Автор: Гончарская Маргарита Юрьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 "Ладушки"
Населённый пункт: город Нижневартовск
Наименование материала: программа
Тема: Математический знайка
Раздел: дошкольное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГОРОДА НИЖНЕВАРТОВСКА ДЕТСКИЙ САД №17 "ЛАДУШКИ"
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
"МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ЗНАЙКА"
Разработчик: Гончарская М.Ю.
Кутуева И.Ф.
Нижневартовск 2015
Пояснительная записка
«Математика порядок, симметрию определенность.
А это важнейшие виды прекрасного».
Аристотель.
Детский сад – первая и очень ответственная ступень общей системы образования.
Перед педагогами дошкольных учреждений и учеными в настоящее время стоит
общая задача – совершенствование всей воспитательно-образовательной работы и
улучшение подготовки детей к обучению в школе.
Обучению дошкольников началам математики должно отводиться важное место.
Это вызвано целым радом причин: началом школьного обучения с шести лет, обилием
информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации,
желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в
связи с этим как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать
задачи. Преследуется главная цель: вырастить детей людьми, умеющими думать,
хорошо ориентироваться во всем, что их окружает, правильно оценивать различные
ситуации, с которыми
они сталкиваются в жизни, принимать самостоятельные
решения.
Обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию
и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и
действий,
гибкости
мыслительного
процесса,
смекалки
и
сообразительности,
развитию творческого мышления. Мозг человека требует постоянной тренировки,
упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а он сам –
находчивее, сообразительнее.
Цель: повышение у детей интереса к математике посредствам создания условий для
исследовательской деятельности, развития творческих способностей, навыков и
умений детей.
Задачи:
- формирование у детей представлений о творческой деятельности как способе
познания окружающего мира,
- формирование умения самостоятельно использовать полученные знания, вовлекать
сверстников в совместную деятельность,
- поддерживать интерес к познанию, создания нового, необычного,
- содействовать развитию творческой активности детей, родителей и педагогов.
Срок реализации 3 года ( средний и старший дошкольный возраст).
Основой для разработки педагогического проекта
по развитию элементарных
математических представлений предстали:
Устав МАДОУ города Нижневартовска ДС №17 "Ладушки".
Закон РФ «Об образовании»
СанПин 2.4.1.3049-13 от 15.05.2013 г.
Методы:
Словесный метод обучения (объяснение, беседа, устное изложение, диалог,
рассказ)
Метод игры (дидактические игры, на развитие внимания, памяти, игры-
конкурсы)
Практический (выполнение работ на заданную тему, по инструкции)
Наглядный (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков, плакатов,
фотографий,
Показ мультимедийных материалов
Средний дошкольный возраст.
"Познавательно развитие" - формирование понятий и представлений о числе,
форме, величине, ориентировка во времени и пространстве.
"Речевое развитие" - овладение ребенком математического словаря (число,
геометрические фигуры, больше, меньше), формирование грамматического
строя речи, формирование диалогической речи.
"Социально
-
коммуникативное
развитие"
-
развитие
общения
и
взаимодействия
ребенка
со
взрослым,
становление
самостоятельности,
целенаправленности - саморегуляции собственных действий.
"Физическое развитие" - развитие мелкой моторики, основных движений.
"Художественно - эстетическое развитие" - закрепление представлений о частях
суток, временах года, отгадывание загадок.
Календарно - тематическое планирование.
месяц
мероприятие
задачи
сентябрь
«Закрепление знаний о
геометрических фигурах».
учить узнавать и
различать круг,
треугольник, квадрат;
- знакомство со
свойствами квадрата ;
- учить находить признаки
сходства и различия и на
этой основе группировать
предметы, выделять
совокупности предметов,
отличных от данной;
- создать условия для
реализации творческих
возможностей каждого
ребенка, научить получать
радость от собственных
достижений;
- стимулировать речевую
активность детей,
обогащая активный и
пассивный словарь
математическими
терминами;
- учить работать в
коллективе, создавая
атмосферу
сотрудничества и
взаимопомощи,
способствовать
воспитанию добрых и
дружеских чувств,
развивая умение
оценивать свою и чужую
работу.
октябрь
«Закрепление знаний о
геометрических фигурах».
- Закрепить знания о
геометрических фигурах;
-Научить решать примеры
в столбик на сложение и
вычитание двузначных
чисел;
-Развивать
наблюдательность,
познавательные
способности, мышление,
навыки узнавания
геометрических фигур,
умение использовать
математические термины.
