Автор: Иванова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО№2
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Влияние духовно-нравственного воспитания на формирование дружеских отношений в коллективе"
Раздел: дошкольное образование
« Птица сильна крыльями, а человек дружбой»
(русская народная пословица)
Наблюдая за детьми во время общения мною было замечено, что
не все дети умеют дружно играть, строить между собой отношения,
некоторым тяжело договариваться без драки, ссор, обид.
В совместной деятельности у многих возникают трудности, когда
надо уступить или видя затруднение другого предложить свою
помощь. Дети не могут, в силу возраста, определить настроение
другого человека и оказать поддержку, помощь тому ребёнку,
который в ней нуждается в данный момент.
Проблема становления межличностного общения на основе
человеческих отношений связана с дефицитом воспитанности,
доброты, культуры, неустойчивых нравственных критерий в
воспитании ребенка в сегодняшних условиях. Необходимость
раннего формирования положительного опыта общения детей
обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному
возникновению у детей негативных форм поведения, к ненужным
конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт,
выбирать уместные способы общения со сверстниками, со
взрослыми, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к
ним, соблюдать разговаривая этикет, умение слушать товарища
Опираясь на наблюдение за детским коллективом (группой) могу
сказать, что в последнее время стало больше детей с повышенной
агрессивностью, неумением уступать, сочувствовать, радоваться
успехам товарища. И поскольку именно в детском возрасте
складываются основные этические инстанции, формируются и
укрепляются отношения к себе и другому, важно вовремя уделить
этому внимание и научить детей ладить друг с другом – дружить.
Научить ребёнка дружить – это прежде всего научить помогать,
сочувствовать, уважать мнение другого, быть щедрым и
внимательным.
Основными условиями воспитания дружеских отношений в
коллективе являются: создание эмоционально-положительного
климата, моделирование педагогических ситуаций, которые
позволяют детям проявлять добрые чувства к окружающим.
Я наметила и реализовала план работы, способствующий
формированию и развитию коммуникативных способностей и
дружеских отношений у детей. Уточнила и закрепила
представление детей о дружбе. Способствовала созданию в
коллективе атмосферы доброжелательности, благополучного
психологического климата, атмосферы добра, сердечности и
любви.
Главной формой воспитательной работы с детьми остаётся беседа,
чтение художественной литературы.
Ежедневно проводятся беседы о трудолюбии, бережливости,
товариществе, дружбе, справедливости, доброте и отзывчивости,
скромности непримиримости к равнодушию и лжи. Тема беседы
зависит от возникшей в группе определенной проблеме. В процессе
бесед вырабатывается оценочное отношение к своему поведению и
поведению других детей.
Я избегаю общих оценок личности каждого ребёнка. Считаю, что
может быть плох поступок, а не ребёнок. Поэтому можно хвалить
или осуждать за его поступок, но не следует оценку конкретного
факта переносить на его личность в целом и говорить, что он
вообще хороший или, наоборот, во всем плохой.
Во время работы с детьми по формированию дружеских отношений
в коллективе я заметила положительную динамику - у них
повысился уровень коммуникативных способностей и улучшился
психологический климат в группе, сформировалось внимательное
отношение друг к другу, потребность делиться знаниями и
навыками друг с другом.
Воспитательный и образовательный процесс по формированию
дружеских отношений в коллективе принадлежит не только
дошкольному учреждению, которое посещает ребенок, но и семье.
Вся воспитательная работа должна строиться на основе единства
знаний, убеждений и действий воспитателя и родителей.
Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя,
родителей и других близких людей из окружения ребенка. Именно
на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у
дошкольников формируется понятие «что такое хорошо, а что
такое плохо», на доброжелательных отношениях между всеми
членами семьи, основанных на взаимоуважении друг друга,
почитании старших.
Никакие воспитательные программы не будут эффективны, если
педагог и родители не являют собой для ребёнка пример
нравственного и гражданского личностного поведения.