Автор: Алферова Ольга Анатольевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное учреждение Гимназия №2 города Нерюнгри
Населённый пункт: город Нерюнгри
Наименование материала: Тематическое планирование
Тема: Культуре народов Якутии. 2 класс.
Раздел: начальное образование
Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия)
МБОУ Гимназия №2 г. Нерюнгри
«
Тематическое планирование по якутской национальной культуре»
Алфёрова Ольга Анатольевна,
учитель начальных классов Гимназии № 2
г. Нерюнгри
Республики Саха (Якутия)
2025 год
СОДЕРЖАНИЕ
Объяснительная записка……………………………………………………...
3
Тематическое планирование……….………………………………………...
5-7
2
Объяснительная записка
Основные цели предмета «Якутская национальная культура» в начальных классах рус-
скоязычных школ:
1.
Приобщение обучающихся к элементам устного народного творчества, национальной
культуры и искусства якутов, эвенов, эвенков и других народов, которых называют сегодня
«малочисленными»;
2.
Формирование у школьников интереса и уважения к коренным народам, к их труду и жизни
вообще;
3.
Укрепление открытых, доброжелательных, дружеских отношений между детьми разных на-
циональностей, преодоление чувства скованности, отчужденности между ними.
По учебному плану общеобразовательных школ Республики Саха на предмет «Якутская на-
циональная культура» отводится 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год. Содержание занятий ан этих
уроках может быть весьма разнообразным. Например:
− слушание народных сказок и их инсценирование;
− чтение детских произведений;
− отгадывание и запоминание загадок;
− запоминание пословиц и поговорок;
− заучивание коротеньких стихов;
− разучивание якутских песен;
− разучивание национальных игр;
− слушание записи музыки, игры на национальных музыкальных инструментах, песен в ис-
полнении народных певцов, мелодистов и артистов;
− рисование по национальным мотивам;
− беседы о народных традициях, обычаях, обрядах;
− посещение музеев, театров и т.п.
Уроки могут иметь комплексный характер и нестандартную форму. На одном и том же уроке,
как отдельные этапы, можно проводить чтение произведений и слушание музыки, разучивание пе-
сен, чтение сказок, разучивание национальных игр и т.п. Это могут быть встречи с писателями, де-
ятелями культуры и искусства, с народными мастерами, детскими коллективами. За счет уроков на-
циональной культуры можно организовать посещение музеев и выставок, концертов и спектаклей,
коллективный просмотр телепередач, подвижные игры на воздухе и др. Другими словами, все виды
занятий, которые дают учащимся представления о национальной культуре и искусстве, о труде и
быте народов республики, так или иначе, будут способствовать достижению основной цели данно-
го предмета.
3
Разные виды деятельности на уроках учитель может отбирать и компоновать по своему
усмотрению и возможностям с учетом желания обучающихся.
Учителя, начинающие работу со 2-3 классов, могут использовать материал предыдущих
классов по своему усмотрению (Проекты программ предметов культуры для русскоязычных школ
Республики Саха (Якутия). Проект программы «Национальная культура коренных народов Респуб-
лики Саха 1-3 классы». Составители проекта программы – Т.И. петрова, Л.К. Избекова, из книги
Жиркова Е.П. Как возродить национальную школу. Шаги Республики Саха (Якутия): Статьи и ма-
териалы. – М.: Просвещение, 1992).
Исходя из этого, мною была предложена следующая тематика:
1.
Устное народное творчество – 12 ч. В этот раздел включены следующие темы: загадки наро-
дов Севера, пословицы и поговорки, сказки, стихи и произведения якутских поэтов и писателей,
олонхо – богатырский эпос.
2.
Государственная символика РС (Я) – 6 ч. Флаг, герб, гимн, их содержание, значение, проис-
хождение (распоряжение Президента РС(Я) Штырова В.А. от 04.04.2003г. №107 – РП «О комплек-
се мероприятий по популяризации государственной символики РФ и РС(Я) на 2003-2005 гг.).
3.
Декоративно-прикладное искусство – 12 ч. Резьба по дереву: посуда, чорон. Косторезное ис-
кусство, изделия из бересты, бисер, ювелирное дело, костюм якутов. Применение знаний на прак-
тике.
4.
Якутские народные обычаи традиции -10 ч. Культ коня и огня у якутов. Быт якутов, их жи-
лище, игры и труд детей.
По плану предмет «Культура народов Севера» ведется с 1 класса 1 час в неделю факульта-
тивным курсом без выставления четвертной и годовой отметки. Итого 34 часа в год.
4
Тематическое планирование по якутской национально культуре.
Класс: 2, 3 (34ч.)
Количество часов в нед.: 1ч.
