Напоминание

Сказочные дидактические математические игры


Автор: Мокрушина Марина Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад № 38
Населённый пункт: Нижегородская область Балахнинский район п. Лукино
Наименование материала: статья
Тема: Сказочные дидактические математические игры
Раздел: дошкольное образование





Назад




Сказочные математические дидактические игры: инновационный

подход к развитию математических навыков у дошкольников

Автор: Мокрушина Марина Викторовна, воспитатель МБДОУ Детский

сад № 38. Нижегородской области Балахнинского района, п. Лукино.

Аннотация

В статье рассматривается использование сказочных математических

дидактических игр как эффективного инструмента формирования у

дошкольников базовых математических навыков. Представлены

теоретические основы, методика проведения игр, примеры конкретных

игровых заданий и результаты педагогического эксперимента. Обоснована

роль сказок в развитии познавательных способностей и мотивации детей к

обучению. Ключевые слова: дидактические игры, сказки, математика,

дошкольное образование, развитие навыков, мотивация.

Введение

Современное дошкольное образование ориентировано на формирование у

детей целостной системы знаний и умений, необходимых для успешного

обучения в школе. Математическое развитие — одна из приоритетных задач,

так как оно формирует логическое мышление, внимание и способность к

решению проблем. Однако традиционные методы преподавания математики

часто недостаточно привлекательны для малышей, что снижает их

мотивацию и эффективность усвоения материала.

Использование сказочных сюжетов в дидактических играх позволяет сделать

обучение живым, эмоционально насыщенным и доступным. Сказка — это

универсальный язык детского восприятия, который способствует лучшему

запоминанию и пониманию абстрактных понятий. Интеграция сказок и

математических заданий создает уникальную образовательную среду, где

дети учатся через игру, погружаясь в волшебный мир с героями и

приключениями.

Цель:

формирование математических представлений дошкольников через сказку.

Задачи:

Развивать логическое мышление анализ, синтез, сравнения, отрицание,

классификация,

• Формировать умение ориентироваться в пространстве;

• развивать у детей умение рассуждать, доказывать;

• доставлять детям радость, удовольствие, от игр и упражнений

математического содержания, с использованием сказочных средств;

• учить применять полученные знания в сказочных и игровых ситуациях;

• воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе,

желания прийти на помощь сверстнику;

• воспитывать навыки самостоятельности;

• воспитывать интерес к математике.

Роль сказок в развитии ребенка

Сказки играют важную роль в формировании когнитивных и эмоциональных

структур у детей. Они стимулируют воображение, развивают речь и

способствуют социализации. В педагогике сказка рассматривается как

средство формирования ценностей и навыков, в том числе и математических.

Дидактические игры в математическом образовании

Дидактические игры — это специально организованные игровые ситуации,

направленные на обучение и развитие. Они способствуют формированию у

детей умения анализировать, сравнивать, классифицировать и оперировать

числами и фигурами. Интеграция сказочных элементов повышает

эмоциональную вовлеченность и интерес к занятиям.

Дошкольный возраст – ключевой период для формирования элементарных

математических навыков.

Элементарные математические понятия формируются у ребенка через

окружающую деятельность, познания, в деятельности и общении.

Мой опыт заключается в разработке и использовании авторских

дидактических математических игр.

Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга.

Методика проведения сказочных математических игр

Основные принципы:

Связь с сюжетом сказки: математические задания встроены в сюжет,

что делает их понятными и интересными.

Игровая мотивация: использование персонажей и игровых ролей

стимулирует активность детей.

Поэтапность: задания усложняются постепенно, учитывая возрастные

особенности.

Визуализация и наглядность: использование ярких иллюстраций,

предметных моделей и мультимедийных средств.

Обратная связь: воспитатель корректирует действия детей, поощряет

успехи и поддерживает интерес.

Примеры сказочных математических дидактических игр

1. Дидактическая игра «Красная Шапочка»

Цель: закреплять полученные знания о геометрических фигурах, в счёте,

закреплять знания о видах линий.

Задачи:

Развивать речь, умение анализировать, вспомнить счёт от 1 до 10.

Закрепить полученные знания о геометрических фигурах.

Закреплять понятия «короткая, длинная» дорожка; «Широкая,

узкая дорожка;

Закреплять знания о видах линий (Пряма, кривая, ломанная).

