Автор: Мокрушина Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 38
Населённый пункт: Нижегородская область Балахнинский район п. Лукино
Наименование материала: статья
Тема: Сказочные дидактические математические игры
Раздел: дошкольное образование
Сказочные математические дидактические игры: инновационный
подход к развитию математических навыков у дошкольников
Автор: Мокрушина Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ Детский
сад № 38. Нижегородской области Балахнинского района, п. Лукино.
Аннотация
В статье рассматривается использование сказочных математических
дидактических игр как эффективного инструмента формирования у
дошкольников базовых математических навыков. Представлены
теоретические основы, методика проведения игр, примеры конкретных
игровых заданий и результаты педагогического эксперимента. Обоснована
роль сказок в развитии познавательных способностей и мотивации детей к
обучению. Ключевые слова: дидактические игры, сказки, математика,
дошкольное образование, развитие навыков, мотивация.
Введение
Современное дошкольное образование ориентировано на формирование у
детей целостной системы знаний и умений, необходимых для успешного
обучения в школе. Математическое развитие — одна из приоритетных задач,
так как оно формирует логическое мышление, внимание и способность к
решению проблем. Однако традиционные методы преподавания математики
часто недостаточно привлекательны для малышей, что снижает их
мотивацию и эффективность усвоения материала.
Использование сказочных сюжетов в дидактических играх позволяет сделать
обучение живым, эмоционально насыщенным и доступным. Сказка — это
универсальный язык детского восприятия, который способствует лучшему
запоминанию и пониманию абстрактных понятий. Интеграция сказок и
математических заданий создает уникальную образовательную среду, где
дети учатся через игру, погружаясь в волшебный мир с героями и
приключениями.
Цель:
формирование математических представлений дошкольников через сказку.
Задачи:
Развивать логическое мышление анализ, синтез, сравнения, отрицание,
классификация,
• Формировать умение ориентироваться в пространстве;
• развивать у детей умение рассуждать, доказывать;
• доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений
математического содержания, с использованием сказочных средств;
• учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;
• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,
желания прийти на помощь сверстнику;
• воспитывать навыки самостоятельности;
• воспитывать интерес к математике.
Роль сказок в развитии ребенка
Сказки играют важную роль в формировании когнитивных и эмоциональных
структур у детей. Они стимулируют воображение, развивают речь и
способствуют социализации. В педагогике сказка рассматривается как
средство формирования ценностей и навыков, в том числе и математических.
Дидактические игры в математическом образовании
Дидактические игры — это специально организованные игровые ситуации,
направленные на обучение и развитие. Они способствуют формированию у
детей умения анализировать, сравнивать, классифицировать и оперировать
числами и фигурами. Интеграция сказочных элементов повышает
эмоциональную вовлеченность и интерес к занятиям.
Дошкольный возраст – ключевой период для формирования элементарных
математических навыков.
Элементарные математические понятия формируются у ребенка через
окружающую деятельность, познания, в деятельности и общении.
Мой опыт заключается в разработке и использовании авторских
дидактических математических игр.
Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга.
Методика проведения сказочных математических игр
Основные принципы:
Связь с сюжетом сказки: математические задания встроены в сюжет,
что делает их понятными и интересными.
Игровая мотивация: использование персонажей и игровых ролей
стимулирует активность детей.
Поэтапность: задания усложняются постепенно, учитывая возрастные
особенности.
Визуализация и наглядность: использование ярких иллюстраций,
предметных моделей и мультимедийных средств.
Обратная связь: воспитатель корректирует действия детей, поощряет
успехи и поддерживает интерес.
Примеры сказочных математических дидактических игр
1. Дидактическая игра «Красная Шапочка»
Цель: закреплять полученные знания о геометрических фигурах, в счёте,
закреплять знания о видах линий.
Задачи:
Развивать речь, умение анализировать, вспомнить счёт от 1 до 10.
Закрепить полученные знания о геометрических фигурах.