№
урока
Раздел, тема
дата
Основные ЗУНы
ОУУН
Повторение
Контроль
Кол
часов
1
Вводный урок. Мой
край.
Народы, живущие в
Республике Саха. На-
звание республики, ее
коренные народы. Сим-
волика республи-
канской атрибутики.
Сведения о городе, в
котором живем.
Выполнять пра-
вила поведения
школьника.
Название рес-
публики, горо-
да в котором
живем, корен-
ных народов
республики
1ч
I. Устное народное творчество (18ч.)
2-5
Загадки о предметах
домашнего быта, о
пище, об орудиях
труда и промысла.
Быт якутов, виды дея-
тельности якутов.
Определять
цель деятельно-
сти на уроке.
Высказывать
свою версию и
сравнивать ее с
История воз-
никновения
якутской загад-
ки. Смысл якут-
ской загадки.
Проверочная
работа «Что
мы знаем о
традициях
народов се-
вера»
4ч.
6-8
Пословицы и пого-
ворки. Положитель-
ные качества и недо-
статки человека
. Что такое пословицы
и поговорки, их от-
личие. Философия
якутских пословиц и
поговорок.
Загадка и ее
смысл для яку-
та.
3ч
9-12
Якутские сказки. Ви-
ды сказок.
Что такое якутская
сказка. Структура вол-
шебной сказки. Видо-
Виды сказок,
их отличие,
структура вол-
4ч.
5
вое отличие сказок
другими.
шебной сказки.
13-14
Стихи о Якутии.
Произведения якут-
ских писателей. Мои-
сей Ефимов «Узоры
чорона», Василий Ле-
бедев «В краю соро-
дичей» и др.
З – якутских авторов и
их произведения.
Как складыва-
лись якутские
пословицы и
поговорки.
2ч.
15-16
Мой город. Нерюн-
гри – 31 год!
История возникновения
города, первостроите-
ли, достопримечатель-
ности города.
Отличать новое
от известного.
Обобщение
знаний
Презентация
«Мой го-
род»
2ч.
17-19
Олонхо – сказания о
богатырях.
Содержание олонхо о
богатыре Эрчимэн
Бэргэн
Философия
якутских ска-
зок. Их виды и
особенности.
Обобщение
по разделу
3ч.
II. Государственная символика РС (Я) (6ч.)
20-21
Государственный
флаг РС(Я)
День Конституции
РС(Я) – 27 апреля.
Флаг моей страны
«Вообразилии».
Цветовая гамма флага,
значение цветов флага
РС(Я)
Понимать, что
тебе нужна до-
полнительная
информация
(знания).
Наблюдать и
Что мы знаем о
флаге Якутии и
России
Презентация
своего флага
2ч.
22-23
Государственный
герб РС(Я). Герб мо-
ей страны «Вообрази-
лии».
Что такое герб и его
значение для государ-
ства, цвет и изображе-
ние герба
Сравнение
Якутского и
Российского
гербов
Презентация
своего герба
2ч.
24
Государственный
гимн РС(Я)
Что такое гимн, его
значение и содержание
Где используют
и почему?
Прослушивание
1ч.
6
делать выводы
на уроке вместе
с учителем и
самостоятельно.
25
Обобщающий урок.
Государственная сим-
волика РС(Я).
Знать государствен-
ную символику, ее со-
держание и значение
Флаг, герб,
гимн
Обобщение
по разделу
1ч.
III. Декоративно-прикладное искусство (7ч.)
26
Якутский орнамент.
Аппликация «Якут»
Элементы якутского
орнамента
Одежда наро-
дов Севера: ор-
намент, цвет
орнамента
1ч.
27-28
Изготовление коври-
ков из цветной бума-
ги» «Шахматная дос-
ка», «Зебра»
Изделия из кожи и ме-
ха, их украшение
Орнамент из-
делий из меха и
кожи
2ч.
29-31
Основные декоратив-
ные швы.
Выполнение простых
орнаментов вышив-
кой
Виды швов: козлик-
елочка, козлик, строче-
вой, тамбурный, сте-
бельчатый, петельный.
Гладь-косичка, елоч-
ный, гладевый.
Виды приклад-
ного искусства.
орнамент изде-
лий
1ч.
32
Урок – обобщение.
Устное народное твор-
чество, государствен-
ная символика, при-
кладное искусство
Заучивать наи-
зусть тексты и
фрагменты.
Загадки, сказки,
олонхо,; флаг,
гимн, герб; ор-
намент, виды
швов
Обобщение
по курсу
1ч.
33
Экскурсия в го-
родской музей.
История воз-
никновения го-
рода
1ч.
34
Экскурсия в якутский
балаган.
Традиции и
обычаи якутов
1ч.
7