Напоминание

"И счастлив я печальною судьбою..."


Автор: Боброва Любовь Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: ГКОУ СО "Екатеринбургская вечерняя школа №1"
Населённый пункт: г. Екатеринбург
Наименование материала: Воспитательное мероприятие
Тема: "И счастлив я печальною судьбою..."
Раздел: полное образование





Назад




Воспитательное мероприятие «И счастлив я печальною судьбою…»

Цели:

заинтересовать учащихся личностью писателя;

развивать навыки интеллектуального мышления и творческих способностей

школьников;

прививать интерес к языку и литературе;

воспитывать нравственные качества: любовь к Родине, ее прошлому, рус-

ской природе.

Познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к

детали в художественном произведении. Проведение игры поможет словеснику под-

вести итоги изучения творчества И.А. Бунина

Развивающий аспект:

развивать речь учащихся, обогащать их словарный

запас совершенствовать навыки выразительного чтения; умение обобщать, логиче-

ски верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих

способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

Воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к рус-

ской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного

отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помо-

щью других видов искусств: музыки, живописи.

Оборудование: аудиозаписи романсов, компьютер, проектор, экран, аудиоко-

лонки.

Ход мероприятия

Ведущий 1. Мы начинаем наше мероприятие «И счастлив я печальною судь-

бою…». Наш вечер посвящен творчеству Ивана Алексеевича Бунина.

(Звучит романс на музыку Исаака Шварца и стихи Ивана Бунина «И цветы, и

шмели, и трава, и колосья...»)

Ведущий 2. Вы прослушали романс «И цветы, и шмели, и трава, и колосья…»

Композитор И. Шварц, стихи И.А. Бунина.

Ведущий 1. В этом году исполняется 155 лет со дня рождения Ивана Алексее-

вича Бунина, великого русского поэта, переводчика, первого русского писателя,

удостоенного Нобелевской премии по литературе за «строгое мастерство, с которым

он развивает традиции русской классической прозы». Мировой классикой писателя

признаны книги «Митина любовь», «Жизнь Арсенева», «Темные аллеи».

Ведущий 2. Русский писатель, поэт, переводчик Иван Алексеевич Бунин ро-

дился 10 октября 1870 года в Воронеже в дворянской семье. В 1874 году Бунины

перебрались из города в деревню - на хутор Бутырки в Елецком уезде Орловской гу-

бернии, где прошло детство и ранняя юность будущего писателя.

Первым из опубликованных произведений Бунина стало стихотворение «Над

могилой С. Я. Надсона» (1887); первый стихотворный сборник вышел в свет в 1891

году в Орле. В 1903 писатель году получил Пушкинскую премию за книгу «Листо-

пад» и перевод «Песни о Гайавате».

В 1920 году писатель эмигрировал во Францию. Иван Алексеевич долгое время

жил вдали от Отечества, но никогда не порывал внутренних связей с Россией, жил и

творил с любовью к ней. Мир родной природы, родного края были источниками

вдохновения писателя при создании его произведений.

Сегодня мы поговорим о связи творчества И.А. Бунина и музыки.

Ведущий 1. Критика отмечала мощный язык Бунина, его искусство поднимать

в мир поэзии «будничные явления жизни». В его стихах - огромное чувство исто-

рии. Рецензент журнала «Вестник Европы» писал: «Его исторический слог беспри-

мерен в нашей поэзии... Точность, красота языка доведены до предела. … В отноше-

нии живописной точности г. Бунин не имеет соперников сpеди русских поэтов».

Иван Алексеевич Бунин всегда оставался русским человеком, так как корни его

литературного творчества находятся в русской литературной традиции. Любовь к

Родине, к родной земле, к внутреннему миру человека - вот с чём обращается И.А.

Бунин к своим читателям.

Послушайте как проникновенно звучит стихотворение Ивана Бунина «За все

тебя господь благодарю!»

Ведущий 2.

За все Тебя, Господь, благодарю!

Ты, после дня тревоги и печали,

Даруешь мне вечернюю зарю,

Простор полей и кротость синей дали.

Я одинок и ныне — как всегда.

Но вот закат разлил свой пышный пламень,

И тает в нем Вечерняя Звезда,

Дрожа насквозь, как самоцветный камень.

И счастлив я печальною судьбой

И есть отрада сладкая в сознанье,

Что я один в безмолвном созерцанье,

Что всем я чужд и говорю — с тобой.

Ведущий 1. В своем творчестве И.А. Бунин показывает феноменальность му-

зыки. Вот как об этом писал сам Иван Алексеевич Бунин:

Ведущий 2 читает слова И.А. Бунина о музыке на фоне концерта №2 Рах-

манинова и слайд презентации «Картины русских художников».

