Напоминание

«Совершенствование исполнительских умений через совместное музыкальное творчество»


Автор: Умерова Эльвира Абкеримовна
Должность: преподаватель народных инструментов
Учебное заведение: МБУДО ДМШ № 1
Населённый пункт: город - курорт Анапа Краснодарский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: «Совершенствование исполнительских умений через совместное музыкальное творчество»
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1»

муниципального образования город-курорт Анапа

Отделение народных инструментов

«

Совершенствование исполнительских умений

через совместное музыкальное творчество

»

Методическая разработка

преподавателя высшей квалификационной категории

отделения народных инструментов

Умеровой Эльвиры Абкеримовны

город – курорт Анапа

2023 год

Аннотация

Данная

методическая

разработка

создана

преподавателем

муниципального

бюджетного

учреждения

дополнительного

образования

«Детская музыкальная школа № 1» муниципального образования город-курорт

Анапа Умеровой Эльвирой Абкеримовной.

Методическая разработка основана на личном опыте автора в педагогике

и включает в себя теоретический и практический материал. Она подчеркивает

важность самостоятельного определения детьми границ своих знаний и умений,

а также возможности их применения в коллективном музицировании. Этот

подход способствует интересу к обучению, развитию музыкального слуха,

навыков игры и умению слушать других исполнителей. Совместное исполнение

создает атмосферу поддержки и вдохновения, повышая интерес к занятиям

музыкой.

Коллективная

игра

помогает

преодолеть

проблемы,

связанные

с

терпением и усидчивостью, особенно для детей, которые ждут мгновенных

результатов, объединяя учащихся с разным уровнем подготовки и позволяя им

развивать игровые навыки. Это создаёт интерес к обучению и способствует

развитию музыкальных способностей.

Выступления в коллективе надолго остаются в памяти и служат стимулом

к дальнейшим занятиям на инструменте.

У детей появляется чувство взаимного

уважения, тактичности, взаимовыручки, коммуникации в группе.

Учащиеся

знакомятся

с

известными

образцами

музыкальных

произведений

из

разнообразных эпох, формируют исполнительские способности в различных

стилях и жанрах.

Представленная

работа

посвящена

созданию

новой

методики

организации

учебного

процесса,

которая

способствует

развитию

исполнительских

и

коммуникативных

навыков

детей

через

совместное

музицирование. Она может быть полезна педагогам детских музыкальных школ

и

детских

школ

искусств,

преподающих

предмет

«Коллективное

музицирование».

.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Содержание.

1. Введение…………………………………………………………………………. 4

2. Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании музыканта…. 5

3. Планирование

и

организация

работы

на

уроках

коллективного

музицирования……………………………………………………………………... 6

4. Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании………. 9

5. Работа над музыкальным произведением……………………………………...11

6. Роль руководителя…………………………………………………………...…..13

7. Подбор репертуара…………………………………………………………...….14

8. Заключение……………………………………………………………………….15

9. Список литературы……………………………………………………………...17

PAGE \* MERGEFORMAT3

1.

Введение.

Одной из форм работы в современной музыкальной педагогики, является

коллективное музицирование, которой отводится очень важная роль в

воспитании молодого музыканта.

Научиться играть на каком-либо инструменте это дело трудное,

долговременное, требующее усидчивости, терпения и в каком-то смысле

самоотречения.

Ребёнок, пришедший с более или менее выраженным желанием в

музыкальную школу, жаждет взять инструмент и заиграть сразу. Но он

вынужден поначалу терпеливо ждать, пока это станет возможным, мирится с не

очень интересной работой на его взгляд – воспроизведением монотонно

длящихся звуков и изучением нотной грамоты. Встречая первые маленькие

трудности в освоении инструмента, часто не стремится их преодолеть, а

разочаровывается, отчаивается и начинает скучать на уроках.

В более старших классах, когда уже обучающиеся владеют каким-либо

инструментом,

но

не

обладают

достаточными

природными

данными,

необходимыми игровыми навыками, не имеют возможности выступать на

концертах и конкурсах как солисты. Это чаще всего приводит к зажатости,

неудовлетворенности и просто к потере интереса к музыкальным занятиям.

