Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятий по звукопроизношению детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Тема: Звук и буква А
ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК
Цель: Четкое произнесение и характеристика звука А.
Выделение начального
гласного звука А.
Развитие внимания и памяти. Знакомство с буквой А.
Материал.
Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль,
автобус), натуральные
фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые
домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А,
а. Красный замок.
Ход з а н я т и я
1. Оргмомент
Мимические упражнения. Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и ли-
моны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он
очень кислый. А сейчас «съешьте» ПО дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши
ощущения.
Релаксация: сильные — слабые.
Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными.
Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас
расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело рас-
слаблено.
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут
интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.
Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.
В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она
познакомит нас со звуками и буквами.
3. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам
Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи.
Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.)
Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка
длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой
клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается
рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется I гласным, от слов
глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным
кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.
Дети нажимают на кружочек и произносят звук я.
4.
Развитие слухового внимания
Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав
звук а.
5.
Произношение слов со звуком а, определение позиции звука
Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она
не могла увидеть те
предметы, которые мы знаем.
Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется
позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».
А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)
6. Физминутка
Пантомима «В саду».
Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака
Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы
улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве
растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна
догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие
чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь
скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а. Фраза
произносится тихо и громко.
Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)
Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же
клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились
с дороги. Спросим у аиста:
— Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист (ребенок):
—Топни правой ногой,
Топни левой ногой.
Шагните правой ногой,
Шагните левой ногой,
Так и придете домой.
Вот мы и дома.
Вносится глобус. Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники
посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем
только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и
Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется
Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Ан-
тарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У
берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?
Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с вами
побывали. Ответы детей.
Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать
буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».
9.
Чтение стихотворения «Как появились буквы»
Палочки,
Но для них покуда
Крючочки,
Нету знаков — букв.
Закорючки,
Эй, крючки
Точки
И точки,
Бегали толпою
Черточки,
И поодиночке.
Кружочки!
Ссорились,
Собирайтесь вместе,
Мирились,
Становитесь в строчки
Прыгали без дела.
И шагайте слаженно
Наконец
По листу бумажному!
Без дела
Черточки послушались,
Жить им надоело.
Прекратили драки,
И сказал им кто-то,
Превратились в нужные
Умный и серьезный:
Правильные знаки.
— Взяться за работу Стали всем понятными
Никогда не поздно.
Буквами печатными.
Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку
Много разных звуков,Прибежали в книжку.
Демонстрируются элементы букв, затем буква а.
10.
Знакомство с буквой а
Что вам напоминает буква а? Ответы детей.
Вот два столба наискосок,
А между ними —
поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою
буква А.
С. Маршак
Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение
буквы а в буквенных кассах.
Перед вами азбука.
Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка в
нем. Дружно в доме том живет Славный буквенный
народ. А — начало алфавита, Тем она и знаменита.
А. Шибаев
Буквы бывают строчные и заглавные.
Сравнение заглавной и строчной букв.
11. Закрепление образа буквы
Конструирование объемной буквы А из красного лего конструктора.
12. Итог занятия