Автор: Федорович Татьяна Александровна
Должность: воспитатль
Учебное заведение: МБДОУ "Крапивинский детский сад №1 "Солнышко"
Населённый пункт: Кемеровская область
Наименование материала: проект
Тема: Использование дидактической игры в формирование элементарных математических представлений
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
УЧУСЬ ИГРАЯ
Творческий проект
2017
Управление образования администрации
Крапивинского муниципального района
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Крапивинский
детский сад №1»Солнышко»
Т.А. Федорович
УЧУСЬ ИГРАЯ
Использование дидактической игры в формирование элементарных математических
представлений
Творческий проект
Крапивинский муниципальный район
2017
Автор-составитель:
Федорович
Татьяна
Александровна,
воспитатель
первой
квалификационной категории
МБДОУ «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко»
Федорович Т.А. «Учусь играя» - Использование дидактической игры в формирование
элементарных математических представлений: творческий проект //Т.А. Федорович. –
Крапивинский район: МБДОУ «Крапивинский детский сад №1 «Солнышко», 2017. – 22с.
Аннотация:
Необходимо
отметить,
что
регулярное
использование
системы
специальных
дидактических
игр,
направленных
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
расширяет
математический
кругозор
дошкольников,
способствует
математическому
развитию,
позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать
математические знания в повседневной жизни.
Разработанный
комплекс
дидактических
игр
по
формированию
элементарных
математических представлений сможет помочь в работе педагогам и родителям.
СОДЕРЖАНИЕ
Паспорт проекта ………………………………………………. 5
Актуальность ………………………………………………….. 6
Цели и задачи проекта …………………………………………8
Предполагаемый результат…………………………………….9
Реализация проекта……………………………………………..10
1 этап – организационный ……………………………………..10
2 этап – основной ……………………………………………… 11
3 этап – заключительный ………………………………………19
Выводы и практическая значимость проекта………………….20
Используемая литература ………………………………………21
ПАСПОРТ ПРОЕКТА
Тип проекта
Познавательно – игровой
Участники проекта
дошкольники (6-7лет);
родители дошкольников;
педагогический коллектив
Сроки реализации проекта
апрель 2016г
Этапы работы над проектом
организационный (вводный),
основной (этап реализации),
заключительный оценочный)
Образовательная область
«познание»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста осуществляется на занятиях и вне их, в детском саду и
дома.
Занятия
являются
основной
формой
развития
элементарных
математических представлений в детском саду. На них возлагается ведущая
роль
в
решении
задач
общего
умственного
и
математического
развития
ребенка. С помощью занятий удается вооружить детей знаниями повышенной
трудности,
достаточно
обобщенными,
лежащими
в
«зоне
ближайшего
развития». Самостоятельно приобрести их ребенок не в состоянии. На занятиях
реализуются
практически
все
программные
требования:
осуществление
образовательных,
воспитательных
и
развивающих
задач
происходит
комплексно;
математические
представления
формируются
и
развиваются
в
определенной
системе.
В
формировании
элементарных
математических
представлений у детей большое значение имеют эмоциональный настрой и
заинтересованность,
поэтому
на
занятиях
использую
красочные
наглядные
пособия
и
дидактические
материалы,
а
в
повседневной
жизни
хорошо
знакомые предметы, назначение которых понятно детям.
В дошкольном учреждении для формирования элементарных
математических
представлений
у
детей
используются
различные
средства,
одним из самых популярных является дидактическая игра. В дидактической
игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Они способствуют
развитию
восприятия,
внимания,
памяти,
мышления,
развитию
творческих
способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.
В процессе дидактической игры у детей вырабатывается привычка
сосредотачиваться,
мыслить
самостоятельно,
развивается
внимание,
стремление к знаниям. Увлекшись, дети
не замечают, что учатся: познают,
запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас
представлений, понятий, развивают фантазию. Учитывая это, для успешного
усвоения
элементарных
математических
представлений
необходимо
использовать дидактические игры.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Цель: формирование элементарных математических представлений в
соответствии с современными требованиями ФГОС
ЗАДАЧИ
1.
Развивать интерес к математике, формировать представления о времени.
2.
