Автор: Гайфуллина Фания Хамитовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Октябрьская СОШ" Верхнеуслонского муниципального района РТ
Населённый пункт: п.Октябрьский
Наименование материала: статья
Тема: Использование ИКТ в соответствии ФГОС на уроках русского языка и литературы
Раздел: среднее образование
Использование ИКТ на уроках русского языка в рамках ФГОС
Сегодня актуальной стала тема преподавания русского языка в соответствии с
требованиями ФГОС ООО нового поколения: новое время потребовало качественных
изменений в области преподавания русского языка, новых подходов к организации
учебного процесса в школе. Главная цель уроков русского языка заключается сегодня
в создании условий, формирующих ученика как субъекта учебной деятельности,
заинтересованного в самоизменении и способного к нему. Наша роль учителя-
словесника становится более сложной, требующей не только знания русского языка,
но и умения использовать разнообразные педагогические технологии и средства
обучения для организации самостоятельной деятельности школьников с учетом их
индивидуальности.
Использование ИКТ на уроках даёт возможность
воздействовать на три канала восприятия человека: визуальный, аудиальный,
кинестетический,
а
значит,
способствует
эффективному
усвоению
учебного
материала. Увеличивается объём материала за счёт экономии времени. Расширяются
возможности
применения
дифференцированного
подхода
в
обучении,
осуществляются метапредметные связи. Но, пожалуй, самое главное преимущество
использования ИКТ на уроках - повышение мотивации обучения, создание
положительного настроя, активизация самостоятельной деятельности учащихся. На
уроках по развитию речи при написании сочинения по картине, при описании
природы, внешности человека, презентации играют важную роль визуального
восприятия. Мультимедийные презентации использую и с целью демонстрации
занимательного материала (логические задачи, ребусы, кроссворды); а также при
организации словарной работы (толкование, проверка правописания) на этапе
контроля (тестовые задания).
Мультимедийная презентация - самый быстрый и современный способ донести
любую информацию. Она дает возможность четко, ярко, быстро и интересно подать и
соответственно получить нужную нам информацию, оживить любой материал и
упростить восприятие, быстро ознакомиться с наиболее важной информацией,
проводить физкультурные минутки. Динамичная и продуманная подача любых
разработанных материалов в презентации подымает интерес учащихся.
Часто использую презентации, которые содержат различные видеофрагменты и
озвучиваются профессиональными дикторами.
Использование аудиосредств в учебно-воспитательном процессе, на мой взгляд,
играет важную роль, мы можем помочь ученику понять внутренний мир писателя,
передать состояние героя. На уроке о жизни и творчестве Л.Н.Толстого, говорю не
только о том, что будущий писатель усиленно занимался игрой на фортепиано, но и
знакомлю с «Патетической сонатой Бетховена», которую так любил писатель слушать
в детстве. Работа с аудиотекстами позволяет развивать слуховую память, что в
дальнейшем
поможет
ученикам
написать
изложение.
Фрагменты
фильмов,
используемые на уроках литературы, способствует эмоциональному восприятию и
пониманию идейного замысла писателя. Информационная культура - важная
составляющая общей личностной культуры. Главная цель – показать детям, что в сети
Интернет есть сайты с интересным познавательным содержанием о семье, традициях,
культуре. Электронная техника на уроке русского языка и литературы ориентирована
2
на поддержку традиционного курса обучения, служит развитию у ребёнка
повышенного интереса к нему.
Переход на ФГОС требует от учителя принципиальных изменений в работе.
Учитель не даёт готовое, он перестаёт быть единственным носителем знаний, он лишь
проводник в мире информации. ФГОС дают возможность учащимся на уроках и во
время внеурочной деятельности делать свой выбор, аргументировать свою точку
зрения, нести ответственность за этот выбор. Научить учиться – вот главный принцип
работы учителя в современной школе.