Автор: Батухтина Наталья Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ №10 "Теремок"
Населённый пункт: п.Бобровский Сысертского района, Свердловской области
Наименование материала: статью
Тема: Детская художественная литература, как средство экологического развития детей дошкольного возраста.
Раздел: дошкольное образование
Батухтина Наталья Александровна, воспитатель
Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения №10 «Теремок»
Детская художественная литература, как средство экологического развития
детей дошкольного возраста.
Проблема экологического воспитания - одна из самых актуальных на сегодняшний
день. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно,
так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает все очень эмоционально, обращает
внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок
способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных.
Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними.
Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях
экологического воспитания.
Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению
природоведческой литературы. Природоведческая литература развивает у детей чувство
прекрасного, формирует эстетические чувства, пробуждает любовь ко всему живому.
В руках воспитателя детская книга о природе имеет большую познавательную
ценность. Она выводит за пределы наблюдаемого и тем самым расширяет представления
детей, знакомит с теми явлениями, которые непосредственно воспринять невозможно. С
помощью художественной литературы можно узнать о явлениях природы, о жизни растений
и животных других климатических зон.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность
детской речи. Дети начинают использовать в своих высказываниях и рассказах отрывки из
прослушанного, включать их в игру.
Значение природоведческой литературы заключается в следующем.
1. Помогает обогащать знания детей.
2. Учит всматриваться в окружающий нас мир, помогает искать ответы на многие
вопросы, развивает познавательный интерес к природе.
3. Помогает детям познать природу в ее многообразии.
4. Помогает осваивать средства восприятия мира и модели человеческого поведения в
разных обстоятельствах.
5. Формирует эмоционально-ценностные установки по отношению к разным аспектам
действительности. Глубоко воздействует на чувства детей.
6. Учит эстетическому восприятию природы через образный язык и иллюстрации
художников.
Требования к подбору репертуара природоведческой книги.
Для того, чтобы природоведческая литература реализовала свою роль и заняла
достойное место в ознакомлении дошкольников с природой, необходимо, при отборе
художественных произведений природоведческого характера, опираться на следующие
принципы:
Доступность произведений детскому пониманию. Взрослому нужно помнить о
том, что недостаточно прочитать ребенку ту или иную книгу. Важно побеседовать о
прочитанном, чтобы помочь ему «прожить» услышанное, выразить свое отношение, уяснить
значение новых слов и понятий. Произведение может воздействовать на чувства ребенка
только когда понятно им. Не нужно читать дошкольникам, особенно младшим, объемные
книги с подробными описаниями природы. Малышам 3-4 лет будут более интересны
небольшие стихи, загадки, потешки, короткие сказки и истории. Дети 5-6 лет с увлечением
отгадывают сложные метафорические загадки, запоминают пословицы и поговорки,
слушают большие рассказы.
Реалистичность и научность. В данном случае важны не сказки или басни о
животных, где они действуют как люди (пекут блины, играют на музыкальных
инструментах), а стихи, сказки и рассказы, описывающие реальную жизнь животных в
природе, их внешний вид, повадки, жилища и пр. научность и реалистичность дают
возможность дать детям точные знания,
Привлекательность
для
детей. По
возможности
следует
подбирать
произведения, имеющие интересный сюжет, вызывающие эмоциональный отклик в душе
ребенка. Большое значение играют иллюстрации в книгах. Эффективность восприятия
дошкольниками текста без иллюстраций снижается почти вдвое. В художественной
литературе, в сказках иллюстрации помогают понять смысл содержания, дополняя его,
раскрывая оценку поступков и характеров героев, которые могут быть не совсем понятны из
текста.
Методика использования природоведческой книги.
Осуществляя знакомство детей с природой, воспитатель сознательно выбирает те
приемы и методы, которые способствуют непосредственному восприятию детьми природы и
активному
овладению
навыками.
К
таким
методам
относятся
и
наблюдение,
экспериментирование, труд, игра, беседа, рассказ, чтение. Наибольший успех достигается
при совместном использовании практических методов со словесными. Так, наблюдение в
дошкольном возрасте невозможно без использования рассказа или беседы.