Однако есть фактор, позволяющий в значительной мере снимать

противоречия, возникающие между существующей методикой обучения игре

на

инструменте

и

музыкальными

потребностями

обучающихся.

Таким

фактором является коллективное музицирование.

Совместное исполнение объединяет ребят с разным уровнем подготовки

и

не

зависимо

от

сложности

партий,

дает

возможность

выступать,

совершенствовать игровые навыки, развивать музыкальные способности, а

самое главное появляется интерес к обучению.

Многолетняя практика показывает, что на занятиях коллективным

музицированием

развивается

музыкальный

слух

(мелодический,

гармонический,

полифонический,

тембровый,

динамический).

Также

формируется творческое воображение, чувство ритма, музыкальная память и

мышление. Умение играть вместе оказывает влияние на развитие интеллекта

ребенка, способность дружить, общаться, сопереживать, чувствовать.

Таким образом, цель данной работы – создать условия для формирования

основных

навыков

игры

в

коллективе,

отразить

специфику

развития

музыкального

мышления

и

художественных

представлений,

воспитать

слуховой самоконтроль обучающихся, развить и закрепить навыки чтения нот с

листа. Сформировать такую среду, где бы ребенок развивался как личность,

PAGE \* MERGEFORMAT3

развивались

его

способности

и

дарования

в

классе

коллективного

музицирования.

Раскрыть некоторые педагогические методы и приемы в

процессе работы над воплощением художественного образа произведения, а

также отметить важность воспитания эмоционального отклика на искусство и

творческого начала исполнителей.

2.

Коллективное музицирование. Роль и значение в воспитании

музыканта.

Коллективное музицирование – это совместное исполнение музыкальных

произведений

несколькими

участниками.

Как

учебный

предмет,

оно

предусмотрено во всех общеобразовательных программах музыкальных школ и

школ искусств.

Опыт работы показывает, что групповые занятия играют большую роль в

развитии исполнительских навыков.

На начальном этапе обучения это малые формы ансамбля (дуэты, трио),

игра с преподавателем либо с другими обучающимися. Такая форма работы

предоставляется

практически

с

первых

месяцев

знакомства

ребенка

с

инструментом, ускоряет процесс его изучения, заинтересовывает в усвоении

учебной информации и развивает практические навыки.

Следующий этап коллективного музицирования для детей, владеющих

приемами и методами исполнения в малых формах ансамбля, это большие

ансамбли и оркестры.

Многолетняя практика показывает, что чем раньше юные музыканты

попадают в инструментальный коллектив, тем скорее и плодотворнее протекает

процесс художественного и технического развития как в сольном, так и в

ансамблевом исполнительстве.

Совместное творчество приносит большую пользу на всех этапах

обучения и развития юного музыканта. Разнообразие форм и высокое качество

звучания, концертные выступления, ролевые игры – все это говорит о

необходимости функционирования ансамблевых коллективов.

Коллективное музицирование помогает решать ряд задач:

пробуждает интерес к занятиям инструментом;

развивает

музыкально-слуховые

представления,

воспитывает

умения слушать и слышать (слышать игру в целом, и свою партию

в общем звучании);

развивает профессионально-исполнительские навыки (свободная и

естественная

постановка,

работа

над

качеством

звучания,

интонацией,

ритмом,

динамикой,

над

развитием

техники

и

выразительности исполнения);

PAGE \* MERGEFORMAT3

развивает коммуникативные способности детей (взаимопонимание

и чувство локтя, умение общаться с другими участниками

коллектива);

развивает психические процессы (память, воображение, внимание);

способствует положительной мотивации ребенка к обучению

(радость успешного выступления на сцене);

развивает творческие способности.

Бесспорна и воспитательная функция коллективного музицирования,

поскольку оно является также и одной из форм общения. У детей появляются

ответственность

за

правильное

исполнение

своей

партии,

собранность,

сосредоточенность. Групповые занятия объединяют детей, воспитывают волю,

упорство

в

достижении

поставленной

задачи,

помогают

преодолеть

нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

Работа с ансамблем или оркестром формирует коллектив, дети учатся

вместе

переживать,

радоваться

успехам,

у

них

появляется

чувство

ответственности,

дисциплинированности,

развивает

организованность,

сплочённость, взаимопонимание.

