Напоминание

«Хвойные и лиственные деревья»


Автор: Суслова Елена Вадимовна
Должность: воспитатель высшей квалификационной категории
Учебное заведение: ГБДОУ "Детский сад №3" компенсирующего вида
Населённый пункт: г. Дзержинск, Нижегородская область
Наименование материала: Конспект занятия по ознакомлению с миром природы в подготовительной к школе группе, с детьми с ОНР
Тема: «Хвойные и лиственные деревья»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №3» компенсирующего вида

Конспект занятия по ознакомлению с миром природы

в подготовительной к школе группе,

с детьми с ОНР

«Хвойные и лиственные деревья»

Подготовила:

воспитатель высшей

квалификационной категории

Суслова Елена Вадимовна

г. Дзержинск, 2025 год

Тема: «Хвойные и лиственные деревья»

Образовательные задачи: закрепление знаний о названиях деревьев, их строении,

обобщающее слово «деревья»; дать понятие о хвойных и лиственных деревьях; закреплять

умение образовывать относительные прилагательные; упражнять в обобщении и

классификации; активизировать словарь по теме.

Развивающие задачи: развитие слухового внимания и памяти;

развивать артикуляционную, тонкую и общую моторику, координацию речи с движением.

Воспитательные задачи: формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности, самостоятельности; воспитывать бережное отношения к деревьям,

природе.

Обогощение словаря: деревья; берёза, клен, тополь, осина, липа, дуб, рябина;

ель, сосна, лиственница; роща, лес, листья, хвоя, хвойные, лиственные, смешанные,

березовый, тополиный, дубовый, расти, охранять, качаться, заботиться, наклоняться.

Оборудование: демонстрационный материал — картинки с изображением разных

деревьев, настоящие листики с разных деревьев; мяч.

Ход занятия

1.Организационный момент

Поднимите руки у кого в руках лист клена, дуба, березы.

2. Введение в тему

Загадки:

-Его весной и летом

Мы видели одетым.

А осенью с бедняжки

Упали все рубашки.

( дерево)

-Никто не пугает, а вся дрожит? (осина)

-Я кормлю свиней и белок, ничего, что плод мой мелок (дуб)

-На полянках девчонки в белых рубашках, зелёных полушалках (берёза)

- Зимой и летом – одним цветом (ель)

- Как одним словом можно назвать - березу, дуб, осину? (это деревья)

- Какие еще деревья вы знаете? (клен, рябина, тополь, липа)

- Ребята, вы, наверное, догадались, о чем пойдет сегодня речь на нашем занятии?

Конечно, о деревьях.

3. Беседа о деревьях

- Некоторые деревья остаются зелеными и зимой и летом. Про них даже загадку

придумали: Зимой и летом одним цветом. Что это за деревья?

Вместо листиков у этих деревьев – иголочки (хвоя). Такие деревья называются хвойные.

Стихотворение Елочка.

Ни листочка, ни травинки,

Тихим стал наш сад.

И березки и осинки

Скучные стоят.

Только елочка одна зелена и весела.

Видно, ей мороз не страшен,

Видно, смелая она!

О. Высотская

- Ребята, а как можно назвать деревья, у которых листики? Лиственные.

Молодцы! Деревья бывают лиственные и хвойные.

Лиственные деревья — это те, которые имеют листву, все хвойные деревья имеют вместо

листьев иголки, называемые «хвоей». Осенью листья на лиственные деревья опадают,

деревья стоят всю зиму голые, а хвойные деревья — сохраняют свою хвою.

— Назовите лиственные деревья. (Береза, дуб, осина и т.д.)

— Назовите хвойные деревья. (Ель, сосна)

— Где растут деревья? (в лесу, в парке, в саду, вдоль дорог, во дворах домов и т.д.)

— Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (смешанный лес)

— Что общего есть у всех деревьев? (корень, ствол, ветки, крона, почки, листья.)

