Автор: Карамышева Анастасия Алексеевна
Должность: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с РАС
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №103"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Зоотерапия для детей с расстройством аутистического спектра"
Раздел: дошкольное образование
Зоотерапия для детей с расстройством аутистического спектра
Это прекрасное и очень эффективное направление терапии.
Что такое зоотерапия?
Зоотерапия — это метод лечения и реабилитации с использованием
животных и их образов. Для детей с РАС чаще всего используются
следующие виды:
Канистерапия — терапия с участием собак.
Иппотерапия — реабилитация с помощью лошадей (верховой езды и
общения).
Дельфинотерапия — занятия с дельфинами.
Фелинотерапия — терапия с помощью кошек.
Анималотерапия с мелкими животными — кролики, морские свинки,
шиншиллы.
Как именно животные помогают детям с аутизмом?
Дети с РАС часто испытывают трудности с коммуникацией, социальным
взаимодействием, сенсорной интеграцией и эмоциональной регуляцией.
Животные действуют как уникальный «мост» между внутренним миром
ребенка и внешней реальностью.
1. Развитие социальных и коммуникативных навыков
o
Невербальное общение:
Животные общаются без слов, что снимает
стресс для ребенка, которому трудно понимать речь. Ребенок учится
считывать язык тела животного (виляние хвостом, позы, взгляд).
o
Стимул к речи:
Желая обратиться к животному (назвать его, дать
команду, похвалить), ребенок часто начинает произносить звуки и
слова, что может не делать в общении с людьми.
o
Установление контакта:
Животное не осуждает, не требует и не
торопит.
Это
создает
безопасную
среду,
в
которой
ребенок
расслабляется и начинает идти на контакт.
2. Сенсорная интеграция
o
Тактильные ощущения:
Поглаживание мягкой шерсти собаки или
кошки, ощущение тепла их тела помогают ребенку лучше осознавать
свои тактильные чувства, снижают гипер- или гипочувствительность.
o
Вестибулярный
аппарат:
Верховая
езда
(иппотерапия)
—
это
идеальная
тренировка
для
чувства
равновесия,
координации
и
мышечного тонуса. Движение лошади передается тазовому поясу
всадника так же, как при ходьбе человека.
3. Эмоциональная регуляция и снижение тревожности
o
Снижение стресса:
Контакт с дружелюбным животным повышает
уровень окситоцина («гормона любви и привязанности») и снижает
уровень кортизола («гормона стресса»).
o
Эмоциональная связь:
Животное может стать для ребенка настоящим
другом, которому можно доверять, делиться эмоциями (пусть даже
молча) и получать безусловную поддержку.
o
Смягчение истерик и агрессии:
Наличие животного часто действует
успокаивающе, помогает ребенку быстрее выйти из состояния
сенсорной перегрузки.
4. Развитие когнитивных и бытовых навыков
o
Мотивация:
Животное — мощный стимул для выполнения задач.
Чтобы покормить кролика, нужно дойти до клетки, открыть ее,
насыпать еду. Это целый комплекс действий.
o
Ответственность:
Уход за питомцем (пусть даже с помощью
взрослого) учит ребенка рутине, последовательности действий и заботе
о другом.
Какие животные используются чаще всего и почему?
1. Собаки (канистерапия):
Почему:
Собаки
социальны,
легко
обучаемы,
предсказуемы
и
настроены на взаимодействие с человеком.
Для чего:
Идеальны для развития речи, социальных навыков,
физической активности (прогулки), снятия тревожности.
2. Лошади (иппотерапия и адаптивная верховая езда):
Почему:
Ритмичное
движение
лошади
оказывает
сильное
физиотерапевтическое воздействие.
Для чего:
Развитие моторики, координации, мышечного корсета,
равновесия. Также работа с лошадью требует установления глубокого
эмоционального контакта и доверия.
3. Дельфины (дельфинотерапия):
Почему:
Ультразвук,
который
издают
дельфины,
оказывает
положительное влияние на нервную систему и клетки организма. Сама
среда (вода) расслабляет.
Для
чего:
Сенсорная
стимуляция,
эмоциональное
раскрытие,
мотивация к общению. Важно: этот метод часто критикуют с этической
точки зрения (условия содержания дельфинов) и из-за недостаточной
доказательной базы.
4. Кошки (фелинотерапия):
Почему:
Тихое мурлыкание, мягкая шерсть, небольшие размеры
создают ощущение уюта и безопасности.
Для
чего:
В
основном
для
снижения
тревожности,
стресса,
нормализации давления и пульса.
Важные моменты и меры предосторожности
1.Не
панацея:
Зоотерапия
—
это
дополнительный
метод,
который
эффективен в комплексе с другими видами коррекции (АВА-терапия, занятия
с логопедом, дефектологом).
2. Индивидуальный подход: Не каждый ребенок с РАС готов к контакту с
животным. У некоторых может быть страх, аллергия или повышенная
чувствительность к шерсти/запахам.
3.
Профессиональный
контроль:
Заниматься
этим
должен
сертифицированный специалист (кинологический терапевт, иппотерапевт)
вместе с психологом или дефектологом. Животные должны быть специально
отобраны и обучены.
4. Безопасность: Ребенок и животное никогда не должны оставаться без
присмотра. Специалист контролирует взаимодействие и предотвращает
возможные негативные ситуации.
Как выбрать подходящий вид зоотерапии для ребенка?
o
Понаблюдайте за ребенком:
К каким животным он проявляет интерес?
Боится ли больших собак, но тянется к кроликам? Это ключевой
показатель.
o
Начните с малого:
Можно попробовать пообщаться с дружелюбной,
спокойной собакой знакомых в контролируемой обстановке.
o
Консультация со специалистами: Обсудите возможность зоотерапии с
лечащим врачом, психологом вашего ребенка.
o
Посещение
центра:
Найдите
проверенный
центр
с
хорошими
отзывами, где работают профессионалы и где животным обеспечены
хорошие условия.
_________________________________________________________________
Вывод:
Зоотерапия может стать тем волшебным ключиком, который
поможет ребенку с расстройством аутистического спектра открыть дверь в
мир эмоций, общения и новых ощущений, значительно улучшив качество его
жизни и жизни его семьи.