ноябрь
Закрепление полученных знаний о
геометрических фигурах
- обобщить знания о
геометрических фигурах,
учить зрительному
анализу с помощью
логических задач,
- развивать практические
навыки построения
геометрических фигур на
плоскости, развивать
смекалку и находчивость,
- воспитывать
трудолюбие,
аккуратность,
ответственность и интерес
к геометрии.
январь
Части суток, распорядок дня»
-Закрепление
знаний
о
частях суток, соотнесение
с распорядком дня.
-Научить детей различать
части суток и определять
их последовательность.
-Расширение пассивного и
активного словаря
-Развитие
слухового
внимания.
-Развитие устной связной
речи,
актуализация
пассивного словаря.
-Развитие
зрительного
восприятия.
февраль
Закрепление знаний о величине
= закрепить знания о
форме, величине и цвете
предметов;
-
развить
зрительное
восприятие,
память,
мышление.
март
Закрепление знаний о величине
- закрепить знания о
величине
-
развить
зрительное
восприятие,
память,
мышление.
апрель
Знакомство с цифрой
- учить считать по образцу
и названию
-
Развивать
позновательную
активность,
словарный
запас.
- Учить излагать мысли на
бумаге,
активизировать
работу
учащихся
при
помощи
дополнительной
литературы
май
Знакомство с цифрой
Развивать позновательную
активность, словарный
запас.Учить излагать
мысли на бумаге,
активизировать работу
учащихся при помощи
дополнительной
литературы.
Показатели усвоения материала
по направлению
«Познавательное развитие» (математика)
группы среднего дошкольного возраста
Умеет сравнивать по размеру (по объёму);
Имеет представления о числах первого десятка
Имеет представление о порядке следования чисел первого десятка на основе стихов и
считалок
Знает счёт в пределах 10
Имеет представление о цифрах. Называет их.
Имеет представление о количестве, о его изменении и сохранении, в пределах первого десятка
Имеет представление о форме предмета; о геометрических формах: круг, треугольник,
квадрат, шар, куб
Имеет представление о цвете, названия оттенков: голубой, розовый, серый;
Владеют практическим приёмам сравнения по размеру
Умеет строить ряды «большой — больше — самый большой»; осуществляет сериацию из
трёх предметов
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Сентябрь
учить узнавать и различать круг, треугольник, квадрат;
- знакомство со свойствами квадрата ;
- учить находить признаки сходства и различия и на этой основе группировать предметы,
выделять совокупности предметов, отличных от данной;
- создать условия для реализации творческих возможностей каждого ребенка, научить
получать радость от собственных достижений;
- стимулировать речевую активность детей, обогащая активный и пассивный словарь
математическими терминами;
- учить работать в коллективе, создавая атмосферу сотрудничества и взаимопомощи,
способствовать воспитанию добрых и дружеских чувств, развивая умение оценивать свою и
чужую работу.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель, подзывая детей к себе, предлагает послушать сказку.
2. Воспитатель рассказывает детям сказку, по ходу которой предлагает вопросы и
задания.
- Стоит на опушке леса вот такой необычный дом. (Рассматривание, узнавание и называние
фигур.)
- Как вы думаете, кто его жители? (Обобщая ответы детей, воспитатель продолжает
рассказывать сказку.)
- Жили-были вот в таком доме круг и треугольник. И выглядели они так.
Однажды пошли друзья погулять и встретили вот такую фигуру. Узнаете, кто это?
А наши друзья незнакомца не узнали, поэтому испугались, спрятались за куст и думают: «Кто
он такой? Стали рассуждать:
- На круг похож? (Нет.) Почему? (У него углы есть.)
- На треугольник похож? (Нет.) Посчитайте углы. (Их четыре.)
Думали-гадали, а потом круг предложил: «Подойдем, спросим, как его зовут и
познакомимся».
- Здравствуй, я – круг, у меня нет углов. Я похож на колесо, на солнышко, на тарелку. Я умею
катиться.
- А я – треугольник, у меня три угла и я похож на колпак гнома, на крышу домика.
- Здравствуйте, друзья, я очень рад с вами познакомиться и подружиться. Меня зовут квадрат.
Смотрите, какой я красивый, все мои стороны одинаковы. А на что я похож, догадайтесь сами.
( Дети предлагают свои варианты.)
Родом я из большого и дружного семейства четырехугольников, у меня много братьев и
сестер. Но сегодня я ушел гулять один и вот заблудился. Не могли бы вы меня приютить на
время в своем домике. (Воспитатель подводит детей к мысли, что нужно сконструировать для
троих друзей новый домик.)
