Напоминание

мастер - класс "Черное золото Донбасса


Автор: Бородина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 152 Г.О. МАКЕЕВКА" ДНР
Населённый пункт: город Макеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер - класс "Черное золото Донбасса
Раздел: дошкольное образование





Назад




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД № 152 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

МАСТЕР-КЛАСС

для педагогов (воспитателей) ДОУ

Тема: «Проектная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста с

видами промышленности родного края»

Подготовил:

Воспитатель ГКДОУ

«ДЕТСКИЙ САД № 152 Г.О.

МАКЕЕВКА» ДНР

Бородина И.А.

Дата проведения: 12.09.2025 г.

Место проведения: г. Улан-Уде,

Детский сад № 16 «Родничок»

Конкурсное испытание «Мастер-класс»

Тема: «Проектная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста с

видами промышленности родного края (Угольной отраслью)»

Цель — повышение компетентности педагогов в рамках проектной деятельности по

ознакомлению

и формированию у детей дошкольного возраста

представлений о видах

деятельности в угледобывающей отрасли, их значении для общества и отдельного человека,

воспитание позитивного отношения к профессии шахтёра.

Задачи:

- Раскрыть актуальность данного опыта, познакомить с его особенностями и принципами,

этапами и видами работы.

- Привлечь внимание педагогов к использованию данного опыта (материала) в своей работе.

- Дать рекомендации педагогам по использованию данного опыта работы при составлении

проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с отраслями своего

региона.

- Помочь сформировать познавательный интерес к малой родине, природным богатствам

родного края. Углублять знания об общественной значимости труда работников, о

взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда.

- Объединить усилия педагогов, родителей (законных представителей) при организации

работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста

Формат

конкурсного

испытания:

мастер-класс

с

использованием

элементов

профессиональной деятельности (прием обучения и развития детей дошкольного возраста),

демонстрирующий систему работы, ее оригинальность и эффективность.

Материал и оборудование: 1 Лэпбук «Чёрное золото Донбасса».

Видео – знакомство детей с углём, обследование его; знакомство с куклой «шахтёром»;

первые опыты с углём (тонет, не тонет; меняет ли цвет, растворяется ли в воде…);

рассматривание частиц под микроскопом, рассматривание макета шахты, ознакомление с

атрибутами шахты, одежды шахтёра и его атрибутов для работы; театрализация сказок; опыт

и проговаривание результатов эксперимента.

Фартуки, нарукавники, перчатки, специальные очки для экспериментов (опытов) на каждого

участника мастер-класса (6 штук).

Стаканы с водой; угольки разного вида и размера; порода; сухие и влажные салфетки; лупы;

молоточек маленький; ложка или палочка для размешивания; альбомный и пастельный

листы, ксероксная бумага формата А5.

Лист формата А3 с изображённым «Рефлексивным поездом», где каждый вагон с

индивидуальной надписью, «угольки» (листики в форме угольков из чёрной ксероксной

бумаги в количестве 10шт), клей-карандаш и белые фломастеры (по 5 шт).

Участники мероприятия: педагоги (воспитатели) – 5 человек

Структура Мастер-класса:

Этапы НОД

Содержание

Время

I Организационный

Введение в тему.

до 2 минут

II Основной

Продуктивная деятельность:

- беседы;

- ответы на вопросы;

- выполнение практических заданий

до 5 минут

III Заключительный

Подведение итогов.

до 3 минут

Ответы на вопросы участников мастер-класса и жюри

Содержание Мастер-класса:

1. Организационный этап:

- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут – Ирина Анатольевна. Приехала я из

замечательной и горячо мною любимой Донецкой Народной Республики. Как и многие

другие регионы нашей страны – наша Республика имеет свои особенности.

- Одна из них – это угольная промышленность.

(Педагог достаёт Лэпбук и демонстрирует его коллегам)

- Хочу продемонстрировать вашему вниманию Лэпбук, своего рода долгосрочный проект, с

которым мы работаем на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном

учреждении. То есть в своей работе мы с самого раннего возраста знакомим дошколят, с тем:

(педагог перелистывает страницы Лэпбука)

- что такое уголь, какой он…..

- как возникает, кто его добывает и для чего он необходим…..

- знакомим ребят с историей добычи угля, а именно ходим на экскурсии в музеи

- знакомим ребят с такими значимыми страницами истории, как участие детей и женщин в

добыче угля во время ВОВ…

- что можно изготовить из угля…

- какую роль он играет в жизни человека…

- сочиняем и собираем авторские стихи и сказки, подбираем художественное слово на

данную тематику…

- И конечно же проводим экспериментально-исследовательскую деятельность в соответствии

с психофизиологическими особенностями детей. Начинаем проводить самые простые опыты

на выявление цвета, запаха, и прочих свойств угля, затем приступаем к более сложным.

