Напоминание

ПДД для детей средней группы сада


Автор: Жукова Татьяна Сергеевна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ-6" Малышка"
Населённый пункт: ЗАТО "Комаровский" Оренбургской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: ПДД для детей средней группы сада
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ

ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА: ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ

БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ

Введение

Безопасность детей – приоритетная задача современного общества, и

одним из ее важнейших аспектов является формирование у

подрастающего поколения основ безопасного поведения на дорогах.

Дети средней группы детского сада (4-5 лет) находятся на этапе

активного познания окружающего мира, их любознательность и

непосредственность зачастую сочетаются с недостаточной оценкой

рисков. В этот возрастной период закладываются базовые

представления о правилах дорожного движения (ПДД), которые при

систематической работе и грамотном подходе становятся

фундаментом для формирования культуры безопасного поведения в

будущем.

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма остается

острой, и значительная часть несчастных случаев происходит по вине

детей-пешеходов, не обладающих достаточными знаниями и

навыками безопасного поведения. Дети средней группы, еще не

полностью осознавая опасность, зачастую действуют импульсивно, не

умея предвидеть последствия своих поступков. Поэтому задача

педагогов и родителей – не просто познакомить их с правилами, но и

сформировать устойчивую привычку их соблюдать, научить

предвидеть опасные ситуации и принимать правильные решения.

Данная статья посвящена методическим аспектам формирования

представлений о ПДД у детей средней группы детского сада. Она

ставит целью раскрыть особенности восприятия информации детьми

данного возраста, обосновать выбор эффективных педагогических

методов и приемов, а также предложить конкретные рекомендации

для практической работы педагогов и родителей. Акцент делается на

комплексном подходе, включающем игровую деятельность,

наглядность, практические упражнения и создание безопасной

образовательной среды, способствующей усвоению и закреплению

правил дорожного движения.

1. Возрастные особенности детей средней группы и их влияние

на усвоение ПДД

Дети 4-5 лет характеризуются рядом специфических особенностей,

которые необходимо учитывать при организации обучения ПДД:

Наглядно-образное мышление: Доминирование наглядно-

образного мышления означает, что дети лучше всего усваивают

информацию через образы, яркие картинки, игрушки, модели.

Абстрактные понятия, такие как “скорость”, “тормозной путь”,

“зона опасности”, им пока не доступны для полного понимания.

Поэтому необходимо использовать максимально наглядные и

конкретные примеры.

Недостаточная сформированность произвольного

внимания и памяти: Внимание детей легко отвлекается, они

могут быстро забывать услышанное, если информация не

подкрепляется эмоциями и действием. Следовательно, занятия

должны быть короткими, динамичными, с частой сменой видов

деятельности, с использованием игровых элементов.

Импульсивность и эмоциональность: Дети этого возраста

склонны к импульсивным поступкам, их поведение во многом

определяется сиюминутными желаниями и эмоциями. Они могут

не осознавать опасности, перебегать дорогу внезапно, не

останавливаясь. Работа с ПДД должна быть направлена на

формирование самоконтроля и осознанного поведения.

Подражательность: Дети активно подражают взрослым,

поэтому пример педагогов и родителей играет огромную роль.

Важно, чтобы взрослые сами неукоснительно соблюдали

правила дорожного движения.

Сюжетно-ролевая игра как ведущая деятельность: Игра

является основным способом познания мира для детей этого

возраста. Использование игровых сюжетов, связанных с

дорожным движением, позволяет сделать процесс обучения

увлекательным и эффективным.

Ограниченный словарный запас и понимание сложных

инструкций: Необходимо использовать простую, четкую,

доступную лексику. Инструкции должны быть лаконичными, а

действия – демонстрироваться.

Учитывая эти особенности, обучение ПДД детей средней группы

должно строиться на принципах доступности, наглядности, игровой

деятельности, систематичности и повторяемости.

2. Цели и задачи обучения ПДД детей средней группы

Основная цель: Формирование у детей средней группы основ

безопасного поведения на дороге, предупреждение дорожно-

транспортного травматизма.

Задачи:

Образовательные:

o

Формирование элементарных представлений о назначении

дорожных знаков (пешеходный переход, осторожно дети,

запрещающие знаки – по мере возможности).

o

Знакомство с основными элементами дорожной

инфраструктуры: дорога, тротуар, проезжая часть,

пешеходный переход (“зебра”), светофор, дорожные знаки.

o

Формирование представлений о видах транспорта и их

назначении.

o

Ознакомление с понятием “пешеход” и его основными

правилами поведения.

o

Формирование представлений о правилах безопасного

поведения на детской площадке, вблизи проезжей части,

на остановке общественного транспорта.