Особенностью

коллективного

музицирования

является

воспитание

чувства ответственности обучающегося за качество освоения собственной

партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах,

динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию

единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого

произведения. К основным ансамблевым навыкам можно отнести «чувство

партнера»,

умение

слышать

солиста

и

помогать

ему

в

воплощении

исполнительских намерений, навыки самоконтроля и самооценки собственных

и коллективных игровых действий.

3.

Планирование и организация работы на уроках коллективного

музицирования.

Планирование

и

организация

работы

на

уроках

коллективного

музицирования имеет огромное значение, и от того, насколько эффективно она

будет решена, во многом зависит успешность всей деятельности детского

коллектива.

Большое значение для детского коллектива приобретают групповые

занятия. Важнейшими объектами репетиции в достижении хорошего ансамбля

являются:

чистота

интонирования,

синхронность

и

сбалансированность

звучания по вертикали и горизонтали, точность метроритма, а также

PAGE \* MERGEFORMAT3

уравновешенность динамики, выразительность фразировки, артикуляции и

штрихов, общность исполнительского дыхания, выявление рельефа и фона.

Перед началом репетиция необходимо настроить все инструменты,

привести к чистому унисону.

Работа над ансамблевой слаженностью предполагает достижение единого

понимания и воплощения эмоционально – образного содержания музыки.

Каждая репетиция должна обязательно начинаться с совместного

разыгрывания. Система упражнений для разыгрывания включает в себя

мажорные и минорные гаммы, арпеджио, мелодические интервалы, фразы и,

наконец, мелодии. Разыгрывание фрагмента какого-либо хорошо знакомого

музыкантам произведения в замедленном темпе.

Большие трудности в ансамблевой работе часто связаны с отсутствием

ритмической дисциплины, выражающейся, прежде всего, в колебаниях темпа.

Отклонения от темпа обычно наблюдаются:

при изменении динамики (так, f и crescendo вызывают ускорение, р и

diminuendo – замедление);

при смене построений с различным характером музыки (оживленные

фрагменты нередко исполняются быстрее; напевные, лирические –

медленнее);

при переходе от одного ритмического рисунка к другому (смене более

крупных длительностей мелкими, например, восьмых шестнадцатыми,

часто сопутствует ускорение, наоборот же – мелких длительностей более

крупными – замедление);

при неточном выдерживании паузы или нот большой длительности

(целые и половинные);

при исполнении пунктирного ритма;

при недостаточности исполнения залигованных нот, из которых вторая

часто передерживается.

Трудными для исполнения являются фрагменты произведений, где

выдержан одинаковый ритмический рисунок в нескольких партиях. Чтобы

сохранить единое движение, здесь требуется особое взаимное внимание.

При различном ритмическом рисунке в целях большой ритмической

устойчивости

следует

ориентироваться

на

партию

с

более

мелкими

длительностями. Это дает возможность играть их, ровно «не комкая».

Кроме того, такая ориентировка сообщает определенную устойчивость и

другой партии.

Умелое пользование динамикой помогает раскрыть общий характер

музыки, передать ее эмоциональное содержание, показать конструктивные

особенности формы.

PAGE \* MERGEFORMAT3

При разучивании, каких – либо пьес следует пользоваться схемой:

«проигрывание – детальная проработка – проигрывание». Определив характер

и настроение произведения, нужно сразу же найти звуковую окраску, пульс

движения, элементарные нюансы, а также технические средства, вытекающие

из формы сочинения и помогающие ярче раскрыть ее образное содержание. Это

и

будет

работой

над

художественно

музыкальным

образом

и

над

приобретением

игровых

приемов

и

навыков,

конкретно

увязанных

с

музыкальной задачей.

После предварительного ознакомления, произведение проигрывается без

остановок, чтобы не нарушать целостность восприятия. Исключение делается

для трудных мест, которые поначалу можно опустить.

