Автор: Шарапова Олеся Николаевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Черемшанская средняя общеобразовательная школа №2 им.С.А.Ларионова"
Населённый пункт: с.Черемшан
Наименование материала: Статья
Тема: Как исправить плохой почерк у младших школьников.
Раздел: начальное образование
Выполнила учитель начальных классов : Шарапова Олеся Николаевна
МБОУ «Черемшанская СОШ №2 им.С.А.Ларионова»
Как исправлять плохой почерк у младших школьников.
Ребенок учится в начальном классе и у него плохой почерк. Родители
переживают за своего чада .Но есть ошибка родителей такая: заставляют ребёнка
переписывать по нескольку раз. Тут надо задуматься, а правильно ли поступают
родители в этом случае? У каждого ребенка своя индивидуальная манера письма.
Одни дети пишут с наклоном вправо, другие – с наклоном влево, и это нормально.
Манера почерка зависит от нейропсихологических особенностей ребенка.
Задуматься над качеством письма стоит в том случае, когда учитель делает
замечания и снижает оценки. Плохой почерк можно определить по таким
признакам:
- буквы разного размера;
- одни слишком узкие, а другие растянуты;
- разный наклон букв;
- неправильное расположение текста, когда ребенок пишет в любой части листа;
- буквы «скачут» вверх или вниз за линию;
- неправильное соединение;
- нельзя отличить написание отдельных букв, к примеру, «н» и «п»;
Причины плохого почерка:
1.Недоразвитость мелкой моторики рук
Моторика рук отвечает за подвижность и гибкость пальцев. У ребёнка слабо
развиты мышцы пальцев. И он начинает некрасиво и плохо писать: буквы
разной величины, вкривь и вкось. Ребёнок не видит линии тетради. Ему
тяжело, он старается, но у него не получается. Как же быть родителям и
педагогам? Здесь проблема очень обширная. Можно выявить проблемы
дисграфии. В этом деле нам может помочь «Пальчиковые игры», театр теней.
Давно доказано специалистами, что пальчиковые игры способствуют
активации межполушарных связей в головном мозгу.
2.Плохо развита пространственное мышление.
Это мышление отвечает не только за ориентацию в окружающем мире, но и
за ориентацию в тетрадях, на альбомном листе. Дети ориентируясь в
пространстве
на
альбомном
листе,
например,
рисуют
и
составляют
предметную композицию: дом, дерево, солнце. Если у ребёнка буквы
выскакивают вверх, то уходят вниз, не видет строку, резко сужаются и нет
интервала между буквами, то проблема дезориентации в пространстве. В
этом случае нам приходит на помощь графические диктанты. Из своего
личного опыта знаю детям очень нравится рисовать разные фигуры,
животных. А потом они еще их раскрашивают, не выходя из контура и это
тоже помогает детям ориентироваться в пространстве. Можно включить еще
такую игру с подсказкой «Найди предмет», прячем предмет, указываем
направление, или рисуем на листе.
3. Неправильное положение за партой, за столом.
Есть общепринятые гигиенические нормы, как сидеть за партой во время
письма. В кабинете начальных классов обязательно должен висеть плакат о
правильном посадке за письмом. Тетрадь должна лежать наклонно, спинка
прямая, обе руки должны лежать на партах, не выступая за края парты.
Расстояние от парты до головы должно быть примерно 30 см. Ребёнку важно
объяснять , что правильная посадка за письмом должна быть хорошей
привычкой.
4.Неправильное положение ручки в руке.
Ещё в детском саду дети начинают писать ручками и карандашами. Именно в
этот момент, надо показать как правильно держать ручку. Есть способы, как
правильно научиться держать ручку. Можно использовать "ручку-самоучку"
— это специальная силиконовая насадка на ручку. Она помогает ребенку
правильно закрепить пальцы на ее корпусе и регулирует наклон ручки. Также
помогает метод захвата ручки "Пинцет" суть метода в том, чтобы взять ручку
наверху тремя пальцами и медленно двигаться по ней вниз. Так пальцы сами
правильно возьмут ручку.
5.Особенности работы головного мозга.
Мозг – ведущий орган для почерка, а не рука. Именно этот орган отвечает за
расшифровку. символы, знаки. Самая серьёзная проблема и актуальная – это
дисграфия.
Дисграфия (от греческого «графио» - писать, изображать) –
стойкое нарушение письма, не связанное с незнанием грамматических
правил, а обусловленное недоразвитием или частичным поражением тех
мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма.
Главные симптомы дисграфии: буквы написаны в зеркальном отражении,
расстояние между словами всегда «пляшут», а в словах часто пропущены
буквы или они стоят в неправильном порядке. Причины дисграфии много. В
этом случае следует обратиться к детскому неврологу за постановкой
диагноза и лечением.
В наше время достаточно просто научить школьника писать красивые
ровные буквы. Рабочие тетради с прописями есть во всех канцелярских
магазинах. О Прописи помогут развить мелкую моторику рук, выработать
правильную
посадку
при
письме
и
верное
положение
пишущего
инструмента.
Простые упражнения для развития мелкой моторики. Для исправления
почерка родители должны выполнять с детьми небольшие задания:
рисовать или заштриховывать пустые картинки (необходимо добиться
равномерной штриховки, без пятен);
делать пальчиковую гимнастику и массаж рук
обведение рисунка по контуру (способствует развитию пространственного
заниматься лепкой.
Приучение ребенка к красоте. Дети часто не понимают, зачем нужно
исправлять почерк. Есть один прием, который побудит их стараться ради
красивого письма. Возьмите лист бумаги формата А4 и предложите ребенку
рисовать сложные буквы, слова или словосочетания и раскрасить их
цветными карандашами. Из этих элементов можно собрать фразу «Доброе
утро» или «С днем рождения». Первоклассник увидит, что яркие буквы
могут складываться в красивые предложения. Немалыми усилиями можно
добиться ровного ,красивого почерка.