Автор: Бородина Ирина Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГКДОУ "ДЕТСКИЙ САД № 152 Г.О. МАКЕЕВКА" ДНР
Населённый пункт: город Макеевка
Наименование материала: методическая разработка
Тема: мастер - класс "Черное золото Донбасса
Раздел: дошкольное образование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ДЕТСКИЙ САД № 152 КОМПЕНСИРУЮЩЕГО ВИДА
ГОРОДСКОГО ОКРУГА МАКЕЕВКА» ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
МАСТЕР-КЛАСС
для педагогов (воспитателей) ДОУ
Тема: «Проектная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста с
видами промышленности родного края»
Подготовил:
Воспитатель ГКДОУ
«ДЕТСКИЙ САД № 152 Г.О.
МАКЕЕВКА» ДНР
Бородина И.А.
Дата проведения: 12.09.2025 г.
Место проведения: г. Улан-Уде,
Детский сад № 16 «Родничок»
Конкурсное испытание «Мастер-класс»
Тема: «Проектная деятельность по ознакомлению детей дошкольного возраста с
видами промышленности родного края (Угольной отраслью)»
Цель — повышение компетентности педагогов в рамках проектной деятельности по
ознакомлению
и формированию у детей дошкольного возраста
представлений о видах
деятельности в угледобывающей отрасли, их значении для общества и отдельного человека,
воспитание позитивного отношения к профессии шахтёра.
Задачи:
- Раскрыть актуальность данного опыта, познакомить с его особенностями и принципами,
этапами и видами работы.
- Привлечь внимание педагогов к использованию данного опыта (материала) в своей работе.
- Дать рекомендации педагогам по использованию данного опыта работы при составлении
проектной деятельности по ознакомлению детей дошкольного возраста с отраслями своего
региона.
- Помочь сформировать познавательный интерес к малой родине, природным богатствам
родного края. Углублять знания об общественной значимости труда работников, о
взаимосвязи и взаимозависимости различных видов труда.
- Объединить усилия педагогов, родителей (законных представителей) при организации
работы по ранней профориентации детей дошкольного возраста
Формат
конкурсного
испытания:
мастер-класс
с
использованием
элементов
профессиональной деятельности (прием обучения и развития детей дошкольного возраста),
демонстрирующий систему работы, ее оригинальность и эффективность.
Материал и оборудование: 1 Лэпбук «Чёрное золото Донбасса».
Видео – знакомство детей с углём, обследование его; знакомство с куклой «шахтёром»;
первые опыты с углём (тонет, не тонет; меняет ли цвет, растворяется ли в воде…);
рассматривание частиц под микроскопом, рассматривание макета шахты, ознакомление с
атрибутами шахты, одежды шахтёра и его атрибутов для работы; театрализация сказок; опыт
и проговаривание результатов эксперимента.
Фартуки, нарукавники, перчатки, специальные очки для экспериментов (опытов) на каждого
участника мастер-класса (6 штук).
Стаканы с водой; угольки разного вида и размера; порода; сухие и влажные салфетки; лупы;
молоточек маленький; ложка или палочка для размешивания; альбомный и пастельный
листы, ксероксная бумага формата А5.
Лист формата А3 с изображённым «Рефлексивным поездом», где каждый вагон с
индивидуальной надписью, «угольки» (листики в форме угольков из чёрной ксероксной
бумаги в количестве 10шт), клей-карандаш и белые фломастеры (по 5 шт).
Участники мероприятия: педагоги (воспитатели) – 5 человек
Структура Мастер-класса:
Этапы НОД
Содержание
Время
I Организационный
Введение в тему.
до 2 минут
II Основной
Продуктивная деятельность:
- беседы;
- ответы на вопросы;
- выполнение практических заданий
до 5 минут
III Заключительный
Подведение итогов.
до 3 минут
Ответы на вопросы участников мастер-класса и жюри
Содержание Мастер-класса:
1. Организационный этап:
- Добрый день, уважаемые коллеги. Меня зовут – Ирина Анатольевна. Приехала я из
замечательной и горячо мною любимой Донецкой Народной Республики. Как и многие
другие регионы нашей страны – наша Республика имеет свои особенности.
- Одна из них – это угольная промышленность.
(Педагог достаёт Лэпбук и демонстрирует его коллегам)
- Хочу продемонстрировать вашему вниманию Лэпбук, своего рода долгосрочный проект, с
которым мы работаем на протяжении всего периода пребывания детей в дошкольном
учреждении. То есть в своей работе мы с самого раннего возраста знакомим дошколят, с тем:
(педагог перелистывает страницы Лэпбука)
- что такое уголь, какой он…..
- как возникает, кто его добывает и для чего он необходим…..
