Автор: Батаева Ирина Александровна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МБОУ"Вытегорская СОШ №2"
Населённый пункт: г.Вытегра
Наименование материала: Технологическая карта урока
Тема: " Воздух смесь газов. Состав воздуха. Кислород- элемент и простое вещество. Озон»
Раздел: среднее образование
Технологическая карта урока.
Тема «Воздух смесь газов. Состав воздуха Кислород- элемент и простое вещество. Озон»
Химия 8 класс «ФГОС».
Исполнитель: Батаева Ирина Александровна.,
Должность учитель химии,
образовательное учреждение
МБОУ “Вытегорская средняя общеобразовательная школа №2”
Тип урока (укажите тип урока): урок освоения новых знаний и умений
Уровень изучения- базовый
Планируемые результаты-Личностные
В соответствии с системно-деятельностным подходом в структуре личностных результатов освоения
предмета «Химия» на уровне среднего общего образования выделены следующие составляющие:
—
осознание обучающимися российской гражданской идентич- ности — готовности к саморазвитию,
самостоятельности и самоопределению;
—
наличие мотивации к обучению;
—
целенаправленное развитие внутренних убеждений лично- сти на основе ключевых ценностей и
исторических традиций базовой науки химии;
—
готовность и способность обучающихся руководствоваться в своей деятельности ценностно-
смысловыми установками, присущими целостной системе химического образования;
—
наличие правосознания экологической культуры и способно- сти ставить цели и строить жизненные планы
Метапредметные
—
самостоятельно формулировать и актуализировать пробле- му, всесторонне её рассматривать;
определять цели деятельности, задавая параметры и крите- рии их достижения, соотносить результаты
деятельности с поставленными целями;
—
использовать
при
освоении
знаний
приёмы
логического
мышления
—
выделять
характерные
признаки
понятий
и
устанавливать
их
взаимосвязь,
использовать
соответствую-
щие
понятия
для
объяснения
отдельных фактов и явлений;
—
устанавливать причинно-следственные связи между изучае-
мыми явлениями;
—
строить
логические
рассуждения
(индуктивные,
дедуктив-
ные,
по
аналогии),
выявлять
закономерности и противоре- чия в рассматриваемых явлениях, формулировать выводы и заключения;
—
—
Предметные
—
Предметные результаты освоения программы среднего об- щего образования по химии на базовом уровне
ориентированы на обеспечение преимущественно общеобразовательной и об- щекультурной подготовки
обучающихся Они включают: спец- ифические для учебного предмета «Химия» научные знания,
—
умения и способы действий по освоению, интерпретации и пре- образованию знаний, виды деятельности по
получению нового знания и применению знаний в различных учебных и реальных жизненных ситуациях,
связанных с химией В программе пред- метные результаты представлены по годам изучения
Ключевые слова):воздух, кислород, оксиды, горение, реакции соединения, реакции разложения.
Реактивы:
Пероксид водорода.
Оборудование: Штативы, пробирки, кубики сырого картофеля, мультимедийная презентация, 3 листа формата А-3 с
информацией по кислороду, маркеры 3 штуки, тестовая проверочная работа
3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА
БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала
Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность
Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную
установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это
интересно/знаешь ли ты, что)
Давайте с помощью загадки узнаем, о каком веществе пойдет речь на сегодняшнем уроке.
Посмотри видеоролик «Что такое воздух?» Из чего состоит атмосфера планет Cолнечной системы?
Что такое воздух с точки зрения химии ?
Этап 1.2. Актуализация опорных знаний
Предлагает учащимся записать ассоциации со словом кислород в форме «Карты понятий».
Как вы думаете, почему кислород – это первый химический элемент, с которого мы начинаем изучение газов?
Этап 1.3. Целеполагание
Посмотри видеоролик «Воздух- смесь газов» (Библиотека ЦОК); Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты
научишься
познакомимся с историей открытия кислорода,
Расширим знания , о кислороде как о химическом элементе и как о простом веществе; рассмотрим
распространение кислорода в природе; изучить физические свойства кислорода
БЛОК 2. Освоение нового материала
Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала
Кислород - элемент и простое вещество. (заполняют по плану схему в тетради с последующей проверкой)
Нахождение кислорода в природе, физические и химические свойства (реакции горения).
Оксиды.
Применение кислорода.
Способы получения кислорода в лаборатории и промышленности.
Круговорот кислорода в природе.
Озон - аллотропная модификация кислорода.
Самостоятельная работа по конструированию моделей простых и сложных веществ с помощью конструктора
атомов.
Красный кружок – атомы кислорода; Синий кружок – атомы водорода.