Формировать умение у детей ориентироваться на листе бумаги.

Воспитывать

умение

играть

вместе,

придерживаться

правил

очерёдности, выполнять задание по инструкции.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Игра рассчитана на 1-2 человека. Распечатано поле на поле прикреплены в

далеке дом бабушки. Волк и Красная шапочка.

Воспитатель: Отправилась Красная Шапочка в лес. А в том лесу жил злой

волк, которого не пригласили на день рождения к бабушке, он обиделся и

стал мешать Красной Шапочке дойти до бабушке. Ребята посмотрите как

красиво в лесу, скажите какое время года? А как вы догадались, что лето? На

лесной полянке растут грибы, ягоды, цветы. А давайте мы с вами тоже

погуляем по лесу.

1-ое Задание По какой дорожке?»

Воспитатель: Идет Красная шапочка по какой дорожке? Дети должны

назвать эти дорожки. Прямой, кривой, ломанной, широкой, узкой, короткой

или длинной).

2- ое Задание «Посчитай сколько?»

Воспитатель: Ребята давай те посчитаем сколько мы видим цветочков?

Сколько грибов? Сколько бабочек? Сколько птичек? Сколько ёжиков и

зайчиков?

3-е Задание «Положи пирожки в нужную корзину»

Воспитатель: Посмотрите внимательно на корзинки и на пирожки.

Пирожки разной формы На какие геометрические фигуры похожи пирожки?

На корзинках нарисованы геометрические фигуры. Нужно, нужный пирожок

положить в нужную корзину. Посчитайте сколько в каждой корзине

пирожков? (можно сравнить какой из корзине больше или меньше

пирожков).

Воспитатель: А тем временем волк продолжает строить препятствия

Красной Шапочке, давайте поможем справиться с ними. Указывайте путь ей.

4- е Задание: «Укажи путь»

(Лабиринты, и графический диктант по клеткам)

2.

Дидактическая игра «12 месяцев»

Цель:

Развитие

у

детей

интереса

к

самостоятельному

решению

познавательных

и

творческих

математических

задач,

память;

наблюдательность,

логическое

мышление;

умение

сравнивать

и

анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.

Задачи:

- Закрепить представления детей о временах года, их последовательности и

основных признаках;

-Закреплять порядковый счет.

- Закреплять знания детей о геометрических фигурах.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Давным-давно в королевстве жила одна девочка, добрая и работящая.

Однажды ей довелось повстречать сразу все 12 месяцев.

История, которую я вам расскажу, началась под новый год. Мачеха

отправила в лес бедную падчерицу за подснежниками. Девочка не посмела

ослушаться, и пошла в лес. Укутавшись в старый дырявый платок.

1-е Задание: «Платок».

Картинка с платком на нам дырки в виде геометрических фигур. Нужно

правильно прикрепить заплатку на нужную дырку

-Сколько дыр в платке?

- В платке 8 дыр.

- Сколько заплаток?

- 7 заплаток.

- На какие геометрические фигуры они похожи?

- Круг, квадрат, ромб, прямоугольник, треугольник, шестиугольник, овал.

В лесу намело много снега. Бедная девочка совсем выбилась из сил. Вдалеке

замерцал огонек, и девочка пошла на него. На поляне горел костер, а вокруг

сидели братья месяцы.

2-е Задание: «12 месяцев»

Дети расставляют изображения месяцев по кругу «Время года» называют

зимние, весенние, летние и осенние месяцы.

Для выполнения задания воспитатель предлагает детям небольшие

подсказки. Например. В декабре зима только начинается, поэтому борода у

этого месяца самая короткая. В январе морозы становятся крепче и борода у

этого месяца длиннее и так далее.

3-е Задание: «Явления природы»

Дети выкладывают артинки с явлениями природы в для каждого времени

года.

Дидактическая игра «Цветик - семицветик»

Цель: Развивать у детей восприятие цвета, память; наблюдательность,

логическое мышление; умение сравнивать и анализировать; концентрировать

внимание, связанную речь.

Задачи:

- Закрепить знания детей о цветах.

- Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, фантазию,

творческую активность.

- Закреплять знания детей соотносить количество предметов с цифрой.

