Напоминание

"Земля - наш общий дом"


Автор: Щербакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №227"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Рабочая программа по дополнительному

образованию (кружковой работе)

в старшей группе

«

Земля - наш общий дом

»

Руководитель: Щербакова Н.В.

Пояснительная записка

“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.

Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”

К.Симонов

Направления и актуальность:

Кружок «Земля – наш общий дом» имеет эколого-краеведческую

направленность. Рабочая программа по дополнительному образованию

(кружковой работе) в старшей группе разработана в соответствии с

парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог: Программа

экологического воспитания дошкольников», основанной на формировании у

ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и

объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном

возрасте.

Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех является той

путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень

многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос,

где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной

из форм изучения родного края является краеведческая работа.

Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного

образования А. С. Симонович - организатор первого детского сада в России,

придавала большое значение именно краеведению, она писала: «Собственно

краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед,

наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем,

которые

приводят

к

сознательному

ознакомлению

с

родиной

и

готовят

ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также

географии, экологии и др.»

В

обществе

на

протяжении

последних

десятилетий

не

ослабевает

внимание

к

проблемам

экологического

образования

подрастающего

поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились

в

экологическом

образовании:

рамки

экологического

воспитания

расширились

от

ознакомления

детей

с

природой

до

воспитания

экологического

мировоззрения;

сложилась

определенная

система

целенаправленного

обеспечения

детей

знаниями,

необходимыми

для

воспитания

экологической

культуры,

формирования

эколого–осознанного

поведения

в

окружающей

природой

среде,

привитие

практических

природоохранных навыков, любовь к природе родного края.

В

настоящее

время

возрос

интерес

дошкольных

образовательных

учреждений

к

вопросам

краеведения

и

его

роли

в

нравственно

-

патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры

ребенка дошкольного возраста.

Воспитание уважения родному краю складывается из положительного

отношения

ко

всем

его

составляющим

народному

творч е ству

преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди

которых занимает связь с природой, Особое значение при этом отводится

знакомству дошкольников с природой родного края.

Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются

на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего

края, к Родине.

Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам

искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти

чувства

детям.

А

дети

наблюдательны

и

чутки

к

словам,

настроению

взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.

Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние,

восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.

Основной целью программы является:

1.Развитие нравственной личности ребёнка, приобщение к культуре

родного края.

2.Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной

понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;

3.Развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и

уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и

чувственно-практических способов познания.

4.Формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,

положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и

безопасного поведения в природе и в быту;

5.Закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих

участвовать в посильной практической деятельности по охране природы

родного края, осознание последствий своих действий по отношению к

окружающей среде.

Задачи:

Программа реализует следующие задачи:

1.Расширять

кругозор

детей

о

природе

Земли

-

естественной

среде

обитания человека.

2.Систематизировать знания об окружающем мире.

3.Формировать

элементарные

представления

о

взаимосвязях

и

взаимозависимостях в жизни, в природе.

4.Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными

явлениями и объектами.

5.Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего

мира.

6.Формировать навыки безопасного поведения на природе.

7.Развивать

познавательные

способности

детей:

наблюдательность,

описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы

их проверки.

8.Воспитывать

чувство

глубокой

привязанности

к

родному

краю,

бережного

отношения

к

природе.

воспитывать

чувство

патриотизма

и

интернациональную толерантность;

способствовать формированию в познавательной и эмоциональной сфере

сознания детей образного представления о неповторимости и своеобразии

родного

края,

его

истории,

национальном

характере,

культуре,

о

достопримечательностях современного края;

развивать душевные качества, определяемые словом «нравственность»,

формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к

общению, уважительное отношение к личности и окружающему миру;

развивать

потребность

в

творчестве,

так

как

именно

творческое

созидание наряду с потребностью к познанию служат основой развития

личности.

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет

5-6 лет (старшая группа)

Сроки реализации программы – 1 год обучения.

Режим работы кружка 1 раз в неделю

Методика работы

предполагает

интегрированный подход

в обучении. Это

организация

разнообразных игр,

наблюдений (в

помещении, на прогулке,

в домашних условиях)

при использовании

музыки,

изобразительной

деятельности,

художественной

литературы

инсценировок,

исследовательской и

трудовой деятельности .

Формы проведения:

игра – путешествие;

занятия в игровой

форме;

досуги;

, выставка

предметов детского

творчества.

Методы проведения:

рассматривание

картин;

труд в природе;

коллективный труд;

индивидуальные

поручения;

прослушивание

литературных и

музыкальных

произведений.

Наглядные:

Наблюдения;

Кратковременные и

Длительные;

Определение предмета

по определённым

признакам;

Восстановление картины

целого по отдельным

признакам.

