Автор: Куксина Олеся Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МБОУ ОЦ №5 структурное подразделение "Детский сад №64"
Населённый пункт: город Владимир
Наименование материала: статья
Тема: "АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА РАБОТЫ В ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ"
Раздел: дошкольное образование
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА КАК ОСНОВА РАБОТЫ В
ПОСТАНОВКЕ ЗВУКОВ: МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ
АСПЕКТЫ
Аннотация: В статье представлен комплексный анализ
артикуляционной гимнастики как фундаментального этапа
логопедической работы по коррекции звукопроизношения.
Рассматриваются физиологические и нейропсихологические
механизмы, обуславливающие необходимость целенаправленной
тренировки органов артикуляционного аппарата. Подробно описаны
методологические принципы отбора и систематизации упражнений,
этапы формирования артикуляционных укладов, а также критерии
оценки сформированности моторной базы речи. Особое внимание
уделяется практическим аспектам организации и проведения
гимнастики с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
детей. Материал адресован логопедам, дефектологам, воспитателям
дошкольных образовательных учреждений и родителям, участвующим
в коррекционном процессе.
Введение: физиологические предпосылки артикуляционной
гимнастики
Правильное звукопроизношение обеспечивается сложной,
высококоординированной работой периферического речевого
аппарата, в который входят подвижные органы (язык, губы, мягкое
нёбо, нижняя челюсть) и неподвижные (зубы, твердое нёбо,
альвеолы). Каждый речевой звук характеризуется уникальным
артикуляционным укладом — специфическим положением и
взаимодействием этих органов. Формирование такого уклада требует
тонкой дифференцированной моторики, высокой силы и точности
движений, а также способности к быстрому переключению с одной
артикуляционной позы на другую.
Нарушения звукопроизношения (дислалия, дизартрия, ринолалия) в
подавляющем большинстве случаев имеют в своей основе
недостаточность моторного обеспечения речевого акта. Это может
проявляться как:
Гипотонус или гипертонус мышц артикуляционного аппарата.
Ограниченная подвижность языка, губ.
Тремор или девиация (отклонение) кончика языка.
Нарушение переключаемости движений, персеверации.
Гиперсаливация (повышенное слюноотделение).
Артикуляционная гимнастика представляет собой систему
специальных упражнений, направленных на развитие полноценных
движений и определенных положений органов артикуляционного
аппарата, необходимых для четкого и правильного произношения
звуков. Ее роль не сводится к простой «разминке»; это
целенаправленная деятельность по формированию и
совершенствованию кинестетической и кинетической основы речевых
движений. Кинестетические ощущения («ощущение позы») позволяют
контролировать положение органов артикуляции без зрительного
контроля, а кинетические («ощущение движения») — выстраивать
плавные, координированные двигательные серии, необходимые для
слитной речи.
Таким образом, артикуляционная гимнастика является не
вспомогательным, а базовым, неотъемлемым
этапом логопедической работы, предваряющим и сопровождающим
непосредственную постановку звуков. Попытка поставить звук при
несформированном артикуляционном укладе аналогична попытке
научить ребенка писать, не развив предварительно мелкую моторику
руки.
Классификация и систематизация артикуляционных упражнений
Эффективность артикуляционной гимнастики напрямую зависит от
системного подхода к подбору упражнений. Их можно
классифицировать по нескольким основаниям.
1. По анатомическому принципу (направленности на
определенную группу мышц):
Упражнения для мышц губ:
o
«Улыбка» — удержание губ в широкой улыбке, обнажая передние
зубы.
o
«Трубочка» — вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
o
«Заборчик» — чередование «Улыбки» и «Трубочки».
o
«Хоботок» — вытягивание сомкнутых губ максимально вперед.
Эти упражнения направлены на развитие мышечного тонуса и
подвижности губ, необходимых для произношения губно-губных ( [м],
[п], [б] ) и губно-зубных ( [в], [ф] ) звуков.
Упражнения для мышц языка (наиболее обширная группа):
o
Для кончика языка: «Болтушка» (быстрые движения языком вперед-
назад), «Качели» (попеременное касание кончиком языка верхних и
нижних зубов), «Цокание» (имитация цокота копыт). Развивают
подвижность для свистящих ( [с], [з], [ц] ), шипящих ( [ш], [ж], [ч], [щ] ) и
сонорных ( [л], [р] ) звуков.
o
Для спинки языка: «Горка» (упор кончика языка в нижние зубы с
выгибанием спинки языка), «Парус» (широкий язык упирается в
верхние альвеолы). Необходимы для заднеязычных звуков ( [к], [г], [х]
) и дифференциации средненёбных.
o
Для боковых краев языка: «Блинчик» (удержание широкого,
распластанного языка на нижней губе), «Вкусное варенье» (широким
языком обливать верхнюю губу). Обеспечивают правильный,
направленный выдох для свистящих и шипящих, предотвращают
боковой сигматизм.
o
Для подъязычной связки: «Грибок» (присасывание широкого языка к
нёбу с одновременным открыванием-закрыванием рта), «Гармошка»
(удержание позы «Грибка» с движением челюсти вниз-вверх).
Способствуют растяжению короткой уздечки и увеличению
подвижности кончика языка.
Упражнения для мышц мягкого нёба и глотки:
o
Покашливание, зевота, глотание капель воды.
o
Произнесение гласного [а] на твердой атаке.
Направлены на активизацию нёбной занавески, что критически важно
для правильного резонирования и предотвращения носового оттенка
речи (ринолалии).
