Автор: Гвоздева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Пояснительная записка
Программа «Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста»
предназначена для дополнительных занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях
дошкольной образовательной организации –МБОДУ д/с №22 и рассчитана на
профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует
возрастной норме.
Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития
высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития
межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И.
Лубовский, И. А. Коробейникова и др.). Специалисты по нейропедагогике
называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия
полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии
познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов
является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и
физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти
упражнения
позволяют
создать
новые
нейронные
сети
и
улучшить
межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.
Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП ДО. Форма
реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в
рамках
дополнительных
занятий
«Нейроигры
с
детьми
старшего
дошкольного возраста».
1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
1.1. Цель и задачи программы
Цель
программы:
Активизация
речи
у
детей,
развитие
межполушарных
связей
и
психических
процессов,
умения
мыслить
самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие
умозаключения,
расширять
кругозор,
регулировать
собственную
деятельность у детей старшего дошкольного возраста.
1
Задачи программы:
Развивающие:
-
развивать
межполушарные
связи
с
помощью
нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических
упражнений, мануальных и психомоторных игр; - развивать познавательные
способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую
моторику
рук,
зрительно-двигательную
координацию,
произвольную
регуляцию движений; - стимулировать речевую активность у детей.
Образовательные:
-
активизировать
познавательный
интерес;
-
формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение,
обобщение, классификация, аналогия); - формировать обще учебные умения
и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять
решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих
действий и т.д.); - формировать индивидуальные творческие способности
личности.
Воспитательные: - воспитывать у детей к умению работать в
коллективе;
-
воспитывать
настойчивость,
терпение,
способность
к
саморегуляции действий и самоконтроля.
Программа нейропедагогического сопровождения развития детей
представляет собой цикл занятий для детей 5-7 лет с общей моторной
неловкостью,
неустойчивостью
и
истощаемостью
нервных
процессов,
снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной
заторможенностью
или
расторможенностью,
эмоционально-волевыми
проблемами, трудностями формирования пространственных представлений,
речевых процессов. Нейропедагогические игры - это специальные игровые
комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной
системы
способствующие
развитию
нервнопсихических
функций,
психических процессов.
Предлагаемые
комплексы
нейропедагогических
игр
и
кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и
помогут
провести
работу
по
предупреждению
у
ребенка
5-7
лет
2
недостаточности
в
развитии,
а
также
активизируют
формирование
межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный
режим
работы:
-
сенсомоторных,
психомоторных,
речедвигательных
процессов; - психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи; -
зрительно-моторной и пространственной координации.
Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а
также средство развития, благодаря которому формируются двигательные,
познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые
ребенку.
1.2. Методы и приемы работы:
1. Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).
2. Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).
3. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия,
презентации).
4. Практические (игры, упражнения).
5. Нейродинамическая гимнастика.
6. Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты,
логические задачи и упражнения, дидактический материал).
1.3. Сроки реализации программы.
Срок реализации программы – 2 года.
1.4. Виды, формы, методы работы.
Занятия,
включают
различные
виды
детской
деятельности:
-
познавательную;
- продуктивную;
- двигательную;
- коммуникативную;
- конструктивную.
В процессе занятий используются различные формы:
- традиционные;
- комбинированные;
3
- практические;
- игры.
Формы работы с детьми:
- игра;
- ситуативный разговор;
- беседа;
- рассказ;
- интегративная деятельность;
- проблемная ситуация.
Методы работы с детьми:
Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение,
диалог, рассказ).
Практический – (упражнения, игры).
Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,
плакатов, фотографий, электронных презентаций).
Поисковый
–
(моделирование,
опыты,
эксперименты).
Информационно-компьютерные
технологии
(электронные
пособия,
презентации, показ мультимедийных материалов).
Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)
Использование
занимательного
материала
(ребусы,
лабиринты,
логические задачи и упражнения, дидактический материал)
В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков
упражнений: - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; -
самомассаж; - телесные движения; - задания когнитивного тренинга. Занятия
по программе «Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста»
представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный
на физическое и педагогическое здоровье ребенка.
1.5. Ожидаемые результаты.
Дети умеют:
- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;
4
-
рассуждать,
описывать,
сравнивать,
классифицировать,
обобщать,
систематизировать предметы и явления окружающей действительности;
- работать в парах, микрогруппах;
- проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его
выслушать, помочь при необходимости.
У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая
моторика, память, внимание, пространственные представления и, как
результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация
работы головного мозга (правого и левого полушарий).
1.6. Режим занятий.
Используются групповая форма работы. Программа предполагает
проведение занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 1 раз в
неделю (с каждой возрастной подгруппой детей). Продолжительность
занятий 25-30 минут. Комплектация групп и продолжительность занятий
зависит от возрастной категории детей. Время занятия: 5-6 лет – 25 минут, 6-
7 лет – 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух
этапов. Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет, второй этап – на детей 6-7
лет.
Начало учебного года 01.10.2025 г.
Продолжительность учебного года 8 месяцев.
Окончание учебного года 31.05.2026 г.
Продолжительность образовательной деятельности 31 неделя.
Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с
интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.
Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные
на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию
речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме
собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через
речь. Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений
оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения,
5
развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического,
эмоционального
здоровья
и
социальной
адаптации
детей,
снижает
утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою
очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников (в том
числе с ОВЗ).
6