Напоминание

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР


Автор: Литяева Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Раздел: дошкольное образование





Назад




АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В

РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР

Артикуляционная

гимнастика

представляет

собой

комплекс

упражнений, направленных на развитие подвижности органов артикуляции

(губ,

щёк,

языка,

нижней

челюсти).

Использование

информационно-

коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет сделать занятия более

интересными, разнообразными и эффективными.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают

новые

горизонты

для

организации

эффективных

занятий

по

артикуляционной гимнастике. Они делают занятия интереснее, доступнее и

способствуют лучшему усвоению материала детьми. Рассмотрим конкретные

способы

использования

ИКТ

в

процессе

формирования

правильной

артикуляции:

Примеры методик и инструментов для артикуляционной гимнастики

средствами ИКТ

1. Компьютерные программы и мобильные приложения.

Для

артикуляционной гимнастики существует целый ряд приложений, доступных

как на мобильных устройствах, так и на компьютерах. Они предназначены

для повышения интереса детей к занятиям, упрощения работы логопедов и

отслеживания

прогресса.

Давайте

рассмотрим

наиболее

полезные

и

эффективные из них:

o

SpeechApps: Приложение, которое предлагает разнообразные

игровые задания, направленные на тренировку движений языка и губ.

o

Логопед. Артикуляция: Программа включает широкий спектр

упражнений, помогающих развить точность движения языка и повысить

четкость произношения звуков.

o

«Учусь говорить. Логопедические игры»: Данное приложение

предназначено для малышей и дошкольников. Оно включает веселые игры,

упражнения на улучшение моторики языка и подготовку к постановке

сложных

звуков.

Упражнения

разработаны

профессиональными

специалистами и направлены на закрепление базовых артикуляционных

движений.

o

«Весёлая артикуляционная гимнастика»: Это приложение

создано специально для подготовки детского организма к произношению

всех

звуков

русского

алфавита.

Здесь

представлены

классические

упражнения в игровой форме: «Лошадка», «Маляр», «Заборчик».

Выбор подходящего приложения зависит от особенностей ребенка,

целей занятий и удобства использования устройства. Важно отметить, что

любое цифровое средство должно использоваться лишь как дополнение к

основной работе логопеда или родителя, а не заменять живое общение и

индивидуальные занятия.

2.

Интерактивные

доски

и

мультимедийные

проекторы.

Использование интерактивных досок позволяет сделать занятие визуально

привлекательным и наглядным:

o

Дети могут видеть демонстрацию артикуляционных поз прямо на

большом экране, сопровождаемую пояснениями логопеда.

o

Логопед показывает изображение животного («лягушка») и

просит детей повторить позицию рта, которую лягушка принимает, широко

раскрыв рот и растягивая губы.

o

Демонстрация видеороликов с артикуляционными упражнениями

известных педагогов-дефектологов (Елена Гаврина, Елена Агафонова и др.).

o

Ребенку предлагается игра "Футбол для язычка", где ребёнок

должен двигать языком вверх-вниз, имитируя удары по мячу, следуя

движущимся фигурам на экране.

3. Обратная связь и мотивация. Современные технологии позволяют

получать обратную связь и поощрять успехи ребёнка. Например:

o

Создание системы баллов и виртуальных наград за успешно

выполненные упражнения.

o

Автоматическое ведение статистики выполненных заданий, что

помогает отслеживать прогресс ребёнка.

Использование

ИКТ

значительно

расширяет

возможности

для

эффективного проведения артикуляционной гимнастики, делая процесс

увлекательным и продуктивным. Интеграция ИКТ в артикуляционную

гимнастику обогащает традиционные подходы новыми возможностями,

позволяя создавать условия для успешной коррекции дефектов речи. Главное

преимущество такого подхода заключается в повышении мотивации и

заинтересованности

обучающихся,

что

положительно

сказывается

на

эффективности учебного процесса.

Применение ИКТ в работе логопеда существенно облегчает труд

специалиста, делает занятия яркими и привлекательными для детей,

обеспечивает поддержку родителей и даёт уверенность в правильности

постановки диагноза и методов лечения. Однако важно помнить, что

главным фактором успеха остается профессионализм самого логопеда и

грамотное

сочетание

традиционных

подходов

с

современными

технологиями.

Литяева Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново



В раздел образования