Автор: Гумерова Ландыш Абдулгазовна
Должность: Учитель музыки
Учебное заведение: МБОУ "Аксубаевская СОШ №3"
Населённый пункт: ТАТАРСТАН РЕСПУБЛИКА, АКСУБАЕВСКИЙ РАЙОН, АКСУБАЕВО
Наименование материала: Методическая разработка урока
Тема: Музыкальные инструменты.Фортепиано
Раздел: начальное образование
Тема урока: «Музыкальные инструменты. Фортепиано»
Цель
урока: – познакомить
учащихся
с понятием фортепиано,
его
разновидностями; особенностями звучания клавесина и синтезатора как
«предка» и «наследника» фортепиано.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
– восприимчивость к музыкальным традициям классического искусства.
Познавательные результаты:
– сравнивать музыкальные звуки, звуковые сочетания, устанавливать
основания для сравнения, объединять элементы музыкального звучания по
определённому признаку.
Коммуникативные результаты:
– формирование умения воспринимать музыку как специфическую форму
общения людей, стремиться понять эмоционально-образное содержание
музыкального высказывания;
– признавать возможность существования разных точек зрения; корректно и
аргументированно высказывать своё мнение;
– строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.
Регулятивные результаты:
– формирование способности планировать действия по решению учебной
задачи
для
получения
результата, выстраивать
последовательность выбранных действий.
Предметные результаты:
– различать
и
характеризовать
звучание
клавишных
музыкальных
инструментов;
– воспринимать музыку в соответствии с её настроением, характером,
осознавать эмоции и чувства, вызванные музыкальным звучанием, уметь
кратко описать свои впечатления от музыкального восприятия.
Методы
обучения: словесный,
наглядно-слуховой,
практический;
сравнения, размышления
о
музыке,
сопереживания,
музыкального
обобщения, создания художественного контекста.
Наглядность: мультимедийная презентация.
Оборудование: фортепиано, компьютер, проектор и т.д.
Формы работы с учащимися: фронтальная, индивидуальная.
Ход фрагмента урока
У. Здравствуйте, ребята! Взгляните на слайд, что изображено на нем?
Д. Музыкальные инструменты.
У. Какие инструменты вы видите?
Д. Гитара, флейта, пианино, ударные инструменты.
У. А чем они все различаются?
Д. Ответы учащихся.
У. Верно, все инструменты можно отнести к отдельным видам.
Д. Какие из них относятся к струнным?
Д. Гитара, скрипка.
У. Какие инструменты относятся к духовым?
Д. Флейта, саксофон.
У. К ударным инструментам?
Д. Барабаны.
У. К какой группе можно отнести фортепиано?
Д. Ответы учащихся.
У. Музыкальных инструментов великое множество, все они отличаются друг
от друга и по внешнему виду, и по природе звука, а также как мы уже
сказали, они делятся на группы.
У. Сегодня мы с вами отдельно поговорим о клавишных, а точнее о
фортепиано. Значит, как определим тему урока?
Д. Клавишные инструменты.
У. Да, тема урока «Музыкальные инструменты. Фортепиано». Запишите тему
урока.
У. Итак, давайте познакомимся с историей создания фортепиано. В 1709 году
появился необычный музыкальный инструмент. Его изобрел итальянский
мастер Бартоломео Кристофори и назвал фортепиано. Если разобрать слово
фортепиано, какие слова мы можем заметить? Что они означают?
Д. «Форте» - громко, «пиано» - тихо.
У. Все верно. Форте – громко, пиано – тихо. Фортепиано - это собирательное
понятие клавишно-струнных инструментов. К ним относятся пианино и
рояль, звук
в
которых
издается
путем
ударов
молоточков по
струнам, которые соединяются с клавишами.
Запишите понятие фортепиано.
Фортепиано
-
это
собирательное
понятие клавишно-струнных
инструментов. К ним относятся пианино и рояль.
У. Что
общего
у
этих
инструментов? Первое, что
видите
у
фортепиано: продолжите…
Д. Клавиши, белые и черные.
У. Да, это клавиши, семейство белых и черных клавиш. Всего у фортепиано
88 клавиш. Клавиши соединены с молоточками. Нажатие на клавишу
заставляет молоточек ударить по струнам.
У. Таким образом, на пианино и рояле одинаковая техника исполнения – игра
на клавишах.
У. А теперь давайте разберем, что такое пианино и рояль. В чем отличия этих
разновидностей фортепиано?
У. Что вы видите?
Д. Пианино.
У. Как оно выглядит, опишите его внешний вид.
Д. Описывают внешний вид пианино.