«Я взялся за дверную ручку, потянул ее к себе - и тотчас же заиграл оркестр. За

раскрытым окном шли назад лунные поля - дом стал бегущим поездом. Я тянул то

крепче, то слабее - и, необыкновенно легко согласуясь с моим желанием, то тише, то

громче, то торжественно ширясь, то очаровательно замирая, звучала музыка, перед

которой была ничто музыка всех бетховенов в мире. Я уже понял, что это сон, мне

было уже страшно от его необыкновенной жизненности, и я решил, что нужно, во

2

что бы то ни стало, освободиться от этого наваждения, в котором, несомненно, чув-

ствовалась какая-то потусторонняя, чужая, хотя в то же время и моя сила, сила могу-

щественная нечеловечески, потому что человеческое воображение обычной, днев-

ной жизни, может все-таки только воображать, грезить, то есть все-таки мыслить, а

не делать.

Я же делал, именно делал, нечто совершенно непостижимое: я делал музыку,

бегущий поезд, комнату, в которой я будто бы очнулся и будто бы зажег огонь, я

творил их так же легко, так же дивно и с такой же вещественностью, как может тво-

рить только бог, и видел творимое мною ничуть не менее ясно и ощутительно, чем

вижу я сейчас, наяву, при свете дня, вот этот стол, на котором я пишу, вот эту чер-

нильницу, в которую я только что обмакнул перо...

Что же это такое? Кто творил? Я, вот сейчас пишущий эти строки, думающий и

сознающий себя? Или же кто-то, сущий во мне помимо меня, тайный даже для меня

самого и несказанно более могущественный по сравнению со мною, себя в этой

обыденной жизни сознающим? И что вещественно и что невещественно?».

Ведущий 1. Послушайте, как музыкально звучат стихи Бунина, как они про-

никновенны. Стихотворение Листопад. (Читает ученик)

Ведущий 2. Говорят, что душа русского человека более всего находит своё от-

ражение в русской песне и романсе.

Каждое мгновение счастливой и полной открытий жизни представляет для Бу-

нина неоспоримую ценность.

Ведущий 1. Для вас звучит романс «На пруду», музыка Инны Францескевич,

слова Ивана Бунина.

(Звучит романс «На пруду»)

Ведущий 1. Изобилие народно-песенных элементов в ткани художественных

произведений Бунина не могло остаться незамеченным. Фольклорный текст в произ-

ведениях Бунина играет роль звуковой детали, дополняющей пейзаж, создающей на-

строение. Лирическая, мечтательная музыка, передающая настроение глубокой пе-

чали и наслаждение красотой мира.

(Видео: романс «По вечерней заре» слова И.А. Бунина музыка Ю. Клепалова.

Ведущий 2. В 1901 году композитор А.Т. Гречанинов создает музыкальную

картину «На распутье» для баса с симфоническим оркестром на стихи Бунина. Иван

Алексеевич написал балладу «На распутье»(1900) под впечатлением одноименной

картины В.М. Васнецова. Послушайте, пожалуйста, это замечательное произведе-

ние.

(Звучит Романс «На распутье в диком поле» музыка О. Никитиной, слова И.А.

Бунина).

Ведущий 1. Выдающейся советский композитор Р.М. Глиэр написал на стихо-

творения Бунина несколько романсов: «Как светла, как нарядна весна», «Снова сон

пленительный и сладкий», «Звезды ночью весенней нежнее», «Смерть» и другие.

Ведущий 2. Творчество И.А.Бунина не прошло незамеченным русскими компо-

зиторами, И. Францескевич, В.Калинников, В. Ребиков, С.Василенко, Ю. Шапорин

обращались к поэтическим произведениям Бунина, создавая на его стихи романсы и

3

баллады. Для вас звучит романс «Северная береза», музыка Инны Францеске-

вич, слова Ивана Бунина.

(Романс «Северная береза»)

Ведущий 1. Художественное творчество И.А. Бунина питало музыкальную

фантазию знаменитого русского композитора C.B. Рахманинова, большого друга пи-

сателя.»По словам дочери Рахманинова, Сергей Васильевич всегда «ценил Ивана

Алексеевича как поэта, его привлекала внутренняя музыкальность бунинских сти-

хов; любил его рассказы, говорил, что Бунин «все по особенному слышит». «Не бы-

ло больше удовольствия для отца, как; если подарить ему хорошую книгу. А Ивана

Алексеевича он читал часто». На бунинские стихи Рахманиновым были написаны

широко известные романсы. Эти произведения включают в свои концерты не только

знаменитые русские вокалисты, но и зарубежные.

Ведущий 2. В романсах Рахманинова на стихи Бунина слияние музыки и текста

достигает полного совершенства. Романсы Рахманинова были отражением атмосфе-

ры новой, тончайшей душевности и касанием музыки русской природы - качество,

какое слышалось и в чеховской мудрой «Свирели», и в ряде лирических моментов у

Бунина. Рахманинов не случайно нашел выразительнейшие глубоко бунинские ин-

тонации в романсе «Ночь печальна».

