Автор: Борзенко Анна Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 19 имени Романа Катасонова
Населённый пункт: Серпухов, Московская область
Наименование материала: статья
Тема: Технология обучения в сотрудничестве
Раздел: среднее образование
Технология обучения в сотрудничестве
Виды групповой работы технологии сотрудничества
(учитель английского языка МБОУ СОШ
№
19 Борзенко Анна Владимировна)
Идея обучение в сотрудничестве (cooperative learning) появилась в 20-х гг ХХ в;
Разработка технологии обучения в
малых группах началась в 1970-е годы (элемент прагматического подхода в образовании
Дж. Дьюи);
В 1980-е годы идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами
американских педагогов (университет Джона Хопкинса – Р. Славин, университет
Миннесота Р. Джонсон и Д. Джонсон, Калифорния – группа Дж. Аронсона, и группой
Шломо Шаран из Тель-Авивского университета, Израиль).
Работа по группам является частью учебной работы в целом. Такая форма организации
вызывает наибольший интерес к изучению иностранного языка, причём каждый ученик в
этом процессе участвует максимально. Работа в группах активизирует деятельность всех
учеников,
содействует
повышению
самостоятельности
и
инициативности
учащихся,
развитию их индивидуальных творческих возможностей.
Для групповой работы характерны следующие черты: отношение каждого ученика к
своему делу как к общему, умение совместно действовать для достижения цели, взаимная
поддержка и требовательность, умение критически и строго относиться к себе, оценивать
свой
личный
успех
или
неудачу
с
позиции
общей
работы,
а
также
проявлять
заинтересованность в её результатах.
Для обучения иноязычному общению необходимо обеспечить речевое взаимодействие
его
участников:
учителя
и
учащихся.
Это
предполагает
выбор
общего
предмета
взаимодействия и организацию как внешнего, так и внутреннего аспектов взаимодействия.
Учитель должен быть не только организатором, но и непосредственным участником
речевого взаимодействия с учащимися.
Для реализации взаимодействия с учащимися необходимо выполнение учителем
следующих
профессиональных
функций:
консультанта,
координатора,
организатора
внутреннего и внешнего аспектов взаимодействия, инициатора, лидера и равноправного
участника общения. При организации групповой работы учитель должен вести наблюдение и
учитывать, каким образом такие факторы, как выбор лидера, способность принимать
решения, индивидуальные особенности каждого члена группы, роли участников общения,
предлагаемые задания и учебный материал, влияют на поведение группы, способствуют или
мешают сотрудничеству, совместной работе.
Учителю необходимо тщательно планировать групповую работу: объяснять её цели,
давать примеры, модели, образцы выполнения. Задания разрабатываются на основе принципа
«информационного неравновесия», с тем чтобы учащиеся были вовлечены в реальную
коммуникацию.
В
условиях
реализации
приёмов,
обеспечивающих
необходимое
речевое
взаимодействие школьников на иностранном языке, активизируется речемыслительная
деятельность всех участников учебной работы, повышается мотивация говорения и
развивающий эффект обучения.
Эффективно организованная форма работы в группах по иностранному языку
способствует также раскрытию и развитию индивидуально-коммуникативных возможностей
каждого учащегося. При общении с тремя – четырьмя одноклассниками ученику
психологически легче выразить мысли языковыми средствами, потому что речевые ошибки
не подлежат в этих случаях жёсткому контролю.
Благодаря работе в группах, состоящих из трёх и более человек, учащиеся получают
возможность многократного включения нового языкового материала в свои высказывания,
трансформации и комбинации его с ранее усвоенным в разнообразных ситуациях общения. В
ходе активного сотрудничества с членами группы, при целенаправленном управлении со
стороны учителя, увеличивается скорость и интенсивность приобретения иноязычного
речевого опыта, уверенность и безошибочность выполнения речевых действий.
Примеры языковых игр:
1. Использование различий в точках зрения.
Каждому ученику даётся список незавершённых предложений (так называемый sentence-stem
sheet) и предлагается дополнить их той информацией, которая соответствует его жизненному
опыту, например:
The first thing I do when I come home after classes is…
Just before I go to sleep, I…
Just before guests arrive, I…
As soon as I realize someone is angry with me, I…
The moment I hear the bell ring, I…
Затем учитель распределяет учеников на группы по три человека и предлагает ученикам B и
C в каждой группе угадать, что делает ученик A в ситуациях, представленных с помощью
незавершённых предложений. Ученики должны угадывать до тех пор, пока не приблизятся к
варианту, который соответствует истине. Ученик A либо подтверждает, либо отвергает
высказываемые его товарищами предположения и в заключение сообщает записанный им
вариант. Затем аналогичным образом ученики A и C, A и B пытаются угадать, что делают
ученики B и C в предлагаемых ситуациях, и такой, казалось бы, несложный приём порождает
активный и заинтересованный обмен мнениями между ними.
2. Коммуникативно-языковая игра «Моё представление о тебе» (“My view of you”).
Каждому ученику даётся листок бумаги, на котором написаны имя одного из его товарищей и
несколько незавершённых предложений, и он должен дополнить эти предложения, отразив в
них своё мнение о товарище:
He / she always…
He / she never…
He / she seldom…
He / she often…
He / she usually…
He / she hardly ever…
Затем ученики объединяются в группы по три человека. Одному из учеников предлагается
угадать, что написал об их товарище другой ученик.
Все
приёмы,
описанные
выше,
способствуют
реализации
принципа
личностной
направленности обучения, причём достигается это в эмоционально окрашенной форме.
3. Упражнение с вопросником «Найди кого-то, кто…» (“Find someone who…”):
Plays the guitar;
Often goes to the cinema;
Has three brothers;
Went to bed late last night;
Was born in December.
Учитель предлагает ученикам свободно перемещаться по классу и задавать друг другу
вопросы типа Do you often go to the cinema?, Did you go to bed late last night? При получении
утвердительных ответов они вписывают имена своих товарищей в выданные им вопросники.
В случае отрицательного ответа им не разрешается задавать вопросы тому же ученику.
Работа заканчивается, как только кто-либо из учеников соберёт ответы на все вопросы.
Естественно, при формулировании вопросов учитель должен хорошо знать своих учеников и
ориентироваться на имеющуюся у него информацию о классе.