У. Пианино (итал. pianino, дословно: маленькое фортепиано) — клавишно-
струнный инструмент в форме высокого стоячего ящика с вертикально
натянутыми
струнами,
созданный
специально
для
комнатного
музицирования в небольших помещениях. Струны пианино расположены
вертикально, оно закрытое, поэтому звук у него гораздо тише, чем у рояля и
не такой насыщенный.
У. А как выглядит рояль?
Д. . Описывают внешний вид рояля.
У. Рояль (королевский)–
это клавишно-струнный инструмент, созданный
для концертной игры. В нем расположение струн, деки и механизма
горизонтальное. А потому рояль обладает крыловидной формой, он очень
большой, больше, чем пианино. Также рояль имеет лучшее и более громкое
звучание. В рояле молоточки бьют по горизонтальным струнам, а открытая
крышка создает необходимый резонанс, и звук слышен на большую площадь.
У.
Сейчас
предлагаю
вашему
вниманию посмотреть
и
послушать исполнение на
рояле
выдающегося советского пианиста Святослава Теофиловича Рихтера.
У. И так, давайте проверим, что вы узнали и запомнили о фортепиано. Что
это за музыкальный инструмент?
Д.
Это
общее
название
пианино
и
рояля. Они
принадлежат
к
классу клавишно-струнных инструментов. У них есть клавиши, но выглядят
они по-разному.
У. Пианино: продолжите…
Д. Пианино – маленькое фортепиано в виде стоячего ящика, струны
расположены вертикально.
У. Рояль – это?
Д. Рояль создан для концертного исполнения. Струны расположены
горизонтально, имеет вытянутый вид.
У. Предлагаю сыграть в игру «Я пианист», давайте представим, что каждый
из
вас
настоящий
пианист
и
изобразим
игру
на
пианино
под
музыку. Представим себя пианистами, играющими в концертном зале.
У. У фортепиано также есть предки и наследники. Давайте же узнаем, какой
инструмент был до фортепиано и кто же стал «наследником» семейства
клавишных.
У. Какие еще клавишные музыкальные инструменты вы можете назвать?
Д. Высказывают свои предположения.
У.
Давайте
подробнее
рассмотрим
клавесин,
как
предшественника
фортепиано. Что вы можете сказать о звучании клавесина?
Д. Ответы учащихся.
У. Вы
наверняка
заметили
необычность
звучания
этого
старинного
музыкального инструмента? Каким было звучание?
Д. Отрывистое, прозрачное, без изменения силы звучания.
У. Все это связано с тем, что у клавесина есть струны, которые щипают
специальные крючки, когда музыканты ударяют по клавишам. Так что же
такое клавесин?
Д. Клавесин – это музыкальный инструмент, у которого звук происходит от
щипка струны.
У. Клавесин – это
клавишно-щипковый
инструмент.
Он
является
предшественником фортепиано.
У. Ребята, как вы считаете, может ли один инструмент заменить целый
оркестр? Посмотрите
на
фото,
как
называется
такой
музыкальный
инструмент?
Д. Синтезатор.
У. Давайте познакомимся с наследником фортепиано – синтезатором.
Синтезатор
–
это
электронный музыкальный
инструмент. С помощью
электрического тока он создает и воспроизводит множество различных
звуков. Почти
все
синтезаторы
имеют
клавиатуру,
похожую
на
традиционную фортепианную. Такие синтезаторы называются клавишными.
У. Давайте опишем внешний вид клавишного синтезатора.
Д. Описывают синтезатор.
У. Он имеет черно-белую клавиатуру. как у фортепиано, экран, панель
управления с множеством больших и маленьких кнопок и динамики, через
которые мы слышим «голоса» синтезатора. Обычный синтезатор позволяет
музыканту не только создавать новые звуки, но и сочетать звучание
различных традиционных инструментов. Давайте послушаем, как они будут
звучать на синтезаторе.
У. Очень похоже на настоящие инструменты, правда? И много различных
вариантов звучания. Какие инструменты вы услышали?
Д. Инструменты симфонического оркестра.
У. А еще синтезатор воспроизводит много звуков, которые не похожи ни на
один музыкальный инструмент в мире. Эти звуки придумали разработчики
синтезатора и запрограммировали их. Они называются «звуки (голоса)
синтезатора».
Звучание звуков синтезатора.
У. Таким
образом,
основная
идея синтезатора состоит
в
том,
чтобы
имитировать звуки различных музыкальных инструментов, а также создавать
новые и уникальные звуковые эффекты.
У. Давайте обобщим сегодняшний урок:
1. Как звучит сегодняшняя тема урока?
2. Что нового узнали на уроке?
3. Как расшифровывается слово фортепиано?
4. С какими музыкальными инструментами этой группы познакомились
5. В чем их схожесть и различие?
6. Какой инструмент является предшественником фортепиано?
7. Какой инструмент является наследником фортепиано?
Домашним заданием будет исследовательская работа: составить паспорт
фортепиано.