Напоминание

«Применение игр для обучения говорению на английском языке в рамках подготовки к Общему государственному экзамену».


Автор: Латушкина Диана Андреевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: ГБОУ "ОШ №11 ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНА ГОРОДСКОГО ОКРУГА СНЕЖНОЕ" ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Населённый пункт: город Снежное
Наименование материала: Статья
Тема: «Применение игр для обучения говорению на английском языке в рамках подготовки к Общему государственному экзамену».
Раздел: среднее образование





Назад




ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ШКОЛА № 11 ИМЕНИ АНДРЕЯ СТЕНИНАГОРОДСКОГО

ОКРУГА СНЕЖНОЕ»

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

Методическая идея представляет собой:

«Применение игр для

обучения говорению на английском языке в рамках подготовки к Общему

государственному экзамену».

Актуальность идеи закачается в том, что обучение говорению

представляет сложный процесс на протяжении всего периода преподавания

иностранного

языка.

В

рамках

подготовки

к

устной

части

общего

государственного экзамена (ОГЭ) предполагается комплексное развитие у

учащихся навыков диалогической и монологической речи по определенным

темам. Одним из эффективных и перспективных способов обучения

говорению является использование игр, которые позволяют учащимся не

только улучшить свои навыки говорения, но и повысить мотивацию к

изучению языка.

Игры могут быть использованы для улучшения памяти и внимания

учеников, помогать снять напряжение, а также улучшать их личностные

качества. Также игра может помочь в создании благоприятной и комфортной

обстановке для общения, что может помочь учащимся преодолеть языковой

барьер, так как во время игры ученик может практиковать свои навыки

говорения в ситуациях, приближенных к реальным. Более того, игра может

быть адаптирована под индивидуальные интересы учащихся и уровень их

знаний, что может гарантировать эффективность при обучении говорению на

уроках английского языка.

Обучение иноязычному говорению представляет собой важную задачу

в процессе изучения иностранного языка, поскольку способствует развитию

коммуникативных навыков и умению выражать мысли на нем. Для

достижения этой цели необходимо создание ситуаций, где учащиеся могут

применять свои знания. Кроме того, важно проведение обучения на

различных уровнях сложности, начиная с простых диалогов и заканчивая

более сложными формами дискурса, чтобы учащиеся могли постепенно

расширять свои умения. Методика включает разные подходы, такие как

«сверху вниз» и «снизу вверх», выбор которых зависит от возраста, уровня

подготовки и целей обучения.

В рамках своей деятельности на основе анализа теоретической

литературы было мною был выбран метод игры как один из способов

обучения речевой деятельности, в развлекательной форме реализующий в

себе обучающую, воспитательную и социокультурную функции. Были

выделены пять видов учебных игр, использующихся для достижения

различных образовательных целей при обучении английскому языку.

Применение игр на уроках иностранного языка не только служит

средством развлечения, но и является эффективным способом поддержания

традиционных методов обучения. Игры также способствуют развитию

навыков говорения во время внеурочных занятий, что позволяет экономить

учебное время и повышает мотивацию учащихся к изучению иностранного

языка. Проведение занятий с использованием игр создает условия для более

глубокого овладения языковыми знаниями, умениями и навыками в процессе

обучения учащихся, поскольку они активно применяют полученные знания в

игровой форме, что способствует их лучшему усвоению.

Анализ заданий по говорению на общем государственном экзамене по

английскому языку, критериев оценивания и рекомендаций по подготовке

подчеркивает

важность

развития

навыков

иноязычного

говорения

у

учеников. Это умение оказывает существенное влияние на успешную сдачу

экзаменов и достижение хороших результатов. Овладение стратегиями по

развитию умения четко и ясно выражать мысли является важным аспектом

подготовки к экзамену, поскольку это позволяет учащимся эффективно

общаться на английском языке в различных ситуациях и контекстах.

Мною была разработана настольная игра под названием "Language

Eaters". Данная настольная игра направлена на отработку навыков говорения,

как диалогической, так и монологической речи. Также, в рамках проведения

настольной игры, существует возможность выполнить задания в формате

устной части ОГЭ разделов 2 и 3, а также осуществить самостоятельную

оценку по критериям оценивания ФИПИ в игровой форме.

Проведение

игры

было

разделено

на

несколько

этапов.

Подготовительный этап подразумевает информирование и подготовку

материалов, необходимых для проведения игры.

В процессе информирования ученикам объявляют о том, что будет

проведена настольная игра, целью которой является пройти «таможню»,

отвечая на вопросы и быть готовым подготовить монолог на любую тему.

Далее учитель погружает учеников в контекст проводимой игры, объясняя

сюжет и правила, параллельно отвечая на все возникающие вопросы. Легенда

игры следующая: глубоко-глубоко в галактике живут инопланетяне, которые

питаются не обычной пищей, а различными языками и диалектами с других

планет. Однажды инопланетяне узнали, что существует такая планета —

Земля, на которой существует огромное количество вкусных языков. Они

решили отправиться туда в качестве «космических туристов», чтобы

попробовать все возможные языки планеты Земля. Для того, чтобы попасть

туда им нужно пройти строгий контроль на межгалактической «таможне».

Суть игры состоит в том, что ученики берут на себя роль «пришельцев»,

которые пытаются притвориться «космическими туристами» и попасть на

планету Земля, но для этого им надо пройти «таможню». В роли

«таможенника»

выступает

непосредственно

учитель.