- знакомим ребят с историей добычи угля, а именно ходим на экскурсии в музеи
- знакомим ребят с такими значимыми страницами истории, как участие детей и женщин в
добыче угля во время ВОВ…
- что можно изготовить из угля…
- какую роль он играет в жизни человека…
- сочиняем и собираем авторские стихи и сказки, подбираем художественное слово на
данную тематику…
- И конечно же проводим экспериментально-исследовательскую деятельность в соответствии
с психофизиологическими особенностями детей. Начинаем проводить самые простые опыты
на выявление цвета, запаха, и прочих свойств угля, затем приступаем к более сложным.
- По окончании исследовательской деятельности дети делают устные и письменные
(изобразительные: в виде рисунков) выводы.
На столе перед участниками стоят подносы с разными видами опытов; стол застелен
клеёнкой(ами); на участниках одеты спец одежда для проведения опытов (фартук,
нарукавники, перчатки одноразовые (медицинские), очки на каждого участника и педагога).
2. Основной этап:
- Предлагаю вам сейчас тоже почувствовать себя маленькими исследователями и провести
несколько экспериментов (опытов):
- на определение цвета, запаха и блеска (поднос, 2-3 уголька разного вида или размера
(можно взять также породу), лупа, молоток, сухие и влажные салфетки);
- на определение тяжести (утонет или нет в воде) (поднос, 2-3 уголька разного размера
(можно использовать в эксперименте породу), торф, угольная пыль, шпажки, 3 стакана с
водой, сухие и влажные салфетки);
- на определение прочности (поднос, 2-3 уголька разного размера (можно использовать в
эксперименте породу), 3 стакана с водой, сухие и влажные салфетки)
- на возможность или невозможность растворяться в воде (поднос, стакан с водой,
ложка или палочка для размешивания, 2-3 вида уголька и парода, салфетки сухие и влажные)
-
на определение возможности рисовать
(лист альбомный, ксероксная бумага и
пастельный лист формата А5, 2-3 уголька разного вида, разновидности угольков для
рисования, сухие и влажные салфетки)
Педагог предлагает выбрать каждому участнику поднос с разным видом опыта,
прочитать самостоятельно процедуру проведения опыта, выполнить его, а после
рассказать о проведении и результате данного опыта.
- А пока вы будете проводить этот эксперимент (опыт), предлагаю вашему вниманию
просмотреть небольшой ролик, где своими глазами вы сможете увидеть, как данный проект
применяется в работе с детьми.
- Итак, внимание на экран….
Идёт просмотр видео:
- дети ясельного возраста – рассматривание угля и знакомство с куклой «шахтёром»;
- дети младшего возраста – первые опыты с углём (тонет, не тонет; меняет ли цвет,
растворяется ли в воде…);
- дети среднего возраста – рассматривание частиц под микроскопом, рассматривание
макета шахты, ознакомление с атрибутами шахты, одежды шахтёра и его атрибутов для
работы….
- дети старшего возраста и подготовительного возраста – опыт и проговаривание
результатов эксперимента
После просмотра видео педагог обращается к слушателям:
1). Что вы можете сказать о результате?
2). Что в этом эксперименте (опыте) вам удалось узнать?
3). А какой результат у вас?
4). Удался ли ваш эксперимент и каков его результат?
Ответы участников
3. Заключительный этап:
Рефлексия
- Как вы уже смогли заметить, Лэпбук очень мобилен и удобен в работе как с группой детей,
так и индивидуально, а мелкая моторика, как вы знаете, очень тесно связана с развитием
речи. При выполнении разнообразных действий и происходит развитие речи, а значит и
развитие всех психических процессов (мышления, памяти, внимания…).
- А сейчас мне бы очень хотелось узнать ваше мнение, комментарии, пожелания…
И в этом нам поможет «Рефлексивный поезд».
- «Почему именно поезд?» - спросите вы. Ответ прост: дело в том, что железнодорожные
вагоны неразрывно связаны с угольной промышленностью, именно при помощи этих
тяжеловесов уголь поступает в разные уголки нашей Родины и не только…
Педагог вывешивает картину «Рефлексивный поезд» (формат А3).
- Перед вами «угольки», которые вы можете расположить в соответствующий вагон, а также
белые фломастеры для комментариев по желанию. Прошу вас расположить «угольки» на
ваше усмотрение в соответствующий вагон.
Слушатели мастер-класса располагают свои «угольки» в соответствующий вагон под
нужной надписью («было интересно», «не было интересно», «буду применять данный
материал в своей работе», «данный материал не использую и использовать в работе не
собираюсь»…. ). Кроме того в наличии «вагон с пожеланиями и комментариями, которые не
вошли в перечень»….)
- Спасибо вам огромное за участие. И примите на память небольшие сувениры
(индивидуально упакованные пастельные листы и угольные карандаши для рисования).
ПРИЛОЖЕНИЯ
«РЕФЛЕКСИВНЫЙ ПОЕЗД»
НАДПИСИ НАД ВАГОНАМИ
ИЛИ МОЖНО СДЕЛАТЬ ОБЫЧНУЮ РЕФЛЕКСИЮ