2. По функциональному принципу (направленности на развитие
определенного качества):
Статические упражнения: Направлены на удержание определенной
артикуляционной позы в течение 5-15 секунд («Улыбка», «Блинчик»,
«Чашечка», «Иголочка»). Формируют кинестетический образ уклада.
Динамические упражнения: Направлены на отработку
переключений, точности и плавности движений («Качели», «Маятник»,
«Чистка зубов», «Лошадка»). Формируют кинетическую основу речи.
Грамотно построенный комплекс артикуляционной гимнастики должен
включать как статические, так и динамические упражнения, целевым
образом подобранные под группу нарушенных звуков.
Методологические принципы и этапность проведения
артикуляционной гимнастики
Проведение артикуляционной гимнастики должно подчиняться
строгим педагогическим и физиологическим принципам, исключающим
формальный подход.
Принципы организации:
1. Принцип осознанности: Ребенок должен понимать цель упражнения.
Для этого используются образные названия («Не оближись вкусным
медом», «Сделай чашечку, как у белочки») и зеркало, в котором
ребенок видит и свою артикуляцию, и артикуляцию взрослого.
2. Принцип доступности и посильности: Упражнения подбираются от
простого к сложному. Начинают с более грубых, крупных движений,
постепенно переходя к тонким, дифференцированным.
3. Принцип постепенности и систематичности: Занятия должны быть
регулярными (ежедневными), продолжительность их не должна
превышать 5-10 минут для дошкольников, чтобы не вызывать
утомления.
4. Принцип наглядности: Показ, использование схем, рисунков,
моделей артикуляционного аппарата.
5. Принцип индивидуального подхода: Комплекс упражнений
составляется строго на основе логопедического заключения и
результатов обследования моторики ребенка.
Этапы формирования артикуляционного уклада через
гимнастику:
1. Подготовительный этап. Цель — снятие патологических симптомов
(напряжения, гиперсаливации). Проводятся общие мышечные
расслабления (логопедический массаж, самомассаж), простейшие
артикуляционные упражнения, не требующие тонкой координации.
2. Этап выработки первичных двигательных навыков. Цель —
формирование основных артикуляционных поз. Ребенок учится
удерживать статические положения («Улыбка», «Трубочка»,
«Блинчик») по образцу и словесной инструкции. На этом этапе важна
тактильная помощь логопеда (использование шпателей, зондов,
пальца для корректного позиционирования языка).
3. Этап автоматизации и дифференциации движений. Цель —
доведение изолированных движений до автоматизма и включение их
в сложные кинетические серии. Отрабатываются плавные переходы
от одного упражнения к другому (например, «Улыбка» — «Трубочка»
— «Хоботок»). На этом этапе вводятся упражнения на развитие силы
и точности движений (удержание языка против сопротивления).
4. Этап интеграции с дыхательными и голосовыми
упражнениями. Цель — подготовка артикуляционной базы к
непосредственному произнесению звука. Статические уклады
начинают сочетаться с выдохом (удерживая позу «Чашечка», сделать
плавный выдох на ладонь), а затем с голосом (в позе «Парус» пропеть
звук [ы] ).
Когда артикуляционный уклад становится устойчивым, точным и
автоматизированным, логопед переходит к этапу постановки звука,
который теперь может быть осуществлен классическими методами (по
подражанию, механическим или смешанным способом) с высокой
долей успеха.
Критерии оценки эффективности артикуляционной гимнастики и
типичные ошибки
Эффективность проводимой работы оценивается по ряду
объективных критериев:
Качество движений: движения становятся точными, плавными,
симметричными.
Объем движений: амплитуда движений языка, губ достигает
необходимого максимума.
Тонус: нормализуется мышечный тонус, исчезают симптомы гипо- или
гипертонуса.
Переключаемость: ребенок легко и быстро переходит от одного
артикуляционного уклада к другому.
Стабильность уклада: ребенок может удерживать требуемую позу
без дрожания и соскальзывания в течение заданного времени.
Способность к произвольному управлению: ребенок выполняет
движения по словесной инструкции, без зрительного контроля.
Типичные ошибки при организации гимнастики:
1. Механическое, бессистемное выполнение упражнений без учета
этиологии и структуры дефекта.
2. Отсутствие поэтапности: попытка сразу дать сложное упражнение,
что приводит к неудаче и потере мотивации у ребенка.
3. Преобладание пассивного показа над активным участием
ребенка. Ребенок должен быть субъектом деятельности, осознавая
цель и контролируя процесс.
4. Отсутствие тактильной помощи и обратной связи, когда это
необходимо.
5. Проведение гимнастики в формате скучного, монотонного
урока. Необходимо использовать игровые приемы, сказочные
сюжеты, элементы соревновательности.
6. Преждевременный переход к постановке звука при
несформированном, неточном артикуляционном укладе.
Заключение
Артикуляционная гимнастика является не просто набором упражнений
для языка и губ, а научно обоснованной, методологически выверенной
системой формирования моторной основы речи. Ее систематическое
и грамотное применение создает прочный фундамент для успешной
коррекции звукопроизношения при самых различных речевых
нарушениях. Она способствует не только развитию необходимых
мышечных усилий и координации, но и формированию
кинестетического самоконтроля, который является залогом
устойчивости правильного звукопроизношения в спонтанной речи.
Эффективность гимнастики многократно возрастает при ее
интеграции в целостный коррекционный процесс, сочетаясь с
развитием фонематического слуха, мелкой моторики и дыхательно-
голосовой функции. Таким образом, артикуляционная гимнастика по
праву занимает место обязательного, исходного и одного из ключевых
этапов в сложной и многогранной работе логопеда по постановке и
автоматизации звуков.