Автор: Умерова Эльвира Абкеримовна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 1
Населённый пункт: город - курорт Анапа Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Совершенствование исполнительских умений через совместное музыкальное творчество»
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская музыкальная школа № 1»
муниципального образования город-курорт Анапа
Отделение народных инструментов
«
Совершенствование исполнительских умений
через совместное музыкальное творчество
»
Методическая разработка
преподавателя высшей квалификационной категории
отделения народных инструментов
Умеровой Эльвиры Абкеримовны
город – курорт Анапа
2023 год
Аннотация
Данная
методическая
разработка
создана
преподавателем
муниципального
бюджетного
учреждения
дополнительного
образования
«Детская музыкальная школа № 1» муниципального образования город-курорт
Анапа Умеровой Эльвирой Абкеримовной.
Методическая разработка основана на личном опыте автора в педагогике
и включает в себя теоретический и практический материал. Она подчеркивает
важность самостоятельного определения детьми границ своих знаний и умений,
а также возможности их применения в коллективном музицировании. Этот
подход способствует интересу к обучению, развитию музыкального слуха,
навыков игры и умению слушать других исполнителей. Совместное исполнение
создает атмосферу поддержки и вдохновения, повышая интерес к занятиям
музыкой.
Коллективная
игра
помогает
преодолеть
проблемы,
связанные
с
терпением и усидчивостью, особенно для детей, которые ждут мгновенных
результатов, объединяя учащихся с разным уровнем подготовки и позволяя им
развивать игровые навыки. Это создаёт интерес к обучению и способствует
развитию музыкальных способностей.
Выступления в коллективе надолго остаются в памяти и служат стимулом
к дальнейшим занятиям на инструменте.
У детей появляется чувство взаимного
уважения, тактичности, взаимовыручки, коммуникации в группе.
Учащиеся
знакомятся
с
известными
образцами
музыкальных
произведений
из
разнообразных эпох, формируют исполнительские способности в различных
стилях и жанрах.
Представленная
работа
посвящена
созданию
новой
методики
организации
учебного
процесса,
которая
способствует
развитию
исполнительских
и
коммуникативных
навыков
детей
через
совместное
музицирование. Она может быть полезна педагогам детских музыкальных школ
и
детских
школ
искусств,
преподающих
предмет
«Коллективное
музицирование».
.
PAGE \* MERGEFORMAT3
Содержание.
1. Введение…………………………………………………………………………. 4
2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта…. 5
3. Планирование
и
организация
работы
на
уроках
коллективного
музицирования……………………………………………………………………... 6
4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании………. 9
5. Работа над музыкальным произведением……………………………………...11
6. Роль руководителя…………………………………………………………...…..13
7. Подбор репертуара…………………………………………………………...….14
8. Заключение……………………………………………………………………….15
9. Список литературы……………………………………………………………...17
PAGE \* MERGEFORMAT3
1.
Введение.
Одной из форм работы в современной музыкальной педагогики, является
коллективное музицирование, которой отводится очень важная роль в
воспитании молодого музыканта.
Научиться играть на каком-либо инструменте это дело трудное,
долговременное, требующее усидчивости, терпения и в каком-то смысле
самоотречения.
Ребёнок, пришедший с более или менее выраженным желанием в
музыкальную школу, жаждет взять инструмент и заиграть сразу. Но он
вынужден поначалу терпеливо ждать, пока это станет возможным, мирится с не
очень интересной работой на его взгляд – воспроизведением монотонно
длящихся звуков и изучением нотной грамоты. Встречая первые маленькие
трудности в освоении инструмента, часто не стремится их преодолеть, а
разочаровывается, отчаивается и начинает скучать на уроках.
В более старших классах, когда уже обучающиеся владеют каким-либо
инструментом,
но
не
обладают
достаточными
природными
данными,
необходимыми игровыми навыками, не имеют возможности выступать на
концертах и конкурсах как солисты. Это чаще всего приводит к зажатости,
неудовлетворенности и просто к потере интереса к музыкальным занятиям.
Однако есть фактор, позволяющий в значительной мере снимать
противоречия, возникающие между существующей методикой обучения игре
на
инструменте
и
музыкальными
потребностями
обучающихся.
Таким
фактором является коллективное музицирование.
