Напоминание

«Роль музыки в формировании нравственного воспитания дошкольников»


Автор: Ахмедьянова Дина Фарамразовна
Должность: Музыкальный руководитель
Учебное заведение: МДОУ "Центр развития ребёнка - детский сад №31"
Населённый пункт: город Магнитогорск, Челябинская область
Наименование материала: Статья
Тема: «Роль музыки в формировании нравственного воспитания дошкольников»
Раздел: дошкольное образование





Назад




Статья «Роль музыки в формировании нравственного воспитания

дошкольников»

«Подобно тому, как гимнастика способствует до известной степени

развитию физических качеств, так музыка способна воздействовать на

этическую природу»

Аристотель

Музыкальное искусство в педагогике является важным и эффективным

средством воспитательного воздействия на ребёнка. Ввести маленьких детей

в прекрасный мир музыки, воспитывая на её основе добрые чувства,

прививая нравственные качества – какая это благодарная и вместе с тем

важная задача.

Понятие «нравственность» включает внутренние, духовные качества,

которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения,

определяемые этими качествами.

Одна из важнейших задач музыкального образования – воспитание

души ребёнка средствами музыки, воздействие на процесс становления его

нравственных качеств. Цель заключается не в воспитании отдельных

талантов, а в том, чтобы все дети полюбили музыку, чтобы для всех она стала

духовной потребностью. Воспитание потребности в «красивом» определяет

весь строй духовной жизни ребёнка, его взаимоотношения в коллективе,

поэтому, занимаясь непосредственно музыкальной деятельностью, ставятся

следующие задачи:

Всестороннее развитие личности, творческого потенциала, духовно –

нравственное воспитание музыкой;

Активизация познавательной деятельности детей;

Воспитание силой музыки внутреннего мира ребёнка, отношения к

окружающей действительности, формирование жизненной позиции;

Овладение языком музыкального искусства на основе полученных

знаний и навыков.

Роль

музыки

в

формировании

нравственного

воспитания

у

дошкольников заключается в том, чтобы научить детей сопереживать

музыке и чужому человеку, развить способность переживать чужие

радости и чувствовать чужую боль.

Разносторонне развитие личности ребёнка обеспечивается благодаря

тесной

взаимосвязи

эстетического

воспитания

с

нравственным,

умственным,

физическим.

Осуществлению

идейно-нравственного

воздействия

помогают

правильно

разработанная

программа

и

подобранные в соответствии с возрастом детей произведения. Но самое

главное – это «школа чувств», которые формируются благодаря особому

воздействию музыки – вызывать сопереживание слушателей.

Гармоничность

музыкально-эстетического

воспитания

достигается

лишь

в

том

случае,

когда

используются

все

виды

музыкальной

деятельности, доступные дошкольному возрасту, активизируются все

творческие возможности растущего человека.

Слушание

музыки.

Связывая

музыку

с

выразительным

художественным словом, помогают детям осознать нравственную идею

произведения. Чем раньше ребёнок получит возможность познакомиться с

классической и народной музыкой, тем более успешным станет его общее,

духовно-нравственное развитие. Маленькие дети имеют ограниченные

представления о чувствах и переживаниях человека, проявляющихся в

реальной жизни. Дети дошкольного возраста отдают предпочтение

жизнерадостным, маршевым произведениям и весёлым песням. Далее

идут патриотические, песни героического характера, и лишь на третьем

месте – лирические, спокойные произведения и песни. Это означает, что у

детей необходимо развивать способность к сопереживанию чужой

радости, горести, любви к ближнему.

Слушая

народную,

духовную

музыку

и

произведения

русских

композиторов, в основу которых легла народная песня, сказка, былина,

ребята осваивают бесценный культурный опыт поколений, осознают и

усваивают народную мелодию, переживания простого русского народа,

воспевание красоты родной природы. Цель занятий с детьми народной

музыкой не только познакомить с образцами фольклора, но и привить

любовь к ближнему, умение выразить свои чувства при помощи голоса,

жеста, движения, то есть воспитания музыкальные и творческих навыков.

По мере взросления и накопления музыкальных представлений, дети с

интересом слушают и воспринимают произведения русских композиторов

–классиков.

На

музыкальных

занятиях

звучит

музыка

вокальная,

инструментальная, связывая её с выразительным художественным словом,

педагог помогает детям осознать нравственную идею произведения.

Благодаря этому перед детьми возникают воплощённые в мелодии и

непосредственно

переживаемые

чувства:

ценность

дружбы

и

товарищества,

взаимопомощи,

осуждение

зазнайства,

одобрение

скромности. В вокальном произведении воспитательный акцент делается

на раскрытие нравственного смысла текста, а в инструментальном – на

проясняющем слове.

