Напоминание

Культуре народов Якутии. 2 класс.


Автор: Алферова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение Гимназия №2 города Нерюнгри
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: Тематическое планирование
Тема: Культуре народов Якутии. 2 класс.
Раздел: начальное образование





Назад




Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)

МБОУ Гимназия №2 г. Нерюнгри

«

Тематическое планирование по якутской национальной культуре»

Алфёрова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов Гимназии № 2

г. Нерюнгри

Республики Саха (Якутия)

2025 год

СОДЕРЖАНИЕ

Объяснительная записка……………………………………………………...

3

Тематическое планирование……….………………………………………...

5-7

2

Объяснительная записка

Основные цели предмета «Якутская национальная культура» в начальных классах рус-

скоязычных школ:

1.

Приобщение обучающихся к элементам устного народного творчества, национальной

культуры и искусства якутов, эвенов, эвенков и других народов, которых называют сегодня

«малочисленными»;

2.

Формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду и жизни

вообще;

3.

Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных на-

циональностей, преодоление чувства скованности, отчужденности между ними.

По учебному плану общеобразовательных школ Республики Саха на предмет «Якутская на-

циональная культура» отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Содержание занятий ан этих

уроках может быть весьма разнообразным. Например:

− слушание народных сказок и их инсценирование;

− чтение детских произведений;

− отгадывание и запоминание загадок;

− запоминание пословиц и поговорок;

− заучивание коротеньких стихов;

− разучивание якутских песен;

− разучивание национальных игр;

− слушание записи музыки, игры на национальных музыкальных инструментах, песен в ис-

полнении народных певцов, мелодистов и артистов;

− рисование по национальным мотивам;

− беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;

− посещение музеев, театров и т.п.

Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке,

как отдельные этапы, можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание пе-

сен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.п. Это могут быть встречи с писателями, де-

ятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. За счет уроков на-

циональной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей,

коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе и др. Другими словами, все виды

занятий, которые дают учащимся представления о национальной культуре и искусстве, о труде и

быте народов республики, так или иначе, будут способствовать достижению основной цели данно-

го предмета.

3

Разные виды деятельности на уроках учитель может отбирать и компоновать по своему

усмотрению и возможностям с учетом желания обучающихся.

Учителя, начинающие работу со 2-3 классов, могут использовать материал предыдущих

классов по своему усмотрению (Проекты программ предметов культуры для русскоязычных школ

Республики Саха (Якутия). Проект программы «Национальная культура коренных народов Респуб-

лики Саха 1-3 классы». Составители проекта программы – Т.И. петрова, Л.К. Избекова, из книги

Жиркова Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и ма-

териалы. – М.: Просвещение, 1992).

Исходя из этого, мною была предложена следующая тематика:

1.

Устное народное творчество – 12 ч. В этот раздел включены следующие темы: загадки наро-

дов Севера, пословицы и поговорки, сказки, стихи и произведения якутских поэтов и писателей,

олонхо – богатырский эпос.

2.

Государственная символика РС (Я) – 6 ч. Флаг, герб, гимн, их содержание, значение, проис-

хождение (распоряжение Президента РС(Я) Штырова В.А. от 04.04.2003г. №107 – РП «О комплек-

се мероприятий по популяризации государственной символики РФ и РС(Я) на 2003-2005 гг.).

3.

Декоративно-прикладное искусство – 12 ч. Резьба по дереву: посуда, чорон. Косторезное ис-

кусство, изделия из бересты, бисер, ювелирное дело, костюм якутов. Применение знаний на прак-

тике.

4.

Якутские народные обычаи традиции -10 ч. Культ коня и огня у якутов. Быт якутов, их жи-

лище, игры и труд детей.

По плану предмет «Культура народов Севера» ведется с 1 класса 1 час в неделю факульта-

тивным курсом без выставления четвертной и годовой отметки. Итого 34 часа в год.

4

Тематическое планирование по якутской национально культуре.

Класс: 2, 3 (34ч.)

Количество часов в нед.: 1ч.

урока

Раздел, тема

дата

Основные ЗУНы

ОУУН

Повторение

Контроль

Кол

часов

1

Вводный урок. Мой

край.

Народы, живущие в

Республике Саха. На-

звание республики, ее

коренные народы. Сим-

волика республи-

канской атрибутики.

Сведения о городе, в

котором живем.

