Автор: Долгушина Светлана Николаевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ "Виленская СОШ"
Населённый пункт: город Михайлов Рязанская область
Наименование материала: дидактический материал
Тема: Технологическая карта урока "Площадь круга"
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока
Разработчик: учитель математики МОУ «Виленская СОШ» муниципального образования – Михайловский
муниципальный район
Рязанской области
Тема урока: Площадь круга
Тип урока: Урок открытия новых знаний.
Цель урока: Деятельностная цель: формирование и развитие у учащихся личностных; регулятивных; познавательных и
коммуникативных способов действия.
Содержательная цель: изучить формулу площади круга; показать её применение при решении задач.
Задачи урока:
Образовательные:
изучить формулу площади круга;
показать её применение при решении задач.
Развивающие:
развивать познавательный интерес учащихся в процессе ознакомления с историческим материалом;
развивать навыки устного счёта;
развивать творческую и мыслительную деятельность учащихся, их интеллектуальные качества: способность к
«видению» проблемы;
Воспитательные:
прививать учащимся навык самостоятельности в работе;
воспитывать умение работать с имеющейся информацией в необычной ситуации;
воспитывать уважение к математике, умение видеть математические задачи в окружающем нас мире;
Предмет
Математика
класс
6
Тема урока
Площадь круга
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
Изучить формулу площади круга и
применять полученные знания для
оценки результата
Развивать способности
самостоятельно ставить цели учебной
деятельности
Формирование ответственного
отношения к учению, готовности и
способности обучающихся к
самореализации и самообразованию на
основе развитой мотивации учебной
деятельности
Решаемые учебные проблемы
как вычислить площадь круга
Основные понятия, изучаемые на уроке
формула площади круга
Вид используемых на уроке средств ИКТ
ПК, проектор, экран
Методическое назначение средств ИКТ
Наглядность
Образовательные интернет - ресурсы
Единая коллекция цифровых
образовательных ресурсов
№
п/п
Этап урока
Методы,
реализуемые на
этапе
Действия учителя
Действия учащихся
УУД (с указанием вида:
личностные,
регулятивные,
познавательные,
коммуникативные)
1
2
3
4
5
6
1.
Оргмомент
урока
Метод
стимулирования
отношений долга и
Актуализирует
проявление учащимися
установок
на
Выполняют
необходимые
Оценивать ситуации
взаимодействия в
соответствии с
ответственности
сотрудничество и успех
в предстоящей работе.
Оценивает или вносит
коррективы
в
готовность
рабочих
мест учащихся.
действия.
Демонстрируют
готовность к учебной
деятельности
правилами поведения и
этики.
(коммуникативные)
Мотивация
учебной
деятельности
Метод
стимулирования
положительной
самооценки
перспектив включения
в УД
Обращается к
учащимся со словами:
У нас сегодня
необычный урок.
Сегодня мы с вами
совершим необычное
путешествие, мы
посетим загадочное
царство- государство
геометрических фигур.
Вам надо будет
показать свои знания,
находчивость и
Слушают и
оценивают
предложение
учителя,
определяют смысл
предстоящего поиска.
Осознание осваиваемого
на уроке приема учебной
деятельности, как
ценности.
(личностные)
смекалку. И поэтому
итогом нашего
путешествия будет
получение новых
знаний, умений и
способностей.
(презентация слайд 2)
Целеполагание
Метод
самоопределения в
целях по аналогии с
уже известным и
усвоенным
учащимися.
Помогает
сформулировать цели
предстоящей учебной
деятельности по
аналогии с целями
изучения предыдущих
приемов учебной
работы, в частности
приемов решения
текстовых задач.
(презентация слайд 3)
Определяют, что
предстоит:
•
Запомнить
(понятие площади
круга и формулы для
ее нахождения)
•
Уметь (отличать
длину окружности от
площади круга; уметь
применять формулы
для решения задач).
Самоопределение в
целях учебной
деятельности
(регулятивные)
Повторение
Беседа с учащимися
Предлагает вспомнить:
Актуализируют
Самооценка
опорных знаний
(Выявление
пробелов
первичного
осмысления
изучаемого
материала)
Понятие круга,
радиуса, диаметра,
формулу длины
окружности, формулу
площади
прямоугольника
свойства площадей.
( презентация слайды 4-
11)
необходимые
установки,
Сравнивают /…/,
Вспоминают /…/,
Аргументируют
(объясняют) /…/.
соответствия
имеющихся знаний и
умений заявленным
требованиям
(регулятивные)
2.
