Автор: Максимюк Инга Бонифатьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №25
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.
Раздел: начальное образование
Максимюк Инга Бонифатьевна
Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации
личности в общеобразовательном пространстве.
Введение
В душе каждого ребёнка есть скрытые струны, которые звучат, если их коснуться умело.
В.А. Сухомлинский
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования ставит перед учителями задачу формирования у учащихся универсальных
учебных действий. Важную роль в этом процессе играет проектная деятельность. Дети от
природы любознательны, им интересно всё вокруг: исследовать, изучать,
экспериментировать. Это их врождённые исследовательские качества.
С возрастом исследовательская деятельность становится более избирательной: дети
изучают только то, что их действительно интересует. В школе же приходится осваивать
множество предметов, заданных программами и стандартами. Раньше считалось, что
исследовательские способности нужны лишь узкому кругу специалистов: учёным,
разведчикам, следователям, журналистам. Но современный мир меняется так быстро, что
для выживания человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому
исследовательские методы обучения становятся всё более востребованными.
Как пробудить у ребёнка интерес к новому? Как развить у него способность задавать
вопросы, наблюдать, экспериментировать? Как научить его видеть проблемы,
формулировать гипотезы, делать выводы? Эти вопросы актуальны не только для
образования, но и для воспитания. Исследовательские методы активно изучали и
применяли ещё в начале прошлого века такие выдающиеся педагоги, как И.Г. Автухов,
С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Б.В. Всесвятский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В.
Занков.
Развитие познавательных интересов ребёнка во многом зависит от его вовлечённости в
творческий поиск, самостоятельное открытие новых знаний. Каждый самостоятельно
сделанный вывод, каждая пережитая ситуация — всё это формирует самооценку и
самосознание личности.
В современном мире, где технологии развиваются стремительно, человек должен обладать
высокой технологической культурой. Начинать развивать эти качества нужно с младшего
школьного возраста. Исследовательская деятельность — один из ключевых способов
формирования творческих качеств личности.
Актуальность темы заключается в том, что исследовательская деятельность позволяет
проявить себя как учителю, так и учащимся. Она способствует развитию и
индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний.
Мои цели:
Внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс по
образовательной системе «Школа России».
Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через
совершенствование навыков исследовательского поведения.
Формирование умения самостоятельно добывать знания, определять способы
решения учебных задач, проявлять инициативу в постановке гипотез и поиске
доказательств.
Для достижения этих целей я поставила следующие задачи:
Изучить научно-методическую литературу по теме.
Выявить эффективные педагогические приёмы для обучения исследовательской
деятельности.
Сформировать у учащихся представление об исследовании как ведущем способе
учебной деятельности и стиле жизни.
Разработать систему организации учебно-исследовательской деятельности в
начальной школе.
Исследовательская работа в начальной школе требует систематической направляющей,
стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача учителя — увлечь
детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Важно
также привлечь родителей к участию в школьных делах ребёнка.
Исследовательская деятельность может применяться в образовательных областях
начальной и старшей школы, а также в воспитательной работе.
1. Организация исследовательской деятельности в начальной школе
Сегодня активно обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества
образования. Выпускник современной школы должен обладать практико-
ориентированными знаниями для успешной адаптации в обществе. Для этого необходимо
перейти от классического формирования знаний и навыков к развитию личности.
Ведущую роль в этом процессе должны играть творческие методы обучения, среди
которых особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по
теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в основном на старшеклассников,
чьи предметные интересы уже сформированы. Однако именно в начальной школе
необходимо закладывать фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и
самостоятельной деятельности учащихся.
Учебное исследование младшего школьника включает основные элементы: выделение
проблемы, выработку гипотез, поиск решений, сбор и анализ данных, подготовку и
защиту итогового продукта.
Этапы исследовательской работы:
Подготовительный
Основной
Заключительный
При использовании исследовательских методов в обучении младших школьников я
выявила несколько особенностей. Во-первых, нельзя «нагружать» детей темой
исследования. Хотя они от природы исследователи, на первых порах их нужно учить
выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать и проводить эксперименты. Во-
вторых, большинство детей не могут вести исследования длительное время. Некоторые
выбирают тему и делают доклад сразу, другие — с азартом ищут информацию.
Как научить детей работать над исследованием? Я должна быть увлечённой, любить то,
что делаю, и делиться этой любовью с учениками. Важно создать проблемную ситуацию,
доступную для понимания детей, заинтересовать их темой исследования и поддерживать
любознательность.
2. Система организации исследовательской деятельности
Развивать весь комплекс свойств для работы над исследованием сразу невозможно. Это
длительная и целенаправленная работа. Поэтому важно, чтобы исследовательская
деятельность стала системой, формирующей потребность в творческой деятельности и
развивающей интеллектуальные и творческие возможности ребёнка.
Для привлечения родителей я планирую провести родительское собрание на тему
«Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». Я покажу им результаты
исследовательских работ бывших учеников, чтобы они могли представить, каким может
быть результат такой деятельности.
