Напоминание

«Использование проектной методики в начальной школе»


Автор: Габдрахманова Лилия Фаризовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1 с.Чекмагуш
Населённый пункт: село Чекмагуш
Наименование материала: статья
Тема: «Использование проектной методики в начальной школе»
Раздел: начальное образование





Назад




Мастер-класс «Использование проектной методики в начальной школе»

«Расскажи – и я забуду,

Покажи – и я запомню,

Дай попробовать – и я пойму».

Китайская пословица

Сегодняшний мастер-класс пройдет в три этапа: сначала я вам расскажу о проектной деятельности, затем скажу о том,

какие проекты создали мои ученики, и в заключении предложу вам создать собственный проект.

I. В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционная система обучения не оправдывает себя, что

учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в

практической жизни они не в состоянии. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы,

может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными

жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала

бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике.

Нельзя не учитывать и тот факт, что некоторые учащиеся уже в начальной школе не хотят учиться. У них страдает

мотивация учения и интерес к получению новых знаний, так как ребенка не устраивает объяснение, что ему необходим тот

или иной материал только потому, что он пригодится ему во взрослой жизни после окончания школы, то есть через

несколько лет. Именно поэтому дети с удовольствием занимаются созданием проектов.

Проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системе, но оно отнюдь не должно вытеснять её и

становиться некоторой панацеей. Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его

следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста

личности.

Педагогическая ценность ученического проекта определяется:

возможностью осуществления силами данного ученика или коллектива;

содержанием в нем новых проблем, которые могут послужить основой для нового проекта;

навыками, которые развивает в ученике работа над данным проектом;

заинтересованностью ученика в работе.

Темы проектов учащихся этого возраста должны быть тесно связаны с предметным содержанием, поскольку

наглядно-образное мышление, характерное для данного возраста, любопытство, интерес к окружающему миру

подталкивают учащихся к выбору темы на основе конкретного содержания предмета. Проблема проекта или

исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области

познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития.

Проекты в начальных классах – это проблематично, так как дети еще слишком малы для проектирования. Но все-

таки это возможно. Это очень сближает детей, педагогов и родителей. Несложность проектов для начальной школы

обеспечивает успех их выполнения и является стимулом, вдохновляющим учеников на выполнение других, более

сложных и самостоятельных проектов.

Приступая к проектированию в начальной школе, следует учесть, что большинство малышей еще не имеют

постоянных увлечений. Их интересы ситуативны. Поэтому, если тема уже выбрана, приступать к ее выполнению

надо немедленно, пока не угас интерес.

Основными этапами проектной деятельности являются:

1. Предоставление темы проекта:

определение тематического поля и темы проекта, поиск и анализ проблемы, постановка цели проекта, выбор

названия проекта.

Темы детских проектов я выбираю исходя из содержания учебных предметов или близких к ним областей.

2. Планирование работы:

обсуждение возможных вариантов исследования, сравнение предполагаемых стратегий, выбор способов, сбор и изучение

информации, составление плана работы, распределение обязанностей.

На этом этапе можно задать ученикам вопросы: «Всё ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект. Какую информацию

вам необходимо получить. К каким источникам следует обратиться?» Педагог должен проявить такт, деликатность, чтобы

не навязать ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск.

3. Осуществление проекта:

Выполнение запланированных технологических операций, внесение необходимых изменений.

Дети обращаются к дополнительной литературе (словарям, энциклопедиям, справочникам и пр.), за помощью к родителям.

Хочется отметить, что такая работа сближает не только педагога и ребенка, но и ребенка с родителями.

4. Представление проекта.

Этот этап требует особого внимания. Происходит демонстрация результатов исследовательской деятельности.

Для успешной защиты проекта обязательно нужно помочь ученикам произвести самооценку проекта. Для этого можно

предложить ответить на следующие вопросы:

– Соответствует ли выбранная вами идея первоначально выдвинутым требованиям?

– Как оценили вашу работу посторонние люди?

5. Оценка проекта.

Анализ результатов выполнения проекта, оценка качества выполнения проекта.

Я считаю, что применение метода проектов в моей работе приносит свои плоды: в классе некоторые дети сочиняют стихи,

у многих получаются интересные рассказы и сказки. И как результат этой работы нужно отметить высокую

заинтересованность учащихся в учебной деятельности.