Совместное исполнение объединяет ребят с разным уровнем подготовки
и
не
зависимо
от
сложности
партий,
дает
возможность
выступать,
совершенствовать игровые навыки, развивать музыкальные способности, а
самое главное появляется интерес к обучению.
Многолетняя практика показывает, что на занятиях коллективным
музицированием
развивается
музыкальный
слух
(мелодический,
гармонический,
полифонический,
тембровый,
динамический).
Также
формируется творческое воображение, чувство ритма, музыкальная память и
мышление. Умение играть вместе оказывает влияние на развитие интеллекта
ребенка, способность дружить, общаться, сопереживать, чувствовать.
Таким образом, цель данной работы – создать условия для формирования
основных
навыков
игры
в
коллективе,
отразить
специфику
развития
музыкального
мышления
и
художественных
представлений,
воспитать
слуховой самоконтроль обучающихся, развить и закрепить навыки чтения нот с
листа. Сформировать такую среду, где бы ребенок развивался как личность,
PAGE \* MERGEFORMAT3
развивались
его
способности
и
дарования
в
классе
коллективного
музицирования.
Раскрыть некоторые педагогические методы и приемы в
процессе работы над воплощением художественного образа произведения, а
также отметить важность воспитания эмоционального отклика на искусство и
творческого начала исполнителей.
2.
Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании
музыканта.
Коллективное музицирование – это совместное исполнение музыкальных
произведений
несколькими
участниками.
Как
учебный
предмет,
оно
предусмотрено во всех общеобразовательных программах музыкальных школ и
школ искусств.
Опыт работы показывает, что групповые занятия играют большую роль в
развитии исполнительских навыков.
На начальном этапе обучения это малые формы ансамбля (дуэты, трио),
игра с преподавателем либо с другими обучающимися. Такая форма работы
предоставляется
практически
с
первых
месяцев
знакомства
ребенка
с
инструментом, ускоряет процесс его изучения, заинтересовывает в усвоении
учебной информации и развивает практические навыки.
Следующий этап коллективного музицирования для детей, владеющих
приемами и методами исполнения в малых формах ансамбля, это большие
ансамбли и оркестры.
Многолетняя практика показывает, что чем раньше юные музыканты
попадают в инструментальный коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает
процесс художественного и технического развития как в сольном, так и в
ансамблевом исполнительстве.
Совместное творчество приносит большую пользу на всех этапах
обучения и развития юного музыканта. Разнообразие форм и высокое качество
звучания, концертные выступления, ролевые игры – все это говорит о
необходимости функционирования ансамблевых коллективов.
Коллективное музицирование помогает решать ряд задач:
пробуждает интерес к занятиям инструментом;
развивает
музыкально-слуховые
представления,
воспитывает
умения слушать и слышать (слышать игру в целом, и свою партию
в общем звучании);
развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и
естественная
постановка,
работа
над
качеством
звучания,
интонацией,
ритмом,
динамикой,
над
развитием
техники
и
выразительности исполнения);
PAGE \* MERGEFORMAT3
развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание
и чувство локтя, умение общаться с другими участниками
коллектива);
развивает психические процессы (память, воображение, внимание);
способствует положительной мотивации ребенка к обучению
(радость успешного выступления на сцене);
развивает творческие способности.
Бесспорна и воспитательная функция коллективного музицирования,
поскольку оно является также и одной из форм общения. У детей появляются
ответственность
за
правильное
исполнение
своей
партии,
собранность,
сосредоточенность. Групповые занятия объединяют детей, воспитывают волю,
упорство
в
достижении
поставленной
задачи,
помогают
преодолеть
нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.
Работа с ансамблем или оркестром формирует коллектив, дети учатся
вместе
переживать,
радоваться
успехам,
у
них
появляется
чувство
ответственности,
дисциплинированности,
развивает
организованность,
сплочённость, взаимопонимание.
Особенностью
коллективного
музицирования
является
воспитание
чувства ответственности обучающегося за качество освоения собственной
партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах,
динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию
единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого
произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство
партнера»,
умение
слышать
солиста
и
помогать
ему
в
воплощении
исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных
и коллективных игровых действий.
3.
Планирование и организация работы на уроках коллективного
музицирования.
