Автор: Иванова Марина Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ ЦО№2
Населённый пункт: г. Тула
Наименование материала: статья из опыта работы
Тема: "Особенности в организации самостоятельной деятельности детей третьего года жизни"
Раздел: дошкольное образование
Тема: «Особенности в организации самостоятельной
деятельности детей третьего года жизни».
Самостоятельная деятельность детей третьего года жизни разнообразна:
сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная
деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная
деятельность, проявление элементов трудовой деятельности в виде
самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности я
соблюдаю, прежде всего, некоторые общие условия:
1.Освобождаю достаточное время для деятельности: это может быть
достигнуто только при условии соблюдения режима дня, если четко
соблюдать принцип постепенности, при этом освобождается больше времени
для самостоятельной деятельности ребенка.
2.Создать простор для движений и обстановку для всех видов деятельности.
3. Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем
видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени
менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему
использованию.
4. Правильное расположение материала в группе; для каждого вида
деятельности должно быть обязательно выделено определенное место: дети
должны хорошо знать места хранения материала, знать, где взять нужную им
игрушку и куда положить ее после игры. Однако это не значит, что они
должны играть только в тех местах групповой комнаты, где находится
данный материал. Дети, взяв игрушку, могут с ней играть в любом месте
помещения группы, но воспитатель должен следить, чтобы ребенку было
удобно играть, чтобы в выбранном им месте не мешали другие дети, и чтобы
это место было удобно для данного вида деятельности. После игры убрать
игрушку на отведенное место. Это приучает малыша к порядку.
5. Во время деятельности на данном возрастном этапе я использую
индивидуальное общение с ребенком, которое соответствует уровню
развития и индивидуальным особенностям малыша.
6.Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами
деятельности.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, направляю свое внимание,
прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром,
спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения
определяю, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент
заняться. Особенно важно направлять деятельность тех детей, которые
занимаются с недостаточным интересом. Играют примитивно для своего
возраста, однообразно или неустойчиво. В активном участии воспитателя
нуждаются и те дети. Которые хотя и могут играть с интересом, но им нужны
помощь, совет, указания взрослого.
Но, помогая ребенку справиться с задачей, надо учитывать, что в данном
возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты
к действию, надо побуждать малыша выполнить знакомое действие,
сообразить, как сделать быстрее и качественнее.
Остановлюсь на некоторых методических указаниях по руководству
сюжетной игрой.
Для того чтобы сюжетная игра была разнообразной по своему содержанию,
необходимо иметь игрушки, различные атрибуты, которые помогали бы
ребенку отразить свои впечатления. Очень важно расположить этот материал
в групповой комнате, где стоит крупная мебель, надо выделить место для
сюжетных игр и пополнять игровой материал в зависимости от обогащения
детей разнообразными впечатлениями, новыми знаниями.
Общаясь с детьми в игре и направляя их действия, надо делает это с большой
осторожностью, чутко относится к интересам малышей. Нельзя мешать
возникновению их самостоятельной игры, участие в ней взрослого ни в коем
случае не должно превращаться в натаскивание.
Особое место в самостоятельной деятельности детей третьего года жизни
занимают сюжетные игры со строительным материалом. В этом возрасте
детям можно давать все виды существующих наборов и все формы
строительного материала. В группе должен быть крупный строительный
материал, из которого малыши сооружают на полу постройки, средний и
мелкий, с которым они занимаются за столом. Играя со строительным
материалом, ребенок закрепляет и совершенствует умения, которые
приобрел на втором году, учится строить. Этот вид деятельности
используется также для ознакомления ребенка с формой предмета, развития
пространственных соотношений. Поэтому руководство воспитателя играми
детей с этим материалом важно и необходимо. По окончании игры детей
приучают убирать строительный материал в шкаф или класть его на
стеллажи по формам. Такое хранение помогает содержать строительный
материал всегда в порядке. Кроме того, у ребенка закрепляется
представление о форме предмета.
Наряду со строительным материалом детям этого возраста можно давать и
простые конструкторы, с помощью которых ребенок может сделать
несложные предметы. Если, действуя с конструктором, ребенок в чем-то
затрудняется, не надо торопиться, ему помогать, пусть он подумает,
вспомнит и сам попробует сделать. Но если же он не может обойтись без
помощи взрослого, не следует делать за него абсолютно все, надо ему
показать и объяснить. Что можно из деталей сделать и почему именно так.
Чтобы в дальнейшем малыш смог сам решить подобную задачу.
Создание условий для самостоятельной деятельности, правильное
руководство воспитателя самостоятельными играми детей способствует
умственному развитию и формированию личности ребенка.