Автор: Щербакова Наталья Владимировна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №227"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Рабочая программа по дополнительному образованию (кружковой работе) в старшей группе
Тема: "Земля - наш общий дом"
Раздел: дошкольное образование
Рабочая программа по дополнительному
образованию (кружковой работе)
в старшей группе
«
Земля - наш общий дом
»
Руководитель: Щербакова Н.В.
Пояснительная записка
“Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой её ты в детстве увидал”
К.Симонов
Направления и актуальность:
Кружок «Земля – наш общий дом» имеет эколого-краеведческую
направленность. Рабочая программа по дополнительному образованию
(кружковой работе) в старшей группе разработана в соответствии с
парциальной программой С.Н. Николаевой «Юный эколог: Программа
экологического воспитания дошкольников», основанной на формировании у
ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и
объектам, которые окружают его, и с которыми он знакомится в дошкольном
возрасте.
Малая Родина у каждого человека она своя, но для всех является той
путеводной звездой, которая на протяжении всей жизни определяет очень
многое, если не сказать - всё. Не земля вообще, а край, где родился и вырос,
где светят звёзды детства, - именно это необходимо каждому человеку. Одной
из форм изучения родного края является краеведческая работа.
Еще в позапрошлом веке выдающийся деятель в области дошкольного
образования А. С. Симонович - организатор первого детского сада в России,
придавала большое значение именно краеведению, она писала: «Собственно
краеведение начинается в детском садике. Это ряд систематических бесед,
наблюдений, прогулок, предварительно хорошо обдуманных воспитателем,
которые
приводят
к
сознательному
ознакомлению
с
родиной
и
готовят
ребенка к дальнейшему пониманию живой и неживой природы, а также
географии, экологии и др.»
В
обществе
на
протяжении
последних
десятилетий
не
ослабевает
внимание
к
проблемам
экологического
образования
подрастающего
поколения. Это обуславливает те позитивные изменения, которые наметились
в
экологическом
образовании:
рамки
экологического
воспитания
расширились
от
ознакомления
детей
с
природой
до
воспитания
экологического
мировоззрения;
сложилась
определенная
система
целенаправленного
обеспечения
детей
знаниями,
необходимыми
для
воспитания
экологической
культуры,
формирования
эколого–осознанного
поведения
в
окружающей
природой
среде,
привитие
практических
природоохранных навыков, любовь к природе родного края.
В
настоящее
время
возрос
интерес
дошкольных
образовательных
учреждений
к
вопросам
краеведения
и
его
роли
в
нравственно
-
патриотическом воспитании, формировании основ экологической культуры
ребенка дошкольного возраста.
Воспитание уважения родному краю складывается из положительного
отношения
ко
всем
его
составляющим
народному
творч е ству
преемственности поколений, традициями, языку, главную позицию среди
которых занимает связь с природой, Особое значение при этом отводится
знакомству дошкольников с природой родного края.
Впечатления о родной природе, полученные в детстве, запоминаются
на всю жизнь и зачастую влияют на отношение человека к природе своего
края, к Родине.
Научить детей видеть красивое – дело сложное. Если педагог сам
искренне любит природу и бережно относится к ней, он сможет передать эти
чувства
детям.
А
дети
наблюдательны
и
чутки
к
словам,
настроению
взрослого, они быстро видят положительное и подражают своему наставнику.
Любовь к природе означает не только определённое душевное состояние,
восприятие её красоты, но и её понимание, а также познание.
Основной целью программы является:
1.Развитие нравственной личности ребёнка, приобщение к культуре
родного края.
2.Воспитание гуманной, социально-активной личности, способной
понимать и любить окружающий мир, бережно относиться к природе;
3.Развитие у дошкольников нравственных чувств, воспитание любви и
уважения к малой родине, родному краю с помощью эмоциональных и
чувственно-практических способов познания.
4.Формирование представлений о самоценности природы, эмоциональному,
положительному отношению к ней, умению экологически грамотного и
безопасного поведения в природе и в быту;
5.Закрепление приобретённых первоначальных умений, позволяющих
участвовать в посильной практической деятельности по охране природы
родного края, осознание последствий своих действий по отношению к
окружающей среде.