Планирование
и
организация
работы
на
уроках
коллективного
музицирования имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она
будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского
коллектива.
Большое значение для детского коллектива приобретают групповые
занятия. Важнейшими объектами репетиции в достижении хорошего ансамбля
являются:
чистота
интонирования,
синхронность
и
сбалансированность
звучания по вертикали и горизонтали, точность метроритма, а также
PAGE \* MERGEFORMAT3
уравновешенность динамики, выразительность фразировки, артикуляции и
штрихов, общность исполнительского дыхания, выявление рельефа и фона.
Перед началом репетиция необходимо настроить все инструменты,
привести к чистому унисону.
Работа над ансамблевой слаженностью предполагает достижение единого
понимания и воплощения эмоционально – образного содержания музыки.
Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного
разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя
мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы и,
наконец, мелодии. Разыгрывание фрагмента какого-либо хорошо знакомого
музыкантам произведения в замедленном темпе.
Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием
ритмической дисциплины, выражающейся, прежде всего, в колебаниях темпа.
Отклонения от темпа обычно наблюдаются:
при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, р и
diminuendo – замедление);
при смене построений с различным характером музыки (оживленные
фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические –
медленнее);
при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более
крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми,
часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более
крупными – замедление);
при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности
(целые и половинные);
при исполнении пунктирного ритма;
при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая
часто передерживается.
Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где
выдержан одинаковый ритмический рисунок в нескольких партиях. Чтобы
сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.
При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической
устойчивости
следует
ориентироваться
на
партию
с
более
мелкими
длительностями. Это дает возможность играть их, ровно «не комкая».
Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и
другой партии.
Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер
музыки, передать ее эмоциональное содержание, показать конструктивные
особенности формы.
PAGE \* MERGEFORMAT3
При разучивании, каких – либо пьес следует пользоваться схемой:
«проигрывание – детальная проработка – проигрывание». Определив характер
и настроение произведения, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс
движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие
из формы сочинения и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Это
и
будет
работой
над
художественно
–
музыкальным
образом
и
над
приобретением
игровых
приемов
и
навыков,
конкретно
увязанных
с
музыкальной задачей.
После предварительного ознакомления, произведение проигрывается без
остановок, чтобы не нарушать целостность восприятия. Исключение делается
для трудных мест, которые поначалу можно опустить.
После ознакомительного проигрывания можно приступить к работе над
отдельными трудными частями. В этом разделе репетиции следует обратить
внимание на следующие важные моменты:
объяснение сути поставленной цели перед обучающимися и способов
ее решения;
практическое освоение прорабатываемого эпизода;
аналитический разбор ошибок, а также удачных моментов исполнения;
выявление причин неудачи;
определение круга задач для самостоятельной работы.
Когда время исполнения, отведенное на пьесу, подходит к концу,
необходимо проиграть произведение целиком или часть, над которой велась
работа, обратив внимание музыкантов на успехи и недостатки в исполнении,
наметить вопросы и их решения на будущее. При проведении репетиций
преподавателю следует руководствоваться следующими правилами:
1. Неуклонно
требовать
от
участников
ансамбля
соблюдения
дисциплины. Например, сохранять молчание и не играть во время пауз,
слушать указания, если даже они адресованы другому.
2. Вести репетицию ровно, спокойно, без раздражения, но и без
заискивания и панибратства. Ни в коем случае нельзя оскорблять
достоинство молодого музыканта, даже если он и в чем-то провинился.
3. Настойчиво добиваться намеченной цели, диктовать свою волю, но
вместе с тем не требовать невозможного, учитывать специфику возраста
и степень профессиональной подготовленности.
4. Требовать точного выполнения всех указаний, содержащихся в нотах.
5. Серьезное внимание на каждой репетиции уделять чистоте строя,
четкости, однообразию атаки звука и одновременному прекращению
звучания, выравниванию силы звука в аккордах и унисонах, фразировке.
PAGE \* MERGEFORMAT3
6. Не работать долго с одним исполнителем или даже с группой – это
расхолаживает других и рассеивает внимание.
7. Прерывать проигрывание только в самых необходимых случаях,
обязательно объясняя при этом причину остановки. Частые остановки
нарушают
творческую
атмосферу
репетиции,
утомляют
ребят
и
рассеивают внимание.
