Автор: Карелова Елена Эдуардовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 190"
Населённый пункт: п. Научный Городок, д.11, кв.46
Наименование материала: Проект
Тема: "Ребенок и безопасность"
Раздел: дошкольное образование
Проект по безопасности в подготовительной группе
«Чтобы не было беды»
Воспитатель: Карелова Елена Эдуардовна
Черных Светлана Николаевна
Введение:
Николай Алексеевич Островский, известный писатель, автор романа «Как закалялась
сталь» писал: "Самое дорогое у человека-это жизнь". А жизнь ребёнка вдвойне дорога,
потому что он делает только первые шаги в этом сложном и порой небезопасном мире. А
научить его безопасному поведению – задача нас с вами – взрослых, воспитателей и
родителей.
Актуальность
проекта
:
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и
закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни.
Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить
всю меру опасности. Желание выглядеть взрослее приводит к тому, что ребенок пробует
взять на себя новые обязанности, нарушает выполнявшиеся ранее правила, не реагирует
на просьбы и замечания взрослых. Дети не способны запомнить или предвидеть все
возможные риски техногенной, природной и социальной среды. Ребенок не видит
потенциальную опасность, не знает реальных свойств предметов, не различает жизненные
и игровые ситуации. А его повышенная двигательная активность в сочетании с
эмоциональностью и любопытством могут стать причиной попадания в опасные
ситуации. К тому же старших дошкольников часто оставляют дома одних. Таким образом,
с уверенностью можно сказать, что проблема безопасности детей старшего дошкольного
возраста особенно актуальна.
Цель
проекта
:
углубить знания детей по правилам дорожного движения,
пожарной безопасности, закрепить представления детей об опасностях, которые могут
возникнуть в быту, на улице, в природе, учить находить выход из сложившейся опасной
ситуации.
Задачи
проекта
:
в работе с детьми
Обучающие:
- формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным для
человека ситуациям;
- обогащать представления о доступном ребенку предметном мире и назначении
предметов, о правилах безопасного использования;
- познакомить с элементарными правилами безопасного обращения с предметами
дома и на улице.
- Познакомить с ситуациями, угрожающих здоровью.
-Познакомить с телефонами экстренных служб.
Развивающие:
- развивать взаимоотношения детей, умение действовать согласованно, принимая
общую цель, переживать радость от результатов общих усилий и совместной
деятельности.
- развивать умение передавать своё отношение от общений с пожарными в рисунках и
аппликации
- развивать умение сравнивать и анализировать посредством наблюдений
- развивать познавательную активность детей, обогащая представления о людях,
предметах и явлениях окружающего мира.
- Развивать у детей самостоятельность, способствовать овладению разнообразными
способами действий, приобретению навыков игровой деятельности и общения.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу и окружающему миру.
- Формировать навыки осмысленного и безопасного поведения.
Задачи работы с родителями:
1. Повысить компетентность родителей в вопросах безопасности детей в окружающей
жизни.
2. Привлечь семьи к участию в воспитательном процессе на основе педагогического
сотрудничества.
Вид
проекта
: познавательно-творческий.
Время реализации: краткосрочный (01.09- 30.09.2025г)
Участники проекта: дети, воспитатели, родители.
Предполагаемый результат:
Сформированы представления о способах безопасного поведения в быту, на улице, в
природе.
Дети знают номера телефонов экстренных служб.
Имеют представления о безопасных способах общения со знакомыми предметами.
Сформированы умения соблюдать правила безопасного общения с незнакомыми
людьми, безопасного поведения в общественных местах, в природе и осмысленно
выполняют эти правила.
Этапы работы:
I. Подготовительный.
- подбор методической и художественной литературы,
- подбор иллюстраций по теме,
- подбор пособий, загадок и игр по данной теме,
- подготовка материалов для продуктивной деятельности (лепка, аппликация,
рисование, изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр);
- подготовка информации для родителей: оформление папки-передвижки;
консультаций, памяток для родителей, размещение справочной информации по тематике:
пальчиковой гимнастики, задачек-ситуаций по теме.