Чтение небольшого рассказа, сказки может предшествовать наблюдению, помогая
вызвать интерес к нему. Ранней весной, когда появляются первые кустики мать-и-мачехи,
можем прочитать детям коротенькое описание этого растения из рассказа Н.М. Павловой
"Ранняя весна". После чтения у детей возникает интерес к этому растению.
Перед тем как познакомить детей со свойствами снега и состоянием растений зимой,
можно прочитать рассказ "Под снегом на лугу". Ребята узнают о том, что растения зимой не
погибают, а только прекращают свой рост. Проверка сведений, полученных из этого
рассказа, становится задачей наблюдения на прогулке.
Природоведческую книжку воспитатель читает детям и после наблюдения. Это
помогает подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение, направить внимание
детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Чтение детской природоведческой книги может быть и самостоятельным методом
ознакомления с природой с обязательной беседой после чтения. В беседе после чтения книги
важно помочь детям понять смысл произведения, полнее и глубже освоить его содержание.
Поэтому беседа не должна строиться на пересказе прочитанного текста. Главное внимание
здесь следует уделять раскрытию связей между явлениями, осмыслению фактов. В беседе
следует устанавливать связи личного опыта с новыми знаниями.
К выбору книги для чтения детям следует относиться очень серьезно, ответственно.
При использовании природоведческой литературы для детей, необходимо учитывать
ее воспитательное и обучающее воздействие, возрастные и индивидуальные особенности
детей.
У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Одним из видов
фольклора, который носит природоведческий характер, является детский фольклор. Его я
использовала чаще в младших группах. Это, песенки, потешки, заклички - обращение к
солнцу, дождю, радуге, птицам, подражание голосам птиц и животных. («Солнышко-
ведрышко», «Радуга-дуга» «Дождик-дождик пуще.», «Сорока-сорока», Котинька-коток», Ай
люли, люли)
Постоянно использовала в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют
большую роль в ознакомлении детей с природой. В младшей группе в своей работе
использовала творчество К. Д. Ушинского - основоположника русской педагогической
науки. Он считал, что начинать обучение детей следует с рассказов о временах года, самом
человеке, домашних и диких животных, птицах, растениях, деревьях
В
своих
книгах
К.
Д.
Ушинский
преследовал,
как
образовательные,
так
и художественные цели. Особенно ценны для детей дошкольного возраста небольшие
рассказы
о животных. В них животные представлены с характерными повадками и
неотделимо от их естественного поведения в природе. Например, в рассказе "Лиса
Патрикеевна" дается подробное описание лисы, ее повадки, умение обустроить нору,
"любимые" кушанья. Сказка К. Ушинского “Умей обождать”, которая чрезвычайно ярко
демонстрирует детям последствия неправильного поведения в природе, дает основу для
ознакомления малышей с некоторыми правилами экологической безопасности. В старших
группах
полезны
такие
его
рассказы,
как
"История
одной
яблоньки",
"Утренние
лучи", «Ветер и Солнце», «Ручей», «Спор деревьев», «Дятел».
Свою роль в развитии художественной литературы природоведческого характера
сыграл и Л. Н. Толстой.
Это рассказы о животных в младших группах "У Розки были щенки", "Хотела галка
пить, «У
Вари
был
чиж»,
в
старших
-
"Лев
и
собачка»,
"Булька","Пожарные
собаки", «Старик сажал яблони» и др., в этих рассказах Толстой знакомит детей с
повадками животных и птиц, очеловечивая их, наделяя индивидуальными чертами
характера. Так же многие рассказы о детях носят природоведческий характер ("Акула",
"Корова" и др.).
К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой создали свои произведения природоведческого характера,
имеющие актуальность и высокую педагогическую ценность на современном этапе.
Еще одним из основоположников детской природоведческой книги считаю В. Бианки.