8. Особенно
сложные
места
лучше
учить
вне
репетиции
в
индивидуальном порядке.
9. Добиваться правильного исполнения технически трудного места
сначала в медленном темпе, уделяя должное внимание аппликатуре,
постепенно наращивая темп.
10.
Обычно
работа
над
концертным
произведением
длится
значительное время, тщательно отрабатываются как отдельные места, так
и
все
произведение
целиком,
что
безусловно,
способствует
исполнительскому росту коллектива.
4.
Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании
Коллективное музицирование предполагает не только умение исполнять
музыку вместе, но также воспитывает у исполнителя ряд необходимых
музыкальных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает
чувство
нужного
темпа,
способствует
развитию
мелодического,
полифонического, гармонического слуха, развивает память,
двигательно-
моторные
(«технические»)
навыки,
закрепляет
основные
знания
звукоизвлечения, развивает способности чтения нот с листа.
Совместное исполнение позволяет приобрести новые музыкально –
художественные представления, расширить репертуарные границы, а главное
развивает умение слушать и создавать единый образ произведения.
Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ощущение метроритма —
вот тот фундамент, на котором строится ансамблевая игра. Для развития
метроритмического чувства на уроках ансамбля или оркестра целесообразно
исполнять простые упражнения – воспроизведение одинаковых длительностей,
прохлопывание
или
простукивание
ритмического
рисунка
изучаемого
произведения.
В процессе развития исполнительских навыков полезно практиковать
игру в унисон. Игра в унисон требует абсолютного единства – в метроритме,
штрихах, динамике, фразировке.
Игра в ансамбле или оркестре способствует развитию всех видов
музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембро-динамического).
PAGE \* MERGEFORMAT3
При разучивании пьес дети пропевают мелодию, определяют её звуковысотную
сторону – направленность линии вниз или вверх, постепенность или
скачкообразность. Музыкально-слуховые представления (внутренний слух)
возникают
и
развиваются
в
результате
пения,
подбора
по
слуху,
транспонирования. Сравнение интонации звуков, исполненных на инструменте,
со
звуками,
спетыми
развивает
способность
слухового
контроля.
Так
устанавливаются первые связи между игрой, пением и вслушиванием, что
служит
основой
дальнейшей
работы.
Таким
образом,
развивается
звуковысотный слух обучающихся, как основной вид музыкального слуха.
Играя вместе с другими детьми, каждый участник коллектива уже
пытается слушать и себя, и других, и всё вместе. У него развивается
гармонический слух, попутно и техника, моторика, лучше слышит интонацию
собственного подголоска и подправляет, если звучит неверно. Постепенно
ансамблевые партии усложняются по мере технического и музыкального роста
ребят. В ансамбле они начинают постигать динамические средства, как
увеличение или уменьшение силы звука, которые важны в музыкальном
исполнительстве.
На уроках коллективного музицирования, хорошо знающий свою партию
ребёнок, становится более музыкальным, более сильным и окрепшим в
моторном (техническом) и художественном плане. У него вырабатывается
«ансамблевое
чувство»
во
всех
аспектах,
лучше
приспосабливается
к
инструменту, постигая всю его красоту и богатые возможности, больше верит в
себя. Таким образом, все дети, попадая в класс групповых занятий, получают
возможность,
не
спеша,
в
доброжелательной
атмосфере
развить
свои
способности, продемонстрировать творческий потенциал.
Постепенно, благодаря игре в ансамбле или в оркестре, обучающиеся
разные по возрасту и подготовке, между собой как бы «выравниваются»,
начинают взаимно дополнять друг друга и во время исполнения, и во время
отдыха и общения. Каждый юный музыкант чувствует себя важным и нужным.
Таким образом, ансамбль или оркестр становится дружным творческим
коллективом.
Большое значение в коллективном музицирование имеет чтение нот с
листа. Это сложная форма умственной деятельности, которая включает в себя
такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение.
Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и
качественное звучание текста. Поэтому очень часто после разыгрывания,
необходимо заниматься этой работой, тратя примерно 10 минут урока по
следующему алгоритму:
- определить тональность;
PAGE \* MERGEFORMAT3
- назвать и запомнить ключевые знаки;
- обозначить размер;
- простучать метроритм;
- просмотреть текст, динамические и другие обозначения, проследить
движение мелодии;
- выбрать темп.