Задачи:
Программа реализует следующие задачи:
1.Расширять
кругозор
детей
о
природе
Земли
-
естественной
среде
обитания человека.
2.Систематизировать знания об окружающем мире.
3.Формировать
элементарные
представления
о
взаимосвязях
и
взаимозависимостях в жизни, в природе.
4.Формирование у детей умений и навыков наблюдений за природными
явлениями и объектами.
5.Учить видеть красоту, изменчивость и неповторимость окружающего
мира.
6.Формировать навыки безопасного поведения на природе.
7.Развивать
познавательные
способности
детей:
наблюдательность,
описание, сравнение, умение строить предположение и предлагать способы
их проверки.
8.Воспитывать
чувство
глубокой
привязанности
к
родному
краю,
бережного
отношения
к
природе.
воспитывать
чувство
патриотизма
и
интернациональную толерантность;
способствовать формированию в познавательной и эмоциональной сфере
сознания детей образного представления о неповторимости и своеобразии
родного
края,
его
истории,
национальном
характере,
культуре,
о
достопримечательностях современного края;
развивать душевные качества, определяемые словом «нравственность»,
формировать общекультурные умения и навыки, способности и склонности к
общению, уважительное отношение к личности и окружающему миру;
развивать
потребность
в
творчестве,
так
как
именно
творческое
созидание наряду с потребностью к познанию служат основой развития
личности.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы составляет
5-6 лет (старшая группа)
Сроки реализации программы – 1 год обучения.
Режим работы кружка 1 раз в неделю
Методика работы
предполагает
интегрированный подход
в обучении. Это
организация
разнообразных игр,
наблюдений (в
помещении, на прогулке,
в домашних условиях)
при использовании
музыки,
изобразительной
деятельности,
художественной
литературы
инсценировок,
исследовательской и
трудовой деятельности .
Формы проведения:
игра – путешествие;
занятия в игровой
форме;
досуги;
, выставка
предметов детского
творчества.
Методы проведения:
рассматривание
картин;
труд в природе;
коллективный труд;
индивидуальные
поручения;
прослушивание
литературных и
музыкальных
произведений.
Наглядные:
Наблюдения;
Кратковременные и
Длительные;
Определение предмета
по определённым
признакам;
Восстановление картины
целого по отдельным
признакам.
Практические:
Игра;
Эксперименты;
Дидактические игры
(настольно-
печатные,
словесные),
Игры-занятия;
Подвижные игры;
Творческие игры.
Словесные:
Рассказывание;
Беседа;
Чтение.
Время проведения:
Режим работы кружка 1 раз в неделю по 30 минут, каждый четверг с 15.30 до
16.00.
Ожидаемые результаты:
проявлять заботу об окружающей среде в целом.
формировать
у
детей
интерес
и
привязанность
к
родному
краю
и
патриотические чувства.
правильно вести себя по отношению к окружающим объектам и нести
ответственность за свои поступки, и понимать их последствия;
понимать ценность природных объектов;
воспитать у дошкольников чувства восхищения, гордости, патриотизма за
свой город, свой народ, свою страну.
Результаты освоения программы:
Проведения мониторинга два раза в течение учебного года, основанного на
наблюдениях за детьми.
Итоговое мероприятие:
Экологический вечер развлечений:« Земля наш общий дом»
МЕСЯ
Ц
ТЕМА
ЗАДАЧИ
ФОРМА
ПРОВЕД
ЕНИЯ
ДИДАК.
МАТЕРИАЛ
ОБОРУД-НИЕ
ЛИТЕРАТ
УРА
СЕ НТ ЯБ Р Ь
Чт о
на с
окр у жа е т
Что нас
окружает?
Воспитывать
бережное
отношение к
природе;
учить
различать
объекты,
созданные
природой и
человеком;
расширять
представление
о содружестве
человека и
природы.
НОД
Предметы
сделанные
человеком;
объекты
природы;
картинки.
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)ст
р.35
Воздух.
Расширять
знания детей
об
окружающем
мире;
свойства
воздуха,
земли, воды,
огня,
взаимодейств
ие между
ними
НОД
Целлофановы
й пакет,
кубики,
пустой
стакан, таз
для воды,
кирпич,
губка,
бумажная
салфетка,
стакан с
водой,
лодочка с
флажком,
Банка
стеклянная.
