Напоминание

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.


Автор: Максимюк Инга Бонифатьевна
Должность: учитель
Учебное заведение: МБОУ СШ №25
Населённый пункт: ХАНТЫ-МАНСИЙСКИЙ-ЮГРА АВТОНОМНЫЙ ОКРУГ, НИЖНЕВАРТОВСК
Наименование материала: статья
Тема: Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации личности в общеобразовательном пространстве.
Раздел: начальное образование





Назад




Максимюк Инга Бонифатьевна

Исследовательская деятельность учащихся как средство реализации

личности в общеобразовательном пространстве.

Введение

В душе каждого ребёнка есть скрытые струны, которые звучат, если их коснуться умело.

В.А. Сухомлинский

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего

образования ставит перед учителями задачу формирования у учащихся универсальных

учебных действий. Важную роль в этом процессе играет проектная деятельность. Дети от

природы любознательны, им интересно всё вокруг: исследовать, изучать,

экспериментировать. Это их врождённые исследовательские качества.

С возрастом исследовательская деятельность становится более избирательной: дети

изучают только то, что их действительно интересует. В школе же приходится осваивать

множество предметов, заданных программами и стандартами. Раньше считалось, что

исследовательские способности нужны лишь узкому кругу специалистов: учёным,

разведчикам, следователям, журналистам. Но современный мир меняется так быстро, что

для выживания человеку всё чаще приходится проявлять поисковую активность. Поэтому

исследовательские методы обучения становятся всё более востребованными.

Как пробудить у ребёнка интерес к новому? Как развить у него способность задавать

вопросы, наблюдать, экспериментировать? Как научить его видеть проблемы,

формулировать гипотезы, делать выводы? Эти вопросы актуальны не только для

образования, но и для воспитания. Исследовательские методы активно изучали и

применяли ещё в начале прошлого века такие выдающиеся педагоги, как И.Г. Автухов,

С.Т. Шацкий, Л.С. Выготский, Б.В. Всесвятский, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и Л.В.

Занков.

Развитие познавательных интересов ребёнка во многом зависит от его вовлечённости в

творческий поиск, самостоятельное открытие новых знаний. Каждый самостоятельно

сделанный вывод, каждая пережитая ситуация — всё это формирует самооценку и

самосознание личности.

В современном мире, где технологии развиваются стремительно, человек должен обладать

высокой технологической культурой. Начинать развивать эти качества нужно с младшего

школьного возраста. Исследовательская деятельность — один из ключевых способов

формирования творческих качеств личности.

Актуальность темы заключается в том, что исследовательская деятельность позволяет

проявить себя как учителю, так и учащимся. Она способствует развитию и

индивидуализации личности, а также формированию мотивации к получению знаний.

Мои цели:

Внедрение элементов исследовательской деятельности в учебный процесс по

образовательной системе «Школа России».

Развитие интеллектуально-творческого потенциала младших школьников через

совершенствование навыков исследовательского поведения.

Формирование умения самостоятельно добывать знания, определять способы

решения учебных задач, проявлять инициативу в постановке гипотез и поиске

доказательств.

Для достижения этих целей я поставила следующие задачи:

Изучить научно-методическую литературу по теме.

Выявить эффективные педагогические приёмы для обучения исследовательской

деятельности.

Сформировать у учащихся представление об исследовании как ведущем способе

учебной деятельности и стиле жизни.

Разработать систему организации учебно-исследовательской деятельности в

начальной школе.

Исследовательская работа в начальной школе требует систематической направляющей,

стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главная задача учителя — увлечь

детей, показать значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах. Важно

также привлечь родителей к участию в школьных делах ребёнка.

Исследовательская деятельность может применяться в образовательных областях

начальной и старшей школы, а также в воспитательной работе.

1. Организация исследовательской деятельности в начальной школе

Сегодня активно обсуждается вопрос о создании условий для повышения качества

образования. Выпускник современной школы должен обладать практико-

ориентированными знаниями для успешной адаптации в обществе. Для этого необходимо

перейти от классического формирования знаний и навыков к развитию личности.