После ознакомительного проигрывания можно приступить к работе над

отдельными трудными частями. В этом разделе репетиции следует обратить

внимание на следующие важные моменты:

объяснение сути поставленной цели перед обучающимися и способов

ее решения;

практическое освоение прорабатываемого эпизода;

аналитический разбор ошибок, а также удачных моментов исполнения;

выявление причин неудачи;

определение круга задач для самостоятельной работы.

Когда время исполнения, отведенное на пьесу, подходит к концу,

необходимо проиграть произведение целиком или часть, над которой велась

работа, обратив внимание музыкантов на успехи и недостатки в исполнении,

наметить вопросы и их решения на будущее. При проведении репетиций

преподавателю следует руководствоваться следующими правилами:

1. Неуклонно

требовать

от

участников

ансамбля

соблюдения

дисциплины. Например, сохранять молчание и не играть во время пауз,

слушать указания, если даже они адресованы другому.

2. Вести репетицию ровно, спокойно, без раздражения, но и без

заискивания и панибратства. Ни в коем случае нельзя оскорблять

достоинство молодого музыканта, даже если он и в чем-то провинился.

3. Настойчиво добиваться намеченной цели, диктовать свою волю, но

вместе с тем не требовать невозможного, учитывать специфику возраста

и степень профессиональной подготовленности.

4. Требовать точного выполнения всех указаний, содержащихся в нотах.

5. Серьезное внимание на каждой репетиции уделять чистоте строя,

четкости, однообразию атаки звука и одновременному прекращению

звучания, выравниванию силы звука в аккордах и унисонах, фразировке.

PAGE \* MERGEFORMAT3

6. Не работать долго с одним исполнителем или даже с группой – это

расхолаживает других и рассеивает внимание.

7. Прерывать проигрывание только в самых необходимых случаях,

обязательно объясняя при этом причину остановки. Частые остановки

нарушают

творческую

атмосферу

репетиции,

утомляют

ребят

и

рассеивают внимание.

8. Особенно

сложные

места

лучше

учить

вне

репетиции

в

индивидуальном порядке.

9. Добиваться правильного исполнения технически трудного места

сначала в медленном темпе, уделяя должное внимание аппликатуре,

постепенно наращивая темп.

10.

Обычно

работа

над

концертным

произведением

длится

значительное время, тщательно отрабатываются как отдельные места, так

и

все

произведение

целиком,

что

безусловно,

способствует

исполнительскому росту коллектива.

4.

Развитие исполнительских навыков в коллективном музицировании

Коллективное музицирование предполагает не только умение исполнять

музыку вместе, но также воспитывает у исполнителя ряд необходимых

музыкальных качеств: дисциплинирует в отношении ритма, вырабатывает

чувство

нужного

темпа,

способствует

развитию

мелодического,

полифонического, гармонического слуха, развивает память,

двигательно-

моторные

(«технические»)

навыки,

закрепляет

основные

знания

звукоизвлечения, развивает способности чтения нот с листа.

Совместное исполнение позволяет приобрести новые музыкально –

художественные представления, расширить репертуарные границы, а главное

развивает умение слушать и создавать единый образ произведения.

Ритм – один из важнейших элементов музыки. Ощущение метроритма —

вот тот фундамент, на котором строится ансамблевая игра. Для развития

метроритмического чувства на уроках ансамбля или оркестра целесообразно

исполнять простые упражнения – воспроизведение одинаковых длительностей,

прохлопывание

или

простукивание

ритмического

рисунка

изучаемого

произведения.

В процессе развития исполнительских навыков полезно практиковать

игру в унисон. Игра в унисон требует абсолютного единства – в метроритме,

штрихах, динамике, фразировке.

Игра в ансамбле или оркестре способствует развитию всех видов

музыкального слуха (звуковысотного, гармонического, тембро-динамического).

PAGE \* MERGEFORMAT3

При разучивании пьес дети пропевают мелодию, определяют её звуковысотную

сторону – направленность линии вниз или вверх, постепенность или

скачкообразность. Музыкально-слуховые представления (внутренний слух)

возникают

и

развиваются

в

результате

пения,

подбора

по

слуху,

транспонирования. Сравнение интонации звуков, исполненных на инструменте,

со

звуками,

спетыми

развивает

способность

слухового

контроля.