Беседуя о музыке, дети пополняют свой багаж новыми знаниями,

интересными сведениями. Детский словарный запас обогащается новыми

словами

и

выражениями,

характеризующими

настроение,

чувства,

переданные в музыке.

Пение. Исполняя песни, дети глубже воспринимают музыку, активно

выражают свои чувства и настроение. Песня наиболее близка и доступна

детям, она помогает им глубже воспринимать музыку, активно выражать

свои

переживания

и

чувства.

Мир

поэтических

образов,

тексты

разучиваемых песен учат жить, творить добро, воспитывают тонкость,

эмоциональную чуткость. Песенный жанр способствует эмоциональной

отзывчивости ребёнка, его творческому самовыражению в сольном,

ансамблевом

и

хоровом

исполнении

народных,

классических

и

современных песен. Песня вводит детей в духовную жизнь, придавая

яркую, эмоциональную окраску их мыслям.

Музыкально-ритмические

движения

позволяют

ребёнку

контролировать свои движения и делать их более гармоничными. Занятия

этим

видом

музыкальной

деятельности

так

же

являются

важной

составляющей в духовно-нравственном развитии личности ребёнка.

Взаимосвязь

музыки

и

движения

как

бы

перекидывает

мост

от

эмоционально-духовного к конкретно – физическому.

Исполнительство и детское музыкальное творчество помогают детям

понять роль коллектива в человеческой деятельности, способствуют

формированию их мировоззрения, воспитывают чувство коллективизма и

дружбы.

Правильный подбор музыкального и песенного материала способствует

воспитанию

чувств

патриотизма,

расширяет

кругозор

детей.

Мы

формируем

у

ребёнка

ответственность,

милосердие,

патриотизм,

способность различать добро и зло, готовим их служить людям и

Отечеству.

Музыка легко и естественно соприкасается со всеми образовательными

областями дошкольного воспитания. В процессе работы надо стараться

приблизить детей к процессу созидания, в результате которого рождается

новое,

личное

отношение

ребёнка

к

окружающему

миру.

Последовательная систематическая работа по духовно-нравственному

воспитанию способствует эстетическому и интеллектуальному развитию

детей, развивает их творческую активность. На музыкальных занятиях

дети о многом узнают, слушая музыку, однако воспринимают они лишь

самые общие черты, самые яркие образы. При этом эмоциональная

отзывчивость не утрачивает своего значения, если перед ребёнком будут

поставлены

цели

вслушаться,

различить,

сравнить,

выделить

выразительные средства – эти умственные действия обогащают и

расширяют

сферу

чувств

и

переживаний

ребёнка,

придают

им

осмысленность. Жизнь детей наполняется радостью, открывает огромный

мир добра, света, красоты.

Музыка

занимала

важное

место

в

системе

воспитания

А.С.Макаренко. Педагог считал, что музыка должна сплачивать людей,

помогать

в

труде,

учить

чувствовать

и

мыслить.

Музыка

была

неотъемлемой частью жизни коллектива, традицией, украшающей жизнь

воспитанников.

А.С.Макаренко включал музыку в систему эстетического воздействия,

при

этом

функциональное

содержание

любой

деятельности

воспитанников рассматривалось в связи с эстетически прекрасным. В

колониях Макаренко отдавалось предпочтение коллективным видам

музицирования: в коммуне были хор, оркестр, группа барабанщиков и

корнетистов.

Занятия

музыкой

подчёркивали

«человеческое

разнообразие»,

учитывали

склонности,

способности,

разнообразие

характеров воспитанников.

А.С.Макаренко

использовал

«метод

воспитывающих

ситуаций».

Например, оркестр играл марш как сигнал для сбора, что воспитывало

чувство ответственности за принятое решение. Активно велась кружковая

работа. В коммуне им. Ф. Дзержинского действовало более 40 кружков,

где каждый воспитанник находил себе занятие по душе, мог реализовать

свои творческие и организаторские способности. Занятия музыкой были

частью кружковой работы, что затрагивало всех коммунаров.

Благодаря музыкальному воздействию в коммуне формировалось

стимулирование деятельности. Музыкальные занятия – это коллективный

труд, где существуют свои незыблемые правила: уметь слушать и

слышать, быть дисциплинированным. Ученики Макаренко юлагодаря

хору

и

оркестру

узнавали

произведения

русской

и

зарубежной

музыкальной классики. В репертуаре были, например, произведения

Чайковского, Глинки, Мусоргского, Бетховена, Верди, Шуберта, Бизе,

Листа, Шопена.

«Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам

целый мир высоких чувств, страстей и мыслей. Оно сделает вас

духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые, неведомые

вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и красках»

Дмитрий Шостакович



В раздел образования