Ведущую роль в этом процессе должны играть творческие методы обучения, среди

которых особое место занимает исследовательская деятельность. Изучив материалы по

теме, я пришла к выводу, что методика ориентирована в основном на старшеклассников,

чьи предметные интересы уже сформированы. Однако именно в начальной школе

необходимо закладывать фундамент знаний, умений и навыков активной, творческой и

самостоятельной деятельности учащихся.

Учебное исследование младшего школьника включает основные элементы: выделение

проблемы, выработку гипотез, поиск решений, сбор и анализ данных, подготовку и

защиту итогового продукта.

Этапы исследовательской работы:

Подготовительный

Основной

Заключительный

При использовании исследовательских методов в обучении младших школьников я

выявила несколько особенностей. Во-первых, нельзя «нагружать» детей темой

исследования. Хотя они от природы исследователи, на первых порах их нужно учить

выявлять проблемы, разрабатывать гипотезы, наблюдать и проводить эксперименты. Во-

вторых, большинство детей не могут вести исследования длительное время. Некоторые

выбирают тему и делают доклад сразу, другие — с азартом ищут информацию.

Как научить детей работать над исследованием? Я должна быть увлечённой, любить то,

что делаю, и делиться этой любовью с учениками. Важно создать проблемную ситуацию,

доступную для понимания детей, заинтересовать их темой исследования и поддерживать

любознательность.

2. Система организации исследовательской деятельности

Развивать весь комплекс свойств для работы над исследованием сразу невозможно. Это

длительная и целенаправленная работа. Поэтому важно, чтобы исследовательская

деятельность стала системой, формирующей потребность в творческой деятельности и

развивающей интеллектуальные и творческие возможности ребёнка.

Для привлечения родителей я планирую провести родительское собрание на тему

«Почему младшему школьнику полезно быть исследователем». Я покажу им результаты

исследовательских работ бывших учеников, чтобы они могли представить, каким может

быть результат такой деятельности.

Работая с детьми, я приучаю их к слову «исследование». Мы задаём вопросы, ищем

ответы, описываем шаги, наблюдаем, экспериментируем и делаем выводы. В

подготовительный период мы вместе выбираем тему, определяем задачи и собираем

информацию о предмете исследования.

Для сбора информации я предлагаю детям различные формы поиска:

Подумать самостоятельно

Просмотреть книги и издания

Спросить у других людей

Просмотреть телематериалы

Использовать интернет

Провести эксперимент

Обучая первоклассников исследовательским навыкам, я предлагаю им эти методы в виде

карточек с символическим изображением. Графические символы помогают детям легко

усвоить методы исследовательской деятельности.

С первого класса почти все работы носят коллективный характер. Тематика определяется

учителем, но каждый ученик вносит свой вклад в общую работу. Это приучает детей

работать в коллективе и ставить общие интересы выше своих.

Я также вовлекаю в исследовательскую деятельность родителей. Многие родители

никогда не имели возможности участвовать в таких делах. Я даю им возможность

сблизиться со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Это

становится для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они помогают

детям делать фотографии, подбирать информацию, готовить защиту работы.

Проекты в младших классах — это проблематично, так как дети слишком малы для

проектирования. Однако включать школьников в проектную деятельность можно

постепенно, начиная с доступных творческих заданий на уроках обучения грамоте,

окружающего мира, трудового обучения и во внеурочное время. В 3-4 классах учащиеся

уже с интересом выполняют сложные проекты и проводят коллективные научные

исследования.

Темы проектов лучше выбирать из содержания учебных предметов или близких к ним

областей. Для проекта требуется личностно значимая проблема, знакомая младшим

школьникам и значимая для них.

Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком в 1 классе,

одной-двумя неделями во 2 классе и постепенно переходить к долгосрочным проектам,

рассчитанным на месяц, четверть, полугодие в 3-4 классах.

Формируя навыки исследовательской и проектной деятельности, учителю следует

выстраивать работу от однопредметных проектов к межпредметным, от личных проектов

к групповым и общеклассным. Родители должны помогать советом, информацией,

проявлять заинтересованность, но не выполнять часть работы детей.