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)ст
р.37
Воздух, вода и
Дать
НОД
Стеклянный
Л.Г.Горько
свет.
представление
о том, какое
значение
имеют воздух,
вода и свет
для всего
живого на
земле.
кувшин с
водой, марля,
бум.
Салфетка,
воздушные
шарики по
количеству
детей (по 2
шт.),
зеркальце,
два ящика с
проросшим
овсом,
краски,
силуэт
человека с
изображение
м его органов
дыхания,
весы.
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)ст
р.38
Чистый воздух и
вода-богатство
страны.
Дать детям
представление
о планете
Земля,
атмосфере;
расширять
знания о
роли воды,
воздуха,
солнца в
жизни
человека.
Воспитание
бережного
отношения к
чистоте
воздуха и
воды.
НОД
Глобус;
картинки с
изображение
м завода,
сливающего
грязную воду,
дымовых
труб,
загрязняющи
х атмосферу;
кукла-
поросенок
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.40
ОКТ ЯБ Р Ь
Др у жная
с е мья.
Моя семья
Формировать
представление
о мире семьи,
Способствова
ть развитию
доброжелател
ьности,
терпимости,
понимания,
взаимопомощ
и в семейной
жизни.
НОД
Репродукции
картин Б.М.
Кустодиева
«Утро»;
альбом
«Наши
родители»;
семейные
фотографии
детей.
Мужчины и
женщины в
семье
Закрепить
представлени
я детей о том,
что такое
семья.
Познакомить
с некоторыми
особенностям
и поведения
мужчин и
женщин в
обществе и
семье.
НОД
Иллюстрации
с
изображение
м людей
разных
профессий –
мужских
и
женских.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков
сокружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.60
Я и моё имя
Познакомить
детей с
историей
русских имен,
со значением
имени для
человека.
Научить
вежливо
обращаться
друг к другу,
использовать
ласковые
имена,
представлятьс
я другим
людям,
знакомиться.
НОД
Куклы и
рисунки с
изображение
м героев
сказки
Н.Носова
«Незнайка и
его друзья»,
мяч.
Моя мама
Воспитание
уважения,
бережного,
БЕСЕДА
Репродукции
с
изображение
заботливого
отношения и
любви к
самому
дорогому
человеку –
маме.
Углубит
ь знания детей
о роли мамы в
их жизни.
Формир
овать умение
понимать и
активно
выражать
эмоциональное
переживание
близких людей.
Воспит
ывать
гуманное
отношение к
матери,
родным и
близким
людям.
Развива
ть способность
к
эмоционально
му
сопереживани
ю.
Развива
ть умение
давать
моральную
оценку
поступкам
героев
художественн
ых
произведений.
м матери с
ребенком.
НОЯБ Р Ь
Вод о ё мы
р од ног о
кр а я
Великая Волга.
В о л г а
–
красавица.
Дать понятие
о реке Волге,
как самой
крупной и
красивой реке
в Европе.
Показать
величие реки
Волги и
красоту тех
мест, где она
протекает.
Познакомить с
географическо
й картой реки
Волги: где
берет начало,
куда впадает,
какие крупные
притоки
питают реку,
большие
города вдоль
реки Волги.
Воспитание
чувства
гордости за
нашу великую
реку.
Беседа
Рассматривани
е картин,
фотографий,
иллюстраций с
изображение
Волги.
Рассматривание
репродукции И.
Левитана « Так
начинается
Волга»,
запись
песни
Зыкиной
«Течет
Волга»,
географическая
к а р т а
р е к и
Волги.
Пресные
водоемы
Саратовской
области
Познакомить с
географической
картой
Саратовской
области и
пресными
водоёмами
Саратовской
области.
НОД
Карта
Саратовской
области,
иллюстрации
с
изображение
м рек
Саратовской
области.
Волга –
труженица,
кормилица
Дать понятие о
реке Волге, как
о кормилице
страны,
важнейшем
экономическом
регионе
России.