3. Физкультминутка «Круг».
Я вам хвастаться не буду:
Круг встречается повсюду!
Круглолицая луна, в дом с небес глядит она.
Солнце — круг, колечко - круг,
Детский обруч — халахуп.
Колесо машины, мяч, сушки, пряники, калач...
4. Практическая работа детей.
Дети выкладывают из наборов фигур разные домики, объясняют свои рисунки. (В
зависимости от уровня подготовки, можно не выкладывать, а вычерчивать при помощи
трафаретов и лекал.)
5. Итог занятия.
Понравилась ли вам, ребята, сказка? О каких фигурах шла речь? Расскажите эту сказку дома
родителям.
Октябрь.
Тема урока: «Закрепление знаний о геометрических фигурах».
Цели урока:1. Закрепить знания о геометрических фигурах;
2.Научить решать примеры в столбик на сложение и вычитание двузначных чисел;
3.Развивать наблюдательность, познавательные способности, мышление, навыки узнавания
геометрических фигур, умение использовать математические термины.
Ход занятия:
Начинается занятие.
Вот книжки на столе, а вот тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки.
И недосуг дуть на корабль бумажный,
Сегодня у ребят урок очень важный.
2.
Сообщение темы урока.
3.
Подготовительная беседа. ( на доске карта схема полёта)
Начинаем подготовку к полету:
- Как звали первого космонавта нашей страны?
- Как назывался космический корабль, на котором Ю. Гагарин отправился в космос?
- Какие современные космические корабли вы знаете?
4. Устный счет. (на партах наборы с геометрическими фигурами)
Работаем в парах. Назовите фигуры. Охарактеризуйте их. Из набора геометрических фигур строим
ракету.
Посмотрите на центральную часть ракеты. Какая это фигура?
Растянули мы квадрат
И представили на взгляд,
На кого он стал похожим
Или с чем-то очень схожим?
Не кирпич, не треугольник -
Стал квадрат… (прямоугольник) .
- Что вы знаете о прямоугольнике?
- Измерьте длину сторон прямоугольника. Чему они равны?
- Найдите периметр прямоугольника.
В З Л Ё Т
- Какое слово получилось?
-Начинаем отсчет дружно 6 5,4,3,2,1 – ПУСК!
5. Закрепление пройденного материала.
- Мы с вами совершили посадку на Луну. Внимание на экран. Первые люди спустились на
поверхность луны еще в 1969 году. Это были американские астронавты – Нейл Армстронг и Эдвин
Олдрин. Здесь нам предстоит выполнить математическое задание – решить выражения. Работаем по
вариантам. ( на партах разноуровневые карточки)
- Молодцы! Можно отправиться на следующую планету.
6. Физминутка. (Рисуем геометрические фигуры глазами)
7. Практическая работа.
- Мы прилетели на планету Марс. Внимание на экран. Рассказ учителя о планете.
- Найдите знакомые вам геометрические фигуры, вспомните, как они называются.
А теперь давайте сделаем некоторые построения:
- Начертите прямую линию. Можем ли мы изобразить всю прямую? Почему?
- Отметьте на прямой точку А. Как получить отрезок?
- Что такое отрезок? А что такое луч?
- А сейчас попробуйте получить эти фигуры практически на веревочке. Ваши пальчики - это точки.
Покажите отрезок, луч.
8. Самостоятельная работа. Летим дальше. Наш путь лежит на планету Юпитер. Внимание на экран.
Это самая большая планета Солнечной системы. Посмотрите на нашу карту. Какая геометрическая
фигура изображает наш маршрут? Сколько в ней звеньев?
Нам предстоит такое задание. Постройте самостоятельно ломаную из 3-х звеньев с длинами 5см, 2см,
4см..
Найдите длину ломаной, начертите отрезок такой же длины.
-Много интересных математических заданий выполнили мы, путешествуя по планетам Солнечной
системы. Пора возвращаться на Землю.
9. Итог урока. Рефлексия.
Назовите тему урока? У кого возникли трудности? Над чем еще нужно поработать?
Ноябрь
Цель :
закрепление полученных знаний о геометрических фигурах
Задачи:
- обобщить знания о геометрических фигурах, учить зрительному анализу с помощью логических
задач,
- развивать практические навыки построения геометрических фигур на плоскости, развивать
смекалку и находчивость,
- воспитывать трудолюбие, аккуратность, ответственность и интерес к геометрии.