- оглашение целей и задач проекта детям и родителям.
II. Основной этап.
День 2.
Тема: «Безопасность в быту»
- Рассматривание альбома «Безопасность». Авторы Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева и
другие.
Задачи: побуждение детей к самостоятельному формулированию некоторых
правил безопасности.
- Беседы «Что такое безопасность?», «Такие разные опасности».
Задачи: введение детей в тему проекта.
- Пальчиковая гимнастика «Ножницы».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Театрализация сказки «Волк и семеро козлят»
- Чтение художественной литературы. О. Корнеева «Осторожным надо быть!»
- Домашнее задание – отметить вместе с родителями красными кружочками все
опасные предметы и места в своем доме.
Задачи: предупреждение опасности, побуждение к поисковой деятельности.
День 2.
Тема: «Один дома»
- Беседа «Незнакомец стучится в дверь»
- Рассматривание альбома «Один дома»
- Пальчиковая гимнастика «Ток бежит по проводам…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение стихотворения С. Черного «Когда никого нет дома».
Задачи: Познакомить детей с произведением, учить понимать эмоции и чувства,
испытываемые героем стихотворения. Актуализировать и систематизировать
представления детей о правилах поведения дома.
- Дидактическая игра «Безопасный дом».
Задачи: углубить представления детей о домашних опасностях, развитие логики и
мышления.
- Рисование правил по теме «Опасности в быту» и презентация их младшим
дошкольникам.
Задачи: закрепить знание темы старшими дошкольниками, способствовать развитию
их монологической речи и познакомить малышей-дошколят с правилами безопасного
поведения дома.
- Чтение художественной литературы. В. Волков «Как избежать беды. Советы
подполковника милиции».
День 3
Тема: «Безопасность в природе»
- Беседа «Где в природе прячутся опасности?».
Задачи: закрепить правила безопасного поведения в природе, расширять
представления детей о правильном поведении на природе, во время грозы, о ядовитых
растениях и грибах, закрепить знания о них.
- Пальчиковая гимнастика «Здравствуй, солнце золотое, здравствуй, небо голубое…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение дидактической книги о безопасности в природе: «Непоседа-ветерок» И. А.
Лыковой и др.
- Для самостоятельной деятельности – дидактическая игра-ходилка «Полное лукошко».
Задачи: расширение знаний детей о съедобных и несъедобных грибах.
- Лепка «Эти я грибы беру и в корзиночку кладу».
Задачи: продолжать знакомить детей со съедобными и несъедобными грибами,
учиться их различать, развивать конструктивные умения в лепке, закреплять знакомые
приемы лепки и воспитывать у детей внимательное и бережное отношение к природе и
своему здоровью.
- Дидактическая игра по экологии «На лесной тропинке».
Задачи: развивать лексико-грамматический строй речи детей, логику, мышление,
воспитывать любовь к природе.
- Обучение рассказыванию по мнемотаблице «Правила поведения в лесу».
Задачи: развивать монологическую речь дошкольников, умение составлять связный
рассказ, экологическое воспитание детей.
- Аппликация из осенних листьев «Моё любимое животное (птица)»
- Самостоятельные экологические игры детей в уголке природы.
- Выполнение поделок из природного и бросового материала дома с родителями «Я
люблю нашу природу».
День 4
Тема: «Безопасность на улице».
- Рассматривание плаката «Правила безопасности на улице».
- Чтение художественной литературы. «Уроки безопасности на улице» из
серии «Первые уроки дошколят».
- Пальчиковая гимнастика «У собачки острый носик…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Рисование «Уличные опасности».
- Работа в раскрасках «Будь осторожен!».
День 5
Тема: «Дорожная безопасность»
- Рассматривание плаката «Правила дорожного движения».
- Пальчиковая гимнастика «Дорожных правил очень много…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. С. Михалков «Дядя Степа»
- ООД по познавательному развитию «Осторожно, улица!».