Так

устанавливаются первые связи между игрой, пением и вслушиванием, что

служит

основой

дальнейшей

работы.

Таким

образом,

развивается

звуковысотный слух обучающихся, как основной вид музыкального слуха.

Играя вместе с другими детьми, каждый участник коллектива уже

пытается слушать и себя, и других, и всё вместе. У него развивается

гармонический слух, попутно и техника, моторика, лучше слышит интонацию

собственного подголоска и подправляет, если звучит неверно. Постепенно

ансамблевые партии усложняются по мере технического и музыкального роста

ребят. В ансамбле они начинают постигать динамические средства, как

увеличение или уменьшение силы звука, которые важны в музыкальном

исполнительстве.

На уроках коллективного музицирования, хорошо знающий свою партию

ребёнок, становится более музыкальным, более сильным и окрепшим в

моторном (техническом) и художественном плане. У него вырабатывается

«ансамблевое

чувство»

во

всех

аспектах,

лучше

приспосабливается

к

инструменту, постигая всю его красоту и богатые возможности, больше верит в

себя. Таким образом, все дети, попадая в класс групповых занятий, получают

возможность,

не

спеша,

в

доброжелательной

атмосфере

развить

свои

способности, продемонстрировать творческий потенциал.

Постепенно, благодаря игре в ансамбле или в оркестре, обучающиеся

разные по возрасту и подготовке, между собой как бы «выравниваются»,

начинают взаимно дополнять друг друга и во время исполнения, и во время

отдыха и общения. Каждый юный музыкант чувствует себя важным и нужным.

Таким образом, ансамбль или оркестр становится дружным творческим

коллективом.

Большое значение в коллективном музицирование имеет чтение нот с

листа. Это сложная форма умственной деятельности, которая включает в себя

такие мыслительные процессы как анализ, синтез, сравнение.

Без хорошей ориентации в нотном тексте невозможно быстрое и

качественное звучание текста. Поэтому очень часто после разыгрывания,

необходимо заниматься этой работой, тратя примерно 10 минут урока по

следующему алгоритму:

- определить тональность;

PAGE \* MERGEFORMAT3

- назвать и запомнить ключевые знаки;

- обозначить размер;

- простучать метроритм;

- просмотреть текст, динамические и другие обозначения, проследить

движение мелодии;

- выбрать темп.

5.

Работа над музыкальным произведением.

Важную роль в процессе развития оркестровых или ансамблевых навыков

играет работа над музыкальным произведением.

Для развития навыков мышления и художественного представления в

процессе постижения музыкального произведения, рекомендуется:

1. Выявить главную идею произведения.

Освоение образного строя

музыкального сочинения в дальнейшем ведет к пониманию внутренних

смысловых значений, стоящих за звуками музыки.

2. Познать образ автора через выявление стилевых особенностей музыки

того или иного композитора. Большое влияние на исполнителей оказывает не

только музыка, но и личность самого творца.

3. Проследить за развитием художественного образа. Умение следить за

развитием образа предполагает умение обучающихся передавать своими

словами то, что он слышит.

4. Найти в музыкальном произведении ведущие интонации и опорные

пункты, по которым развивается музыкальная мысль. Анализируя структурно

музыкальный материал, исполнитель охватывает произведение в целом,

конструктивно намечая частные и центральные кульминации, определяя

развитие музыкального материала, музыкальной мысли.

Задача руководителя – раскрыть, объяснить юным музыкантам тот или

иной

музыкально-художественный

образ,

а

также

убедить

каждого

в

правильности своей трактовки.

Музыкальная мелодия должна способствовать развитию творческих

способностей, отличаться простотой и доступностью. Весьма целесообразно

использовать

народные

мелодии,

обладающие

богатым

содержанием,

например, «Я на горку шла», «Как у наших у ворот», «Ой, под вишнею»

композитора Т. Баркановой и многие другие обработки народных мелодий.

