Автор: Воротынцева Людмила Валентиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ ,,Детский сад № 40 города Ельца"
Населённый пункт: г. Елец, Липецкая обл.
Наименование материала: Консультация для воспитателей
Тема: "Проектная деятельность в детском саду"
Раздел: дошкольное образование
Проектный метод – это, прежде всего осуществление замысла от момента его
возникновения, до его завершения с целью прохождения определенных
этапов деятельности.
Один из основоположников этого метода У. Кильпатрик считал, что проект
предполагает «энергичную от всего сердца деятельность»
«Что я знаю,
Что я хочу узнать,
Для чего мне это надо,
Где я могу это узнать
И как применить» - вот основной тезис своевременного понимания метод
проектов.
Метод проектов является для дошкольников инновационным. Он направлен
на развитие ребенка, его познавательных и творческих способностей. Серия
занятий объединена одной основной проблемой.
Так, например, давая детям полное представление о домашних животных,
воспитатель на занятиях познавательного цикла знакомит детей с ролью
домашних животных в жизни человека, на занятиях художественно-
эстетического цикла – с образами домашних животных в произведениях
писателей, поэтов, с передачей их образов в народно-прикладном искусстве.
По продолжительности проекты бывают:
краткосрочными (от 1 занятия до 1 дня)
длительными (от 1 месяца до 3 месяцев)
долгосрочными ( в течении всего учебного года)
Работа над проектом включает в себя составляющие обоснованного плана
действий, который формируется и уточняется на протяжении всего периода и
проходит несколько этапов:
Постановка цели
Поиск реализации проекта
Разработка содержания учебно-воспитательного процесса на основе
тематики проекта
Организация познавательной, предметной и развивающей среды;
Определение направлений поисковой и практической деятельности;
Работа над частями проекта;
Коллективная реализация проекта, его демонстрация
В настоящее время проекты классифицируются:
по составу участников
по целевой установке
по тематике
по срокам реализации.
В практике современных дошкольных учреждений используются следующие
виды проектов.
Ролево- игровые ( с элементами творческих игр, когда дети входят в образ
персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы)
Информационно-практико-ориентированные – (дети собирают
информацию и реализуют ее ориентируясь на социальные интересы
(оформление и дизайн группы, витражи и т.д.)
Исследовательско-творческие – (дети экспериментируют, а затем
результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна)
Творческие – (оформление результата в виде детского праздника, детского
дизайна)
Так как ведущим видом деятельности дошкольников является игра, то уже
начиная с младшего возраста используются ролево-игровые и творческие
проекты:
«Мои любимые игрушки»
«Азбука здоровья»
Значимы и другие виды проектов:
Комплексные: «Книжкина неделя», «Мир театра», «Эхо столетий»
Межгрупповые: «Мир животных и птиц», «Времена года»
Творческие: «Мои друзья», «Любим сказки», «Мир природы», «Наш
Казахстан»
Групповые: «Познай себя», «Подводный мир», «Познай себя» , «Подводный
мир», « Сказки о любви»
Индивидуальные: «Секреты бабушкиного сундучка», « Я и моя семья», «
Сказочная птица»
Исследовательские: «Питание и здоровье», «Дыхание и здоровье»
Основной целью проектного метода в дошкольных учреждениях является
прежде всего развитие творческой личности ребенка, которое определяется
задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Задачами развития являются:
Обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;
Развитие познавательных способностей;
Развитие творческого воображения;
Развитие творческого мышления;
Развитие коммуникативных навыков.
Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого
возраста.
В младшем возрасте – это:
Вхождение детей в проблемную игровую ситуацию (ведущая роль
педагога);
Активизация желания искать пути разрешения проблемной ситуации
(весте с педагогом)
Формирование начальных предпосылок поисковой деятельности
(практические опыты)
Используя метод проектов в работе со старшими дошкольниками,
необходимо помнить, что проект — продукт сотрудничества и сотворчества
воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада.
Поэтому тема проекта, его форма и подробный план действия
разрабатываются коллективно.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных
интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими
способами решения учебных и творческих задач, общими способами
мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности.
Через объединение различных областей знаний формируется целостное
видение картины окружающего мира. Коллективная работа детей в
подгруппах дает им возможность проявить себя в различных видах ролевой
деятельности. Общее дело развивает коммуникативные и нравственные
качества.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она
помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской
деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность,
творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества
способствуют успешному обучению детей.
Задачами исследовательской деятельности в старшем дошкольном возрасте
являются:
формирование предпосылок поисковой деятельности интеллектуальной
инициативы;
развитие умения определять возможные методы решения проблемы с
помощью взрослого, а затем и самостоятельно;
формирование умения применять данные методы, способствовавшие
решению поставленной задачи с использованием различных вариантов;
развитие желания пользоваться специальной терминологией, ведение
конструктивной беседы в процессе совместной исследовательской
деятельности
Муниципальное
бюджетное
дошкольное
образовательное
учреждение
,,
Детский
сад
№ 40
города
Ельца
”
Сообщение
на
тему
:
,,
Проектная
деятельность
в
детском
саду
”
Воспитатель
:
Воротынцева
Л
.
В
.
2017
г
.