В начальной школе могут быть эффективны следующие типы проектов:

Творческие проекты (декламация стихов, исполнение песен, инсценировки, выпуск

газеты, съёмки фильма и т.д.)

Ролевые, игровые проекты

Ознакомительно-ориентировочные (информационные) проекты

Практико-ориентированные (прикладные) проекты

Исследовательские проекты

Работа над проектом требует особого внимания и контроля со стороны учителя. Скромная

координация позволяет решить ряд педагогических задач: сформировать умения вести

творческий процесс самостоятельно, дать опыт «дипломатических переговоров».

Я рассматриваю организацию учебных исследований с младшими школьниками как

особое направление внеклассной работы. Такая работа ориентирована на углубление и

закрепление знаний, умений и навыков, но её перспективная цель — развитие

исследовательской и творческой активности детей.

Работу по организации проектно-исследовательской деятельности я начала с диагностики

интересов и склонностей обучающихся. На основе данных я спланировала дальнейшую

работу. Важно строить деятельность в сотрудничестве с родителями.

Для каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и

исследовательские работы, отражаются результаты деятельности. Я познакомила детей с

понятием проекта и теоретическим материалом, а затем проинформировала родителей.

Первый проект был посвящён теме «Мой четвероногий друг». Дети волновались, но

активно участвовали. Я применяла метод проектов на уроках внеклассного чтения и

окружающего мира. Дети оформляли проекты по-разному: кто-то в бумажном варианте,

кто-то — в виде презентаций.

От урока к уроку, от проекта к проекту дети набирались опыта, развивали речь, память,

учились оценивать себя и выступления одноклассников. В основном дети выполняли

индивидуальные и групповые проекты. Темы выбираю с учётом программного материала

и интересов учащихся. Это помогает проектам способствовать расширению знаний и

применению их на практике.

В 1 классе мы начали создавать «свою» азбуку. Дети делали портреты любимых букв,

искали слова на эту букву, животных, придумывали предложения. Родители помогали

находить загадки и картинки. Каждый ученик собирал свой материал. В итоге получилась

своя азбука. Мы делали это на уроках обучения грамоте, выделяя несколько минут. Позже

мы выполняли проекты по внеклассному чтению, посвящённые произведениям русских

поэтов о родине.

Во втором классе дети ставили опыты и наблюдали за развитием растений. Результаты

оформляли в виде рисунков и таблиц. По технологии выполняли проекты: «Сказка из

пластилина», «Путешествие колобка», «В мире животных».

Темы усложняются от класса к классу, работать одному становится труднее, поэтому

возникает необходимость групповой работы. Я учу детей работать в группах, искусству

общения и взаимодействия. Учу работать с книгами в библиотеке, искать информацию в

интернете, оформлять проекты и защищать их. Использую индивидуальную работу с

учащимися.

Итогом четырёхлетней работы должны стать исследования, которые будут защищаться на

школьных и районных научно-практических конференциях. Ученики моего класса

представляли работы: «Не имя красит человека, а человек имя», «Семь чудес моего села»,

«Автомобили моего села», «Самый старый дом моего села», «Как цвет влияет на характер

человека».

Заключение

Анализ работы по технологии учебного исследования показывает:

Усвоение алгоритма научного исследования формирует научное мировоззрение

учащихся.

Расширяется кругозор школьников в предметных областях.

Учащиеся вооружаются универсальными способами учебной деятельности, что

способствует саморазвитию, самоанализу, самоопределению, самоорганизации,

самоконтролю и самооценке.

Использование метода проектов повышает вероятность творческого развития учащихся,

соединяет теорию и практику, делает теорию более интересной и реальной. Развивается

активность учащихся, что приводит к большей самостоятельности, укрепляется чувство

социальной ответственности. Дети на занятиях испытывают радость.

Дети приходят в школу учиться, и исследовательская и проектная деятельность позволяют

достичь максимального эффекта. Роль преподавателя — помочь детям в этом.



В раздел образования