Работая с детьми, я приучаю их к слову «исследование». Мы задаём вопросы, ищем
ответы, описываем шаги, наблюдаем, экспериментируем и делаем выводы. В
подготовительный период мы вместе выбираем тему, определяем задачи и собираем
информацию о предмете исследования.
Для сбора информации я предлагаю детям различные формы поиска:
Подумать самостоятельно
Просмотреть книги и издания
Спросить у других людей
Просмотреть телематериалы
Использовать интернет
Провести эксперимент
Обучая первоклассников исследовательским навыкам, я предлагаю им эти методы в виде
карточек с символическим изображением. Графические символы помогают детям легко
усвоить методы исследовательской деятельности.
С первого класса почти все работы носят коллективный характер. Тематика определяется
учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей
работать в коллективе и ставить общие интересы выше своих.
Я также вовлекаю в исследовательскую деятельность родителей. Многие родители
никогда не имели возможности участвовать в таких делах. Я даю им возможность
сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Это
становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они помогают
детям делать фотографии, подбирать информацию, готовить защиту работы.
Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети слишком малы для
проектирования. Однако включать школьников в проектную деятельность можно
постепенно, начиная с доступных творческих заданий на уроках обучения грамоте,
окружающего мира, трудового обучения и во внеурочное время. В 3-4 классах учащиеся
уже с интересом выполняют сложные проекты и проводят коллективные научные
исследования.
Темы проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним
областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим
школьникам и значимая для них.
Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком в 1 классе,
одной-двумя неделями во 2 классе и постепенно переходить к долгосрочным проектам,
рассчитанным на месяц, четверть, полугодие в 3-4 классах.
Формируя навыки исследовательской и проектной деятельности, учителю следует
выстраивать работу от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов
к групповым и общеклассным. Родители должны помогать советом, информацией,
проявлять заинтересованность, но не выполнять часть работы детей.
В начальной школе могут быть эффективны следующие типы проектов:
Творческие проекты (декламация стихов, исполнение песен, инсценировки, выпуск
газеты, съёмки фильма и т.д.)
Ролевые, игровые проекты
Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты
Практико-ориентированные (прикладные) проекты
Исследовательские проекты
Работа над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скромная
координация позволяет решить ряд педагогических задач: сформировать умения вести
творческий процесс самостоятельно, дать опыт «дипломатических переговоров».
Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как
особое направление внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и
закрепление знаний, умений и навыков, но её перспективная цель — развитие
исследовательской и творческой активности детей.
Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с диагностики
интересов и склонностей обучающихся. На основе данных я спланировала дальнейшую
работу. Важно строить деятельность в сотрудничестве с родителями.
Для каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и
исследовательские работы, отражаются результаты деятельности. Я познакомила детей с
понятием проекта и теоретическим материалом, а затем проинформировала родителей.
Первый проект был посвящён теме «Мой четвероногий друг». Дети волновались, но
активно участвовали. Я применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и
окружающего мира. Дети оформляли проекты по-разному: кто-то в бумажном варианте,
кто-то — в виде презентаций.
От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивали речь, память,
учились оценивать себя и выступления одноклассников. В основном дети выполняли
индивидуальные и групповые проекты. Темы выбираю с учётом программного материала
и интересов учащихся. Это помогает проектам способствовать расширению знаний и
применению их на практике.
В 1 классе мы начали создавать «свою» азбуку. Дети делали портреты любимых букв,
искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. Родители помогали
находить загадки и картинки. Каждый ученик собирал свой материал. В итоге получилась
своя азбука. Мы делали это на уроках обучения грамоте, выделяя несколько минут. Позже
мы выполняли проекты по внеклассному чтению, посвящённые произведениям русских
поэтов о родине.
Во втором классе дети ставили опыты и наблюдали за развитием растений. Результаты
оформляли в виде рисунков и таблиц. По технологии выполняли проекты: «Сказка из
пластилина», «Путешествие колобка», «В мире животных».
Темы усложняются от класса к классу, работать одному становится труднее, поэтому
возникает необходимость групповой работы. Я учу детей работать в группах, искусству
общения и взаимодействия. Учу работать с книгами в библиотеке, искать информацию в
интернете, оформлять проекты и защищать их. Использую индивидуальную работу с
учащимися.
Итогом четырёхлетней работы должны стать исследования, которые будут защищаться на
школьных и районных научно-практических конференциях. Ученики моего класса
представляли работы: «Не имя красит человека, а человек имя», «Семь чудес моего села»,
«Автомобили моего села», «Самый старый дом моего села», «Как цвет влияет на характер
человека».
Заключение
Анализ работы по технологии учебного исследования показывает:
Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение
учащихся.
Расширяется кругозор школьников в предметных областях.
Учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, что
способствует саморазвитию, самоанализу, самоопределению, самоорганизации,
самоконтролю и самооценке.
Использование метода проектов повышает вероятность творческого развития учащихся,
соединяет теорию и практику, делает теорию более интересной и реальной. Развивается
активность учащихся, что приводит к большей самостоятельности, укрепляется чувство
социальной ответственности. Дети на занятиях испытывают радость.
Дети приходят в школу учиться, и исследовательская и проектная деятельность позволяют
достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.