- Закреплять понятие целое и части.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Воспитатель: Отправила мама девочку Женю за баранками. Но по дороге

домой все баранки съела собака. По дороге ей встретилась бабушка которая

подарила девочке цветок.

1-ое Задание: «Посчитай сколько?»

Посчитайте сколько лепестков? Кого цвета лепестки?

2 –е Задание: «Нужный лепесток для своей букашки»

Цветок был такой красивый что на него сползались и слетались разные

насекомые.

Детям предлагается разместить цветных бабочек на лепесток

соответствующего цвета.

Детям необходимо соотнести точки на крылышках бабок – коробок с цифрой

на лепестке.

3 –е Задание: «Собери разбитую вазу».

Дается образец вазы и набор «осколков». Нужно собрать из частей целую

вазу.

4 –е Задание: « Найди нужную игрушку»

Детям предлагается картинки с перепутанными игрушками. Ребенку нужно

найти нужную игрушку.

3.

Дидактическая игра «Волк и лиса»

Цель: Развивать у детей умение сравнивать предметы в убывающим и

возрастающим порядке, память; наблюдательность, логическое мышление;

умение сравнивать и анализировать; концентрировать внимание, связанную

речь.

Задачи:

- Развивать умение сравнивать до 7 предметов размеру и раскладывать их по

убывающем и возрастающем порядке.

- Развивать мышление, внимание, мелкую моторику рук, фантазию,

творческую активность.

- Закреплять знания детей соотносить количество предметов с цифрой.

- Помочь усвоить понятия «много», «мало», «один», «несколько», «больше»,

«меньше», «поровну», «столько», «сколько»;

- Закреплять знания о составе числа.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Воспитатель: Хитрая лиса покушать и обхитрить волка. Лиса заставила волка

наловить рыбки в прорубе

1-ое Задание: «Больше, меньше поровну»

Поймал волк много разной рыбы большой и маленькой. И хитрая лиса

решила разделить рыбу. Посчитай сколько большой рыбы? Сколько

маленькой?

2-е Задание: «Ловись рыбка большая и маленькая»

Воспитатель предлагает детям разложить рыбку по подходящему ведру по

величине. Так же расставить ведра с рыбкой в ряд, начиная с самого низкого

и заканчивая самым высоким. Затем в обратном порядке.

3 – е Задание: «Рыбалка»

Ребята нужно помочь лисе и волку положить рыбку в нужное ведро.

Перед детьми на столе выкладывается рыбки с примерами, и ведра с

цифрами. Нужно решить простое арифметическое действие которое в

сумме дает необходимое число в соответствующие на ведре.

4.

Дидактическая игра «Волк и 7 козлят»

Цель: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению

познавательных и творческих математических задач, память;

наблюдательность, логическое мышление; умение сравнивать и

анализировать; концентрировать внимание, связанную речь.

Задачи:

- Закрепить представление детей о прямой и обратной последовательности

чисел в пределах 10.

- Продолжать учить понимать значение предлогов перед, за, около, на, под,

между

- Продолжать учить понимать значение и знаки больше, меньше, поровну и

выполнять самостоятельно; формировать навык самоконтроля.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Воспитатель: Жила-была коза с козлятами. Уходила коза в лес есть траву

шелковую, пить воду студеную. Как только уйдет - козлятки запрут избушку

и сами никуда не выходят воротится коза, постучится в дверь и запоет:

- Козлятушки, ребятушки!

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла - молока принесла;

Бежит молоко по вымечку,

Из вымечка по копытечку,

Из копытечка во сырую землю!

Козлятки отопрут дверь и впустят мать. Она их покормит:

1-е Задание: «Посчитай сколько?»

На столе перед детьми выкладывается картинки с изображением овощей,

фруктов, грибов, орехов и им нужно посчитать что больше, меньше или

поровну.

Воспитатель: Но иногда козлятки не слушают маму Козу и выходят ее

встречать на полянку около дома. А около дома растет красивая яблоня с

яблочками.

2-е Задание: «Было, стало»

Перед детьми картинка поляна на ней яблоня с яблоками.

Нужно посчитать сколько было на яблоне яблок, сколько упало и.т.д.

Воспитатель: В очередной раз Коза ушла в лес. И волк пришёл к козлятам.

Козлята так напугались, что начали прятаться куда, кто сможет.