Показать
значение Волги
Беседа
Картины с
изображением
Волжской
ГЭС, заводов
и фабрик
вдоль берега
реки Волги,
картинки с
изображением
Волжской
промысловой
- труженицы в
промышленно
м и
сельскохозяйст
венном
производстве, в
производстве
электроэнергии
. Познакомить
с промысловой
рыбой,
обитающей в
Волге. Вызвать
чувство
гордости, что
мы живем на
такой могучей
реке.
рыбы.
Человек и
Волга.
Дать понятие о
природном
равновесии
реки, что
человек не
должен
вмешиваться, и
тем более
загрязнять
реку.
Помочь понять
детям, как
человек порой
без злого
умысла, просто
не подумав,
может
нарушить это
хрупкое
равновесие.
Подвести детей
к мысли, что
реку надо
охранять.
Беседа
Письмо от
«рыб» реки
Волги,
иллюстрации
берегов Волги
с мусором; на
каждого
ребенка
альбомный
лист и
карандаш.
Д Е КАБ Р Ь
Род но й
г ор од
Детский сад
Напомнить
детям, что они
перешли в
другую
группу, какие
произошли
изменения в
группе и на
участке.
Воспитывать
бережное
отношение к
тому, что их
окружает.
Беседа
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.12,14
Родной город
Дать понятие
детям, что в
городе есть
не только
улицы, но и
проспекты,
проезды,
переулки,
площади,
микрорайоны.
Беседа
Иллюстрации
родного
города.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.12
Детский
сад(младший
воспитатель)
Познакомить
детей с
трудом
младшего
воспитателя,
воспитывать
уважение к
труду
взрослых.
Беседа
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.19
История
возникновени
я родного
города
Познакомить с
историей
возникновения
города
Саратова.
Воспитывать
интерес к
истории
родного края.
Беседа
Иллюстрации
с видами
города
Саратова.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.14
ЯНВАР Ь
Зимние
явления
в
не живо й
пр ир од е.
Снег и его
свойства.
Уточнить и
расширить
представлени
я детей о
снеге; помочь
детям понять,
почему при
изменении
температуры
снег изменяет
свои свойства.
НОД
Изображение
различных
состояний
воды,
иллюстрации
с
изображение
м снежинок.
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,стар
.,
подготов.
группы)
стр.79
Зимние
явления в
неживой
природе.
Закрепить
знания о
зимних
явлениях,
воспитывать
бережное
отношение к
природе.
НОД
Снег
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.87
ФЕ ВР АЛЬ
Род но й
г ор од.
Детский сад
(заведующий)
Познакомить
детей с
работой
заведующей
детским
садом.
Беседа
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.27
Родной город.
(район)
Познакомить
детей с
историей
заводского
района.
Беседа
Презентация
Детский
сад(целевое
посещение
другой
группы)
Уточнить у
детей чем
похожи
группы, чем
отличаются.
Воспитывать
заботу о
младших.
Целево
е
посещ
ение
младш
ей
группы
.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.33
Родной город
(памятники
родного
города)
Продолжать
знакомить
детей с
памятниками
Саратова,
воспитывать
любовь к
родному
городу и
уважение к
людям
прославившег
о его.
Беседа
Иллюстрации
памятников.
МАР Т
Дикие
и
д ома шние
животные
Домашние
животные
Продолжать
знакомить
детей с
домашними
животными,
установить
взаимосвязь и
зависимость
жизни
животных от
человека.
НОД
Картинки из
серии
«Домашние
животные»
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.71
Дикие
животные
Уточнить и
расширять
представлени
я детей об
образе жизни
диких
животных,
способах их
самозащиты
от врагов.
НОД
Картинки из
серии «Дикие
животные»
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.87
Дикие и
домашние
животные
Уточнить
знания детей
о животном
мире.
Систематизир
овать
представлени
Картинки из
серии
«Домашние
животные»,
«Дикие
животные»
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
я о
многообразии
домашних и
диких
животных и
их связи со
средой
обитания.
Воспитывать
доброе
отношение к
животным,
желание
оберегать их.
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.87
Кто главный в
лесу?
Формировать
у детей
представлени
я о
взаимосвязи
обитателей
леса,
закрепить
понятия
хищники и
травоядные.
НОД
Картины
«Зимняя
подкормка
диких
животных»,
«Лесник
спасает
зайцев».
