Автор: Каюда Галина Сергеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ГБОУ ЛНР "Ясеновская школа №2 им. Д.В. Лазутина"
Населённый пункт: ЛНР, г. Ровеньки, пгт. Ясеновский
Наименование материала: статья
Тема: "Актуальные проблемы профессионально-личностного развития педагога"
Раздел: начальное образование
АКТУАЛЬНЫЕ
ПРОБЛЕМЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО
РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ ТРАНСФОРМАЦИИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПАРАДИГМЫ
Введение
Современная
система
образования
претерпевает
фундаментальные
изменения, обусловленные цифровой трансформацией, пересмотром целевых
ориентиров обучения и новыми социальными вызовами. В этих условиях
профессионально-личностное развитие педагога
приобретает
характер
непрерывного
процесса,
определяющего
не только
качество образовательных результатов, но и
конкурентоспособность всей национальной образовательной системы.
Актуальность исследования проблем профессионально-личностного развития
педагога обусловлена необходимостью преодоления противоречия между
динамично изменяющимися требованиями к
профессиональной
деятельности
и
реальным
уровнем
готовности
педагогических кадров к их реализации.
Профессионально-личностное
развитие
понимается
в
современной
педагогической науке как интегративный процесс качественных изменений в
профессиональной компетентности и личностных
характеристиках педагога, обеспечивающий его способность к эффективной
деятельности
в
изменяющихся
условиях.
Данный
процесс
носит
многомерный
характер
и
включает
когнитивный,
деятельностный
и
личностный компоненты, находящиеся в
диалектическом единстве.
Целью настоящей статьи является выявление и системный анализ актуальных
проблем
профессионально-личностного
развития
педагога в контексте
современных
вызовов образованию, а также определение перспективных
направлений
их
решения.
Методологической
основой
исследования
выступают компетентностный подход, теория
непрерывного образования и концепция рефлексивного развития.
1.
Системные проблемы профессионального развития
Анализ современного состояния системы профессионального
развития педагогов позволяет выявить комплекс взаимосвязанных проблем
системного характера, требующих комплексного решения.
Проблема адаптации к цифровой трансформации образования
проявляется
в
недостаточной
готовности
педагогов
к
эффективному
использованию
цифровых
технологий
в
образовательном
процессе.
Исследования показывают, что лишь 35-40% педагогов
систематически используют цифровые инструменты в
профессиональной деятельности. При этом наблюдается существенный
разрыв между технической возможностью использования цифровых ресурсов
и их методически грамотной интеграцией в учебный процесс. Многие
педагоги
испытывают
трудности
в
организации
смешанного
и
дистанционного
обучения,
проектировании
цифровой
образовательной
среды, обеспечении кибербезопасности.
Проблема
внедрения
обновленных
ФГОС
связана
с
необходимостью
овладения
педагогами
новыми
подходами
к
проектированию
образовательного
процесса.
Требования
стандартов
к
формированию
функциональной грамотности, гибких навыков, метапредметных результатов
предполагают коренную перестройку педагогической
деятельности. Однако значительная часть педагогов сохраняет ориентацию на
знаниевую парадигму, испытывает трудности в проектировании учебных
ситуаций, направленных на развитие критического мышления, креативности,
коллаборации.
Проблема
методического
обеспечения
проявляется
в
дефиците
качественных
учебно-методических
материалов,
соответствующих
современным вызовам. Существующие пособия часто носят
репродуктивный характер, не ориентированы на развитие у учащихся умения
применять знания в реальных жизненных ситуациях.
Отсутствует системная работа по обобщению и распространению лучших
педагогических практик, их методическому сопровождению.
2.
Личностно-психологические проблемы развития
Не менее значимыми являются проблемы личностно-
психологического
характера,
оказывающие
непосредственное
влияние на
профессиональную эффективность педагога.
Профессиональное выгорание представляет собой одну из наиболее острых
проблем
современного
педагога.
Синдром
эмоционального
истощения
развивается под воздействием множества факторов:
высокой психоэмоциональной нагрузки, многозадачности,
административного давления, необходимости постоянного освоения новых
требований.
Исследования
свидетельствуют,
что
различные
стадии
профессионального выгорания наблюдаются у 60-70% педагогов со стажем
работы более 10 лет. Это проявляется в снижении эмпатии, росте цинизма,
формализации
профессиональных
отношений,
потере
интереса
к
инновационной деятельности.
Кризис
профессиональной
идентичности
выражается
в
потере
четких
ориентиров профессиональной деятельности, размывании
социального статуса педагога. Трансформация роли учителя от "транслятора
знаний" к "организатору образовательной среды" вызывает психологический
дискомфорт
у
многих
представителей
профессии.
Наблюдается
рассогласование между традиционными представлениями о педагогической
деятельности и новыми требованиями, предъявляемыми к педагогу.
Эмоциональный интеллект и психологическая устойчивость
становятся критически важными качествами современного педагога, однако
их развитие не получает достаточного внимания в системе повышения
квалификации.
Неспособность
управлять
собственными эмоциональными
состояниями, противостоять стрессовым
воздействиям, конструктивно разрешать конфликтные ситуации существенно
снижает эффективность педагогической деятельности.
3.
Организационно-управленческие проблемы
Эффективность
профессионально-личностного
развития
в значительной
степени определяется организационно- управленческими условиями, в
которых осуществляется педагогическая деятельность.
Проблема
непрерывности
профессионального
развития
связана
с
фрагментарностью
и
эпизодичностью
повышения
квалификации.
Существующая система часто ограничивается формальным прохождением
курсов без последующего сопровождения и поддержки.
Отсутствуют механизмы индивидуальных траекторий
профессионального
роста,
учитывающих
специфические
потребности и
дефициты конкретного педагога.
