Напоминание

"Зоотерапия для детей с расстройством аутистического спектра"


Автор: Карамышева Анастасия Алексеевна
Должность: Воспитатель группы компенсирующей направленности для детей с РАС
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №103"
Населённый пункт: г. Нижний Новгород, Нижегородская область
Наименование материала: Консультация
Тема: "Зоотерапия для детей с расстройством аутистического спектра"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Зоотерапия для детей с расстройством аутистического спектра

Это прекрасное и очень эффективное направление терапии.

Что такое зоотерапия?

Зоотерапия — это метод лечения и реабилитации с использованием

животных и их образов. Для детей с РАС чаще всего используются

следующие виды:

Канистерапия — терапия с участием собак.

Иппотерапия — реабилитация с помощью лошадей (верховой езды и

общения).

Дельфинотерапия — занятия с дельфинами.

Фелинотерапия — терапия с помощью кошек.

Анималотерапия с мелкими животными — кролики, морские свинки,

шиншиллы.

Как именно животные помогают детям с аутизмом?

Дети с РАС часто испытывают трудности с коммуникацией, социальным

взаимодействием, сенсорной интеграцией и эмоциональной регуляцией.

Животные действуют как уникальный «мост» между внутренним миром

ребенка и внешней реальностью.

1. Развитие социальных и коммуникативных навыков

o

Невербальное общение:

Животные общаются без слов, что снимает

стресс для ребенка, которому трудно понимать речь. Ребенок учится

считывать язык тела животного (виляние хвостом, позы, взгляд).

o

Стимул к речи:

Желая обратиться к животному (назвать его, дать

команду, похвалить), ребенок часто начинает произносить звуки и

слова, что может не делать в общении с людьми.

o

Установление контакта:

Животное не осуждает, не требует и не

торопит.

Это

создает

безопасную

среду,

в

которой

ребенок

расслабляется и начинает идти на контакт.

2. Сенсорная интеграция

o

Тактильные ощущения:

Поглаживание мягкой шерсти собаки или

кошки, ощущение тепла их тела помогают ребенку лучше осознавать

свои тактильные чувства, снижают гипер- или гипочувствительность.

o

Вестибулярный

аппарат:

Верховая

езда

(иппотерапия)

это

идеальная

тренировка

для

чувства

равновесия,

координации

и

мышечного тонуса. Движение лошади передается тазовому поясу

всадника так же, как при ходьбе человека.

3. Эмоциональная регуляция и снижение тревожности

o

Снижение стресса:

Контакт с дружелюбным животным повышает

уровень окситоцина («гормона любви и привязанности») и снижает

уровень кортизола («гормона стресса»).

o

Эмоциональная связь:

Животное может стать для ребенка настоящим

другом, которому можно доверять, делиться эмоциями (пусть даже

молча) и получать безусловную поддержку.

o

Смягчение истерик и агрессии:

Наличие животного часто действует

успокаивающе, помогает ребенку быстрее выйти из состояния

сенсорной перегрузки.

4. Развитие когнитивных и бытовых навыков

o

Мотивация:

Животное — мощный стимул для выполнения задач.

Чтобы покормить кролика, нужно дойти до клетки, открыть ее,

насыпать еду. Это целый комплекс действий.

o

Ответственность:

Уход за питомцем (пусть даже с помощью

взрослого) учит ребенка рутине, последовательности действий и заботе

о другом.

Какие животные используются чаще всего и почему?

1. Собаки (канистерапия):

Почему:

Собаки

социальны,

легко

обучаемы,

предсказуемы

и

настроены на взаимодействие с человеком.

Для чего:

Идеальны для развития речи, социальных навыков,

физической активности (прогулки), снятия тревожности.

2. Лошади (иппотерапия и адаптивная верховая езда):

Почему:

Ритмичное

движение

лошади

оказывает

сильное

физиотерапевтическое воздействие.

Для чего:

Развитие моторики, координации, мышечного корсета,

равновесия. Также работа с лошадью требует установления глубокого

эмоционального контакта и доверия.

3. Дельфины (дельфинотерапия):

Почему:

Ультразвук,

который

издают

дельфины,

оказывает

положительное влияние на нервную систему и клетки организма. Сама

среда (вода) расслабляет.

Для

чего:

Сенсорная

стимуляция,

эмоциональное

раскрытие,

мотивация к общению. Важно: этот метод часто критикуют с этической

точки зрения (условия содержания дельфинов) и из-за недостаточной

доказательной базы.

4. Кошки (фелинотерапия):

Почему:

Тихое мурлыкание, мягкая шерсть, небольшие размеры

создают ощущение уюта и безопасности.

Для

чего:

В

основном

для

снижения

тревожности,

стресса,

нормализации давления и пульса.

Важные моменты и меры предосторожности

1.Не

панацея:

Зоотерапия

это

дополнительный

метод,

который

эффективен в комплексе с другими видами коррекции (АВА-терапия, занятия

с логопедом, дефектологом).

2. Индивидуальный подход: Не каждый ребенок с РАС готов к контакту с

животным. У некоторых может быть страх, аллергия или повышенная

чувствительность к шерсти/запахам.

3.

Профессиональный

контроль:

Заниматься

этим

должен

сертифицированный специалист (кинологический терапевт, иппотерапевт)

вместе с психологом или дефектологом. Животные должны быть специально

отобраны и обучены.

4. Безопасность: Ребенок и животное никогда не должны оставаться без

присмотра. Специалист контролирует взаимодействие и предотвращает

возможные негативные ситуации.

Как выбрать подходящий вид зоотерапии для ребенка?

o

Понаблюдайте за ребенком:

К каким животным он проявляет интерес?

Боится ли больших собак, но тянется к кроликам? Это ключевой

показатель.

o

Начните с малого:

Можно попробовать пообщаться с дружелюбной,

спокойной собакой знакомых в контролируемой обстановке.

o

Консультация со специалистами: Обсудите возможность зоотерапии с

лечащим врачом, психологом вашего ребенка.

o

Посещение

центра:

Найдите

проверенный

центр

с

хорошими

отзывами, где работают профессионалы и где животным обеспечены

хорошие условия.

_________________________________________________________________

Вывод:

Зоотерапия может стать тем волшебным ключиком, который

поможет ребенку с расстройством аутистического спектра открыть дверь в

мир эмоций, общения и новых ощущений, значительно улучшив качество его

жизни и жизни его семьи.



В раздел образования