Ход занятия:
I. Круг приветствия
II. Сообщение темы занятия
- Сегодня на занятии мы вновь отправимся в путешествие по необычной стране
- В этой стране живут фигуры, линии,
точки и тела,
треугольники квадраты.
Вот такие, брат, дела!
Что же это за страна?
-Как вы считаете, как нужно выполнять задания?
- Посмотрите на доску, здесь зашифрована пословица, прочитав которую мы узнаем, как же нужно
выполнять задания.. (Поспешишь - людей насмешишь)
- А какие нам сегодня на занятии понадобятся инструменты? Отгадайте загадки.
* Палочка волшебная есть у меня, друзья.
Палочкою этой могу построить я
Башню, дом и самолет
И большущий пароход. (карандаш)
*Я люблю прямоту, я сама прямая.
Сделать новую черту вам я помогаю.
Что-нибудь без меня начертить сумей-ка.
Угадайте-ка, друзья, кто же я? (линейка)
- Да, ребята, сегодня мы с вами отправимся в мир геометрических фигур.
- Пора отправляться в путь, но где же начало пути?
- В этом нам сегодня будут помогать наши консультанты.
III.Разминка
консультант «Эрудит»
1. Следи за звездами. Назови фигуры.
2.Какие геометрические фигуры нарисовал Карандаш?
3. Какие из данных фигур являются ломанными линиями?
4. Какая ломаная длиннее?
5. Сосчитай сколько квадратов?
IV. РАБОТА В ГРУППАХ
1 консультант « Углы»
- Отгадайте загадку:
Он и острый, да не нос,
И прямой, да не вопрос,
И тупой он, да не ножик,
-Что еще таким быть может? (угол)
И понимает каждый школьник,
Что очень нужен мне…
- Для чего нужен треугольник?
- Чем еще измеряют углы? (транспортир)
Практическая работа № 1
- Начертите четыре разных угла. Назови их. Докажи.
Построение углов: прямого, острого, тупого.
- Сколько градусов прямой угол?( 90градусов)
- Тупой угол?(больше 90 градусов)
- Острый угол? (меньше 90 градусов)
- Сколько градусов развернутый угол?(180),
- Сколько это прямых углов? (2)
2 консультант «Точка, луч, прямая»
Практическая работа № 2
Начерти геометрические фигуры,
о которых говорится в загадках:
Эта странная фигура,
Ну, совсем миниатюра!
И на маленький листочек
Мы поставим сотни ... ТОЧКА
Он от солнца прилетает,
Пробивая толщу туч
И в тетрадочке бывает,
А зовется просто - ... ЛУЧ
Едет ручка вдоль листа
По линеечке, по краю -
Получается черта,
Называется ... ПРЯМАЯ
- Добавьте к своей прямой еще несколько прямых так, чтобы у тебя были: вертикальная,
горизонтальная и наклонная линии.
- Чем отличается луч от прямой линии?
3 консультант «Четырехугольники»
Практическая работа № 2
- Начертите прямоугольник со сторонами 5 см и 3 см.
- Проведите в прямоугольнике диагонали. Сколько диагоналей можно провести? (2)
- Вставь пропущенные слова.
Четырёхугольник, у которого все углы ….., называется –……..четырёхугольник.
У прямоугольного четырёхугольника противоположные стороны …….
Прямоугольный четырёхугольник, у которого все стороны равны, называется – …..
4 консультант «Треугольник»
- Отгадайте загадку:
Три вершины тут видны,
Три угла, три стороны, -
Ну, пожалуй, и довольно! -
Что ты видишь? - ...
- Назови треугольники:
(равнобедренный треугольник, прямоугольный треугольник, равносторонний треугольник)
- Почему?
V.Физ.минутка
- Изобрази фигуры: точка, луч, прямая, ломаная линия, угол прямой, треугольник, кривая линия,
четырехугольник.
VI. Закрепление знаний
- Под какими углами пересекаются тропинки возле совы? Докажите.
- Как называются углы у фигуры? Прочитай название угла?
- Сосчитай, сколько всего прямоугольников?
Зарядка для глаз
- Творческое задание. Дорисуй каждую из этих фигур так, чтобы превратить её в тот или иной
предмет? Карточка №1
- Как называются треугольники и почему?
- У меня на столе стоят и лежат фигуры, разделите их на две группы: плоские, пространственные.
- Ребята, а что такое периметр?
- Чему равен периметр?
- У какого королевства самая длинная граница?
- Сосчитайте, сколько всего квадратов? А как можно быстрее сосчитать?
Чтение по ролям.
Жили- были два брата:
Треугольник с Квадратом.