5.
Работа над музыкальным произведением.
Важную роль в процессе развития оркестровых или ансамблевых навыков
играет работа над музыкальным произведением.
Для развития навыков мышления и художественного представления в
процессе постижения музыкального произведения, рекомендуется:
1. Выявить главную идею произведения.
Освоение образного строя
музыкального сочинения в дальнейшем ведет к пониманию внутренних
смысловых значений, стоящих за звуками музыки.
2. Познать образ автора через выявление стилевых особенностей музыки
того или иного композитора. Большое влияние на исполнителей оказывает не
только музыка, но и личность самого творца.
3. Проследить за развитием художественного образа. Умение следить за
развитием образа предполагает умение обучающихся передавать своими
словами то, что он слышит.
4. Найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные
пункты, по которым развивается музыкальная мысль. Анализируя структурно
музыкальный материал, исполнитель охватывает произведение в целом,
конструктивно намечая частные и центральные кульминации, определяя
развитие музыкального материала, музыкальной мысли.
Задача руководителя – раскрыть, объяснить юным музыкантам тот или
иной
музыкально-художественный
образ,
а
также
убедить
каждого
в
правильности своей трактовки.
Музыкальная мелодия должна способствовать развитию творческих
способностей, отличаться простотой и доступностью. Весьма целесообразно
использовать
народные
мелодии,
обладающие
богатым
содержанием,
например, «Я на горку шла», «Как у наших у ворот», «Ой, под вишнею»
композитора Т. Баркановой и многие другие обработки народных мелодий.
Доступными они являются потому, что имеют красивую мелодию и
простой по смыслу поэтический текст. Основным источником пополнения
репертуара ансамблевых и оркестровых занятий является инструментовка,
переложения таких мелодий и песен для конкретного состава. В этих
переложениях применяются различные оркестровые функции: мелодия, педаль,
PAGE \* MERGEFORMAT3
ритм, гармония, второй голос, подголоски.
Разные элементы музыкального
языка в каждой пьесе помогают выражать различные настроения, создавать
разные музыкальные образы.
Также необходимо включать в репертуар произведения композиторов –
классиков и современных авторов. В качестве примера приведем такие
произведения,
как:
«Детский
альбом»
П.
Чайковского;
«Шарманка»
Д. Шостаковича; «Утро» Р. Глиэра; «Гопак» М. Мусоргского; «Мюзик-холл»
И. Дунаевского; «Вальс расставания» Я. Френкеля; «Квартал ангелов»
М. Теодоракиса; обработки народных пьес В. Абрашкина и многие другие
произведения.
В произведениях для солиста с оркестром или ансамблем важно
определить задачи в работе с солирующим инструментом или вокалистом.
Одним из важных аспектов в решении вопросов выразительных возможностей
аккомпанемента является проблема звукового баланса между солистом и
оркестром. И это один из основных факторов для достижения качественного
звучания ансамбля исполнителей. Но было бы неверным строить процесс
только на эмоциональном восприятии музыкальных произведений. Музыку
нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала
должен обращаться не только к чувству, но и к разуму обучающихся, чтобы
учебный
процесс
был
не
только
интуитивным,
но
и
сознательным.
Познакомить, научить и закрепить навыки совместного музицирования.
Основная цель обучения музыке – научить пониманию содержания
исполняемых произведений и умению передать это содержание слушателям.
Главная роль педагога заключается в создании устойчивого фундамента для
дальнейшего роста. Этим фундаментом являются с одной стороны –
рациональная организация игровых навыков, а с другой – воспитание
грамотного
отношения
к
музыкальному
тексту.
Мера
усложненности
музыкально – теоретической информации, получаемую обучающимися в
коллективной игре должна варьироваться в соответствии с их профессионально
– интеллектуальными возможностями. Опыт крупнейших музыкантов –
педагогов доказывает, что необходимо постоянно и постепенно увеличивать
нагрузку на мышление обучающихся.
Определив характер и настроение пьесы, нужно сразу найти звуковую
окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства,
вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное
содержание.