Практические:

Игра;

Эксперименты;

Дидактические игры

(настольно-

печатные,

словесные),

Игры-занятия;

Подвижные игры;

Творческие игры.

Словесные:

Рассказывание;

Беседа;

Чтение.

Время проведения:

Режим работы кружка 1 раз в неделю по 30 минут, каждый четверг с 15.30 до

16.00.

Ожидаемые результаты:

проявлять заботу об окружающей среде в целом.

формировать

у

детей

интерес

и

привязанность

к

родному

краю

и

патриотические чувства.

правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести

ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;

понимать ценность природных объектов;

воспитать у дошкольников чувства восхищения, гордости, патриотизма за

свой город, свой народ, свою страну.

Результаты освоения программы:

Проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на

наблюдениях за детьми.

Итоговое мероприятие:

Экологический вечер развлечений:« Земля наш общий дом»

МЕСЯ

Ц

ТЕМА

ЗАДАЧИ

ФОРМА

ПРОВЕД

ЕНИЯ

ДИДАК.

МАТЕРИАЛ

ОБОРУД-НИЕ

ЛИТЕРАТ

УРА

СЕ НТ ЯБ Р Ь

Чт о

на с

окр у жа е т

Что нас

окружает?

Воспитывать

бережное

отношение к

природе;

учить

различать

объекты,

созданные

природой и

человеком;

расширять

представление

о содружестве

человека и

природы.

НОД

Предметы

сделанные

человеком;

объекты

природы;

картинки.

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)ст

р.35

Воздух.

Расширять

знания детей

об

окружающем

мире;

свойства

воздуха,

земли, воды,

огня,

взаимодейств

ие между

ними

НОД

Целлофановы

й пакет,

кубики,

пустой

стакан, таз

для воды,

кирпич,

губка,

бумажная

салфетка,

стакан с

водой,

лодочка с

флажком,

Банка

стеклянная.

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)ст

р.37

Воздух, вода и

Дать

НОД

Стеклянный

Л.Г.Горько

свет.

представление

о том, какое

значение

имеют воздух,

вода и свет

для всего

живого на

земле.

кувшин с

водой, марля,

бум.

Салфетка,

воздушные

шарики по

количеству

детей (по 2

шт.),

зеркальце,

два ящика с

проросшим

овсом,

краски,

силуэт

человека с

изображение

м его органов

дыхания,

весы.

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)ст

р.38

Чистый воздух и

вода-богатство

страны.

Дать детям

представление

о планете

Земля,

атмосфере;

расширять

знания о

роли воды,

воздуха,

солнца в

жизни

человека.

Воспитание

бережного

отношения к

чистоте

воздуха и

воды.

НОД

Глобус;

картинки с

изображение

м завода,

сливающего

грязную воду,

дымовых

труб,

загрязняющи

х атмосферу;

кукла-

поросенок

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.40

ОКТ ЯБ Р Ь

Др у жная

с е мья.

Моя семья

Формировать

представление

о мире семьи,

Способствова

ть развитию

доброжелател

ьности,

терпимости,

понимания,

взаимопомощ

и в семейной

жизни.

НОД

Репродукции

картин Б.М.

Кустодиева

«Утро»;

альбом

«Наши

родители»;

семейные

фотографии

детей.

Мужчины и

женщины в

семье

Закрепить

представлени

я детей о том,

что такое

семья.

Познакомить

с некоторыми

особенностям

и поведения

мужчин и

женщин в

обществе и

семье.

НОД

Иллюстрации

с

изображение

м людей

разных

профессий –

мужских

и

женских.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков

сокружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.60

Я и моё имя

Познакомить

детей с

историей

русских имен,

со значением

имени для

человека.

Научить

вежливо

обращаться

друг к другу,

использовать

ласковые

имена,

представлятьс

я другим

людям,

знакомиться.

НОД

Куклы и

рисунки с

изображение

м героев

сказки

Н.Носова

«Незнайка и

его друзья»,

мяч.

Моя мама

Воспитание

уважения,

бережного,

БЕСЕДА

Репродукции

с

изображение

заботливого

отношения и

любви к

самому

дорогому

человеку –

маме.

Углубит

ь знания детей

о роли мамы в

их жизни.

Формир

овать умение

понимать и

активно

выражать

эмоциональное

переживание

близких людей.

Воспит

ывать

гуманное

отношение к

матери,

родным и

близким

людям.

Развива

ть способность

к

эмоционально

му

сопереживани

ю.

Развива

ть умение

давать

моральную

оценку

поступкам

героев

художественн

ых

произведений.

м матери с

ребенком.

НОЯБ Р Ь

Вод о ё мы

р од ног о

кр а я

Великая Волга.

В о л г а

красавица.

Дать понятие

о реке Волге,

как самой

крупной и

красивой реке

в Европе.

