Напоминание

Технология обучения в сотрудничестве


Автор: Борзенко Анна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19 имени Романа Катасонова
Населённый пункт: Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология обучения в сотрудничестве
Раздел: среднее образование





Назад




Технология обучения в сотрудничестве

Виды групповой работы технологии сотрудничества

(учитель английского языка МБОУ СОШ

19 Борзенко Анна Владимировна)

Идея обучение в сотрудничестве (cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в;

Разработка технологии обучения в

малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании

Дж. Дьюи);

В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами

американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин, университет

Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона, и группой

Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль).

Работа по группам является частью учебной работы в целом. Такая форма организации

вызывает наибольший интерес к изучению иностранного языка, причём каждый ученик в

этом процессе участвует максимально. Работа в группах активизирует деятельность всех

учеников,

содействует

повышению

самостоятельности

и

инициативности

учащихся,

развитию их индивидуальных творческих возможностей.

Для групповой работы характерны следующие черты: отношение каждого ученика к

своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения цели, взаимная

поддержка и требовательность, умение критически и строго относиться к себе, оценивать

свой

личный

успех

или

неудачу

с

позиции

общей

работы,

а

также

проявлять

заинтересованность в её результатах.

Для обучения иноязычному общению необходимо обеспечить речевое взаимодействие

его

участников:

учителя

и

учащихся.

Это

предполагает

выбор

общего

предмета

взаимодействия и организацию как внешнего, так и внутреннего аспектов взаимодействия.

Учитель должен быть не только организатором, но и непосредственным участником

речевого взаимодействия с учащимися.

Для реализации взаимодействия с учащимися необходимо выполнение учителем

следующих

профессиональных

функций:

консультанта,

координатора,

организатора

внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатора, лидера и равноправного

участника общения. При организации групповой работы учитель должен вести наблюдение и

учитывать, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность принимать

решения, индивидуальные особенности каждого члена группы, роли участников общения,

предлагаемые задания и учебный материал, влияют на поведение группы, способствуют или

мешают сотрудничеству, совместной работе.

Учителю необходимо тщательно планировать групповую работу: объяснять её цели,

давать примеры, модели, образцы выполнения. Задания разрабатываются на основе принципа

«информационного неравновесия», с тем чтобы учащиеся были вовлечены в реальную

коммуникацию.

В

условиях

реализации

приёмов,

обеспечивающих

необходимое

речевое

взаимодействие школьников на иностранном языке, активизируется речемыслительная

деятельность всех участников учебной работы, повышается мотивация говорения и

развивающий эффект обучения.

Эффективно организованная форма работы в группах по иностранному языку

способствует также раскрытию и развитию индивидуально-коммуникативных возможностей

каждого учащегося. При общении с тремя – четырьмя одноклассниками ученику

психологически легче выразить мысли языковыми средствами, потому что речевые ошибки

не подлежат в этих случаях жёсткому контролю.

Благодаря работе в группах, состоящих из трёх и более человек, учащиеся получают

возможность многократного включения нового языкового материала в свои высказывания,

трансформации и комбинации его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. В

ходе активного сотрудничества с членами группы, при целенаправленном управлении со

стороны учителя, увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного

речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий.

Примеры языковых игр:

1. Использование различий в точках зрения.

Каждому ученику даётся список незавершённых предложений (так называемый sentence-stem

sheet) и предлагается дополнить их той информацией, которая соответствует его жизненному

опыту, например:

The first thing I do when I come home after classes is…

Just before I go to sleep, I…

Just before guests arrive, I…

As soon as I realize someone is angry with me, I…

The moment I hear the bell ring, I…

Затем учитель распределяет учеников на группы по три человека и предлагает ученикам B и

C в каждой группе угадать, что делает ученик A в ситуациях, представленных с помощью

незавершённых предложений. Ученики должны угадывать до тех пор, пока не приблизятся к

варианту, который соответствует истине. Ученик A либо подтверждает, либо отвергает

высказываемые его товарищами предположения и в заключение сообщает записанный им

вариант. Затем аналогичным образом ученики A и C, A и B пытаются угадать, что делают

ученики B и C в предлагаемых ситуациях, и такой, казалось бы, несложный приём порождает

активный и заинтересованный обмен мнениями между ними.

2. Коммуникативно-языковая игра «Моё представление о тебе» (“My view of you”).

Каждому ученику даётся листок бумаги, на котором написаны имя одного из его товарищей и

несколько незавершённых предложений, и он должен дополнить эти предложения, отразив в

них своё мнение о товарище:

He / she always…

He / she never…

He / she seldom…

He / she often…

He / she usually…

He / she hardly ever…

Затем ученики объединяются в группы по три человека. Одному из учеников предлагается

угадать, что написал об их товарище другой ученик.

Все

приёмы,

описанные

выше,

способствуют

реализации

принципа

личностной

направленности обучения, причём достигается это в эмоционально окрашенной форме.

3. Упражнение с вопросником «Найди кого-то, кто…» (“Find someone who…”):

Plays the guitar;

Often goes to the cinema;

Has three brothers;

Went to bed late last night;

Was born in December.

Учитель предлагает ученикам свободно перемещаться по классу и задавать друг другу

вопросы типа Do you often go to the cinema?, Did you go to bed late last night? При получении

утвердительных ответов они вписывают имена своих товарищей в выданные им вопросники.

В случае отрицательного ответа им не разрешается задавать вопросы тому же ученику.

Работа заканчивается, как только кто-либо из учеников соберёт ответы на все вопросы.

Естественно, при формулировании вопросов учитель должен хорошо знать своих учеников и

ориентироваться на имеющуюся у него информацию о классе.



В раздел образования