Сложные тексты произведений необходимо делить по форме,
изучить с обучающимися каждую часть и цифры партитуры. Закрепить работой
над метро – ритмом, единством артикуляции, синхронностью звучания и
динамическим балансом. Это и будет создание условий для восприятия и
PAGE \* MERGEFORMAT3
осмысления результата работы над художественно – музыкальным образом,
качественного звучания, понимание и закрепление игровых приемов, конкретно
увязанных с музыкальной задачей в коллективном музицировании.
6.
Роль руководителя.
Работа руководителя коллектива – это непрерывный, творческий процесс.
Она обязывает каждый раз ставить перед собой новые задачи, много знать и
многое уметь, искать новые пути к художественному и техническому
совершенствованию исполнения. Кроме того, руководитель должен быть яркой
и интересной личностью.
Для успешной работы с ансамблем или оркестром руководителю
необходимо владеть способами настройки и разыгрыванием музыкантов, знать
закономерности репетиционного процесса. Занимаясь с коллективом, следует
уделять работе над звукоизвлечением, единообразием штрихов и артикуляцией,
а также звуковым балансом и фразировкой, согласованностью в звучании.
С первых занятий руководитель объясняет участникам коллектива, что
только
систематические
занятия
на
инструменте,
собранность
и
внимательность во время репетиций приводит к достижению общей цели.
Умелая постановка руководителем конкретных задач и ее выполнение
участниками ансамбля или оркестра делают осязаемым их творческий рост,
приносит радость преодоления трудностей.
На репетициях и выступлениях должна постоянно царить атмосфера
доброжелательности. Руководителю важно сочетать свою требовательность с
уважением к личности участников коллектива.
К каждому участнику творческого коллектива необходимо найти свой
подход, а для этого руководителю необходимо знать детскую психологию,
уметь наблюдать и конечно же, любить детей.
Дети всегда готовы подражать своим преподавателям, но для этого
необходимо завоевать их доверие и симпатию. Манера поведения, характер
преподавателя его внешний вид играет большую роль в воспитательной работе.
Руководитель всегда готов совершенствовать свое педагогическое мастерство,
развивать в себе организаторские способности, быть компетентным в своей
деятельности, кроме того, должен обучать логике художественного мышления,
способствовать развитию эмоций, чувств ребенка, раскрывая своеобразие
произведения,
помогая
понять
в
нем
взаимосвязь
поэтического
с
композиционными
особенностями
и
осознать,
как
воплощается
это
в
исполнении.
PAGE \* MERGEFORMAT3
Руководитель коллектива всегда должен чувствовать ответственность не
только за развитие исполнительских навыков, но и за эстетическое развитие
участников коллектива. Главную роль в этом играет разучиваемый репертуар.
7.
Подбор репертуара.
Руководитель творческого коллектива при выборе репертуара должен
стремится к разнообразию произведений, учитывать количество и уровень
участников коллектива, соответствие технических трудностей произведений и
их возможности, соблюдать принцип «от простого к сложному» и, конечно
ориентироваться на предстоящие концерты и конкурсы.
От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива,
перспективы его развития, все что зависит от поставленных задач.
Основными требованиями к подбору репертуара являются:
художественная и эстетическая ценность;
доступность для восприятия и исполнения.
Музыкальные
произведения
подбираются
с
учетом
технической
продвинутости обучающихся, приобретенных ими исполнительских навыков на
данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего,
такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения
фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию.
Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в
учебную
(исполнительскую)
программу
включаются
разнохарактерные
произведения.
Для
формирования
предметных
умений
и
навыков,
произведения,
используемые в работе с детьми, должны отвечать следующим художественно
– педагогическим требованиям:
способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;
быть художественными;
эмоционально насыщенными;
содержательными и занимательными по сюжету;
мелодичными;
простыми по форме и доступными по содержанию.
Большое значение имеет выбор концертного репертуара, где особенно
важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность - все это
способствует увлеченности, данной музыкой и самим процессом исполнения.
При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания
обучающихся.
Решение
воспитательных
и
учебных
задач
значительно
облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей.
PAGE \* MERGEFORMAT3
Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью
музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим.
Большое
значение
при
подборе
репертуара
имеет
постепенность
его
усложнения, в соответствии с музыкальным и техническим развитием
участников коллектива.
8.
Заключение.