Развивающие:

o

Развитие наблюдательности, внимания, памяти,

логического мышления в контексте дорожной безопасности.

o

Развитие умения ориентироваться в пространстве.

o

Развитие связной речи через обсуждение ситуаций,

связанных с ПДД, составление рассказов.

o

Развитие умения действовать по сигналу (светофор).

o

Развитие координации движений, ловкости, быстроты

реакции через подвижные игры.

Воспитательные:

o

Воспитание чувства ответственности за свою жизнь и жизнь

окружающих.

o

Формирование положительного отношения к соблюдению

правил дорожного движения.

o

Воспитание уважения к труду работников дорожного

движения (полицейский, водитель).

o

Формирование навыков безопасного поведения как

осознанной необходимости.

3. Основные направления и содержание работы по ПДД с детьми

средней группы

Работа по обучению ПДД должна быть системной и охватывать

различные аспекты дорожной безопасности.

3.1. Знакомство с транспортными средствами:

Содержание: Обсуждение различных видов транспорта

(легковые автомобили, автобусы, грузовики, спецтехника –

скорая помощь, пожарная машина, полиция). Выделение их

назначения, отличительных признаков. Знакомство с цветами

светофора и их значением.

Методы и приемы:

o

Беседы: “Какие машины ты знаешь?”, “Зачем нужны

машины?”.

o

Рассматривание иллюстраций, фотографий, моделей

транспорта.

o

Дидактические игры: “Что лишнее?”, “Чей звук?”, “Собери

машину”.

o

Просмотр обучающих мультфильмов (кратких, с

простым сюжетом).

o

Рисование, лепка, аппликация: Создание образов

транспорта.

3.2. Формирование представлений о дороге и ее элементах:

Содержание: Понятия “дорога”, “тротуар”, “проезжая часть”,

“пешеходный переход” (“зебра”). Их назначение и правила

пользования.

Методы и приемы:

o

Экскурсии по территории детского сада: Наблюдение за

дорогой (на безопасном расстоянии!), тротуаром,

пешеходным переходом (если есть), разметкой.

o

Игры на импровизированной “дороге”: Использование

веревок, лент, меловой разметки для обозначения

тротуара и проезжей части.

o

Сюжетно-ролевые игры: “Мы – пешеходы”, “Мы –

водители”.

o

Использование макета улицы: С расположением дороги,

тротуара, светофора, домов, деревьев.

o

Беседы: “Где можно ходить, а где нельзя?”, “Что такое

‘зебра’ и зачем она нужна?”.

3.3. Правила поведения пешехода:

Содержание:

o

Где можно ходить: Только по тротуару.

o

Как переходить дорогу:

Необходимо остановиться у края тротуара.

Посмотреть налево, потом направо.

Убедиться, что нет машин.

Переходить по пешеходному переходу (“зебре”).

Идти быстрым шагом, не разговаривая и не играя.

Нельзя выбегать на дорогу.

Нельзя играть возле проезжей части.

o

Светофор: Значение сигналов (красный – стоять, желтый –

приготовиться, зеленый – идти).

Методы и приемы:

o

Ролевые игры: “Переходим дорогу”, “Наш светофор”.

o

Дидактические игры: “Собери светофор”, “Найди знак”.

o

Подвижные игры: “Воробушки и автомобиль” (с

регулированием движения педагогом).

o

Заучивание стихов и загадок по теме ПДД.

o

Создание “дорожных ситуаций” на макете улицы: Дети

должны проанализировать и предложить безопасное

решение.

o

Проговаривание правил в игровой форме: “Повтори за

мной: стоп, посмотри, иди”.

3.4. Правила поведения пассажира:

Содержание:

o

Правила поведения в общественном транспорте (автобус):

сидеть спокойно, держаться за поручни, не шуметь.

o

Правила поведения в легковом автомобиле: сидеть в

специальном кресле (если применимо), пристегиваться

ремнем безопасности.

o

Ожидание транспорта: стоять на остановке, а не на краю

проезжей части.

Методы и приемы:

o

Сюжетно-ролевая игра: “Автобус”, “Поездка в гости”.

o

Беседы: “Как вести себя в автобусе?”.

o

Просмотр коротких обучающих роликов.

