Автор: Литяева Екатерина Александровна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад №70"
Населённый пункт: г. Иваново
Наименование материала: статья
Тема: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Раздел: дошкольное образование
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА С ПРИМЕНЕНИЕМ ИКТ В
РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТНР
Артикуляционная
гимнастика
представляет
собой
комплекс
упражнений, направленных на развитие подвижности органов артикуляции
(губ,
щёк,
языка,
нижней
челюсти).
Использование
информационно-
коммуникационных технологий (ИКТ) позволяет сделать занятия более
интересными, разнообразными и эффективными.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) открывают
новые
горизонты
для
организации
эффективных
занятий
по
артикуляционной гимнастике. Они делают занятия интереснее, доступнее и
способствуют лучшему усвоению материала детьми. Рассмотрим конкретные
способы
использования
ИКТ
в
процессе
формирования
правильной
артикуляции:
Примеры методик и инструментов для артикуляционной гимнастики
средствами ИКТ
1. Компьютерные программы и мобильные приложения.
Для
артикуляционной гимнастики существует целый ряд приложений, доступных
как на мобильных устройствах, так и на компьютерах. Они предназначены
для повышения интереса детей к занятиям, упрощения работы логопедов и
отслеживания
прогресса.
Давайте
рассмотрим
наиболее
полезные
и
эффективные из них:
o
SpeechApps: Приложение, которое предлагает разнообразные
игровые задания, направленные на тренировку движений языка и губ.
o
Логопед. Артикуляция: Программа включает широкий спектр
упражнений, помогающих развить точность движения языка и повысить
четкость произношения звуков.
o
«Учусь говорить. Логопедические игры»: Данное приложение
предназначено для малышей и дошкольников. Оно включает веселые игры,
упражнения на улучшение моторики языка и подготовку к постановке
сложных
звуков.
Упражнения
разработаны
профессиональными
специалистами и направлены на закрепление базовых артикуляционных
движений.
o
«Весёлая артикуляционная гимнастика»: Это приложение
создано специально для подготовки детского организма к произношению
всех
звуков
русского
алфавита.
Здесь
представлены
классические
упражнения в игровой форме: «Лошадка», «Маляр», «Заборчик».
Выбор подходящего приложения зависит от особенностей ребенка,
целей занятий и удобства использования устройства. Важно отметить, что
любое цифровое средство должно использоваться лишь как дополнение к
основной работе логопеда или родителя, а не заменять живое общение и
индивидуальные занятия.
2.
Интерактивные
доски
и
мультимедийные
проекторы.
Использование интерактивных досок позволяет сделать занятие визуально
привлекательным и наглядным:
o
Дети могут видеть демонстрацию артикуляционных поз прямо на
большом экране, сопровождаемую пояснениями логопеда.
o
Логопед показывает изображение животного («лягушка») и
просит детей повторить позицию рта, которую лягушка принимает, широко
раскрыв рот и растягивая губы.
o
Демонстрация видеороликов с артикуляционными упражнениями
известных педагогов-дефектологов (Елена Гаврина, Елена Агафонова и др.).
o
Ребенку предлагается игра "Футбол для язычка", где ребёнок
должен двигать языком вверх-вниз, имитируя удары по мячу, следуя
движущимся фигурам на экране.
3. Обратная связь и мотивация. Современные технологии позволяют
получать обратную связь и поощрять успехи ребёнка. Например:
o
Создание системы баллов и виртуальных наград за успешно
выполненные упражнения.
o
Автоматическое ведение статистики выполненных заданий, что
помогает отслеживать прогресс ребёнка.
Использование
ИКТ
значительно
расширяет
возможности
для
эффективного проведения артикуляционной гимнастики, делая процесс
увлекательным и продуктивным. Интеграция ИКТ в артикуляционную
гимнастику обогащает традиционные подходы новыми возможностями,
позволяя создавать условия для успешной коррекции дефектов речи. Главное
преимущество такого подхода заключается в повышении мотивации и
заинтересованности
обучающихся,
что
положительно
сказывается
на
эффективности учебного процесса.
Применение ИКТ в работе логопеда существенно облегчает труд
специалиста, делает занятия яркими и привлекательными для детей,
обеспечивает поддержку родителей и даёт уверенность в правильности
постановки диагноза и методов лечения. Однако важно помнить, что
главным фактором успеха остается профессионализм самого логопеда и
грамотное
сочетание
традиционных
подходов
с
современными
технологиями.
Литяева Е.А. учитель-логопед МБДОУ «Детский сад №70» г. Иваново