II. Первым проектом, над которым работали мои ребята, стал проект «Моя малая Родина» уже в сентябре. Для того,

чтобы дети поняли смысл понятия «малая Родина», мы говорили о всех достопримечательных местах нашего cела и просто

об улицах, там, где они родились, живут со своими родителями. Мне хотелось, чтобы ребята поняли, что любить нужно

тихую улочку своего села, потому что это своё, родное. Я предложила детям основную часть работы выполнить под

руководством родителей, а оформительскую часть выполнить самостоятельно. Так как это был наш первый проект, то

многое сразу не получилось. Дети вместе с родителями выполнили проекты так, как поняли: это были рисунки в рабочих

тетрадях по окружающему миру. Это уже похвально. (РАБОТЫ ДЕТЕЙ)

Вторым проектом стал проект по окружающему миру «Мои любимые домашние питомцы». Учащиеся должны

подготовить рассказ о своих домашних питомцах в свободной форме. Цель проекта: вовлечение учащихся в активный

познавательный процесс; привлечение родителей к выполнению школьного семейного задания; развивать умения работать

самостоятельно

Проект построен на тематике, эмоционально близкой каждому ребенку. Это первый опыт подбора материала в виде

фотографий и рисунков домашних животных, из которых складывается альбом.

Индивидуальные проекты получились очень разнообразные. Результатом проекта стало понимание ребенком роли

животных в жизни человека. Практическим воплощением результата стала выставка «Мои любимые домашние питомцы».

Каждый ребёнок, взяв на себя роль экскурсовода, познакомил одноклассников со своими домашними любимцами.

III. Мы изучили тему «Безударные гласные, не проверяемые ударением». Я предлагаю вам создать проект по этой теме

под названием «Картотека словарных слов». Я выдам план работы над проектом, следуя которому, вы будете собирать

информацию.

План работы над проектом.

1. Найти в словаре лексическое значение словарного слова.

2. Подобрать однокоренные слова.

3. Придумать словосочетания и предложения с данным словом.

4. Подобрать загадки об этом слове.

5. Найти пословицы, поговорки, скороговорки, в которых упоминается это слово.

6. Найти фразеологизмы, крылатые выражения с этим словом.

7. Выяснить этимологию этого слова (его происхождение).

8. Подобрать стихи, рассказы.

Достаточно ли у вас знаний, чтобы самостоятельно, без чьей-либо помощи справиться с этой работой? К кому обратитесь?

Какие источники информации будете использовать?

Приступаем к работе.

Теперь представьте свои проекты.

Как вы думаете, в чем помогла вам работа над проектом? Что нового вы узнали?

Спасибо. Теперь методическая копилка нашего класса пополнилась новыми пособиями. Их я буду использовать на наших

уроках. И в заключении хочется сказать: вся наша жизнь - череда различных проектов. Задача учителя научить ребёнка

планировать и успешно реализовывать свои жизненные проекты.

1.

Мороз

2.

Мороз - морозить, подморозил, заморозки, морозный, отморозить, приморозить, морозильник

3.

Трескучий мороз, сильный мороз.

Сегодня утром был сильный мороз.

4.

Невидимкой, осторожно

Он является ко мне,

И рисует, как художник,

Он узоры на окне.

Старик у ворот

Тепло уволок,

Сам бежит,

Стоять не велит.

Художник-невидимка

По городу идёт:

Всем щёки нарумянит,

Всех за нос ущипнёт.

5.

Береги нос в большой мороз. Был бы покос, да пришел мороз. Два друга - мороз да вьюга. Мороз невелик, да

стоять не велит.

6.

Мороз по коже дерет. Как мороз по коже.

7.

Из «Этимологического словаря» я узнала, что слово «мороз» появилось в 10-11 веке от

общеславянского moroz. У восточных славян пережило изменение в м о р о з ь.

Происходит от праславянской формы, родств. ст.-слав. "мразъ", украинский, белорусский "мороз". Связано с

чередованием гласных с мерзкий, мёрзнуть. Родственно с алб. mardhet, "мёрзну", mardhё, "гусиная кожа"

8.

Русские народные сказки «ДВА МОРОЗА», «МОРОЗ И ЗАЯЦ»

Н.А.Некрасов «МОРОЗ, КРАСНЫЙ НОС»

В.Ф.Одоевский «МОРОЗ ИВАНОВИЧ»



В раздел образования