Старший – Квадратный,
Добродушный, приятный.
Младший – треугольный –
Вечно недовольный.
Стал расспрашивать Квадрат:
Почему ты злишься, брат?
Тот кричит ему:
-Смотри:
Ты полней меня и шире.
У меня углов лишь три,
У тебя же их четыре!
Но квадрат ответил:
-Брат!
Я же старше, я – Квадрат!
Я, - сказал еще нежней:
-Неизвестно,
кто нужней!
Но настала ночь, и к брату;
Натыкаясь на столы,
Младший лезет воровато,
Срезать старшему углы.
Уходя, сказал:
-Приятных я тебе желаю снов!
Спать ложился – был квадратным,
А проснешься без углов.
Но наутро младший брат
Страшной мести был не рад
Поглядел он - нет Квадрата
Онемел… стоял без слов…
Вот так месть? Теперь у брата
Восемь новеньких углов!
- Чему учит нас эта история? ( в мире все важно)
VII. Итог занятия.
Рефлексия
Декабрь
Занятие «Части суток»
Цель: Обобщение и закрепление знаний о распорядке дня, соответственно частям суток»
Задачи:
Образовательные:
1.
Закрепление знаний о частях суток, соотнесение с распорядком дня.
2.
Научить детей различать части суток и определять их последовательность.
3.
Расширение пассивного и активного словаря
Коррекционно-развивающие:
1.
Развитие слухового внимания.
2.
Развитие устной связной речи, актуализация пассивного словаря.
3.
Развитие зрительного восприятия.
Воспитательные:
1.
Развить умение сотрудничать в коллективе.
2.
Развить навыки культуры поведения на совместных занятиях.
3.
Развить умение слушать и самостоятельно выполнять инструкции.
Оборудование и материалы: два набора картинок с изображением частей суток, набор картинок с
распорядком дня, фланелеграф, цветные карандаши каждому ребенку, черно- белые сюжетные
картинки с распорядком дня.
Ход занятия:
Здравствуйте, ребята! Я вижу, что вы еще не все проснулись. Что же нам сейчас делать? Нам нужно
сделать зарядку!
Каждый день мы по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться всем нам
Всё делать по порядку.
Весело шагаем,
Руки поднимаем,
Приседаем и встаем,
Прыгаем и скачем.
- Ребята, а скажите, какое сейчас у нас время суток? Правильно, сейчас у нас утро. А почему вы так
решили? Солнышко встает, птички начали петь, мы все проснулись. И давайте вспомним вместе, что
мы всегда делаем по утрам: мы просыпаемся, умываемся, чистим зубки, делаем зарядку и
завтракаем (на доске висят соответствующие картинки).
Посмотрите на эту картинку (День). Какое это время суток? Правильно, день. Солнышко уже высоко.
Ребята, а что вы обычно делаете днем? Мы выходим на прогулку, играем, рисуем, лепим,
занимаемся.
Повторяйте это стихотворение за мной:
Повторяем, все что знаем,
И с охотой напеваем,
И стихи вовсю читаем
Или сказки вспоминаем.
А теперь давайте вспомним, что наступает после дня. Правильно, наступает вечер. Солнышко
опускается вниз, цветочки закрывают свои бутоны, на улице темнеет. А что вы делаете вечером? Вы
приходите из садика домой, играете в спокойные игры, смотрите свои любимые мультфильмы,
ужинаете всей семьей и готовитесь ко сну. И правда,
Это время нам дано
Для веселого кино,
Для катанья на коне
И на папиной спине.
В небесах луна плывет,
Мама ужинать зовет.
А дальше наступает…Правильно, наступает ночь. А что вы делаете ночью? Ночью мы спим.
Это время – время сна,
Спит за окнами сосна.
Сладкий сон сморил ребят,
Завтра снова в детский сад.
А теперь возьмите цветные карандаши и раскрасьте картинки по порядку: утро, день, вечер, ночь.
Ребята, мы сегодня научились определять части суток и узнали, какой у нас распорядок в каждое
время суток. А какую часть суток вам нравится больше всего? Почему?
Ребята, вы хорошо занимались, а теперь пора и отдохнуть. Занятие окончено!
Январь
Настольные игры "Сериоционный ряд"
Февраль
«Длинный – короткий»
В одной небольшой деревушке жила-была семья: мама, папа и две дочери. Одну звали Люсенька, а
другую Нюсенька. Вообще-то по-настоящему Нюсеньку звали Анна, но она, когда с чем-нибудь не
соглашалась, говорила: «Не-не-не, ню-ню-ню» поэтому и прозвали ее Нюсенькой.