Показать

величие реки

Волги и

красоту тех

мест, где она

протекает.

Познакомить с

географическо

й картой реки

Волги: где

берет начало,

куда впадает,

какие крупные

притоки

питают реку,

большие

города вдоль

реки Волги.

Воспитание

чувства

гордости за

нашу великую

реку.

Беседа

Рассматривани

е картин,

фотографий,

иллюстраций с

изображение

Волги.

Рассматривание

репродукции И.

Левитана « Так

начинается

Волга»,

запись

песни

Зыкиной

«Течет

Волга»,

географическая

к а р т а

р е к и

Волги.

Пресные

водоемы

Саратовской

области

Познакомить с

географической

картой

Саратовской

области и

пресными

водоёмами

Саратовской

области.

НОД

Карта

Саратовской

области,

иллюстрации

с

изображение

м рек

Саратовской

области.

Волга –

труженица,

кормилица

Дать понятие о

реке Волге, как

о кормилице

страны,

важнейшем

экономическом

регионе

России.

Показать

значение Волги

Беседа

Картины с

изображением

Волжской

ГЭС, заводов

и фабрик

вдоль берега

реки Волги,

картинки с

изображением

Волжской

промысловой

- труженицы в

промышленно

м и

сельскохозяйст

венном

производстве, в

производстве

электроэнергии

. Познакомить

с промысловой

рыбой,

обитающей в

Волге. Вызвать

чувство

гордости, что

мы живем на

такой могучей

реке.

рыбы.

Человек и

Волга.

Дать понятие о

природном

равновесии

реки, что

человек не

должен

вмешиваться, и

тем более

загрязнять

реку.

Помочь понять

детям, как

человек порой

без злого

умысла, просто

не подумав,

может

нарушить это

хрупкое

равновесие.

Подвести детей

к мысли, что

реку надо

охранять.

Беседа

Письмо от

«рыб» реки

Волги,

иллюстрации

берегов Волги

с мусором; на

каждого

ребенка

альбомный

лист и

карандаш.

Д Е КАБ Р Ь

Род но й

г ор од

Детский сад

Напомнить

детям, что они

перешли в

другую

группу, какие

произошли

изменения в

группе и на

участке.

Воспитывать

бережное

отношение к

тому, что их

окружает.

Беседа

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.12,14

Родной город

Дать понятие

детям, что в

городе есть

не только

улицы, но и

проспекты,

проезды,

переулки,

площади,

микрорайоны.

Беседа

Иллюстрации

родного

города.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.12

Детский

сад(младший

воспитатель)

Познакомить

детей с

трудом

младшего

воспитателя,

воспитывать

уважение к

труду

взрослых.

Беседа

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.19

История

возникновени

я родного

города

Познакомить с

историей

возникновения

города

Саратова.

Воспитывать

интерес к

истории

родного края.

Беседа

Иллюстрации

с видами

города

Саратова.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.14

ЯНВАР Ь

Зимние

явления

в

не живо й

пр ир од е.

Снег и его

свойства.

Уточнить и

расширить

представлени

я детей о

снеге; помочь

детям понять,

почему при

изменении

температуры

снег изменяет

свои свойства.

НОД

Изображение

различных

состояний

воды,

иллюстрации

с

изображение

м снежинок.

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,стар

.,

подготов.

группы)

стр.79

Зимние

явления в

неживой

природе.

Закрепить

знания о

зимних

явлениях,

воспитывать

бережное

отношение к

природе.

НОД

Снег

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.87

ФЕ ВР АЛЬ

Род но й

г ор од.

Детский сад

(заведующий)

Познакомить

детей с

работой

заведующей

детским

садом.

Беседа

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.27

Родной город.

(район)

Познакомить

детей с

историей

заводского

района.

Беседа

Презентация

Детский

сад(целевое

посещение

другой

группы)

Уточнить у

детей чем

похожи

группы, чем

отличаются.

Воспитывать

заботу о

младших.

Целево

е

посещ

ение

младш

ей

группы

.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.33

Родной город

(памятники

родного

города)

Продолжать

знакомить

детей с

памятниками

Саратова,

воспитывать

любовь к

родному

городу и

уважение к

людям

прославившег

о его.

Беседа

Иллюстрации

памятников.

МАР Т

Дикие

и

д ома шние

животные

Домашние

животные

Продолжать

знакомить

детей с

домашними

животными,

установить

взаимосвязь и

зависимость

жизни

животных от

человека.

НОД

Картинки из

серии

«Домашние

животные»

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.71

Дикие

животные

Уточнить и

расширять

представлени

я детей об

образе жизни

диких

животных,

способах их

самозащиты

от врагов.

НОД

Картинки из

серии «Дикие

животные»

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.87

Дикие и

домашние

животные

Уточнить

знания детей

о животном

мире.