3-е Задание: «Найди куда спрятались?»

Перед ребенком поле с изображением комнаты Козы.

1-й Вариант: Воспитатель говорит куда спрятались козлята, а ребенок

должен прикрепить козленка на данное место. («За» печкой, 2- козленка

«перед» печкой, 2- козленка «на» печке, 1 – козленок «между» печкой и

окном и т.д.

2-й Вариант: Козлята уже прикреплены на картинке, и ребенок должен сам

назвать и показать где находятся козлята.

5.

Дидактическая игра «Белоснежка и 7 гномов »

Цель: формирование временных представлений у детей

Задачи:

- Закреплять порядковый счет

- познакомить детей с мерой времени – «неделя»;

- формировать у детей умение называть дни недели по порядку;

- формировать у детей умение определять части суток

- Закреплять знания о геометрических фигурах.

Описание дидактической игры:

Ход игры:

Белоснежку по воле злой мачехи, завели в темный дремучий лес и бросили

там одну - одинешеньку. Она бродила по лесу и вдруг на поляне увидела

маленькие домики. Они были нарядными, как игрушка. Белоснежка узнала

что в них живут 7 гномов, но она не знала в какой домик войти.

1-е Задание: Перед детьми поле с домиками, на домиках написаны в

разнобой цифры. На гномиках написаны тоже цифры. Нужно нужного

гномика поселить в нужный домик.

2-е Задание: Картинка с частями суток, нужно прикрепить картинки с

действиями гномиков на нужное поле (кто, что делает в данное часть суток)

3-е Задание: На гномиках нарисованы геометрические фигуры. И каждого

гномика нужно посадить в нужный вагон с данной геометрической фигурой.

Результаты педагогического эксперимента

В течение двух месяцев в группе из 18 детей проводились занятия с

использованием сказочных математических игр. Итоги:

Повышение уровня математических знаний на 30% по итогам

тестирования.

Рост интереса к занятиям математикой, отмеченный в анкетах

родителей и воспитателей.

Улучшение эмоционального состояния детей, снижение тревожности

при выполнении заданий.

Развитие коммуникативных навыков через групповую работу.

Заключение

Сказочные математические дидактические игры являются эффективным и

доступным средством развития математических навыков у дошкольников.

Они способствуют гармоничному развитию когнитивных, эмоциональных и

социальных компетенций ребенка, повышают мотивацию к обучению и

формируют положительное отношение к математике. Воспитателям

рекомендуется использовать данный подход в ежедневной практике,

адаптируя игры под индивидуальные потребности детей и условия

образовательного процесса.

Список литературы:

1.От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная

Программа дошкольного образования /Под ред. Н. Е. Вераксы,

Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой – 2-е изд., испр и доп.- М. :МОЗАИКА-

СИНТЕЗ, 2011.

2.Комарова Т.С., Зацепина М.Б.(Интеграция в системе воспитательно-

оздоровительной работы детского сада), пособие для педагогов дошкольных

учреждений, М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.

3.Воронина Л. В. ,Суворова Н. Д .(знакомим дошкольников с математикой),

Творческий центр Москва, 2011.

4.Сажина С.Д. (Технология интегрированного занятия в ДОУ), 2008г,

(Приложение к журналу «Управление ДОУ».

5.Е.С.Демина «Развитие элементарных математических представлений»,

Анализ программ дошкольного образования, М.: Творческий центр СФЕРА,

2009.

6.Большунова Н.Я. Организация образования дошкольников в формах игры

средствами сказки: Учебное пособие. -Новосибирск: 2000.

7.Ерофеева Т.И. и другие. (Математика для дошкольников) М.: Просвещение

1992.

8. Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников.

М.,1990.

9. Козлова С. А., Куликова Т. А. Дошкольная педагогика: учеб. пособие для

студ. сред. пед. учеб. заведений. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательский

центр «Академия», 2000

10. Зверева О.Л., Кротова Т.В. Общение с родителями в ДОУ М.:ТЦ СФЕРА,

2005.

11. Занимательная математика: Материалы для коллективных и

индивидуальных занятий и уроков с дошкольниками и младшими

школьниками. // Авт.-состав. Попова Г. П., Усачева В. И. - М., 2005.



В раздел образования