Напоминание

Конспект занятий по звукопроизношению детей с ТНР


Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятий по звукопроизношению детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




Тема: Звук и буква А

ПУТЕШЕСТВИЕ В КРАСНЫЙ ЗАМОК

Цель: Четкое произнесение и характеристика звука А.

Выделение начального

гласного звука А.

Развитие внимания и памяти. Знакомство с буквой А.

Материал.

Предметные картинки (антенна, аист, автомобиль,

автобус), натуральные

фрукты или их муляжи (ананас, айва, абрикос), символ звука А (красный кружок), звуковые

домики (индивидуальные), кассы букв, палочки, ручки, тетради, демонстрационные буквы А,

а. Красный замок.

Ход з а н я т и я

1. Оргмомент

Мимические упражнения. Дети, представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и ли-

моны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он

очень кислый. А сейчас «съешьте» ПО дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши

ощущения.

Релаксация: сильные — слабые.

Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными.

Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас

расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело рас-

слаблено.

2. Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами отправимся в Страну звуков и букв. Наши путешествия будут

интересными, иногда трудными. Вы узнаете много нового о звуках, словах и буквах.

Выставляется Красный замок и его хозяйка — Фея в красном платье.

В этом замке живут звуки и буквы. А это хозяйка Красного замка, ее зовут Анна. Она

познакомит нас со звуками и буквами.

3. Характеристика звука а по акустическим и артикуляционным признакам

Прислушайтесь, как красиво звучит первый звук имени Ааанна. Скажем хором имя Феи.

Какой первый звук в слове Анна? (Звук а.) Анна предлагает нам спеть этот звук. (А-а-а.)

Представьте, что у вас в руках ниточка. Растягиваем ниточку и поем звук а-а-а. Ниточка

длинная или короткая? (Длинная.) Намотайте ниточку на клубок. Вот какой большой

клубок получился! Звук а мы можем петь, тянуть. Посмотрите, как широко открывается

рот, нет никакой преграды для воздушной струи. Звук а называется I гласным, от слов

глас, голос. Гласные звуки живут в Красном замке. Мы будем обозначать их красным

кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите» его.

Дети нажимают на кружочек и произносят звук я.

4.

Развитие слухового внимания

Игра «Поймай звук». Логопед произносит ряд звуков, дети хлопают, услышав

звук а.

5.

Произношение слов со звуком а, определение позиции звука

Фея живет в сказочном замке. В своей сказочной стране она

не могла увидеть те

предметы, которые мы знаем.

Выставляются предметы и картинки, дети называют слова. Определяется

позиция звука а в словах и его место в окошечке «Звукового домика».

А теперь назовите только фрукты. Где они растут? (В саду.)

6. Физминутка

Пантомима «В саду».

Пригласим Анну в сад. Дети шли, шли, шли и в фруктовый сад зашли. А там — собака

Авва сторожит сад. Покажите, какая она сердитая. А вот — сторож Антон. Мы

улыбнемся ему, покажем свои добрые лица и попросим немного фруктов. На этом дереве

растет айва. Потянитесь и сорвите айву. Она еще не созрела. По вашим лицам я должна

догадаться, что айва невкусная. А вот — антоновка, она вкуснее. Посмотрите, какие

чудесные цветы растут на клумбе! Это — астры. Повторите названия цветов. А теперь

скажем все вместе: слова астра, азбука, айва начинаются на а, и кончаются на а. Фраза

произносится тихо и громко.

Какими фруктами мы угостим Анну? (Айвой, абрикосами, апельсинами, антоновкой.)

Возвращаемся домой. Посмотрите, над садом летит птица с красными ногами и таким же

клювом. Кто это? (Аист.) Изобразите, как ходит аист, как он стоит на одной ноге. Мы сбились

с дороги. Спросим у аиста:

— Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

Аист (ребенок):

—Топни правой ногой,

Топни левой ногой.

Шагните правой ногой,

Шагните левой ногой,

Так и придете домой.

Вот мы и дома.

Вносится глобус. Что это? Это глобус. Это — наша Земля. Настоящие путешественники

посещают разные страны и континенты. Вы хотите быть путешественниками? Мы побываем

только в тех странах, названия которых начинаются со звука а. Вот — Америка. Есть Южная и

Северная Америка. А вот — Англия. Из Англии мы отправляемся на Север. Он называется

Арктикой. На волшебном самолете сделаем перелет на Южный полюс холода. Это — Ан-

тарктида. А теперь полетим в Австралию. Там очень жарко. Где еще жарко? (В Африке.) У

берегов Антарктиды мы можем встретить айсберги. Что это такое?

Объяснение смысла слова айсберг. Повторите, где мы с вами

побывали. Ответы детей.

Дети, чтобы стать хорошими путешественниками, надо научиться читать. Чтобы читать, надо знать

буквы. Сейчас я прочитаю вам стихотворение В. Измайлова «Как появились буквы».

9.

Чтение стихотворения «Как появились буквы»

Палочки,

Но для них покуда

Крючочки,

Нету знаков — букв.

Закорючки,

Эй, крючки

Точки

И точки,

Бегали толпою

Черточки,

И поодиночке.

Кружочки!

Ссорились,

Собирайтесь вместе,

Мирились,

Становитесь в строчки

Прыгали без дела.

И шагайте слаженно

Наконец

По листу бумажному!

Без дела

Черточки послушались,

Жить им надоело.

Прекратили драки,

И сказал им кто-то,

Превратились в нужные

Умный и серьезный:

Правильные знаки.

— Взяться за работу Стали всем понятными

Никогда не поздно.

Буквами печатными.

Слышим мы повсюду И тогда вприпрыжку

Много разных звуков,Прибежали в книжку.

Демонстрируются элементы букв, затем буква а.

10.

Знакомство с буквой а

Что вам напоминает буква а? Ответы детей.

Вот два столба наискосок,

А между ними —

поясок! Ты букву эту знаешь? А? Перед тобою

буква А.

С. Маршак

Выкладывание буквы а из палочек. Сложить букву а из трех пальчиков. Нахождение

буквы а в буквенных кассах.

Перед вами азбука.

Сказочный, волшебный дом, Азбука — хозяйка в

нем. Дружно в доме том живет Славный буквенный

народ. А — начало алфавита, Тем она и знаменита.

А. Шибаев

Буквы бывают строчные и заглавные.

Сравнение заглавной и строчной букв.

11. Закрепление образа буквы

Конструирование объемной буквы А из красного лего конструктора.

12. Итог занятия



В раздел образования