Закреплять понятия «короткая, длинная» дорожка; «Широкая,
узкая дорожка;
Закреплять знания о видах линий (Пряма, кривая, ломанная).
Формировать умение у детей ориентироваться на листе бумаги.
Воспитывать
умение
играть
вместе,
придерживаться
правил
очерёдности, выполнять задание по инструкции.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Игра рассчитана на 1-2 человека. Распечатано поле на поле прикреплены в
далеке дом бабушки. Волк и Красная шапочка.
Воспитатель: Отправилась Красная Шапочка в лес. А в том лесу жил злой
волк, которого не пригласили на день рождения к бабушке, он обиделся и
стал мешать Красной Шапочке дойти до бабушке. Ребята посмотрите как
красиво в лесу, скажите какое время года? А как вы догадались, что лето? На
лесной полянке растут грибы, ягоды, цветы. А давайте мы с вами тоже
погуляем по лесу.
1-ое Задание По какой дорожке?»
Воспитатель: Идет Красная шапочка по какой дорожке? Дети должны
назвать эти дорожки. Прямой, кривой, ломанной, широкой, узкой, короткой
или длинной).
2- ое Задание «Посчитай сколько?»
Воспитатель: Ребята давай те посчитаем сколько мы видим цветочков?
Сколько грибов? Сколько бабочек? Сколько птичек? Сколько ёжиков и
зайчиков?
3-е Задание «Положи пирожки в нужную корзину»
Воспитатель: Посмотрите внимательно на корзинки и на пирожки.
Пирожки разной формы На какие геометрические фигуры похожи пирожки?
На корзинках нарисованы геометрические фигуры. Нужно, нужный пирожок
положить в нужную корзину. Посчитайте сколько в каждой корзине
пирожков? (можно сравнить какой из корзине больше или меньше
пирожков).
Воспитатель: А тем временем волк продолжает строить препятствия
Красной Шапочке, давайте поможем справиться с ними. Указывайте путь ей.
4- е Задание: «Укажи путь»
(Лабиринты, и графический диктант по клеткам)
2.
Дидактическая игра «12 месяцев»
Цель:
Развитие
у
детей
интереса
к
самостоятельному
решению
познавательных
и
творческих
математических
задач,
память;
наблюдательность,
логическое
мышление;
умение
сравнивать
и
анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.
Задачи:
- Закрепить представления детей о временах года, их последовательности и
основных признаках;
-Закреплять порядковый счет.
- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Давным-давно в королевстве жила одна девочка, добрая и работящая.
Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев.
История, которую я вам расскажу, началась под новый год. Мачеха
отправила в лес бедную падчерицу за подснежниками. Девочка не посмела
ослушаться, и пошла в лес. Укутавшись в старый дырявый платок.
1-е Задание: «Платок».
Картинка с платком на нам дырки в виде геометрических фигур. Нужно
правильно прикрепить заплатку на нужную дырку
-Сколько дыр в платке?
- В платке 8 дыр.
- Сколько заплаток?
- 7 заплаток.
- На какие геометрические фигуры они похожи?
- Круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, шестиугольник, овал.
В лесу намело много снега. Бедная девочка совсем выбилась из сил. Вдалеке
замерцал огонек, и девочка пошла на него. На поляне горел костер, а вокруг
сидели братья месяцы.
2-е Задание: «12 месяцев»
Дети расставляют изображения месяцев по кругу «Время года» называют
зимние, весенние, летние и осенние месяцы.
Для выполнения задания воспитатель предлагает детям небольшие
подсказки. Например. В декабре зима только начинается, поэтому борода у
этого месяца самая короткая. В январе морозы становятся крепче и борода у
этого месяца длиннее и так далее.
3-е Задание: «Явления природы»
Дети выкладывают артинки с явлениями природы в для каждого времени
года.
Дидактическая игра «Цветик - семицветик»
Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность,
логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать
внимание, связанную речь.
