Автор: Гайфутдинова Валентина Михайловна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ" Детский сад № 395 комбинированного вида" Московского района г.Казани
Населённый пункт: Г.Казань
Наименование материала: статья
Тема: Возрастные особенности детей с растройством аутистического спектра.
Раздел: дошкольное образование
Возрастные особенностей развития детей с расстройствами аутистического
спектра
Нарушения речевого развития: в раннем возрасте можно отметить отсутствие
или слабое гуление и лепет.
После года становится заметно, что ребенок не использует речь для общения со
взрослыми, не отзывается на имя, не выполняет речевые инструкции.
К 2-м годам у детей очень маленький словарный запас.
К 3-м годам не строят фразы или предложения. При этом дети часто стереотипно
повторяют слова (часто непонятные для окружающих) в виде эхо.
У некоторых детей отмечается отсутствие развития речи. У других же речь
продолжает
развиваться,
но
при
этом
все
равно
присутствуют
нарушения
коммуникации. Дети не используют местоимения, обращения, говорят о себе в
третьем лице. В некоторых случаях отмечается регресс ранее приобретенных навыков
речи.
Трудности
в
общении
и
отсутствие
эмоционального
контакта
с
окружающими: дети сторонятся тактильного контакта, практически полностью
отсутствует и зрительный контакт, присутствуют неадекватные мимические реакции и
трудности в использовании жестов. Дети чаще всего не улыбаются, не тянутся к
родителям и сопротивляются попыткам взять взрослым их на руки. У детей с
расстройствами аутистического спектра отсутствует способность выражать свои
эмоции, а также распознавать их у окружающих людей.
Нарушение исследовательского поведения: детей не привлекает новизна
ситуации, не интересует окружающая обстановка, не интересны игрушки.
Нарушения пищевого поведения: ребенок с аутизмом может быть очень
избирательным
в
предлагаемых
продуктах,
еда
может
вызывать
у
ребенка
брезгливость, опасность, нередко дети начинают обнюхивать пищу. Но вместе с этим
дети могут пытаться съесть несъедобную вещь.
Нарушение поведения самосохранения: в силу большого количества страхов
ребенок с расстройством аутистического спектра часто попадает в ситуацию, опасную
для себя. Причиной может быть любой внешний раздражитель, который вызывает у
ребенка неадекватную реакцию.
Нарушение моторного развития: как только ребенок начинает ходить, у него
отмечают неловкость, хождение на носочках, весьма заметно нарушение координации
рук и ног. Развиваются стереотипные движения, а также стереотипные манипуляции с
предметами
Нарушения
восприятия: трудности
в
ориентировке
в
пространстве,
фрагментарность в восприятии окружающей обстановки, искажение целостной
картины предметного мира.
Трудности в концентрации внимания: дети с трудом сосредотачивают внимание
на чем-то одном, присутствует высокая импульсивность и неусидчивость.
Низкий уровень развития памяти: хорошо запоминают то, что для них
значимо.
Особенности мышления: трудности в произвольном обучении. Также дети с
РАС
не
сосредотачиваются
на
осмыслении
причинно-следственных
связей
в
происходящем, присутствуют трудности переноса освоенных навыков в новую
ситуацию, конкретность мышления. Ребенку сложно понять последовательность
событий и логику другого человека.
Поведенческие проблемы: негативизм (отказ слушать инструкции взрослого,
выполнять с ним совместную деятельность, уход из ситуации обучения). Часто
сопровождается сопротивлением, криками, агрессивными вспышками. Огромной
проблемой являются страхи таких детей. Также, любое расстройство, нарушение
стереотипа, вмешательство внешнего мира в жизнь ребенка может спровоцировать
агрессивные
(истерику
или
физическую
атаку)
и
аутоагрессивные
вспышки
(повреждения себя самого).
Каждый случай заболевания очень индивидуален: расстройства аутистического
спектра могут иметь большинство перечисленных признаков в крайней степени
проявления, а может проявляться лишь некоторыми еле заметными особенностями.