Доступными они являются потому, что имеют красивую мелодию и

простой по смыслу поэтический текст. Основным источником пополнения

репертуара ансамблевых и оркестровых занятий является инструментовка,

переложения таких мелодий и песен для конкретного состава. В этих

переложениях применяются различные оркестровые функции: мелодия, педаль,

PAGE \* MERGEFORMAT3

ритм, гармония, второй голос, подголоски.

Разные элементы музыкального

языка в каждой пьесе помогают выражать различные настроения, создавать

разные музыкальные образы.

Также необходимо включать в репертуар произведения композиторов –

классиков и современных авторов. В качестве примера приведем такие

произведения,

как:

«Детский

альбом»

П.

Чайковского;

«Шарманка»

Д. Шостаковича; «Утро» Р. Глиэра; «Гопак» М. Мусоргского; «Мюзик-холл»

И. Дунаевского; «Вальс расставания» Я. Френкеля; «Квартал ангелов»

М. Теодоракиса; обработки народных пьес В. Абрашкина и многие другие

произведения.

В произведениях для солиста с оркестром или ансамблем важно

определить задачи в работе с солирующим инструментом или вокалистом.

Одним из важных аспектов в решении вопросов выразительных возможностей

аккомпанемента является проблема звукового баланса между солистом и

оркестром. И это один из основных факторов для достижения качественного

звучания ансамбля исполнителей. Но было бы неверным строить процесс

только на эмоциональном восприятии музыкальных произведений. Музыку

нужно не только чувствовать, но и понимать. Поэтому педагог с самого начала

должен обращаться не только к чувству, но и к разуму обучающихся, чтобы

учебный

процесс

был

не

только

интуитивным,

но

и

сознательным.

Познакомить, научить и закрепить навыки совместного музицирования.

Основная цель обучения музыке – научить пониманию содержания

исполняемых произведений и умению передать это содержание слушателям.

Главная роль педагога заключается в создании устойчивого фундамента для

дальнейшего роста. Этим фундаментом являются с одной стороны –

рациональная организация игровых навыков, а с другой – воспитание

грамотного

отношения

к

музыкальному

тексту.

Мера

усложненности

музыкально – теоретической информации, получаемую обучающимися в

коллективной игре должна варьироваться в соответствии с их профессионально

– интеллектуальными возможностями. Опыт крупнейших музыкантов –

педагогов доказывает, что необходимо постоянно и постепенно увеличивать

нагрузку на мышление обучающихся.

Определив характер и настроение пьесы, нужно сразу найти звуковую

окраску, пульс движения, элементарные нюансы, а также технические средства,

вытекающие из характера пьесы и помогающие ярче раскрыть ее образное

содержание.

Сложные тексты произведений необходимо делить по форме,

изучить с обучающимися каждую часть и цифры партитуры. Закрепить работой

над метро – ритмом, единством артикуляции, синхронностью звучания и

динамическим балансом. Это и будет создание условий для восприятия и

PAGE \* MERGEFORMAT3

осмысления результата работы над художественно – музыкальным образом,

качественного звучания, понимание и закрепление игровых приемов, конкретно

увязанных с музыкальной задачей в коллективном музицировании.

6.

Роль руководителя.

Работа руководителя коллектива – это непрерывный, творческий процесс.

Она обязывает каждый раз ставить перед собой новые задачи, много знать и

многое уметь, искать новые пути к художественному и техническому

совершенствованию исполнения. Кроме того, руководитель должен быть яркой

и интересной личностью.

Для успешной работы с ансамблем или оркестром руководителю

необходимо владеть способами настройки и разыгрыванием музыкантов, знать

закономерности репетиционного процесса. Занимаясь с коллективом, следует

уделять работе над звукоизвлечением, единообразием штрихов и артикуляцией,

а также звуковым балансом и фразировкой, согласованностью в звучании.

С первых занятий руководитель объясняет участникам коллектива, что

только

систематические

занятия

на

инструменте,

собранность

и

внимательность во время репетиций приводит к достижению общей цели.

Умелая постановка руководителем конкретных задач и ее выполнение

участниками ансамбля или оркестра делают осязаемым их творческий рост,

приносит радость преодоления трудностей.