3.5. Знакомство с дорожными знаками (основные, доступные для

восприятия):

Содержание:

o

“Пешеходный переход” (зеленая фигурка идущего

человека).

o

“Осторожно, дети!” (треугольник с изображением детей).

o

“Движение пешеходов запрещено” (красный круг с

перечеркнутой фигурой человека).

o

“Велосипедная дорожка” (символическое изображение).

Методы и приемы:

o

Рассматривание карточек с дорожными знаками.

o

Дидактические игры: “Найди нужный знак”, “Что означает

этот знак?”.

o

Изготовление знаков из бумаги, картона.

o

Использование знаков в сюжетно-ролевых играх.

4. Методы и приемы обучения ПДД детей средней группы

Выбор методов и приемов обучения должен соответствовать

возрастным особенностям детей 4-5 лет и учитывать принципы ФОП

ДО, направленные на формирование у детей активной позиции и

разностороннее развитие.

Игровые методы:

o

Сюжетно-ролевые игры: “Автобус”, “Пешеходы”,

“Светофор”, “Наши правила”. Использование атрибутов

(рули, фуражки, жилеты, макеты светофоров, дорожные

знаки).

o

Дидактические игры: Игры на развитие внимания (“Найди

дорожный знак”), памяти (“Что изменилось?”), логического

мышления (“Что сначала, что потом?”), закрепление правил

(“Правильно – неправильно”).

o

Подвижные игры: С соблюдением правил дорожного

движения, где педагог выступает в роли регулировщика.

Наглядные методы:

o

Рассматривание иллюстраций, картин, плакатов по

ПДД.

o

Использование макетов улиц, дорог, перекрестков.

o

Демонстрация моделей транспорта, светофора.

o

Просмотр обучающих мультфильмов и коротких

видеороликов.

o

Создание коллажей, стенгазет по теме ПДД.

Словесные методы:

o

Беседы: На основе наблюдений, игровых ситуаций,

рассматривания наглядного материала.

o

Чтение художественной литературы: Стихи, загадки,

короткие рассказы по ПДД.

o

Объяснение правил: Простым, доступным языком, с

конкретными примерами.

o

Составление коротких рассказов: По заданной картинке

или сюжету.

Практические методы:

o

Экскурсии и наблюдения: На безопасном расстоянии

изучать дорожную обстановку.

o

Практические упражнения: По переходу дороги на

импровизированной площадке, по ориентированию на

“улице” из кубиков.

o

Моделирование ситуаций: “Что делать, если…”, “Как

поступит правильно?”.

Метод упражнений: Многократное повторение правил в игровой

форме, чтобы они стали автоматическими.

5. Организация образовательного пространства для изучения

ПДД

Создание специальной предметно-развивающей среды в группе

является ключевым фактором эффективности обучения.

Центр ПДД:

o

Макет улицы/города: С дорогами, тротуарами, домами,

светофором, дорожными знаками, остановками.

o

Транспортные средства: Модели легковых и грузовых

автомобилей, автобусов, спецтехники, велосипеды

(детские).

o

Атрибуты для сюжетно-ролевых игр: Рули, фуражки,

жилеты, жезлы регулировщика, билеты для автобуса, сумки

для пешеходов.

o

Наглядный материал: Карточки с дорожными знаками,

иллюстрации с правилами поведения, плакаты.

o

Светофор: Детская модель светофора, работающая от

батареек, или изготовленная из картона.

o

Книги и развивающие игры по ПДД.

Уголок для наблюдений: Оборудование, позволяющее

наблюдать за дорогой (на безопасном расстоянии, например,

через окно, где видна часть тротуара и проезжей части).

Учебные пособия: Различные наборы карточек, пазлы,

настольные игры, развивающие игры для планшетов (с

ограниченным временем использования).

6. Взаимодействие с родителями

Работа с родителями является неотъемлемой частью системы

обучения ПДД. Родители – первые учителя своих детей, их пример и

последовательность в соблюдении правил имеют огромное значение.

Информирование:

o

Индивидуальные беседы: Обсуждение конкретных

ситуаций, наблюдений, достижений ребенка.

o

Консультации: “Как научить ребенка безопасному

поведению на дороге”, “Роль семьи в профилактике

детского дорожно-транспортного травматизма”.

o

Информационные стенды: Размещение буклетов,

памяток, актуальной информации о ПДД.

o

Родительские собрания: Включение темы ПДД в повестку

дня.

Вовлечение:

o

Совместные акции: “Безопасная дорога в детский сад”

(например, рисунки детей и родителей на тему ПДД,

развешанные по пути следования в детский сад).

o

Практические занятия для родителей: Мастер-классы по

изготовлению атрибутов для игр по ПДД.

o

Привлечение родителей к организации и проведению

досугов и праздников по ПДД.