Выполнять пра-

вила поведения

школьника.

Название рес-

публики, горо-

да в котором

живем, корен-

ных народов

республики

I. Устное народное творчество (18ч.)

2-5

Загадки о предметах

домашнего быта, о

пище, об орудиях

труда и промысла.

Быт якутов, виды дея-

тельности якутов.

Определять

цель деятельно-

сти на уроке.

Высказывать

свою версию и

сравнивать ее с

История воз-

никновения

якутской загад-

ки. Смысл якут-

ской загадки.

Проверочная

работа «Что

мы знаем о

традициях

народов се-

вера»

4ч.

6-8

Пословицы и пого-

ворки. Положитель-

ные качества и недо-

статки человека

. Что такое пословицы

и поговорки, их от-

личие. Философия

якутских пословиц и

поговорок.

Загадка и ее

смысл для яку-

та.

9-12

Якутские сказки. Ви-

ды сказок.

Что такое якутская

сказка. Структура вол-

шебной сказки. Видо-

Виды сказок,

их отличие,

структура вол-

4ч.

5

вое отличие сказок

другими.

шебной сказки.

13-14

Стихи о Якутии.

Произведения якут-

ских писателей. Мои-

сей Ефимов «Узоры

чорона», Василий Ле-

бедев «В краю соро-

дичей» и др.

З – якутских авторов и

их произведения.

Как складыва-

лись якутские

пословицы и

поговорки.

2ч.

15-16

Мой город. Нерюн-

гри – 31 год!

История возникновения

города, первостроите-

ли, достопримечатель-

ности города.

Отличать новое

от известного.

Обобщение

знаний

Презентация

«Мой го-

род»

2ч.

17-19

Олонхо – сказания о

богатырях.

Содержание олонхо о

богатыре Эрчимэн

Бэргэн

Философия

якутских ска-

зок. Их виды и

особенности.

Обобщение

по разделу

3ч.

II. Государственная символика РС (Я) (6ч.)

20-21

Государственный

флаг РС(Я)

День Конституции

РС(Я) – 27 апреля.

Флаг моей страны

«Вообразилии».

Цветовая гамма флага,

значение цветов флага

РС(Я)

Понимать, что

тебе нужна до-

полнительная

информация

(знания).

Наблюдать и

Что мы знаем о

флаге Якутии и

России

Презентация

своего флага

2ч.

22-23

Государственный

герб РС(Я). Герб мо-

ей страны «Вообрази-

лии».

Что такое герб и его

значение для государ-

ства, цвет и изображе-

ние герба

Сравнение

Якутского и

Российского

гербов

Презентация

своего герба

2ч.

24

Государственный

гимн РС(Я)

Что такое гимн, его

значение и содержание

Где используют

и почему?

Прослушивание

1ч.

6

делать выводы

на уроке вместе

с учителем и

самостоятельно.

25

Обобщающий урок.

Государственная сим-

волика РС(Я).

Знать государствен-

ную символику, ее со-

держание и значение

Флаг, герб,

гимн

Обобщение

по разделу

1ч.

III. Декоративно-прикладное искусство (7ч.)

26

Якутский орнамент.

Аппликация «Якут»

Элементы якутского

орнамента

Одежда наро-

дов Севера: ор-

намент, цвет

орнамента

1ч.

27-28

Изготовление коври-

ков из цветной бума-

ги» «Шахматная дос-

ка», «Зебра»

Изделия из кожи и ме-

ха, их украшение

Орнамент из-

делий из меха и

кожи

2ч.

29-31

Основные декоратив-

ные швы.

Выполнение простых

орнаментов вышив-

кой

Виды швов: козлик-

елочка, козлик, строче-

вой, тамбурный, сте-

бельчатый, петельный.

Гладь-косичка, елоч-

ный, гладевый.

Виды приклад-

ного искусства.

орнамент изде-

лий

1ч.

32

Урок – обобщение.

Устное народное твор-

чество, государствен-

ная символика, при-

кладное искусство

Заучивать наи-

зусть тексты и

фрагменты.

Загадки, сказки,

олонхо,; флаг,

гимн, герб; ор-

намент, виды

швов

Обобщение

по курсу

1ч.

33

Экскурсия в го-

родской музей.

История воз-

никновения го-

рода

1ч.

34

Экскурсия в якутский

балаган.

Традиции и

обычаи якутов

1ч.

7



В раздел образования