Нахождение в природе кислорода: в атмосфере, в воде, в земной коре.
Как можно получить кислород? На каких физических свойствах основано получение? Температура кипения
(промышленный способ); Растворимость в воде плохая (лабораторный способ); Кислород входит в состав сложных
веществ (диаграмма ОГЭ) – выбор вещества с максимальной массовой долей кислорода
Физические свойства кислорода:
Этап 2.2. Проверка первичного усвоения
Проверьте себя: в каких предложениях говорится об элементе кислороде, а в каких о простом веществе.
а) кислород мало растворим в воде
б)молекулы воды состоят из двух атомов водорода и одного атома кислорода
в)в воздухе содержится 21% кислорода (по объёму)
г)кислород входит в состав углекислого газа
ответ: а) простое вещество
б) химический элемент
в) простое вещество
г) химический элемент
Из предложенного списка веществ выберите оксиды: Из предложенного списка веществ выберите оксиды: NaOH,
K2O, CaCO3, HNO3, P2O5, Cl2, O2, Al(OH)3, NO2, NaHCO3.
По периодической системе составьте формулы высших оксидов для элементов 2 периода
БЛОК 3. Применение изученного материала
Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях
Демонстрационный опыт: выясняем условие горения веществ. В кристаллизатор с водой поместить свечу на
колпачке ,поджечь и как только загорелся закрыть стеклянным цилиндром с делениями на 5 частей .Вывод горение
перестаёт идти .Израсходовался весь кислород. Вода поднялась на одно деление. 21%. Вопросы учащимся: 1.Почему
прекратилось горение (очевидно весь кислород израсходовался)2.Почему вода поднялась на одно деление из пяти
Какой вывод можно сделать о содержании кислорода в воздухе??
Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни
Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)
Задание 1 Доказать наличие кислорода в сосуде можно с помощью
1.
тлеющей лучины
2.
влажной лакмусовой бумажки
3.
раствора аммиака
4.
известковой воды
Задание 2 Для дыхания рыбы используют кислород:
1.
Входящий в состав молекул воды
2.
Образующийся в результате окисления воды
3.
Растворенный в воде
4.
Рыбам не нужен кислород для дыхания
Задание 3. Какие из перечисленных физических свойств характерны для кислорода: бесцветный газ (1), с резким
запахом (2), без запаха (3), плохо растворим в воде (4), хорошо растворим в воде (5), легче воздуха (6), тяжелее
воздуха (7)?
1.
3,4,7
2.
1,3,4,7
3.
1,2,4,7
4.
1,2,4
Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности
Теория флогистона и открытие кислорода
Ещё в глубокой древности люди заметили, что для горения необходим воздух, однако многие века процесс горения
оставался непонятным. На рубеже XVII–XVIII вв. возникла теория флогистона, созданная Бехером и Шталем.
Теория флогистона базировалась на следующих принципах.
1. Есть некая субстанция, которая содержится во всех горючих телах, – флогистон.
2. Горение – это разложение тела с выделением флогистона, который необратимо рассеивается в воздухе.
3. Флогистон всегда входит в состав других веществ и не бывает в чистом виде.
4. Флогистон имеет отрицательную массу.
Вторая половина XVIII в. ознаменовалась открытием различных газов и установлением их важной роли в химических
процессах. Это явилось одним из главных стимулов для систематических исследований процессов горения веществ,
предпринятых А. Лавуазье. Считается, что кислород был открыт английским химиком Дж. Пристли 1 августа 1774
г. разложением оксида ртути в герметично закрытом сосуде. Про полученный им газ Пристли сказал А. Лавуазье,
что получил новое простое вещество – одну из составных частей воздуха и поэтому назвал его
«дефлогистированным воздухом». А. Лавуазье в 1775 г. окончательно разобрался в природе полученного газа и
установил, что кислород является составной частью воздуха, кислот и содержится ещё во многих веществах. Эта
работа произвела революцию, так как была разбита популярная на то время флогистонная теория, являвшаяся
тормозом в развитии химии.
1. В 1774 г. французский учёный А. Лавуазье провёл опыт, схема которого показана на рисунке: он сжигал
фосфор под колоколом без дна, который был частично погружён в воду.
Выберите суждение, которое объясняет результат опыта А. Лавуазье.
1)
Лавуазье доказал, что фосфор может гореть без доступа воздуха.
2)
Наибольшую часть воздуха составляет кислород.
3)
Вода поднялась в колокол, так как продукт горения фосфора растворился.
4)
Кислород составляет примерно 1/5 воздуха под колоколом.
Этап 3.5. Систематизация знаний и умений
Источники кислорода в природе?