Развивать умение детей самостоятельно использовать полученные знания
в разных видах деятельности
3.
Формировать мотивации учения, ориентированные на удовлетворение
познавательных интересов, радость творчества.
4.
Способствовать увеличению объема внимания, памяти.
5.
Учить ориентироваться на листе бумаги, в окружающем пространстве.
ПРЕДПОЛОАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
Предполагается,
что
организованная
работа
по
развитию
математических
способностей дошкольников в соответствии с современными требованиями
будет
способствовать
повышению
уровня
развития
математических
способностей детей:
Выработается
интерес
к
самому
процессу
познания
математики.
Преодолеют трудности, не
будут бояться ошибок.
С м о г у т
с а м о с т о я т е л ь н о
находить
способы
решения
познавательных
задач.
Будут
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
1
ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ
Изучение методической и практической литературы по данной теме
Обновление содержания предметно пространственной среды
Изготовление пособий
Подбор наглядного материала и занимательных книг по математике (мелкий конструктор,
счетный материал, набор цифр и др.), создание презентаций по данной теме.
Составление перспективного плана работы, конспектов, игр.
Определение тем консультаций для родителей.
Усвоенный опыт
переносить в новые
ситуации
Улучшится произвольное
внимание.
Активное включение в игры.
2
ЭТАП – ОСНОВНОЙ
Перспективный
план
работы
Дни недели
Название мероприятий
Понедельник
(1 неделя)
Чтение математической сказки «Страна времени»
Физкультминутки
«Мельница»,
«Смелый
солдатик»,
«Два
хлопка»
Познавательное занятие «Дни недели»
Дидактическая игра «Бегите к цифре»
Заучивание считалки «Видишь, бабочка летает»
Рисование «Удивительные животные» из геометрических фигур
Вторник
(1 неделя)
Отгадывание загадок о геометрических фигурах, о цифрах
«Математическая» утренняя гимнастика
Решение математических задач
Подвижная игра «Перемени предмет»
«Математические» физминутки»
Просмотр мультфильма «Козленок который считал до 10»
«Логические
блоки
Дьенеша»
-
развитие
мыслительных
умений: сравнивать, анализировать, обобщать, абстрагировать
Среда
(1 неделя)
Беседа «Когда это бывает»
«Математическая» утренняя гимнастика
Учебно-игровые задания в тетради.
«Математические» физминутки»
Дидактическая игра «Куда спряталась мышка»
Подвижная игра «Лови бросай дни недели называй»
Просмотр мультфильма «Вовка в тридевятом государстве»
Четверг
(1 неделя)
Чтение сказки А. Толстого «Приключение буратино»
«Математическая» утренняя гимнастика
Дидактическая игра «Кто в каком домике живет»
Рисование «Преврати цифру в смешную фигурку»
«Математические» физминутки»
Заучивание потешки «Паучок»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
Конструирование
зданий
из
конструктора
«Лего»
по
инструкции
Пятница
(1 неделя)
Беседа с детьми «Нужна ли математика»
«Математическая» утренняя гимнастика
Работа в рабочих тетрадях по математике
«Математические» физминутки»
Сюжетно ролевая игра «Строительство»
Аппликация «Модель часов»
Понедельник
(2 неделя)
Чтение математической сказки «Мишка всезнайка»
Заучивание считалки «Мы пришли на именины»
«Математическая» утренняя гимнастика
Дидактическая
игра
«Собери
картинку»
из
геометрических
фигур; «Найди отличия»
Рассматривание альбома «занимательная математика»
Решение логических задач «Смотри и закрашивай», «Нарисуй
недостающий предмет»
Вторник
(2 неделя)
Задачи с геометрическими фигурами – провести две прямые
так, чтобы получилось восемь одинаковых треугольников.
«Математическая» утренняя гимнастика
«Лото»
закреплять
умение
определять
равные
по
величине
предметы
Отгадывание «математических» загадок
Игровое упражнение «Обведи нужную цифру»
Решение математических задач используя литературные тексты
(сколько героев тянут репку?)