— Зачем нам нужны деревья? (Очищают воздух, строительный материал и т. д.)

4. Физкультминутка

Мы вокруг березки

Весело пойдем,

(Дети становятся в круг и идут)

Жёлтые листочки

Мы под ней найдём,

(Дети наклоняются, собирают листочки)

С ними мы покружимся,

Покружимся слегка,

(Дети поднимают руки вверх и кружатся)

И подбросим листья,

Вверх под облака.

(Дети выполняют движения подбрасывания)

Давайте мы свами рассмотрим лиственные и хвойные деревья.

Воспитатель рассказывает детям о каждом дереве.

На экране появляется картинка этого дерева

БЕРЕЗА — ствол тонкий, стройный, прямой, белый, с черными отметинами,

листья округлой формы.

РЯБИНА — ствол тонкий, прямой, коричневого цвета, дерево высокое, лист овальной

формы, состоит из мелких листочков, расположенных попарно. У рябины есть красные

ягоды.

ТОПОЛЬ — ствол высокий, серого цвета, лист овальной формы, почки липкие.

КЛЕН — ствол у клена темно-серый, диет имеет форму звездочки.

ОСИНА — ствол у осины серый, листья по форме круглые.

ДУБ — могучее дерево, его мощный ствол покрыт плотной, крепкой корой, лист резной,

овальной формы, кроме листьев у дуба есть желуди.

ИВА — ствол темно-зеленого цвета, листья зеленые, осенью желтеют, по форме листья

ивы продолговатые.

СОСНА — ствол толстый, стройный, коричневый, вместо веток иголки.

ЁЛОЧКА — ствол тонкий, стройный, зелёного цвета вместо веток иголки.

Ствол у ели, сосны, лиственницы — коричневого цвета. У ёлочки ствол зеленого цвета.

Все хвойные деревья имеют маленькие овальные шишечки. У ели и сосны шишки крупные,

а у лиственницы — маленькие.

5. Чтение стихов о деревьях.

Наши ребята выучили стихи о деревьях, давайте их послушаем. Дети читают стихи

«Берёза», «Рябина», «Клён», «Осина», «Дуб».

- А можно ли сказать, что деревья живые? - Почему? Деревья растут,

питаются, дышат, размножаются, значит, деревья живые.

- Какую пользу приносят деревья людям? Очищают воздух, радуют глаз, летом

защищают нас от солнца, мы можем спрятаться от зноя в тени деревьев;

из древесины получают много различных предметов – мебель, бумага, игрушки, и т.д.

- Как надо относиться к деревьям? Деревья надо беречь (не ломать веток ,не рвать

листьев с деревьев, не рубить их, не устраивать пожаров в лесу);за деревьями надо

ухаживать.

6. Игра «Четвертый лишний»

Воспитатель показывает на экране картинки с изображением лиственных или хвойных

деревьев, дети называют, какая картинка лишняя и почему.

7. Игра с мячом «Думай, не зевай – быстро отвечай»

Дети становятся, образуя круг.

Воспитатель бросает мяч каждому ребенку по часовой стрелке.

— Чем похожи между собой лиственные деревья? (У них есть корень, ствол, ветки,

листья)

— Назови хвойные деревья. (Сосна, ель, лиственница)

— Назови лиственные деревья. (Береза, тополь, клён, осина, липа, луб, рябина)

— Где могут расти деревья? (В лесу, в парке, в саду, во дворах возле домов и т. д.)

— Зачем нужны деревья? (Очищают воздух, строительный материал и т. д.)

— Как называется лес, в котором растут хвойные и лиственные деревья? (Смешанный лес)

— Какие плоды есть у дерева - дуб? (жёлуди)

— Как называются иголки у хвойных деревьев? (хвоя)

8.

Итог занятия

Воспитатель предлагает детям вспомнить, что они нового узнали на занятии, какие задания

оказались интересными? Что им больше всего понравилось. Оценка детей.



В раздел образования