Почему становится трудно дышать при подъеме в горы?
В какой воде больше кислорода в холодной или теплой?
БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков
Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика
Решение тестовых заданий, состоящий из 5 вопросов. Самооценка или взаимооценка.
Критерии оценивания:
5баллов – 5;
4балла –4;
3 балла – 3;
1-2 балла – 2.
1. Самый распространённый химический элемент в земной коре:
а) водород
б) кислород
в) сера
г) железо
2. Ученый, получивший кислород и первый описавший это:
а) Дж.Дальтон
б) Г.Кавендиш
в) Дж. Пристли
г) А.Лавуазье
3. Кислород и водород можно получить, разложив вещество:
а) воду
б) соль
в) кислоту
г) марганцовку
4. В промышленности кислород можно получить из:
а) воды
б) воздуха
в) марганцовки
г) соли
5. Сложные вещества, состоящие из двух элементов, один из которых кислород это:
а) оксиды
б) соли
в) кислоты
г) основания
Тест, 1уровень. (1б за верный ответ)
Химический знак кислорода:
а). О2 б). О3 в). О
2). Относительная атомная масса (Аr) кислорода:
а). 16 б). 8 в). 32
3). Химическая формула кислорода:
а). О б). О2 в). О3
4). Относительная молекулярная масса (Mr) кислорода:
а). 32 б). 16 в). 8
5). В соединениях кислород обычно:
а). одновалентен б). двухвалентен в). трёхвалентен
6). Укажите правильные физические свойства кислорода:
а). бесцветный газ, без вкуса и запаха, хорошорастворим в воде.
б). бесцветный газ, без вкуса с запахом, малорастворим в воде.
в). бесцветный газ, без вкуса и запаха, малорастворим в воде.
7). В лаборатории кислород получают:
а). из воздуха
б). при разложении некоторых сложных кислородсодержащих веществ
в). при соединении двух сложных веществ
8). Кислород можно собрать (см. рисунок), укажите номер прибора:
а). только методом вытеснения воды
б). только методом вытеснения воздуха
в). методом вытеснения воды и воздуха
9). Основные компоненты воздуха:
а). азот и кислород б). кислород и водород в). азот и водород
10). Для обнаружения кислорода используется:
а). тлеющая лучина б). горящая лучина в). потушенная лучина
11). Какой химический элемент наиболее распространён в земной коре:
а). кремний б). кислород в). железо
Вопросы для самодиагностики (повышенный уровень)
Вопросы высокого уровня сложности.
1.
Одна хозяйка, готовясь к стирке, подогревала воду на ГАЗОВОЙ плите так, как показано на рисунке1, а другая
на рисунке 2. Какая хозяйка поступила неправильно? В чем заключается ее ошибка и к каким последствиям она
может привести.
1.
Почему кислородный баллон НЕЛЬЗЯ брать масляными руками и хранить рядом с маслом?
Критерии оценивания:
Тест (10-11б – отлично, 8-9, хорошо, менее 8 – повторить материал)
На лабиринте ручкой или карандашом выбрать маршрут. (2б)
На задание повышенного уровня обсудить вопросы на весь класс.
Ответ: правильный рисунок на 1 вопрос №2(1Б).
Для горения газа необходим приток воздуха (1б).
Если поставить бак с широким дном на низкую подставку, доступ воздуха к горелке может быть затруднен и
она может погаснуть. (1Б)
Ответ №2. Кислородный баллон нельзя брать маслянистыми руками и вообще, допускать контакт масла с
кислородом потому, что если будет контакт масла и кислорода, то тогда сразу может возникнуть взрыв.(1Б)
БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание
Этап 5.1. Рефлексия
Давайте подведем итоги, достигли мы с вами поставленных целей урока?
Учащиеся выписывают в тетрадь с экрана 1-2 фразы и комментируют их
НА ЭТОМ УРОКЕ МНЕ БЫЛО ИНТЕРЕСНО
Я ПОЛУЧИЛ МНОГО НОВОЙ ИНФОРМАЦИИ
МНЕ НРАВИТСЯ ПРЕДМЕТ ХИМИИ
НА УРОКЕ Я УЧУСЬ ДУМАТЬ, АНАЛИЗИРОВАТЬ, ФОРМУЛИРОВАТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ И ГРАМОТНО
ИЗЛАГАТЬ ЕЕ
Этап 5.2. Домашнее задание
1.
§ «Кислород», подготовить вопросы, которые можно задать учителю по теме.
2.
Высчитать молярные массы кислорода и озона.
3.
Сравнить массовые доли кислорода в CO и CO
2
.