Однажды мама сказала своим дочерям: «Надо сходить в соседнюю деревню и отнести бабушке
подарок, ведь у нее завтра день Рождения. Идите по короткой дорожке, через поле, так вы быстрее
дойдете». Но Нюсенька тут же захныкала: «Нет, я по полю не пойду. Солнце светит жарко, пчелы
кусаются, я устану». «Но так ведь короче и быстрее», - сказала ей Люсенька. Нюсенька не послушала
свою сестру и, взяв подарок для бабушки, пошла через лес длинной дорогой.
Первой к бабушке пришла, конечно же, Люсенька. Она поздравила любимую бабушку с днем
Рождения, подарила ей букет из полевых цветов, которые она сорвала по дороге, и они вдвоем сели
пить чай. И, когда Люсенька с бабушкой уже съели по две ватрушки и три конфетки, появилась
Нюсенька. «Ню-ню-ню, вы уже без меня все сладкое съели, не дождались меня». На что Люсенька ей
ответила: «Ты пошла по длинной дорожке, а я шла по короткой дорожке, поэтому и пришла к
бабушке раньше тебя».
март
«Закрепление знаний о цифрах 1,2,3,4.
Счет по образцу, сравнение смежных чисел. Далеко, близко»
Цель занятия:
учить считать по образцу и названию чисел;
учить понимать отношения между числами (3-4);
учить отгадывать загадки, в которых присутствуют числа;
учить соотносить цифру с количеством предметов;
формировать пространственные представления (далеко, близко);
закреплять представления о геометрических фигурах круг, квадрат, треугольник;
учить решать логическую задачу на основе зрительно воспринимаемой информации;
формировать умение понять учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
формировать навык самоконтроля и самооценки.
Игра «Отгадай»
Ребята, наш домовенок Кузя принес новые загадки, отгадать которые нам помогут числа,
находящиеся в загадках. Послушайте...
- У него четыре лапки, лапки цап-царапки. Пара чутких
ушей. Он гроза для всех мышей.
(кот)
- На четырех ногах стою, Ходить
же вовсе не могу.
На мне ты станешь отдыхать, Когда
устанешь ты гулять.
(стул)
- Под крышей четыре ножки, А на
крыше суп да ложки.
(стол)
- Два соседа -непоседы
День на работе, ночь на отдыхе.
(нож)
2 Игра «Считай и рисуй»
-Кузя, а что у тебя за листочек в
руке, покажи? -Ребята, сколько птичек нарисовано? Дети: -
три
Нарисуйте на своем листочке кружочков на один больше
Сколько нарисовано кружочков? - четыре
- Почему? (Потому что число четыре больше трех на один)
3. Игра «Сосчитай и закрась цифру»
Кузя. А что у тебя в конверте?
Карточки для ребят.
Ребята, посчитайте шарики на своей карточке. Посчитали?
Сколько их? - 2 шарика.
Закрасить нужно какую цифру? - 2.
Почему вы закрасили эту цифру?
Так как 2 шарика. - Правильно.
4. Физкультминутка «Один, два»
(движение по тексту)
Один, два - стоит ракета (руки вверх, ладони соединяются). Три, четыре - самолет (руки в стороны).
Один, два - хлопок в ладоши И потом на каждый счет. Один, два, три, четыре И на линии походили.
5. Игра «Далеко и близко»
- Ребята, вы все знаете сказку «Колобок»
Он укатился от бабушки и дедушки. Оказался на развилке дороги. Посмотрите, куда он быстрее
докатится: до леса или до лесного домика. Покажите стрелочкой (до домика). А почему? (потому что
до домика дорога короче, а до леса длиннее).
Игра «Дорисуй недостающую фигуру»
- ребята, у Кузи ещё какие-то загадочные карточки в руках. Посмотрите, что на них изображено?
(геометрические фигуры)
задание: нарисуйте во втором ряду недостающую фигуру (овал) ЗАКЛЮЧЕНИЕ:
самоконтроль
зеленый кружок - все правильно;
желтый - быть повнимательней;
красный - много ошибок.
Кузя, посмотри, как ребята выполнили задание, раздай соответственно кружочки.
Материал для занятия:
1.
Кукла «Кузя»
2.
Карточки для каждого ребенка
3.
Сюжетная картинка
4.
Кружочки для самооценки (зеленого, желтого, красного цвета)
апрель
спор цифр.