Задачи: знакомство с профессией инспектора ГАИ, ДПС, побуждение детей соблюдать
ПДД.
- Развитие речи «Разгадай загадку» (Дорожные знаки и транспорт).
Задачи: развитие логического мышления детей, памяти через заучивание новых
загадок.
- Подвижная игра «Светофор».
Задачи: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах, учить
двигаться по сигналу воспитателя.
- Дидактическая игра - самоделка «Законы улиц и дорог».
- Сюжетно-ролевая игра «Мы – водители».
День 6
Тема: «Дорожная безопасность» (продолжение)
- Пальчиковая гимнастика «Я построю самолет».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. Н. Калинина «Как ребята переходили улицу».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Дидактическая игра «Подбери знак».
Задачи: расширение представлений дошкольников о дорожных знаках и правилах
дорожного движения.
- Подвижная игра «Будь внимателен!»
Задачи: совершенствование навыков и умений двигаться в непрерывно изменяющихся
условиях, развитие внимательности и осторожности.
- Изготовление атрибутов к играм.
День 7
Тема: «Дорожная безопасность» (завершение)
- Пальчиковая гимнастика «У него два колеса…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Чтение. А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо».
Задачи: закрепить знания ПДД, развитие внимания и речи детей.
- Изготовление макета дороги – проезжей части
- Дидактическая игра по макету дороги «Найди дорогу в детский сад».
Задачи: развитие пространственных представлений детей, закрепление правил
дорожного движения на практике.
- Подвижная игра «Красный, желтый, зеленый"
- Самостоятельные игры с «Азбукой пешехода».
День 8
Тема: «Пожарная безопасность»
-Чтение художественной литературы: С. Я. Маршак «Кошкин дом», К. И.
Чуковский «Путаница»
-Беседа «Как происходят пожары»
- Пальчиковая гимнастика «Если же стряслась беда…»
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Огонь - друг, огонь-враг»
- Игровая ситуация «Если в доме случился пожар»
- Силуэтная аппликация «Пожарные спешат на помощь».
- Самостоятельные сюжетные игры с пожарной станцией (макет).
День 9
Тема: «Пожарная безопасность» (продолжение)
- Чтение художественной литературы: Б. Жидков «Пожар»
- Беседа «Спички - не игра, огонь - не забава»
- Пальчиковая гимнастика «Свеча».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Заучивание пословиц по теме («Топор обрубит, а огонь с корнем спалит», «На воре и
шапка горит», «Огонь маслом не тушат» и других).
Задачи: знакомство детей с народной мудростью, развитие логики мышления и
памяти.
- Рисование «Отважные пожарные».
Задачи: закрепить знания детей о пожарной безопасности, развитие творчества детей.
- Выставка работ по теме «Пожарная безопасность» и отбор лучших из них в
подарок пожарной части.
- Самостоятельное конструирование из лего «Пожарная станция».
День 10
Тема: «Пожарная безопасность» (завершение)
- Чтение художественной литературы: Л. Н. Толстой «Пожарные собаки»
- Пальчиковая гимнастика «На дворе растет трава».
Задачи: развивать мелкую моторику рук детей и память.
- Дидактическая игра «Доскажи словечко» (Буриме).
Задачи: развитие чувства рифмы, логического мышления, закрепление правил
пожарной безопасности.
- Награждение активных участников проекта «Безопасность»
- Сюжетно-ролевая игра «МЧС».
Задачи: развитие умения быстро и правильно действовать в чрезвычайной ситуации,
оказывать первую помощь.
III. Заключительный этап.
- Подведение итогов проекта;
- Презентация проекта.
Результаты:
Задачи проекта были реализованы. Повысилась познавательная активность детей в
вопросах безопасности. Проект оказался интересным для всех его
участников. Проектная деятельность позволила родителям активно участвовать в
образовательно-воспитательном процессе и способствовала укреплению детско-
родительских отношений.