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.153
АПР Е ЛЬ
Род ная
с т р а на
Наша Родина
– Россия»
Познакомить
детей с
понятиями
Родина,
Отечество.
Воспитывать
любовь к
своему
Отечеству,
родному
краю, родной
природе.
НОД
Репродукции
с картин
А.И.Куинджи
«Берёзовая
роща», И.И
Шишкина
«Рожь»,
«Утро в
сосновом
бору».
Иллюстрации
с
изображение
м картин
природы
России,изобр
ажение
Российского
флага.
Страна в
которой мы
живем.
Природа
России.
Закрепить
знания детей
о названии
страны, её
природе.
Познакомить
с
географическо
й картой, дать
детям знания
о богатствах
России,
воспитывать
стремление
беречь и
приумножать
их.
Воспитывать
чувство
гордости за
свою страну.
НОД
Физическая
карта Росии.
Иллюстрации
с
изображение
м лесов, рек,
морей, гор;
различных
животных
населяющих
леса России.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.49
Москва –
столица
России.
Уточнить
знания детей
о городе
Москва. Дать
знания что
такое столица,
что такое
герб,
объяснить
символику
московского
герба.
НОД
Иллюстрации
с видами
Москвы.
Изображение
гербов
городов
России.
Изображение
герба
Москва.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.33
Наше
государство –
Российская
Федерация
Дать детям
представление
о государстве,
о символах
государства
(гимн, герб,
флаг). Дать
представлени
я о различных
городах
России.
НОД
Карта мира
или глобус,
изображение
герба и флага
Российской
Федерации,
фотографии и
открытки с
видами
Москвы,
мелодия
гимна
России.
МА Й
Хле б
–
вс е му
г олова.
Хлеб – всему
голова
Дать
представление
о том, как
хлеб пришел к
нам на стол,
воспитывать
бережное
отношение к
хлебу.
НОД
Рассказ
Я.Тайца «Я
здесь»,
русская
народная
сказка
«Колосок»,
пословицы о
хлебе, стихи.
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.43
Как
выращивают
хлеб?
Закрепить
знания детей
о различиях
города и села,
о том, что
хлеб – это
один из
главных
продуктов
питания в
России, его
очень трудно
вырастить.
Познакомить
детей с
трудом
НОД
Картинки с
изображение
м города и
деревни.
Колоски
пшеницы и
ржи, ржаной
и пшеничный
хлеб,
печенье,
сушки.
Н.В.Алёш
ина
«Ознаком
ление
дошкольн
иков с
окружаю
щим»
(старшая
группа)
стр.22
МАЙ
Хлеб
–
всему
голова
хлеборобов.
Ржаной и
пшеничный
хлеб
Воспитывать
уважение и
бережного
отношения к
хлебу.
НОД
Репродукция
картин
И.И.Шишкин
а «Рожь»,
С.А.Куприян
ова
«Вспашка»,
«Посев»,
«Урожай»,
«Озимые»;
предметные
картинки:
колос
пшеницы,
колос ржи,
почато
кукурузы,
метёлка овса.
Л.Г.Горько
ва
А.В.Кочер
гина,
Л.В.Обухо
ва
«Сценари
й занятий
по
экологиче
скому
воспитани
ю
дошкольн
иков
(сред.,
стар.,
подготов.
группы)
стр.44
Хлеб – наше
богатство
Воспитывать
у детей
бережное
отношение и
уважение к
хлебу и
людям,
вырастившим
его;
Расширить
знания у
детей о
значении
хлеба в жизни
человека;
Познакомить
детей с
процессом
выращивания
хлеба;
Дать
представление
о том, как
хлеб пришел к
нам на стол;
обратить
внимание на
содержание
НОД
Рассматриван
ие
иллюстраций
;
чтение
литературных
произведений
по теме;
Рассматриван
ие колосьев
ржи и
пшеницы;
Изготовление
хлебобулочн
ых изделий
из соленого
теста.
труда людей,
на их
слаженность и
взаимопомощ
ь в работе, на
механизацию
труда;
Закрепить
знания детей
о том, что
хлеб - это
один из самых
главных
продуктов
питания в
России.