Задачи:
- Закрепить знания детей о цветах.
- Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, фантазию,
творческую активность.
- Закреплять знания детей соотносить количество предметов с цифрой.
- Закреплять понятие целое и части.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Воспитатель: Отправила мама девочку Женю за баранками. Но по дороге
домой все баранки съела собака. По дороге ей встретилась бабушка которая
подарила девочке цветок.
1-ое Задание: «Посчитай сколько?»
Посчитайте сколько лепестков? Кого цвета лепестки?
2 –е Задание: «Нужный лепесток для своей букашки»
Цветок был такой красивый что на него сползались и слетались разные
насекомые.
Детям предлагается разместить цветных бабочек на лепесток
соответствующего цвета.
Детям необходимо соотнести точки на крылышках бабок – коробок с цифрой
на лепестке.
3 –е Задание: «Собери разбитую вазу».
Дается образец вазы и набор «осколков». Нужно собрать из частей целую
вазу.
4 –е Задание: « Найди нужную игрушку»
Детям предлагается картинки с перепутанными игрушками. Ребенку нужно
найти нужную игрушку.
3.
Дидактическая игра «Волк и лиса»
Цель: Развивать у детей умение сравнивать предметы в убывающим и
возрастающим порядке, память; наблюдательность, логическое мышление;
умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную
речь.
Задачи:
- Развивать умение сравнивать до 7 предметов размеру и раскладывать их по
убывающем и возрастающем порядке.
- Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, фантазию,
творческую активность.
- Закреплять знания детей соотносить количество предметов с цифрой.
- Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше»,
«меньше», «поровну», «столько», «сколько»;
- Закреплять знания о составе числа.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Воспитатель: Хитрая лиса покушать и обхитрить волка. Лиса заставила волка
наловить рыбки в прорубе
1-ое Задание: «Больше, меньше поровну»
Поймал волк много разной рыбы большой и маленькой. И хитрая лиса
решила разделить рыбу. Посчитай сколько большой рыбы? Сколько
маленькой?
2-е Задание: «Ловись рыбка большая и маленькая»
Воспитатель предлагает детям разложить рыбку по подходящему ведру по
величине. Так же расставить ведра с рыбкой в ряд, начиная с самого низкого
и заканчивая самым высоким. Затем в обратном порядке.
3 – е Задание: «Рыбалка»
Ребята нужно помочь лисе и волку положить рыбку в нужное ведро.
Перед детьми на столе выкладывается рыбки с примерами, и ведра с
цифрами. Нужно решить простое арифметическое действие которое в
сумме дает необходимое число в соответствующие на ведре.
4.
Дидактическая игра «Волк и 7 козлят»
Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению
познавательных и творческих математических задач, память;
наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и
анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.
Задачи:
- Закрепить представление детей о прямой и обратной последовательности
чисел в пределах 10.
- Продолжать учить понимать значение предлогов перед, за, около, на, под,
между
- Продолжать учить понимать значение и знаки больше, меньше, поровну и
выполнять самостоятельно; формировать навык самоконтроля.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Воспитатель: Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву
шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку
и сами никуда не выходят воротится коза, постучится в дверь и запоет:
- Козлятушки, ребятушки!
Отопритеся, отворитеся!
Ваша мать пришла - молока принесла;
Бежит молоко по вымечку,
Из вымечка по копытечку,
Из копытечка во сырую землю!
Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит:
1-е Задание: «Посчитай сколько?»
На столе перед детьми выкладывается картинки с изображением овощей,
фруктов, грибов, орехов и им нужно посчитать что больше, меньше или
поровну.
Воспитатель: Но иногда козлятки не слушают маму Козу и выходят ее
встречать на полянку около дома. А около дома растет красивая яблоня с
яблочками.
2-е Задание: «Было, стало»
Перед детьми картинка поляна на ней яблоня с яблоками.