Пример: Педагоги должны постоянно напоминать родителям о

необходимости личного примера в соблюдении ПДД.

7. Примерный тематический план работы по ПДД на учебный год

(средняя группа)

Сентябрь:

Тема: “Мы – пешеходы!”

Цель: Знакомство с понятием “пешеход”, “тротуар”, “дорога”,

“проезжая часть”. Правило: “По тротуару ходить, по дороге не

играть”.

Мероприятия: Экскурсия по территории ДОО, беседы,

дидактическая игра “Где можно ходить?”, сюжетно-ролевая игра

“Мы – пешеходы”.

Октябрь:

Тема: “Волшебник Светофор”

Цель: Знакомство с сигналами светофора (красный, желтый,

зеленый) и их значением.

Мероприятия: Беседа “Что такое светофор?”, игра “Светофор”,

разучивание стихов, рисование светофора.

Ноябрь:

Тема: “Транспорт вокруг нас”

Цель: Знакомство с различными видами транспорта, их

назначением.

Мероприятия: Рассматривание картинок, моделей транспорта,

дидактическая игра “Что лишнее?”, “Чей транспорт?”, сюжетно-

ролевая игра “Мы – водители и пассажиры”.

Декабрь:

Тема: “Дорога домой – безопасная дорога”

Цель: Правила поведения на остановке общественного

транспорта, в транспорте.

Мероприятия: Беседа “Как вести себя в автобусе?”, сюжетно-

ролевая игра “Автобус”, подвижная игра “Воробушки и

автомобиль” (с правилами).

Январь:

Тема: “Пешеходный переход – наша ‘зебра’”

Цель: Знакомство с понятием “пешеходный переход”, правилами

перехода дороги.

Мероприятия: Рассматривание иллюстраций, игра “Переходи

дорогу правильно”, моделирование ситуации на макете, загадки

о “зебре”.

Февраль:

Тема: “Дорожные знаки – наши помощники”

Цель: Знакомство с основными знаками: “Пешеходный переход”,

“Осторожно, дети!”.

Мероприятия: Дидактическая игра “Найди знак”, “Что означает

знак?”, изготовление знаков.

Март:

Тема: “Опасности на дороге”

Цель: Формирование представлений об опасностях, связанных с

несоблюдением правил (внезапный выход на дорогу, игры у

проезжей части).

Мероприятия: Беседы, разбор игровых ситуаций, просмотр

обучающего видеоролика, подвижная игра “Опасный водитель”

(с элементами предупреждения).

Апрель:

Тема: “Занимательные правила дорожного движения”

Цель: Закрепление изученного материала в игровой форме,

обобщение знаний.

Мероприятия: Интегрированное занятие по ПДД, викторина,

игра-путешествие по городу (на макете).

Май:

Тема: “Повторение и закрепление”

Цель: Систематизация знаний, закрепление навыков

безопасного поведения.

Мероприятия: Сюжетно-ролевая игра “Наш город”, конкурс

рисунков “Безопасная дорога”, праздник ПДД с участием

родителей.

8. Критерии оценки эффективности работы

Оценка эффективности обучения ПДД осуществляется через:

Наблюдение за поведением детей: В повседневной жизни, во

время прогулок, в играх. Оценивается, соблюдают ли дети

правила (например, останавливаются перед “дорогой”, смотрят

по сторонам).

Диагностические игры и упражнения: Оценка правильности

ответов, выполнения инструкций, умения ориентироваться в

дорожных ситуациях.

Анализ продуктов детской деятельности: Рисунки, поделки,

рассказы – как отражается усвоенный материал.

Анкетирование родителей: Для выявления изменений в

поведении детей вне детского сада и оценки их

осведомленности.

Заключение

Формирование основ безопасного поведения на дороге у детей

средней группы детского сада – это сложный, но крайне важный

процесс, требующий системного, комплексного и творческого подхода.

Использование разнообразных методов и приемов, направленных на

максимальное вовлечение детей в игровую деятельность, создание

наглядной и практической базы, а также тесное сотрудничество с

родителями, позволяют не только донести до детей правила

дорожного движения, но и заложить фундамент для формирования у

них осознанного, ответственного и безопасного поведения на дороге

на протяжении всей их жизни. Педагоги и родители, действуя в

едином ключе, могут внести значительный вклад в профилактику

детского дорожно-транспортного травматизма, обеспечив детям

безопасное детство и успешное будущее.



В раздел образования