(Видео: Звучит романс Рахманинова на стихи И. Бунина «Ночь печальна» исп.

Д. Чубакова, концертмейстер Е. Лебедева).

Ведущий 1. Иван Алексеевич писал о себе и о своей жизни, горячо и подробно

описывал собственные чувства, часто окунался в прошлое и вспоминал приятные и

негативные моменты, стараясь разобраться в самом себе и одновременно донести до

читателя глубокую и истинно великую мысль. В его строчках много трагизма, осо-

бенно это касается любовных произведений - здесь писатель видел трагедию в лю-

бви и в ней же погибель.

Главная отличительная особенность всего творчества Ивана Алексеевича Буни-

на - это универсальность его произведений. Найти что-то близкое и родное могут

люди с самыми разными интересами, а его произведения захватят как опытных чи-

тателей, так и тех, кто впервые в жизни взялся за чтение русской литературы. По-

слушайте стихотворение Бунина Вечер.

Ведущий 2.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним... Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

4

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне...

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Ведущий 1. Бунина по праву считают одним из лучших колористов в русской

литературе, в художественном сознании писателя первостепенным является звуко-

вой строй произведения. Именно звук был для него толчком к творчеству и оформ-

лению замысла: «Звук воспринимался как творческий зов, эмоциональный импульс,

доминанта живого мира. Звук определял тональность повествования, его светлую,

грустную или трагическую мелодию».

Ведущий 2 (Звучит Вокализ Рахманинова) «...Вспоминается мне ранняя пого-

жая осень. Помню раннее, свежее, тихое утро... Помню большой, весь золотой, под-

сохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и

- запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести. Воздух так чист, точно

его совсем нет, по всему саду раздаются голоса и скрип телег. Это тархане, мещане-

садовники, наняли мужиков и насыпают яблоки, чтобы в ночь отправлять их в го-

род, - непременно в ночь, когда так славно лежать на возу, смотреть в звездное небо,

чувствовать запах дегтя в свежем воздухе и слушать, как осторожно поскрипывает в

темноте длинный обоз по большой дороге. /»Антоновские яблоки»/

Ведущий 1. Ивану Алексеевичу Бунину не суждено было вернуться на родину,

но он думал о ней до конца дней и писал: «Русские люди, где бы вы ни были, люби-

те Россию настоящую, прошлую, будущую; и всегда будьте её верными сынами и

дочерьми». А в конце нашего поэтического вечера для вас звучит романс В. Евзеро-

ва на стихи Ивана Бунина «Настанет день» в исполнении Николая Баскова.

(Видео: романс «Настанет день» музыка В. Евзерова, стихи И. Бунина «Наста-

нет день» в исполнении Николая Баскова. Слайд-презентация «И счастлив я печаль-

ною судьбою…»).

Заключительные слова ведущего 2. Слияние в творчестве Бунина стихии

двух искусств – словесного и музыкального – создает уникальный художественный

эффект, определяющий индивидуальный стиль писателя.

Бунина знают во всем мире, и мы гордимся тем, что он наш земляк.

Ведущий 1. Благодарим учеников музыкальной школы, которые участвовали в

этом мероприятии, за их талант.

Вопрос-рефлексия: «Какой след в вашей душе оставило то, о чем мы с вами

сегодня говорили?».

Выводы: Проведенный вечер позволил сформировать представления о космо-

навтике и об основных этапах освоения околоземного пространства.

Список источников и литературы

5

1. Богданова, О. Ю. Встреча с творчеством И. А. Бунина в школе// Литература в

школе. - 1999. - № 7. - С. 69 - 74.

2. Бунин, И. А. Собрание сочинений в 4 томах/И. А. Бунин. - М., 1988. Т. 4.-

С. 197 - 210.

3. Бунин И. А. Собрание сочинений в 5 томах/И. А. Бунин. - М., 1956. - 455с.

4. Быковцева, Л. П. Русские писатели в Москве/Л. П. Быковцева. - М., 1977. - С. -

747 - 748.

5. Долгополов, Л. К. О некоторых особенностях реализма позднего Бунина// Литера-

тура в школе. - 1973. - № 2. - С. 5 - 7.

6. Лавров, В. Холодная осень. И. Бунин в эмиграции (1920 - 1953), роман -

хроника/В. Лавров. - М., 1989. - С. 302 - 305

7. Николаев, П. А. Русские писатели. Библиографический словарь в 3 томах/П. А.

Николаев. - М., 1990.

8. Романичева, Е. С. Талант красивый, как матовое серебро// ЛВШ. - 2000, №7.

9. Смирнова, Л.А. И. А. Бунин. Жизнь и творчество/Л. А. Смирнова. - М., 1991.

10. Смирнова, Л. А. Проблемы реализма в русской прозе начала XX века/Л. А.

Смирнова. - М., 1977.

6



В раздел образования