Несовершенство системы мотивации проявляется в преобладании внешних
стимулов над внутренними. Действующие модели оплаты труда не всегда
адекватно отражают реальный вклад педагога в качество
образования.
Отсутствует эффективная система карьерного роста, позволяющая педагогу
развиваться в профессиональной
деятельности без перехода на административные должности.
Перегрузка административными функциями отвлекает педагога от
непосредственной
работы
с
учащимися.
Чрезмерная
бюрократизация,
необходимость подготовки многочисленных отчетов, участие в
несвойственных профессиональной деятельности процессах снижают время
и
энергетические
ресурсы,
которые
могли
бы
быть
направлены на
совершенствование образовательного процесса.
4.
Содержательные аспекты профессиональных дефицитов
Анализ
профессиональных
затруднений
педагогов
позволяет
выявить
конкретные содержательные области, требующие развития.
Проектировочные компетенции остаются слабым звеном в профессиональной
подготовке. Многие педагоги испытывают
трудности в проектировании индивидуальных образовательных маршрутов,
создании учебных ситуаций, направленных на развитие универсальных
учебных
действий,
разработке
оценочных
материалов,
адекватных
современным требованиям.
Диагностическая компетентность требует существенного развития.
Недостаточно сформированы умения выявлять образовательные
дефициты
учащихся,
анализировать
причины
учебных
затруднений,
осуществлять мониторинг личностного развития. Преобладает
ориентация
на
констатацию
результатов
обучения
без
глубокого анализа
процессов их достижения.
Коммуникативные
компетенции
нуждаются
в
совершенствовании
в
условиях поликультурной и инклюзивной образовательной среды.
Педагоги испытывают затруднения в построении эффективного
взаимодействия
с
различными
категориями
учащихся,
их
родителями,
коллегами. Особую сложность представляет работа с детьми с
особыми
образовательными
потребностями,
одаренными
учащимися,
подростками с девиантным поведением.
5.
Перспективные направления решения проблем
Преодоление выявленных проблем требует системного подхода и реализации
комплекса взаимосвязанных мер.
Развитие
системы
наставничества
и
профессиональных
обучающихся
сообществ может стать эффективным механизмом непрерывного
профессионального развития. Создание горизонтальных связей, обмен
лучшими практиками, коллегиальное консультирование позволяют
преодолеть
профессиональную
изоляцию
и
создать
условия
для
взаимного обучения.
Внедрение модели персонального профессионального развития предполагает
переход от эпизодических курсов повышения
квалификации к системе непрерывного роста. Разработка индивидуальных
образовательных
маршрутов,
тьюторское сопровождение, использование
цифровых платформ для
профессионального развития позволяют учесть специфические потребности
каждого педагога.
Совершенствование
психолого-педагогической
поддержки
направлено
на
профилактику профессионального выгорания и укрепление
психологического здоровья педагогов. Внедрение программ
эмоциональной
разгрузки,
психологического
сопровождения,
создание
комфортной рабочей среды способствуют сохранению
профессионального долголетия.
Развитие
корпоративной
культуры
образовательной
организации играет
ключевую роль в создании условий для профессионально-
личностного
роста.
Формирование
ценностей
непрерывного
развития,
поддержка инновационной деятельности, признание
профессиональных
достижений
создают
благоприятный
климат
для
самореализации педагога.
6.
Оценка
эффективности
профессионально-личностного
развития
Мониторинг эффективности профессионально-личностного развития требует
разработки комплексной системы критериев и показателей.
Критерий профессиональной компетентности включает:
уровень предметной и методической подготовки;
владение современными образовательными технологиями;
способность
к
проектированию
и
реализации
образовательного
процесса;
умение
осуществлять
диагностику
и
оценку
образовательных
результатов.
Критерий личностного развития предполагает оценку:
сформированности профессионально значимых качеств;
уровня психологической устойчивости;
развитости эмоционального интеллекта;
способности к рефлексии и саморазвитию.
Критерий социальной эффективности отражает:
удовлетворенность участников образовательных отношений;
качество образовательных результатов;
профессиональную
репутацию
и
признание
в
профессиональном
сообществе.
Система оценки должна сочетать формализованные показатели и экспертные
методы, обеспечивая комплексное представление о
динамике профессионально-личностного развития.
Заключение
Профессионально-личностное
развитие
педагога
в
современных условиях
представляет собой сложный, многогранный процесс,
сталкивающийся с комплексом системных, личностно-психологических и
организационно-управленческих проблем. Их успешное решение требует
перехода от фрагментарных мер к созданию целостной
системы
поддержки
профессионального
роста,
основанной
на
принципах
непрерывности, индивидуальности и
практической
ориентированности.
Ключевыми направлениями совершенствования системы
профессионально-личностного развития являются: развитие наставничества
и
профессиональных
сообществ,
внедрение
моделей
персонального
профессионального
развития,
совершенствование
психолого-
педагогической
поддержки,
формирование
корпоративной
культуры,
ориентированной на непрерывное развитие.
Особое значение приобретает изменение подходов к оценке эффективности
профессионально-личностного развития,
предполагающее учет не только формальных показателей, но и качественных
характеристик педагогической деятельности.
Дальнейшие исследования в данной области должны быть направлены
на разработку дифференцированных моделей
профессионального развития для различных категорий педагогов, изучение
влияния цифровой среды на профессиональную идентичность, создание
эффективных механизмов мотивации к непрерывному профессиональному
росту.
Реализация комплексного подхода к профессионально-личностному развитию
педагога позволит не только повысить качество образования, но и обеспечить
профессиональное долголетие педагогических кадров, их удовлетворенность
профессиональной
деятельностью и социальный статус в условиях трансформирующегося
общества.