Путь приобщения детей к музыке универсален, через комплексное
развитие музыкальных способностей с применением коллективной формы
обучения игре на инструменте. С детства дать в руки ребенку, какой – либо
музыкальный инструмент – это значит воспитать грамотного человека,
активного слушателя музыки, умеющего наполнить свой досуг искусством.
Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство
воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Коллективное
музицирование
дисциплинирует,
развивает
чувство
ответственности,
активизирует
эмоциональное
восприятие
и
его
художественное
представление, включает в работу и тренирует психические механизмы,
отвечающие за тонкую нервную деятельность.
В ансамбле или оркестре всегда играется с большим желанием и
активным
игровым
тонусом.
Повышенное
воодушевленное
состояние,
вызываемое совместной игрой, обогащает юного музыканта, способствует
развитию его и как сольного исполнителя.
Коллективное музицирование является не только одной из важных форм
развития профессиональных навыков у исполнителей, но оно также формирует
характер, развивает мышление, память, воображение, творческую фантазию,
прививает детям трудолюбие.
Соприкосновение
с
шедеврами
музыки
в
коллективе,
воспитание
заинтересованности и развития эмоциональной сферы неизмеримо расширяет и
обогащает музыкальный кругозор обучающихся.
Не каждый ребенок может раскрыться как сольный исполнитель в
должной мере по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных
или недостаточной работоспособности. Это не удовлетворяет обучающихся и
приводит к потере интереса. У некоторых детей бывает комплекс – боязнь
сцены.
Групповые
занятия
помогают
снять
этот
комплекс,
позволяют
приобрести чувство психологического комфорта, делают обучающихся разной
степени
музыкальной
подготовленности
и
технических
возможностей
равноправными исполнителями, независимо от уровня трудности партий. Дает
возможность выступления на самых ответственных мероприятиях и концертах,
стимулируя тем самым учебный процесс.
PAGE \* MERGEFORMAT3
Коллективное
музицирование
помогает
полнее
раскрыться
юному
музыканту, наилучшим образом выразить себя, развить яркие стороны своего
дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы общения
с товарищами по коллективу.
Список литературы.
1. Александров А.Я. «Школа игры на трехструнной домре». – М.:
Музыка, 1975.
PAGE \* MERGEFORMAT3
2. Аркин И. «Воспитание оркестрового музыканта». – В сб. методические
записки по вопросам музыкального воспитания. – М., 1966.
3. Асафьев Б. «О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные
статьи о музыкальном просвещении и образовании». – М., 1973.
4. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». – СПб.: Композитор Санкт –
Петербург, 2004. – 120 с.
5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1969. -
312 с.
6. Вертков К. Русские народные инструменты. Л.: Музыка, 1975. - 280 с.
7. Гинзбург Л.С. «О работе над музыкальным произведением». – 4-е изд.,
до. – М.: Музыка, 1981. 143 с., нот.
8. Илюхин А. Н.П. Фомин. В сб.: Н. Фомин. Сочинения и обработки для
оркестра русских народных инструментов, вып.1. - М.: Советский композитор,
1960, с.5-9
9. Имханицкий М.
О сущности
русских
народных
инструментов
и
закономерностях их эволюции. В сб.: Проблемы педагогики и исполнительства.
В сб. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вещ.95, с.6-40
10.
Коган Г.М. «У врат мастерства». Советский композитор 1961 г.
11.
Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача: Пути
формирования и развития». – М.: Музыка, 1985. – 160 с., нот., ил.
12.
Мазель В.Х. «Скрипач и его руки. Правая рука». – СПб.:
Композитор Санкт – Петербург, 2006. – 120 с.
13.
Маталаев
Л.
«Основы
дирижерской
техники:
Методическое
пособие». – М.: Сов. Композитор, 1986. – 208 с.: ил., 1 л. ил.
14.
Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Музыка,
1982 г.
15.
Очеретовская Н.Л. «Содержание и формы в музыке». – Л.:
Музыка,1985. – 112 с.
16.
Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. -М.:
Знание, 1984. 1X2 с.
17.
Римский-Корсаков Н. Письмо Андрееву В.В. В кн.: H.A
.
18.
Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. -М.:
Музыка, 1962. III с.
PAGE \* MERGEFORMAT3