Нужно посчитать сколько было на яблоне яблок, сколько упало и.т.д.
Воспитатель: В очередной раз Коза ушла в лес. И волк пришёл к козлятам.
Козлята так напугались, что начали прятаться куда, кто сможет.
3-е Задание: «Найди куда спрятались?»
Перед ребенком поле с изображением комнаты Козы.
1-й Вариант: Воспитатель говорит куда спрятались козлята, а ребенок
должен прикрепить козленка на данное место. («За» печкой, 2- козленка
«перед» печкой, 2- козленка «на» печке, 1 – козленок «между» печкой и
окном и т.д.
2-й Вариант: Козлята уже прикреплены на картинке, и ребенок должен сам
назвать и показать где находятся козлята.
5.
Дидактическая игра «Белоснежка и 7 гномов »
Цель: формирование временных представлений у детей
Задачи:
- Закреплять порядковый счет
- познакомить детей с мерой времени – «неделя»;
- формировать у детей умение называть дни недели по порядку;
- формировать у детей умение определять части суток
- Закреплять знания о геометрических фигурах.
Описание дидактической игры:
Ход игры:
Белоснежку по воле злой мачехи, завели в темный дремучий лес и бросили
там одну - одинешеньку. Она бродила по лесу и вдруг на поляне увидела
маленькие домики. Они были нарядными, как игрушка. Белоснежка узнала
что в них живут 7 гномов, но она не знала в какой домик войти.
1-е Задание: Перед детьми поле с домиками, на домиках написаны в
разнобой цифры. На гномиках написаны тоже цифры. Нужно нужного
гномика поселить в нужный домик.
2-е Задание: Картинка с частями суток, нужно прикрепить картинки с
действиями гномиков на нужное поле (кто, что делает в данное часть суток)
3-е Задание: На гномиках нарисованы геометрические фигуры. И каждого
гномика нужно посадить в нужный вагон с данной геометрической фигурой.
Результаты педагогического эксперимента
В течение двух месяцев в группе из 18 детей проводились занятия с
использованием сказочных математических игр. Итоги:
Повышение уровня математических знаний на 30% по итогам
тестирования.
Рост интереса к занятиям математикой, отмеченный в анкетах
родителей и воспитателей.
Улучшение эмоционального состояния детей, снижение тревожности
при выполнении заданий.
Развитие коммуникативных навыков через групповую работу.
Заключение
Сказочные математические дидактические игры являются эффективным и
доступным средством развития математических навыков у дошкольников.
Они способствуют гармоничному развитию когнитивных, эмоциональных и
социальных компетенций ребенка, повышают мотивацию к обучению и
формируют положительное отношение к математике. Воспитателям
рекомендуется использовать данный подход в ежедневной практике,
адаптируя игры под индивидуальные потребности детей и условия
образовательного процесса.
Список литературы:
1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная
Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы,
Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 2-е изд., испр и доп.- М. :МОЗАИКА-
СИНТЕЗ, 2011.
2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б.(Интеграция в системе воспитательно-
оздоровительной работы детского сада), пособие для педагогов дошкольных
учреждений, М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
3.Воронина Л. В. ,Суворова Н. Д .(знакомим дошкольников с математикой),
Творческий центр Москва, 2011.
4.Сажина С.Д. (Технология интегрированного занятия в ДОУ), 2008г,
(Приложение к журналу «Управление ДОУ».
5.Е.С.Демина «Развитие элементарных математических представлений»,
Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА,
2009.
6.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры
средствами сказки: Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.
7.Ерофеева Т.И. и другие. (Математика для дошкольников) М.: Просвещение
1992.
8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.
М.,1990.
9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для
студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский
центр «Академия», 2000
10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ М.:ТЦ СФЕРА,
2005.
11. Занимательная математика: Материалы для коллективных и
индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими
школьниками. // Авт.-состав. Попова Г. П., Усачева В. И. - М., 2005.