Напоминание

Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста


Автор: Гвоздева Наталья Викторовна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ д/с № 22
Населённый пункт: Ставрополь
Наименование материала: Программа дополнительного образования
Тема: Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Пояснительная записка

Программа «Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста»

предназначена для дополнительных занятий с детьми 5 - 7 лет в условиях

дошкольной образовательной организации –МБОДУ д/с №22 и рассчитана на

профилактическую работу с детьми, развитие которых соответствует

возрастной норме.

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период для развития

высших мозговых структур - межполушарных и психических процессов.

Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития

межполушарных связей. (А. Р. Лурия, Л. С. Цветкова, М. М. Кольцова, В. И.

Лубовский, И. А. Коробейникова и др.). Специалисты по нейропедагогике

называют отсутствие согласованной работы и синхронного взаимодействия

полушарий головного мозга основной причиной трудностей в развитии

познавательных процессов дошкольников. Одним из универсальных методов

является кинезиология – наука о развитии умственных способностей и

физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти

упражнения

позволяют

создать

новые

нейронные

сети

и

улучшить

межполушарное взаимодействие, которое является основой интеллекта.

Программа составлена в соответствии с ФГОС и ФОП ДО. Форма

реализации программы: регламентированная образовательная деятельность в

рамках

дополнительных

занятий

«Нейроигры

с

детьми

старшего

дошкольного возраста».

1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

1.1. Цель и задачи программы

Цель

программы:

Активизация

речи

у

детей,

развитие

межполушарных

связей

и

психических

процессов,

умения

мыслить

самостоятельно, аргументировать свои высказывания, строить простейшие

умозаключения,

расширять

кругозор,

регулировать

собственную

деятельность у детей старшего дошкольного возраста.

1

Задачи программы:

Развивающие:

-

развивать

межполушарные

связи

с

помощью

нейродинамической гимнастики, построенной на основе кинезиологических

упражнений, мануальных и психомоторных игр; - развивать познавательные

способности и мыслительные операции у дошкольников; - развивать мелкую

моторику

рук,

зрительно-двигательную

координацию,

произвольную

регуляцию движений; - стимулировать речевую активность у детей.

Образовательные:

-

активизировать

познавательный

интерес;

-

формировать приёмы умственных действий (анализ, синтез, сравнение,

обобщение, классификация, аналогия); - формировать обще учебные умения

и навыки (умение обдумывать и планировать свои действия, осуществлять

решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих

действий и т.д.); - формировать индивидуальные творческие способности

личности.

Воспитательные: - воспитывать у детей к умению работать в

коллективе;

-

воспитывать

настойчивость,

терпение,

способность

к

саморегуляции действий и самоконтроля.

Программа нейропедагогического сопровождения развития детей

представляет собой цикл занятий для детей 5-7 лет с общей моторной

неловкостью,

неустойчивостью

и

истощаемостью

нервных

процессов,

снижением внимания, памяти, общей работоспособности, двигательной

заторможенностью

или

расторможенностью,

эмоционально-волевыми

проблемами, трудностями формирования пространственных представлений,

речевых процессов. Нейропедагогические игры - это специальные игровые

комплексы, обеспечивающие необходимый энергетический тонус нервной

системы

способствующие

развитию

нервнопсихических

функций,

психических процессов.

Предлагаемые

комплексы

нейропедагогических

игр

и

кинезиологических упражнений имеют превентивную направленность и

помогут

провести

работу

по

предупреждению

у

ребенка

5-7

лет

2

недостаточности

в

развитии,

а

также

активизируют

формирование

межполушарных связей, переключают мозг ребенка в интегрированный

режим

работы:

-

сенсомоторных,

психомоторных,

речедвигательных

процессов; - психических процессов: памяти, внимания, мышления, речи; -

зрительно-моторной и пространственной координации.

Игра – ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста, а

также средство развития, благодаря которому формируются двигательные,

познавательные, коммуникативно - речевые и другие навыки, необходимые

ребенку.

1.2. Методы и приемы работы:

1. Поисковые (моделирование, опыты, эксперименты).

2. Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы).

3. Информационно-компьютерные технологии (электронные пособия,

презентации).

4. Практические (игры, упражнения).

5. Нейродинамическая гимнастика.

6. Использование занимательного материала (ребусы, лабиринты,

логические задачи и упражнения, дидактический материал).

1.3. Сроки реализации программы.

Срок реализации программы – 2 года.

1.4. Виды, формы, методы работы.

Занятия,

включают

различные

виды

детской

деятельности:

-

познавательную;

- продуктивную;

- двигательную;

- коммуникативную;

- конструктивную.

В процессе занятий используются различные формы:

- традиционные;

- комбинированные;

3

- практические;

- игры.

Формы работы с детьми:

- игра;

- ситуативный разговор;

- беседа;

- рассказ;

- интегративная деятельность;

- проблемная ситуация.

Методы работы с детьми:

Словесный – обучения (объяснение, беседа, устное изложение,

диалог, рассказ).

Практический – (упражнения, игры).

Наглядный – (с помощью наглядных материалов: картинок, рисунков,

плакатов, фотографий, электронных презентаций).

Поисковый

(моделирование,

опыты,

эксперименты).

Информационно-компьютерные

технологии

(электронные

пособия,

презентации, показ мультимедийных материалов).

Игровые (развивающие игры, соревнования, конкурсы)

Использование

занимательного

материала

(ребусы,

лабиринты,

логические задачи и упражнения, дидактический материал)

В программе в каждом занятии описаны пять основных блоков

упражнений: - дыхательные упражнения; - глазодвигательные упражнения; -

самомассаж; - телесные движения; - задания когнитивного тренинга. Занятия

по программе «Нейроигры с детьми старшего дошкольного возраста»

представляет собой комплекс различных видов деятельности, направленный

на физическое и педагогическое здоровье ребенка.

1.5. Ожидаемые результаты.

Дети умеют:

- выполнять кинезиологические упражнения разной сложности;

4

-

рассуждать,

описывать,

сравнивать,

классифицировать,

обобщать,

систематизировать предметы и явления окружающей действительности;

- работать в парах, микрогруппах;

- проявлять доброжелательное отношение к сверстнику, умение его

выслушать, помочь при необходимости.

У детей улучшится двигательная координация, общая и мелкая

моторика, память, внимание, пространственные представления и, как

результат, повысится уровень интеллектуальных способностей и активизация

работы головного мозга (правого и левого полушарий).

1.6. Режим занятий.

Используются групповая форма работы. Программа предполагает

проведение занятий во вторую половину дня. Занятия проводятся 1 раз в

неделю (с каждой возрастной подгруппой детей). Продолжительность

занятий 25-30 минут. Комплектация групп и продолжительность занятий

зависит от возрастной категории детей. Время занятия: 5-6 лет – 25 минут, 6-

7 лет – 30 минут. Программа рассчитана на 2 года обучения и состоит из двух

этапов. Первый этап рассчитан на детей 5-6 лет, второй этап – на детей 6-7

лет.

Начало учебного года 01.10.2025 г.

Продолжительность учебного года 8 месяцев.

Окончание учебного года 31.05.2026 г.

Продолжительность образовательной деятельности 31 неделя.

Занятия носят развивающий характер и проходит в игровой форме с

интересным содержанием, творческими, проблемно-поисковыми задачами.

Основное содержание занятий составляют игры и упражнения, направленные

на коррекцию двигательной сферы и общей моторики, координацию

речедвигательных анализаторов, ориентацию в пространстве, в схеме

собственного тела и на листе бумаги, осознание своей деятельности через

речь. Регулярное использование нейроигр и кинезиологических упражнений

оказывает положительное влияние на коррекционный процесс обучения,

5

развитие интеллекта и улучшает состояние физического, психического,

эмоционального

здоровья

и

социальной

адаптации

детей,

снижает

утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, что в свою

очередь, способствует коррекции недостатков развития дошкольников (в том

числе с ОВЗ).

6



В раздел образования