- По окончании исследовательской деятельности дети делают устные и письменные

(изобразительные: в виде рисунков) выводы.

На столе перед участниками стоят подносы с разными видами опытов; стол застелен

клеёнкой(ами); на участниках одеты спец одежда для проведения опытов (фартук,

нарукавники, перчатки одноразовые (медицинские), очки на каждого участника и педагога).

2. Основной этап:

- Предлагаю вам сейчас тоже почувствовать себя маленькими исследователями и провести

несколько экспериментов (опытов):

- на определение цвета, запаха и блеска (поднос, 2-3 уголька разного вида или размера

(можно взять также породу), лупа, молоток, сухие и влажные салфетки);

- на определение тяжести (утонет или нет в воде) (поднос, 2-3 уголька разного размера

(можно использовать в эксперименте породу), торф, угольная пыль, шпажки, 3 стакана с

водой, сухие и влажные салфетки);

- на определение прочности (поднос, 2-3 уголька разного размера (можно использовать в

эксперименте породу), 3 стакана с водой, сухие и влажные салфетки)

- на возможность или невозможность растворяться в воде (поднос, стакан с водой,

ложка или палочка для размешивания, 2-3 вида уголька и парода, салфетки сухие и влажные)

-

на определение возможности рисовать

(лист альбомный, ксероксная бумага и

пастельный лист формата А5, 2-3 уголька разного вида, разновидности угольков для

рисования, сухие и влажные салфетки)

Педагог предлагает выбрать каждому участнику поднос с разным видом опыта,

прочитать самостоятельно процедуру проведения опыта, выполнить его, а после

рассказать о проведении и результате данного опыта.

- А пока вы будете проводить этот эксперимент (опыт), предлагаю вашему вниманию

просмотреть небольшой ролик, где своими глазами вы сможете увидеть, как данный проект

применяется в работе с детьми.

- Итак, внимание на экран….

Идёт просмотр видео:

- дети ясельного возраста – рассматривание угля и знакомство с куклой «шахтёром»;

- дети младшего возраста – первые опыты с углём (тонет, не тонет; меняет ли цвет,

растворяется ли в воде…);

- дети среднего возраста – рассматривание частиц под микроскопом, рассматривание

макета шахты, ознакомление с атрибутами шахты, одежды шахтёра и его атрибутов для

работы….

- дети старшего возраста и подготовительного возраста – опыт и проговаривание

результатов эксперимента

После просмотра видео педагог обращается к слушателям:

1). Что вы можете сказать о результате?

2). Что в этом эксперименте (опыте) вам удалось узнать?

3). А какой результат у вас?

4). Удался ли ваш эксперимент и каков его результат?

Ответы участников

3. Заключительный этап:

Рефлексия

- Как вы уже смогли заметить, Лэпбук очень мобилен и удобен в работе как с группой детей,

так и индивидуально, а мелкая моторика, как вы знаете, очень тесно связана с развитием

речи. При выполнении разнообразных действий и происходит развитие речи, а значит и

развитие всех психических процессов (мышления, памяти, внимания…).

- А сейчас мне бы очень хотелось узнать ваше мнение, комментарии, пожелания…

И в этом нам поможет «Рефлексивный поезд».

- «Почему именно поезд?» - спросите вы. Ответ прост: дело в том, что железнодорожные

вагоны неразрывно связаны с угольной промышленностью, именно при помощи этих

тяжеловесов уголь поступает в разные уголки нашей Родины и не только…

Педагог вывешивает картину «Рефлексивный поезд» (формат А3).

- Перед вами «угольки», которые вы можете расположить в соответствующий вагон, а также

белые фломастеры для комментариев по желанию. Прошу вас расположить «угольки» на

ваше усмотрение в соответствующий вагон.

Слушатели мастер-класса располагают свои «угольки» в соответствующий вагон под

нужной надписью («было интересно», «не было интересно», «буду применять данный

материал в своей работе», «данный материал не использую и использовать в работе не

собираюсь»…. ). Кроме того в наличии «вагон с пожеланиями и комментариями, которые не

вошли в перечень»….)

- Спасибо вам огромное за участие. И примите на память небольшие сувениры

(индивидуально упакованные пастельные листы и угольные карандаши для рисования).

ПРИЛОЖЕНИЯ

«РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОЕЗД»

НАДПИСИ НАД ВАГОНАМИ

ИЛИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ОБЫЧНУЮ РЕФЛЕКСИЮ



В раздел образования