Систематизир

овать

представлени

Картинки из

серии

«Домашние

животные»,

«Дикие

животные»

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

я о

многообразии

домашних и

диких

животных и

их связи со

средой

обитания.

Воспитывать

доброе

отношение к

животным,

желание

оберегать их.

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.87

Кто главный в

лесу?

Формировать

у детей

представлени

я о

взаимосвязи

обитателей

леса,

закрепить

понятия

хищники и

травоядные.

НОД

Картины

«Зимняя

подкормка

диких

животных»,

«Лесник

спасает

зайцев».

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.153

АПР Е ЛЬ

Род ная

с т р а на

Наша Родина

– Россия»

Познакомить

детей с

понятиями

Родина,

Отечество.

Воспитывать

любовь к

своему

Отечеству,

родному

краю, родной

природе.

НОД

Репродукции

с картин

А.И.Куинджи

«Берёзовая

роща», И.И

Шишкина

«Рожь»,

«Утро в

сосновом

бору».

Иллюстрации

с

изображение

м картин

природы

России,изобр

ажение

Российского

флага.

Страна в

которой мы

живем.

Природа

России.

Закрепить

знания детей

о названии

страны, её

природе.

Познакомить

с

географическо

й картой, дать

детям знания

о богатствах

России,

воспитывать

стремление

беречь и

приумножать

их.

Воспитывать

чувство

гордости за

свою страну.

НОД

Физическая

карта Росии.

Иллюстрации

с

изображение

м лесов, рек,

морей, гор;

различных

животных

населяющих

леса России.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.49

Москва –

столица

России.

Уточнить

знания детей

о городе

Москва. Дать

знания что

такое столица,

что такое

герб,

объяснить

символику

московского

герба.

НОД

Иллюстрации

с видами

Москвы.

Изображение

гербов

городов

России.

Изображение

герба

Москва.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.33

Наше

государство –

Российская

Федерация

Дать детям

представление

о государстве,

о символах

государства

(гимн, герб,

флаг). Дать

представлени

я о различных

городах

России.

НОД

Карта мира

или глобус,

изображение

герба и флага

Российской

Федерации,

фотографии и

открытки с

видами

Москвы,

мелодия

гимна

России.

МА Й

Хле б

вс е му

г олова.

Хлеб – всему

голова

Дать

представление

о том, как

хлеб пришел к

нам на стол,

воспитывать

бережное

отношение к

хлебу.

НОД

Рассказ

Я.Тайца «Я

здесь»,

русская

народная

сказка

«Колосок»,

пословицы о

хлебе, стихи.

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.43

Как

выращивают

хлеб?

Закрепить

знания детей

о различиях

города и села,

о том, что

хлеб – это

один из

главных

продуктов

питания в

России, его

очень трудно

вырастить.

Познакомить

детей с

трудом

НОД

Картинки с

изображение

м города и

деревни.

Колоски

пшеницы и

ржи, ржаной

и пшеничный

хлеб,

печенье,

сушки.

Н.В.Алёш

ина

«Ознаком

ление

дошкольн

иков с

окружаю

щим»

(старшая

группа)

стр.22

МАЙ

Хлеб

всему

голова

хлеборобов.

Ржаной и

пшеничный

хлеб

Воспитывать

уважение и

бережного

отношения к

хлебу.

НОД

Репродукция

картин

И.И.Шишкин

а «Рожь»,

С.А.Куприян

ова

«Вспашка»,

«Посев»,

«Урожай»,

«Озимые»;

предметные

картинки:

колос

пшеницы,

колос ржи,

почато

кукурузы,

метёлка овса.

Л.Г.Горько

ва

А.В.Кочер

гина,

Л.В.Обухо

ва

«Сценари

й занятий

по

экологиче

скому

воспитани

ю

дошкольн

иков

(сред.,

стар.,

подготов.

группы)

стр.44

Хлеб – наше

богатство

Воспитывать

у детей

бережное

отношение и

уважение к

хлебу и

людям,

вырастившим

его;

Расширить

знания у

детей о

значении

хлеба в жизни

человека;

Познакомить

детей с

процессом

выращивания

хлеба;

Дать

представление

о том, как

хлеб пришел к

нам на стол;

обратить

внимание на

содержание

НОД

Рассматриван

ие

иллюстраций

;

чтение

литературных

произведений

по теме;

Рассматриван

ие колосьев

ржи и

пшеницы;

Изготовление

хлебобулочн

ых изделий

из соленого

теста.

труда людей,

на их

слаженность и

взаимопомощ

ь в работе, на

механизацию

труда;

Закрепить

знания детей

о том, что

хлеб - это

один из самых

главных

продуктов

питания в

России.



В раздел образования