На репетициях и выступлениях должна постоянно царить атмосфера

доброжелательности. Руководителю важно сочетать свою требовательность с

уважением к личности участников коллектива.

К каждому участнику творческого коллектива необходимо найти свой

подход, а для этого руководителю необходимо знать детскую психологию,

уметь наблюдать и конечно же, любить детей.

Дети всегда готовы подражать своим преподавателям, но для этого

необходимо завоевать их доверие и симпатию. Манера поведения, характер

преподавателя его внешний вид играет большую роль в воспитательной работе.

Руководитель всегда готов совершенствовать свое педагогическое мастерство,

развивать в себе организаторские способности, быть компетентным в своей

деятельности, кроме того, должен обучать логике художественного мышления,

способствовать развитию эмоций, чувств ребенка, раскрывая своеобразие

произведения,

помогая

понять

в

нем

взаимосвязь

поэтического

с

композиционными

особенностями

и

осознать,

как

воплощается

это

в

исполнении.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Руководитель коллектива всегда должен чувствовать ответственность не

только за развитие исполнительских навыков, но и за эстетическое развитие

участников коллектива. Главную роль в этом играет разучиваемый репертуар.

7.

Подбор репертуара.

Руководитель творческого коллектива при выборе репертуара должен

стремится к разнообразию произведений, учитывать количество и уровень

участников коллектива, соответствие технических трудностей произведений и

их возможности, соблюдать принцип «от простого к сложному» и, конечно

ориентироваться на предстоящие концерты и конкурсы.

От умелого подбора репертуара зависит рост мастерства коллектива,

перспективы его развития, все что зависит от поставленных задач.

Основными требованиями к подбору репертуара являются:

художественная и эстетическая ценность;

доступность для восприятия и исполнения.

Музыкальные

произведения

подбираются

с

учетом

технической

продвинутости обучающихся, приобретенных ими исполнительских навыков на

данном этапе обучения и воспитания. Важно также подбирать, прежде всего,

такие произведения, которые были бы доступны не только с точки зрения

фактурных и технических трудностей, но главным образом по содержанию.

Приобрести различные навыки на однотипном материале невозможно, в

учебную

(исполнительскую)

программу

включаются

разнохарактерные

произведения.

Для

формирования

предметных

умений

и

навыков,

произведения,

используемые в работе с детьми, должны отвечать следующим художественно

– педагогическим требованиям:

способствовать пробуждению и развитию гуманных чувств;

быть художественными;

эмоционально насыщенными;

содержательными и занимательными по сюжету;

мелодичными;

простыми по форме и доступными по содержанию.

Большое значение имеет выбор концертного репертуара, где особенно

важно жанровое, фактурное разнообразие, яркая образность - все это

способствует увлеченности, данной музыкой и самим процессом исполнения.

При подборе музыкальных произведений важно учитывать желания

обучающихся.

Решение

воспитательных

и

учебных

задач

значительно

облегчается, когда исполняемая пьеса вызывает интерес у детей.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Содержание музыкальных произведений должно отличаться яркостью

музыкальных образов, быть увлекательным, эмоционально захватывающим.

Большое

значение

при

подборе

репертуара

имеет

постепенность

его

усложнения, в соответствии с музыкальным и техническим развитием

участников коллектива.

8.

Заключение.

Путь приобщения детей к музыке универсален, через комплексное

развитие музыкальных способностей с применением коллективной формы

обучения игре на инструменте. С детства дать в руки ребенку, какой – либо

музыкальный инструмент – это значит воспитать грамотного человека,

активного слушателя музыки, умеющего наполнить свой досуг искусством.

Коллективная игра на музыкальных инструментах – мощное средство

воспитания и обучения детей музыкальному творчеству. Коллективное

музицирование

дисциплинирует,

развивает

чувство

ответственности,

активизирует

эмоциональное

восприятие

и

его

художественное

представление, включает в работу и тренирует психические механизмы,

отвечающие за тонкую нервную деятельность.

В ансамбле или оркестре всегда играется с большим желанием и

активным

игровым

тонусом.