Среда
(2 неделя)
Чтение математической сказки «Машенька и белочка»
«Математическая» утренняя гимнастика
Упражнение «Дорисуй узор»
Путешествие в прошлое часов – рассматривание иллюстраций
Пальчиковое
упражнение
«Побежали
пальчики»
-
учить
ориентироваться на листе бумаги
Конструирование
из
настольного
набора
«Строитель»
-
конструировать и выкладывать по заданию объекты, используя
разнообразные характеристики величины
«Ве с елые
па лочки» Учить
ориентировать
по
схеме,
выкладывать
символические
изображения
предметов
из
счетных палочек
Четверг
(2 неделя)
Рассматривание портретов известных математиков
«Математическая» утренняя гимнастика
Игровое задание «Дорисуй шарикам ниточки»
Ира соревнование «Кто первый соберет фигуры» выработка
понимания
конкретной
инструкции,
развитие
концентрации
внимания
Просмотр мультфильма «Часы времени»
Лабиринт «Найди дорогу к домику»
Пятница
(2 неделя)
Чтение математической сказки «Любопытный паучок»
«Математическая» утренняя гимнастика
Слуховой диктант – учить ориентироваться на листе бумаги
Геометрическое
лото
–
соотносить
конкретные
предметы
с
геометрическими фигурами
Презентация на тему «Часы»
Дидактическая
игра
«Какая
цифра
убежала»
-
развивать
внимание
Социально-
коммуникативное
развитие
Беседа «Когда это бывает»
Сюжетно – ролевая игра «Магазин»
«Лего» конструирование по инструкции
Сюжетно ролевая игра «Строительство»
Познавательное
развитие
Познавательное занятие «Дни недели»
Дидактическая игра «Бегите к цифре»
Решение математических задач
«Логические блоки Дьенеша»
Дидактическая игра «Куда спряталась мышка», «Кто в каком
домике живет»,
Беседа с детьми «Нужна ли математика»
«Занимательная математика» - альбом
«Лото»
Путешествие в прошлое часов
Презентация «Часы»
Речевое развитие
Заучивание считалки «Видишь, бабочка летает»
Отгадывание загадок о геометрических фигурах, о цифрах
Альф Прейсен «Козленок который считал до 10»
В.Г. Сутеев., В.Н. Коростылев «Вовка в тридевятом царстве»
сказка А. Толстого «Приключение буратино»
«Машенька и белочка»- сказка
потешка «Паучок»
математическая сказка «Мишка всезнайка»
«Мы пришли на именины» - считалка
«Математические загадки»- форма, цвет, счет
Художественно
эстетическое
развитие
Рисование
«Удивительные
животные»
из
геометрических
фигур
«Преврати цифру в смешную фигурку»- рисование
«Модель часов»- аппликация
Физическое
развитие
«Математическая» утренняя гимнастика
Подвижная игра «Лови бросай дни недели называй»
Физкультминутки
«Мельница»,
«Смелый
солдатик»,
«Два
хлопка»
«Математические физминутки»
ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ
Словесный
метод
–
(беседа,
объяснение,
использование
художественного
слова,
пояснение, чтение, рассказ воспитателя);
Практический метод – (самостоятельное выполнение детьми работы);
Метод демонстрации – (показ предметов, образца, способа действия);
Использование
ТСО
– демонстрация
кинофильмов,
мультфильмов,
делает
учебный
процесс более привлекательным);
Метод обследования – (рассматривание иллюстраций, альбомов);
Эвристический метод – (развитие находчивости и активности);
Проблемно – мотивационный метод – (стимулирует активность детей за счет включения
проблемной ситуации в ход занятия);
Сотворчество (взаимодействие педагога и ребенка в едином творческом процессе)
Занятия в форме дидактической игры, дидактических упражнений;
Сюжетно – ролевые, подвижные игры;
Беседы;
Чтение художественной литературы («Математические» сказки, разгадывание загадок о
геометрических фигурах и т.д.);
Просмотр презентации на тему «Часы»;
Рассматривание иллюстраций, альбомов;
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
Консультации для родителей «Обучение дошкольников математике в условиях семьи ;
Беседы «Играем вместе с детьми»;
Советы родителям «Как приобщить ребенка к математике»;
Мастер – класс по изготовлению атрибутов к дидактическим настольным играм»
3
ЭТАП – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
Для детей:
Итоговое мероприятие - математическая викторина;
Выставка книжек с математическими заданиями;
Использование дидактических игр по ФЭМП;
Разгадывание «математических» загадок
Для педагогов:
Разработка
проекта Использование дидактической игры в формирование элементарных
математических представлений;
Разработка занятий по ФЭМП;
Подбор компьютерных презентаций;
Подбор материала для родителей: консультации, беседы;
Изготовление картотеки дидактических игр, физминуток по ФЭМП
Для родителей
Консультация «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на
улице»;
Индивидуальные беседы;
Наглядно информационные мероприятия
ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ
ПРОЕКТА
Необходимо
отметить,
что
регулярное
использование
системы
специальных
дидактических
игр,
направленных
на
развитие
познавательных
возможностей
и
способностей,
расширяет
математический
кругозор
дошкольников,
способствует
математическому
развитию,
позволяет
детям
более
уверенно
ориентироваться
в
простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать
математические знания в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Белоус Т. К. Организация работы по математике в малокомплектном детском саду/
Т.К. Белоус. // Журнал дошкольное воспитание. - 1999. - № 10.- С. 32-34.