Однажды, летним солнечным днем, собрались цифры на лесной поляне и завели спор о том, кто из
них важней и какая цифра самая главная. Единица сказала, что она самая главная и важная, потому
что стоит самая первая. Двойка сказала, что она самая красивая и умеет хорошо плавать, а другие
цифры этого не умеют. Пятерка сказала, что самая главная она, потому что, если ребенок принесет
домой пятерку, то его будут хвалить, а не ругать. Спорили, спорили и ни к чему это не привело. И
тогда десятка предложила пойти к царице Математики, чтобы она их рассудила. Путь их был долгим,
трудным и опасным. На их пути было много преград и препятствий. Чтобы пройти через высокие
горы, им нужно преодолеть лабиринт и решить трудные задачи. Чтобы пробраться через дремучий
лес, они должны были решить примеры. А переплыть через море им помогла работа в
математических тетрадях, где они должны были правильно выполнить все задания. И вот, наконец,
они оказались у замка царицы Математики. Она пригласила своих гостей в свой красивый, светлый
зал и спросила:
- Что вас сюда привело?
Цифры ответили:
- Царица математики! Ты самая мудрая, умная, самая точная, рассуди нас. Кто из цифр самая лучшая,
важная и главная.
Царица немножко подумала и сказала:
-Ответьте, как вы справлялись с трудностями во время пути?
Цифры ответили:
-Нам помогло решение задач, примеров и работа в тетрадях.
И царица ответила:
-Так как же из вас кто-то может быть лучше другого? Все вы одинаковые. Ведь вы вместе справились
с трудностями. Вы должны дружить между собой, не ссориться и только помогать друг другу.
А вечером, в замке царица Математики устроила бал в честь своих гостей.
Очень огорчило Нулей, что не побывали у них в Нулевом посёлке Математические Знаки. Пришлось
Нулям самим отправиться на поиски Знаков и пригласить их к себе.
Нули уже узнали обо всех полезных поступках, которые совершили Математические Знаки для
Единиц, Двоек и других значащих цифр, и были уверены, что и им Знаки послужат верой-правдой.
Но всё оказалось не так.
Впрочем, обо всём по порядку. Сначала решили Нули применить Знак Минус:
Удивились Нули: из одного Нуля хоть один Нуль вычитай, хоть девять – ничего не получается.
Тут один Нулик расхохотался:
– И не получится, если мы и дальше отнимать будем. Не вычитать надо, а прибавлять!
Повеселели остальные Нули и стали складывать:
– Уж хоть бы Единицу получить, – горестно вздохнули Нули. – Чтобы приумножить наше Нулевое
хозяйство, видимо, не складывать, а умножать надо!
И стали они умножать. Умножали, умножали, в конце концов, целых десять Нулей перемножили, да
ничего у них не вышло:
– Что же это за дела, – удивился один из Нулей. – Отнимали – и ничего не вычли. Складывали – и
ничего не добавили. Умножали – и не приумножили. Как теперь поступить? Делить, что ли?
– Делить-то нечего, – фыркнули остальные Нули, посмотрев из стороны в сторону. – Давайте-ка
лучше помирим остальные Цифры между собой и сами со всеми помиримся.
Это предложение всем Нулям понравилось. Нули не были такими гордыми, как остальные Цифры.
Недолго раздумывая, они отправились в соседние города и уговорили все Цифры помириться.
Единицы, Двойки, Тройки и другие Цифры сами уже соскучились без товарищей и с радостью
согласились со всеми встретиться.
Встреча произошла в Нулевом Посёлке, и можете себе представить, какой весёлой она выдалась.
Единицы выстроили высокую пирамиду, которая вскоре под смех остальных Цифр развалилась.
Упали Единицы прямо наСемёрок, которые стояли рядом.
После падения Цифры Один стали похожи на Семёрки, а Цифры Семь превратились в Единиц.
Двойки лебедями плескались в поселковом пруду и осыпали брызгами друзей.
Тройки таким образом прислонились к зеркалам, что стали похожи на Восьмёрок.
Четвёрки перевернулись, превратившись в стулья, и предложили всем желающим на них посидеть.
Но когда несколько Нулей забрались на такие стульчики, то Четвёрки перекувырнулись, и Нули под
хохот друзей кубарем покатились прочь.
Пятёркам понравились проделки Троек и Четвёрок: они тоже перевернулись, посмотрели на себя в
зеркало и обнаружили, что почти не отличаются от Двоек.
Тут уж почти все цифры стали переворачиваться. Шестёрки превратились в Девяток, Девятки в
Шестёрок.