Изучение
нового
материала
Проблемный метод
1. Создает
проблемную ситуацию.
Учитель: - В одном
сказочном королевстве
жили – были разные
фигуры. Король решил
провести бал, но на бал
могут прийти только те
фигуры,
которые
умеют вычислять свою
площадь.
Обрадовались квадрат,
прямоугольник, они –
то
свою
площадь
Выдвигают
гипотезы:
1.
рассмотреть…;
2.
обеспечить …;
3.
использовать …
и т.д.
•
Проверяют,
принимают или
отвергают
варианты
Планирование своей
деятельности для
решения поставленной
задачи (регулятивные).
Анализ и синтез
объектов,
структурирование
знаний, подведение под
понятие,
поиск и выделение
умеют
вычислять,
значит, смогут попасть
на бал.
Идут они по дороге, и
вдруг,
догоняет
их
совсем круглая фигура
(иностранный
гость).
Квадрат:
-
Стой.
Ты
кто?
Куда
это
ты
катишься?
-
Круг. Иду на бал.
-
А ты знаешь, как
вычислить
свою
площадь?
-
Нет.
Тогда на бал тебя не
пустят
Огорчился
круг,
расстроился.
И
от
огорчения
лопнул
сначала на две равные
части, затем на сектора
и
сложился
в
прямоугольник.
решения
•
Анализируют и
дают решение
проблемы
необходимой
информации на основе
наблюдения и оценки
выявленных
закономерностей.
(познавательные).
Умение с достаточной
полнотой и точностью
выражать свои мысли,
слушать и вступать в
диалог
(коммуникативные).
Проявление терпения
и проявление
доброжелательности и
доверия к собеседнику,
смыслообразование
(личностные)
(презентация слайды
12-13)
Закричал
прямоугольник:
«Смотрите, он стал
похож на меня! Теперь
я помогу вычислить
кругу его площадь».
Давайте поможем кругу
вычислить площадь.
Чему равна ширина?
(Половине длины
окружности, т. е. пr).
Длина? (Радиусу
круга). Как вычислить
площадь
прямоугольника?
(Умножить длину на
ширину). Так как
прямоугольник был
составлен из частей
круга, то их площади
равны. Тогда площадь
круга равна S = п r х r
= п r².
Физминутка
Здоровьесбережение
Учитель меняет
деятельность учащихся,
обеспечивает
эмоциональную
разгрузку учащихся.
(Презентация слайд 15)
Учащиеся сменяют
вид деятельности
(подвижный отдых) и
готовятся
продолжать работу.
Осознание
необходимости в
упражнениях для глаз
(познавательные)
Саморегуляция
(регулятивные)
Умение слушать
(соблюдение тишины)
(коммуникативные)
Осознание ценности
здоровья
(личностные)
3.
Закрепление
(обеспечение
осознанности
формируемых
знаний и
Решение задач
Демонстрирует:
(Презентация слайд 16,
17)
Выполняют задания в
тетрадях. При
необходимости
обращаются за
помощью. Оценивают
Планирование своей
деятельности для
решения поставленной
задачи,
умений).
Даёт задание: Учитель:
- Мы решили несколько
задач, и вы можете уже
сказать насколько
хорошо или не очень
вы усвоили формулы.
- Выявляет
возникающие
затруднения,
организует
соответствующие
рефлексивные действия
учащихся.
себя
саморегуляция,
(регулятивные)
4.
Итог урока
Практическая
работа с
самопроверкой по
эталону
Вносит
корректировку в
ответы учащихся. Дает
возможность самим
Выполняют задания,
сравнивают
полученные
результаты с
Планирование своей
деятельности для
решения поставленной
задачи,
ученикам указать на
листочках оценить
себя, затем оценивает
учащихся с
комментированием.
Рефлексия.
(презентация слайда 18)
Даёт задание:
(презентация слайда
19)
П24 (выучить правила
и формулы), решить
№870, 871.-задачи
аналогичные тем, что
мы решали сегодня на
уроке.
Придумайте и
составьте задачу по
теме «Площадь круга»
и сделайте красочный
рисунок к задаче.
Рефлексия
вариантами
возможных ответов,
указывают
правильные,
оценивают себя.
саморегуляция,
самоконтроль в форме
сравнения способа
действия и его результата
с заданным эталоном с
целью обнаружения
отклонений от эталона и
внесение необходимых
корректив.
(регулятивные)
Умение слушать и
вступать в диалог
(коммуникативные)
Моральная
ответственность перед
собой, коллективом и
учителем (личностные)
(презентация слайды
20-22)