2.
Венгер Л.А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей
дошкольного возраста/Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. - М.: Просвещение, 1989. – 148с.
3.
Воспитание и обучение в старшей группе детского сада. Программа и методические
рекомендации/ Сост. В. В. Гербова. – М.: мозаика-синтез,2006. – 192с.
4.
Глаголева
Л.В.
Сравнение
величин
предметов
в
нулевых
группах
школ
/
Л.В.
Глаголева. - М.: Просвещение, 1990. - 234 с.
5.
Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. /Под ред. А.А. Столяра. -
М.: Просвещение, 1991 – 86с.
6.
Данилова В.В. Математическая подготовка детей в дошкольных учреждениях/ В.В.
Данилова. – М.: Просвещение, 1987 – 175с.
7.
Дидактические
игры
и
упражнения
но
сенсорному
воспитанию
дошкольников:
Пособие для воспитателя детского сада / под ред. Л. А. Венгера. 2-е изд., ᴨерераб. и доп. -
М.: Просвещение, 1998 – 135с.
8. Леушина Л.М. Формирование элементарных математических представлений у детей
дошкольного возраста/ Л.М. Леушина. – М.: Просвещение, 1985. – 367с.
9.
Помораева
И.
А.
Позина
В.
А.
Занятия
по
формированию
элементарных
математических представлений в старшей группе детского сада: Планы занятий/ И.А.
Помораева, В.А. Позина. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Мозаика-синтез, 2010. – 64с.
10. Каразану
В.Н.
Ориентирование
в
пространстве
/
В.Н.
Каразану//
Журнал
дошкольное воспитание. – 2000. - № 5. – 12-15с.
11.
Логинова В.И.
Совершенствование
процесса
формирования
элементарных
математических представлений в детском саду / В.И. Логинова.- М.: Просвещение, 1990. –
382с.
12.
Метлина
А.С.
Занятия
по
математике
в
детском
саду:
(Формирование
у
дошкольников элементарных матем. представлений). Пособие для воспитателя детского
сада/ А.С. Метлина. – 2-е изд., доп. – М.: Просвещение, 1985. – 213с.
13. Монтессори М. Дом ребёнка/ М. Монтессори. - изд. 4-е. - М.: Задруга 1920 г. – 246с.
14. Подласый И.П. Педагогика начальной школы / И.П. Подласый. – М.: Владос, 2000. –
399 с.
15. Смоленцева, А.А. Сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием/
А.А Смоленцева - М.: Просвещение, 1987. – 53с.
16.
Сорокина А. И. Дидактические игры в детском саду: Пособие для воспитателя в дет.
саду/ А.И. Сорокина. – М.: Просвещение, 1982. – 96с.
17.
Столяр,
А.А.
Формирование
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников/ А.А. Столяр. - М.: Просвещение, 1988. – 294с.
18.
Тарунтаева
Т.
В.
Развитие
элементарных
математических
представлений
у
дошкольников/ Т.В. Тарунтаева. – М.: Просвещение, 1973. -88с.