Восьмёрка перевернулась несколько раз, но с удивлением обнаружила, что, в отличие от некоторых
других Цифр, не изменилась.
Тогда она рассудила, что, вероятно, переворачивалась не в ту сторону и только поэтому не стала
другой Цифрой
Тут один шалунишка-Нуль так резко толкнул Восьмёрку, что она развалилась на две части.
Два Нуля взгромоздились один на другой, закричали:
– Мы теперь – Восьмёрка! – и задорно пропели. -
А Восьмёрка – тра-ля-ля! -
А Восьмёрка – два Нуля!
Но обе части Восьмёрки снова заняли свои места, и Восьмёрка решила держаться подальше от
проказников Нулей.
Больше всего Цифрам понравилось то, что теперь с помощью математических знаков гораздо
легче стало представлять одни числа через другие. Если прежде, чтобы изобразить число 3
нужны были три Единицы (1 + 1 + 1) или три Двойки (2 : 2 + 2), то теперь хватило одной
Единицы и одной Двойки:
А если взять по одной Цифре Один, Два и Три и, расположив их по порядку, вставить между
ними Математические Знаки, то легко можно получить такие числа первой сотни:
А Нуля особенно обрадовало то, что таким образом и его можно было изобразить:
Если же рядом встанут Единица, Двойка, Тройка и Четвёрка, то можно ещё больше чисел из
первой сотни выразить!
Во многих случаях есть и другие способы (о них мы поговорим позднее).
Хорошо теперь зажили Цифры, но больше всех был счастлив Нуль.
Правда, сначала он никак не мог понять, с какой стороны подойти к значащим Цифрам, чтобы
результат получился наибольшим. Нуль знал, что число 9 самое большое из однозначных
чисел и решил сдружиться с Девяткой. Но с каким Математическим Знаком ему отправиться к
ней в гости? Понятно, что не со Знаками Вычитания и Деления. Решил Нуль заняться
умножением:
Ничего хорошего не получилось. Расплакалась Девятка. Вся надежда оставалась на Знак
Плюс:
Повеселел Нуль, наконец что-то стоящее в результате получилось, хоть это и не его заслуга, а
Цифры 9.
Снова призадумался Нуль: "А нужны ли нам сейчас Математические Знаки? Как наше
Королевство называется? Нуль-Девять. Встану-ка я рядом с Девяткой без всяких Знаков! Я –
слева, Девятка – справа":
Нет, не то. А если перебежать на другую сторону?
Как задумано, так и сделано. Получилось 90!
Ай да Нуль! Без умножения увеличил значение Девятки в десять раз.
Так и стал Нуль с Девяткой под ручку ходить: Девятка – слева, Нуль – справа.
С тех пор Нуля стали уважать в Королевстве Нуль-Девять наравне с остальными Цифрами, да
и само Королевство порой называли Королевством Девяносто.
А Нуль потом сообразил, что если справа поставить своего брата, то можно получить ещё
большее число –! А так как братьев у Нуля видимо-невидимо, то получившееся число можно
увеличивать бесконечно:
Цифры все нужны, цифры все важны.
“Жила–была, на свете Единица скучно ей было. Пошла искать друзей, по дороге увидела Двойку.
Двойка тоже скучала, гуляла одна. Подружились они стали гулять вдвоём веселее можно поиграть,
но вскоре они поняли , что их мало в интересные игры не сыграть позвали к себе Тройку, затем
Четвёрку, Пятёрку и поняли, чем больше чисел тем интереснее игры, математические загадки,
шарады можно придумать. Тогда они пригласили остальные цифры Шестёрку, Семёрку, Восьмёрку,
Девятку стали играть им было очень хорошо, весело, интересно пригласили знак умножения стали
перемножаться и увидели, что когда они перемножаются число увеличивается и вдруг они стали
зазнаваться, важничать, хвастаться, что им больше никто не нужен, неподалёку проходил Нуль, он
услышал как хвастаются цифры со знаком умножения .Нуль стоял скромно слушал и ему стало так
грустно и обидно , что из-за своего хвастовства цифры забыли свойства Нуля .Тогда он подошёл и
сказал « некрасиво хвастаться, важничать и зазнаваться, всё цифры нужны , и все цифры важны, так
же как и арифметические действия .Надо знать и помнить их свойства, если я с вами пере множусь
даже с самым большим числом в ответе будет ноль» .Цифры перестали спорить, хвастаться
вспомнили правило им стало стыдно, они поняли , что Нуль тоже нужная цифра без него в
математике не обойтись. Все цифры нужны, все цифры важны