Его
произведения
просты
и
легки
для восприятия,
способствуют
развитию
наблюдательности и любознательности. В основе каждого рассказа, сказки, созданных В.
Бианки, лежат точные факты, научные сведения об окружающей природе. Сказки у Бианки-
особенно познавательны, в них всё правда. В этих сказках нет волшебников, фей, злых
духов. В них описаны интересные и самые настоящие приключения с птицами, насекомыми,
зверями. В каждой сказке рассказано как по настоящему и по разному живут и действуют её
герои.
Для формирования у детей осознанно правильного отношения к природе, воспитания
любви ко всему живому полезно использовать поэзию. Детям дошкольного возраста
доступны многие произведения таких русских поэтов, как А. Пушкин, Ф. Тютчев, А. Фет, Н.
Некрасов, С. Есенин, А. Толстой, И. Суриков и др. А. С. Пушкин не писал специально для
детей, но многие его стихотворения и отрывки из его произведений часто используются для
чтения детям. Все стихи поэта пронизаны мудрой и светлой пейзажной лирикой. Пушкин
дает реалистическое представление о родной природе, природа изображена жизненно
правдиво, в многообразных и конкретных ее признаках, свойствах, явлениях.
Произведения художественной литературы, могут использоваться в самых различных
ситуациях, например, при наблюдении за явлениями природы. Вот дети стоят и смотрят, как
на землю падает первый снег, как становится его все больше и больше, и уже нельзя
различить отдельных снежинок, потому что целые хлопья снега падают на землю, кусты,
деревья, крыши домов. Предлагаю вспомнить стихи о зиме, которые мы учили " "В декабре,
в декабре все деревья в серебре…", И. Суриков «Белый снег пушистый…». Это помогло
детям лучше понять основную идею стихотворений, увидеть красоту зимней природы.
Наблюдая за птицами и знакомя с ними говорю о пользе птиц- они уничтожают комаров
и мошек, гусениц читаю рассказ Ушинского «Ласточка». Знакомя детей с обитателями
зоопарка- читаем произведение С. Я. Маршака «Где обедал воробей», «Детки в клетке»
На одной из прогулок обратила внимание детей на красоту деревьев, растущих на
участке. Прочитала стихотворение А. Прокофьева «Люблю березку русскую», предложила
подойти к дереву. Дети любовались зеленой листвой, слушали, как шелестят листочки,
гладили руками ствол и радовались, что такое прекрасное дерево растет рядом с ними
Но иногда, чтение художественного произведения предшествует наблюдению, помогая
вызвать интерес к нему. Так, после заучивания стихотворения С. Есенина «Береза», дети с
особым интересом рассматривали березы на участке. Чтение художественных произведений
после наблюдений помогало подытожить увиденное, дополнить, углубить наблюдение,
направить внимание детей на дальнейшее восприятие природных явлений.
Например, после наблюдения за листопадом, дети с большим интересом слушали
стихотворение «Листопад» - И. Бунина, что усилило впечатление от непосредственного
наблюдения, помогло детям лучше понять и запомнить красоту этого явления
Чтобы дать ребенку почувствовать красоту поэтического слова, воспитатель должен
сам чувствовать ее и уметь передавать в своем исполнении. Нельзя монотонно,
невыразительно
читать
произведение
о
природе.
Пейзажная
лирика
(например,
стихотворение С. Есенина "Берeза") читается мягко, напевно, медленно. Исполнение многих
прозаических произведений требует, наоборот, быстрого темпа, разнообразных интонаций и
логических ударений. Так читаются произведения М. Пришвина, Н. Сладкова, Г.
Скребицкого.
Чтение поэтических произведений о природе развивает эмоциональность, образность
детской речи. На занятиях воспитатель может использовать очерки писателей-природоведов
об удивительном в природе, об особенностях некоторых растений, повадках и сезонной
жизни животных. Чем разнообразнее по своей структуре будут занятия о природе и чем
эмоциональнее будут они проведены, тем большее значение будет они иметь для развития
эстетических качеств дошкольников и их экологического воспитания.