Задача

учеников

заключается в том, чтобы ответить на три подготовленных на карточках

вопроса (что соответствует Заданию 2 ОГЭ), которые задаёт учитель.

После ответа на каждый из трех вопросов данного этапа, ученик

вытягивает другую карточку и берет лист с критериями оценки задания

следующего этапа, тем самым переходя на второй этап «таможни». На

карточке написано форматное задание части «Говорение» ОГЭ (монолог на

заданную тему), которое ученику необходимо подготовить в течение

определенного количества времени и сдать «таможеннику». Задания первого

и второго этапов проверяет учитель согласно критериям оценивания ОГЭ

(один балл за каждый правильный вопрос в «интервью» и максимально

возможное количество баллов за «монолог» 7, выставление баллов на основе

критериев оценивания ФИПИ). Ученикам начисляются очки соответственно

баллам, полученным за выполнение заданий. Если ученик получил меньше

семи очков из десяти (суммарный балл двух заданий), то он не проходит

таможню, соответственно, проигрывает.

Баллы начисляются следующим образом: один балл за каждый

правильно отвеченный вопрос (макс 3 балла за первый этап), семь баллов

можно максимально получить за монолог, также есть возможность получить

очки не только за правильные ответы и развернутый, логично связанный

монолог, но и за правильную оценку другого участника по критериям ФИПИ

с опорой на выданные ему критерии оценки.

В ходе подготовительного этапа учителю

необходимо провести

подготовку следующего раздаточного материала: карточек с темами для

монологического высказывания и критериями оценивания для монолога, а

для себя карточки со случайными вопросами, которые будет задавать

ученикам.

Приложение 1 для игры состоит из набора карточек с форматными

вопросами второго задания блока «Говорение». В рамках данного этапа игры

происходит подготовка к Заданию 2, практика ответов на вопросы.

Информация, содержащаяся в карточке из Приложения 2, представляет

собой Задание 3 из блока «Говорение». В таком формате, выполнение

данного задания не снижает мотивацию учащихся, при этом развивая навык

монологического высказывания и поощряя использование лексических

единиц, изученных ранее на занятиях. Прилагающийся к карточке лист с

критериями оценки монолога (Приложение 3) является опорным материалом

при подготовке и оценке монологических высказываний других учащихся.

Данное

приложение

необходимо

для

поощрения

конструктивной

и

качественной оценки и самооценки задания формата ОГЭ, знакомства

учеников с требованиями экзамена в игровой форме.

Перейдем

к

рассмотрение

непосредственно

этапа

проведения

настольной игры. На проведение игры отводится 25-30 минут урока, таким

образом группа из 10-14 человек сможет завершить все этапы игры. На

проведение первого этапа отводится 5-7 минут, второй этап занимает 20-25

минут. Учащиеся, в порядке очереди, подходят к «таможеннику» в лице

учителя, выбирают карточку и отвечают на вопросы. Затем, ответив на

каждый из трех вопросов, ученик тянет карточку второго этапа, забирает

лист

с

критериями

оценки

данного

задания

и

идет

готовиться

к

монологическому высказыванию, ожидая, пока последний ученик завершит

прохождение первого этапа. Задание монолога для каждого ученика

уникальное, в рамках перечня пройденных на предыдущих занятиях тем. Во

время представления подготовленного монолога одним из учащихся,

остальным

предоставляется

возможность

оценить

его

высказывание,

опираясь на выданные каждому критерии оценки. Оценка, выставленная

учащимся, которая будет совпадать с оценкой «таможенника», приводит к

начислению дополнительного балла лично игроку. Ученики, получившие

меньше семи очков из десяти (суммарный балл двух заданий), не проходят

таможню, соответственно, проигрывают.

В рамках после игрового этапа (рефлексии) учитель подводит итоги

игры, озвучив от лица «таможенника», кто из учеников смог пройти, а кто не

справился с заданием, при этом указывает на то, какие ошибки были

допущены у учащихся.

К преимуществам настольной игры «Language Eaters» можно отнести:

- Активизация лексики. Вопросы на карточках охватывают темы,

указанные в кодификаторе ОГЭ, что побуждает учеников использовать ранее

изученную лексику по темам.

- Развитие навыка слушания. Неотъемлемой частью Задания 2 ОГЭ

является озвучивание вопроса только один раз перед ответом на него.

Развитие навыка слушания происходит в результате прослушивания ответов

одноклассников, выявления ошибок и попытки оценивания по критериям

ОГЭ.

- Коррекция ошибок. Исправляя ошибки у учащихся, учитель помогает

ученикам понимать, что они делают неправильно, и мотивирует улучшать

свои навыки говорения. Коррекция ошибок производится после игры и

оглашения результатов.

- Разнообразие тематик. В игре «Language Eaters» встречаются темы,

которые вызывают наибольшее затруднение при сдаче на экзамене. К

данным темам относятся: экология, хобби, медицина, технологии. У учителя

существует возможность выбора тем.

- Знакомство с форматом Заданий 2 и 3 раздела «Говорение» ОГЭ и

критериями их оценивания.

- Низкая стоимость, не нужно покупать непосредственно игру, учитель

может разработать ее сам. Необходимыми для покупки являются: ножницы,

бумага, фломастеры/карандаши/ручки.

Описанные

выше

преимущества

разработанной

образовательной

настольной

игры,

направленной

на

развитие

монологической

и

диалогической речи в рамках подготовки к ОГЭ позволяют применять ее в

процессе обучения.



В раздел образования