Повышенное

воодушевленное

состояние,

вызываемое совместной игрой, обогащает юного музыканта, способствует

развитию его и как сольного исполнителя.

Коллективное музицирование является не только одной из важных форм

развития профессиональных навыков у исполнителей, но оно также формирует

характер, развивает мышление, память, воображение, творческую фантазию,

прививает детям трудолюбие.

Соприкосновение

с

шедеврами

музыки

в

коллективе,

воспитание

заинтересованности и развития эмоциональной сферы неизмеримо расширяет и

обогащает музыкальный кругозор обучающихся.

Не каждый ребенок может раскрыться как сольный исполнитель в

должной мере по причине недостатка игровых навыков, необходимых данных

или недостаточной работоспособности. Это не удовлетворяет обучающихся и

приводит к потере интереса. У некоторых детей бывает комплекс – боязнь

сцены.

Групповые

занятия

помогают

снять

этот

комплекс,

позволяют

приобрести чувство психологического комфорта, делают обучающихся разной

степени

музыкальной

подготовленности

и

технических

возможностей

равноправными исполнителями, независимо от уровня трудности партий. Дает

возможность выступления на самых ответственных мероприятиях и концертах,

стимулируя тем самым учебный процесс.

PAGE \* MERGEFORMAT3

Коллективное

музицирование

помогает

полнее

раскрыться

юному

музыканту, наилучшим образом выразить себя, развить яркие стороны своего

дарования и вместе с тем заимствовать наиболее эффективные приемы общения

с товарищами по коллективу.

Список литературы.

1. Александров А.Я. «Школа игры на трехструнной домре». – М.:

Музыка, 1975.

PAGE \* MERGEFORMAT3

2. Аркин И. «Воспитание оркестрового музыканта». – В сб. методические

записки по вопросам музыкального воспитания. – М., 1966.

3. Асафьев Б. «О музыкально-творческих навыках у детей. Избранные

статьи о музыкальном просвещении и образовании». – М., 1973.

4. Ауэр Л. «Моя школа игры на скрипке». – СПб.: Композитор Санкт –

Петербург, 2004. – 120 с.

5. Благодатов Г. История симфонического оркестра. Л.: Музыка, 1969. -

312 с.

6. Вертков К. Русские народные инструменты. Л.: Музыка, 1975. - 280 с.

7. Гинзбург Л.С. «О работе над музыкальным произведением». – 4-е изд.,

до. – М.: Музыка, 1981. 143 с., нот.

8. Илюхин А. Н.П. Фомин. В сб.: Н. Фомин. Сочинения и обработки для

оркестра русских народных инструментов, вып.1. - М.: Советский композитор,

1960, с.5-9

9. Имханицкий М.

О сущности

русских

народных

инструментов

и

закономерностях их эволюции. В сб.: Проблемы педагогики и исполнительства.

В сб. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вещ.95, с.6-40

10.

Коган Г.М. «У врат мастерства». Советский композитор 1961 г.

11.

Либерман М., Берлянчик М. «Культура звука скрипача: Пути

формирования и развития». – М.: Музыка, 1985. – 160 с., нот., ил.

12.

Мазель В.Х. «Скрипач и его руки. Правая рука». – СПб.:

Композитор Санкт – Петербург, 2006. – 120 с.

13.

Маталаев

Л.

«Основы

дирижерской

техники:

Методическое

пособие». – М.: Сов. Композитор, 1986. – 208 с.: ил., 1 л. ил.

14.

Нейгауз Г.Г. «Об искусстве фортепианной игры». – М.: Музыка,

1982 г.

15.

Очеретовская Н.Л. «Содержание и формы в музыке». – Л.:

Музыка,1985. – 112 с.

16.

Попонов В. Русская народная инструментальная музыка. -М.:

Знание, 1984. 1X2 с.

17.

Римский-Корсаков Н. Письмо Андрееву В.В. В кн.: H.A

.

18.

Тихомиров Г. Инструменты русского народного оркестра. -М.:

Музыка, 1962. III с.

PAGE \* MERGEFORMAT3



В раздел образования