения (ось «Дома», ось «На

улице», ось «С незнакомцами»).

o

Модели «Моя семья», «Мои обязанности», «Дружба».

o

Моделирование сюжетов сюжетно-ролевых игр («Больница»,

«Магазин», «Космос»).

Художественно-эстетическое развитие:

o

Анализ произведений искусства (ось «Цвет», ось «Настроение», ось

«Сюжет»).

o

Планирование этапов собственной творческой работы (ось

«Замысел», ось «Материалы», ось «Последовательность», ось

«Оформление»).

Глава 3. Ожидаемые результаты и критерии оценки

эффективности проекта

3.1. Ожидаемые результаты

Реализация данного педагогического проекта позволит получить

следующие качественные изменения у всех участников

образовательного процесса.

У детей:

o

Повышение уровня познавательной активности: Проявление

устойчивого интереса к установлению связей, закономерностей,

самостоятельному поиску решений.

o

Развитие логических операций мышления: Умение анализировать,

сравнивать, обобщать, классифицировать, доказывать свою точку

зрения.

o

Значительный прогресс в речевом развитии: Увеличение объема

словаря, построение сложных предложений, умение составлять

развернутые, логичные, связные рассказы, пересказы,

аргументировать высказывания.

o

Формирование навыков работы с информацией: Умение

«сворачивать» и «разворачивать» информацию, представлять ее в

разных формах (от текста к модели и от модели к тексту).

o

Развитие коммуникативных навыков: Умение работать в команде,

договариваться, распределять задачи, презентовать результат

коллективной деятельности.

У педагогов:

o

Овладение современной образовательной технологией.

o

Повышение качества организации образовательного процесса за счет

его систематизации и наглядности.

o

Развитие творческого проектирования занятий.

У родителей:

o

Повышение педагогической компетентности, знакомство с

эффективными приемами развития мышления и речи детей в

домашних условиях.

o

Укрепление партнерских отношений с ДОУ.

3.2. Критерии и методы оценки эффективности

Оценка эффективности проекта будет осуществляться с помощью

комплекса диагностических методов:

Педагогическая диагностика: Наблюдение за детской

деятельностью на занятиях и в свободное время (фиксация

проявлений познавательной активности, умения работать со схемами,

качества речевых высказываний).

Специально разработанные диагностические задания: Предложить

ребенку составить рассказ по готовой ЛСМ; создать простую модель

по предложенной теме (например, «Яблоко»); классифицировать

картинки по заданным осям.

Мониторинг речевого развития: Анализ продуктов речевой

деятельности детей (рассказов, пересказов) по критериям связности,

последовательности, богатства лексики, грамматической

правильности.

Анализ продуктов детской деятельности: Самостоятельно

созданные детьми модели.

Сравнительный анализ данных начальной (входной) и итоговой

диагностики позволит объективно оценить динамику развития детей и,

следовательно, эффективность внедряемой технологии.

Заключение

Представленный педагогический проект демонстрирует высокий

дидактический потенциал логико-смыслового моделирования в работе

с детьми дошкольного возраста. Данная технология является не

просто средством наглядности, а инструментом качественного

преобразования образовательного процесса, переводя его на уровень

системно-деятельностного подхода.

ЛСМ способствует преодолению разрозненности знаний,

формированию у детей целостного представления об окружающем

мире, развитию высших психических функций и связной речи.

Поэтапное, методически грамотное внедрение данной технологии, ее

интеграция во все образовательные области позволяет

целенаправленно готовить детей к школе, формируя у них

предпосылки универсальных учебных действий, критическое

мышление и умение самостоятельно работать с информацией.

Таким образом, использование логико-смысловых моделей можно

считать одним из перспективных направлений модернизации

педагогической практики в современном дошкольном

образовательном учреждении, отвечающим требованиям

Федерального государственного образовательного стандарта

дошкольного образования.



В раздел образования