Авторы: Богомолова Екатерина Андреевна, Кукольщикова Валерия Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Муниципальное автономное образовательное учреждение "Детский сад №13"
Населённый пункт: Сыктывкар
Наименование материала: Статья
Тема: Формирование знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах у детей средней группы посредством реализации проекта «Внимание, дорога!»
Раздел: дошкольное образование
Педагоги:
Богомолова Е.А
Кукольщикова В.Д
Формирование знаний правил дорожного движения и навыков
безопасного поведения на дорогах у детей средней группы посредством
реализации проекта «Внимание, дорога!»
Актуальность организации работы по предупреждению дорожно-
транспортного травматизма несомненна. У детей дошкольного возраста
отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку,
которая свойственна взрослым. Желание открывать что-то новое,
непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в
частности на улицах. Приводят к этому элементарное незнание основ правил
дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей
на проезжей части. Рост количества машин на улицах города, увеличение
скорости движения являются одной из причин дорожно-транспортных
происшествий.
Исходя из наблюдения за поведением воспитанников в различных
игровых ситуациях возникла потребность в создании проекта «Внимание,
дорога!», который направлен на формирование у детей дошкольного возраста
знаний правил дорожного движения и практических навыков поведения
на дороге.
Определяя основное содержание работы по формированию безопасного
поведения на улицах и дорогах, мы задались вопросом: «Как же сделать так,
чтобы улицы и дороги стали для наших детей безопасными?». Конечно же,
рассказать им о правилах дорожного движения, дорожных знаках и прочих
тонкостях, организуя разные виды детской деятельности в режиме ДОУ. С
учетом федеральных государственных требований большая часть из них
должна носить игровой характер. В процессе игровой деятельности ребёнок
не только хорошо запомнит и усвоит правила дорожного движения, но и
поймёт, где и когда можно безопасно и весело играть.
Цель проекта: создать условия для формирования знаний правил
дорожного движения и навыков безопасного поведения на дорогах для детей
среднего дошкольного возраста.
Задачи проекта:
Задачи при работе с детьми:
закрепить и расширить знания о правилах дорожного движения,
дорожных знаках, значений сигналов светофора;
развивать осторожность, внимательность, самостоятельность,
ответственность и осмотрительность на дороге;
воспитывать навыки личной безопасности и чувство
самосохранения.
создать благоприятные условия для развития детей в
соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
склонностями.
Задачи при работе с родителями:
- способствовать повышению интереса родителей к учебно-
воспитательному процессу;
- повысить родительскую компетентность по данной теме;
- привлечение родителей к мероприятиям проекта.
Задачи для педагогов:
- создать информационную базу: подобрать дидактические игры,
художественную литературу, наглядный материал, видеоролики, буклеты для
родителей.
- создать условия для комфортного состояния детей при реализации
проекта;
- привлечь более 50% родителей к мероприятиям проекта.
Ожидаемые результаты проекта:
У
детей
сформируются
необходимые
представления
и
навыки
безопасного поведения на улицах и дорогах.
Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии
видов
транспорта
и
транспортных средствах,
а
также
пешеходных
переходах, дорожных знаках, сигналах светофора.
Повышена компетентность родителей в вопросах касающихся правил
дорожного движения и безопасного поведения ребенка на улицах города.
Вид проекта: познавательно-творческий, игровой
Продолжительность проекта: краткосрочный (08.09.2025- 14.09.25)
Участники проекта: дети средней группы (4-5 лет), педагоги,
музыкальный руководитель, родители.
Прежде чем начинать работу по проекту, педагогам необходимо самим
знать и соблюдать ПДД, поэтому мы на подготовительном этапе изучили
специальную литературу по теме; овладели основным правилами дорожного
движения, составили картотеку игр, подборку художественных произведений
для детей по данной теме.
На первом, подготовительном этапе также провели диагностику знаний
детей, что позволило нам акцентировать внимание по западающим вопросам
знания и соблюдения правил ПДД.
На втором этапе использовали следующие формы работы:
- беседы с целью уточнения и закрепления знаний детей о правилах
поведения на улице, о ПДД: «Правила дорожного движения», «О полосатой
зебре», «Улица, проезжая часть и тротуар»;
- для ежедневного чтения нами был составлен каталог художественной
литературы по теме проекта;
- на этапе реализации проекта мы широко использовали словесные,
настольные, дидактические игры и упражнения: «Найди, где спрятался
знак», «Хорошо-плохо», «Что изменилось?», «Кто больше назовёт дорожных
знаков», «Сложи знак». Игры организовывались как в совместной, так и в
самостоятельной деятельности с целью развития внимания, памяти,
мышления, а также для закрепления полученных знаний;
- большой интерес вызывали у детей организованные подвижные игры:
«Пешеходный переход», «Светофор», «Цветные автомобили», «К своим
знакам», «Шоферы», «Перекрёсток»;
- для организации сюжетно-ролевых игр родителями был приобретен
костюм сотрудника ГИБДД и были проведены такие игры, как: «Мы-
пешеходы», «Пешеходы и водители»;
- одной из доступных форм, позволяющей усвоить материал, является
просмотр мультимедийных презентаций и познавательных передач, дети с
большим интересом и вниманием смотрели развивающие мультфильмы из
серии «Смешарики. Азбука безопасности»;
- закрепляли знания правил дорожного движения и знание дорожных
знаков в процессе деятельности по ручному труду и лепке.
Для родителей провели консультации на темы: «Предупреждение
детского травматизма»; буклет о безопасности на дорогах.
На заключительном этапе реализации проекта, состоялась экскурсия
совместно с детьми к регулируемому пешеходному переходу. Где дети
вспомнили дорожные знаки, которые изучили, правила дорожного движения
и закрепили их при совместном переходе через дорогу. В дальнейшем
планируется завершить и представить детям лэпбук, где будут собраны игры
и другая полезная информация по теме.
В ходе реализации проекта «Внимание, дорога!» предполагаемые
результаты были достигнуты: у детей в достаточной мере сформировались
представления и навыки безопасного поведениях на улице и на дорогах;
пополнили свои знания различных видов транспорта, дорожных знаках,
сигналах светофора; повысили компетентность родителей в вопросах
касающихся правил дорожного движения и безопасного поведения ребенка
на улицах города.
В период работы над проектом пополнился словарный запас детей. На
протяжении всего проекта у детей сформировалось стремление к познанию
объектов окружающего мира, научились делать простые выводы,
устанавливать причинно – следственные связи; дети стали уверенно отличать
и называть правила дорожного движения, на улице.
В дальнейшем мы планируем продолжать работу в этом направлении.