Автор: Закирова Гульнара Гаптельфартовна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МАУ ДО КГО "КДМШ"
Населённый пункт: г.Кушва, Свердловской области
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: Развитие навыков координации на уроках фортепиано на начальном периоде обучения
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение преподавателя Закировой Гульнары
Гаптельфартовны
на тему “Развитие навыков координации на уроках фортепиано на
начальном периоде обучения” (13.03.2024г.).
Координация - (от лат. со - совместно и ordinatio - упорядочение)
взаимосвязь, согласование, приведение в соответствие.
(энциклопедический словарь)
Координация - способность контроля над независимостью движения,
звучания и фразировки составляющих элементов.
I.Значение координации в пианистическом развитии.
Одна из особенностей игры на фортепиано (в отличие от большинства
других инструментов) состоит в том, что исполнитель один, без помощи
сопровождения,
должен
охватить
все
элементы
музыкальной
ткани
и
согласовать их между собой таким образом, чтобы наиболее ясно и ярко
донести
до
слушателя
как
крупный
план,
так
и
мельчайшие
детали
художественно - музыкального замысла композитора. Можно сказать, что в
руках
пианиста
заключён
целый
оркестр,
в
котором
он
является
и
дирижёром, и исполнителем всех партий. Чтобы выполнить все эти задачи,
пианист должен обладать большим комплексом навыков, среди которых одно
из
главных
мест
занимает
высокоразвитая
способность
координации.
(теория)
Координация необходима пианисту главным образом для того, чтобы в
процессе исполнения сохранить независимость фактуры, и в то же время не
разрушить гармоничную связь отдельных линий, подчиняя их основному
направлению движения и развития музыки.
Говоря
о
координации,
мы
обычно
имеем
в
виду
согласование
движений пианиста, т. к. все пианистические задачи осуществляются через
двигательный процесс. Однако нельзя забывать о том, что игровые движения
зависят и даже определяются мысленно - звуковой картиной, сложившейся в
представлении исполнителя.
Выдающийся
пианист
И.
Гофман говорил:
«Если
мысленная
картина
ясна,
руки
выполнят
её
без
затруднений».
Следовательно,
чтобы
скоординировать игровые движения, надо мысленно создать звучащую
картину взаимодействия элементов музыки.
Отсюда ясно, что приобретение навыков координации движений тесно
увязано
с
развитием
мышления
(например,
ясного
представления
составляющих линий музыкальной ткани) и слуха (способности слышать
фактуру музыки в полном объёме). Не последнюю роль играет и развитие
техники,
в
частности
способность
пианистического
аппарата
к
гибкому
взаимодействию всех его звеньев.
Итак,
развитие
координации
(включающей
мышление,
слух,
игровые
движения)
является
одной
из
главных
проблем
в
обучении
игре
на
фортепиано.
II. Навыки координации на начальном периоде обучения.
Задачи,
связанные
с
координацией,
возникают
на
первых
порах
музыкального
развития.
Самые
первые
уроки
нацелены
на
выявление
и
развитие слуха, ритма, музыкального мышления.
На
начальном
этапе
обучения
я
с
учениками
занимаюсь
подбором
простейших мелодий, песенок (параллельно изучаем нотную грамоту). Затем
эти попевки транспонируем. Приобретаются элементарные пианистические
навыки.
Детям
интересно,
так
как
исполняя
знакомую
музыку,
ребенок
участвует
в
творческом
процессе.
Эти
песенки
мы
стараемся
записать
(играю
-
вижу).
На
первых
уроках
рисуем
лесенки,
далее
лесенки
представляем
только
мысленно,
просто
рисуем
нотки,
для
того,
чтобы
ребенок графически воспринимал мелодическую линию.
Этот
навык
помогает
в
дальнейшем,
когда
по
нотам
разбираем
произведения, учимся читать с листа. Здесь идет обратный процесс (вижу -
играю).
Чтобы
не
пропал
интерес
ребенка,
необходимо
с
первых шагов
добиваться, чтобы ученик воспринимал нотный текст группами по 2 - 3 -
4 ноты, в зависимости от того, как они укладываются в мотивы, такты
или слова. («Не летай соловей»)
При
таком
групповом
исполнении
достигается
целостность
исполнения, связный плавный процесс игровых движений, и речь может
идти о взаимодействии зрительной и игровой координации.
II
Сочетание «группового» представления и непрерывной читки в едином
процессе необходимо использовать и в дальнейшей работе, сначала
при разучивании одноголосных песенок двумя руками поочерёдно.
(«Ой ты, дивчина» укр. нар. песня)
Чтобы чередование рук было своевременным и плавным, надо уметь
распределять внимание между руками, не прерывая игрового процесса. При
этом
движения
пианиста
должны
быть
не
порывистыми
(в
последний
момент), а заранее подготовленными: каждая рука перед своим вступлением
как бы «берёт дыхание» соответственно характеру звуковой задачи и в то же
время
продолжает
общую
мелодию,
подчиняясь
объединяющему
«дыханию»
целой
фразы.
Для
успешного
выполнения
этих
задач,
надо
развивать у ученика способность предварительного осмысливания каждой
группы нот, т. е. представлять увиденное раньше, чем пальцы успеют это
сыграть
(как
мы
говорим
-
«думать
вперед»).
А
в
дальнейшем
и
предварительного слушания, т.е. умения «слышать» звук до того, как он
будет извлечён.
Л. Шитте Этюд №50 (a moll).
Работу
над
этим
этюдом
и
подобными
произведениями
можно
разделить на 2 этапа:
- (после предварительного ознакомления) сыграть этюд аккордами
поочерёдно каждой рукой;
- сыграть двумя руками одновременно (помогут навыки группового
разбора).
На этом этапе представление каждой следующей группы
формируется во время выдерживания аккордов.
Затем следующий этап: играть этюд восьмыми, как написано. Теперь
представление
групп
будет
складываться
в
процессе
непрерывного
мышления,
идущего
впереди
движений,
и
закладываются
основы
координации,
объединяющей
все
три
фактора
–
мышление,
слух
и
двигательно - игровой процесс.
III
Следующий
этап
в
развитии
координации
наступает
при
переходе
к
исполнению пьес двумя руками одновременно.
Здесь главные трудности возникают при соединении рук (например,
при добавлении к мелодии второго голоса или аккомпанемента). Именно на
этой
ступени
разучивания
часто
искажается
звучание
и
ритм
пьесы,
допускаются неточности аппликатуры, штрихов и даже нот.
Чтобы
избежать
этих
недостатков,
нужно
игру
двумя
руками
одновременно начинать с пьес, в которых сопровождение было бы легким и
удобно расположенным. Например, взятие очередного аккорда левой рукой
совпадает с движением мелодической линии в правой. "Я на горку шла"
р.н.п., Е. Гнесина Этюд (С dur).
В
этих
пьесах
легче
достигается
распределение
внимания
между
руками.
Этюд № 15 К. Черни – Гермер
Хорошо
разобрать
каждой
рукой
отдельно.
Добившись
цельного,
выразительного исполнения мелодии и свободной ориентировки в смене
аккордов сопровождения, можно приступить к игре обеими руками вместе.
И тут перед учеником встает очень важная задача - не допустить
искажения мелодической линии при добавлении к ней аккордов.
Начиная
соединять
руки,
партию
левой
руки
играть
тихо,
без
погружения в клавиатуру, переставляя пальцы на очередные клавиши, чтобы
взятие аккордов не мешало плавному и связному движению мелодии.
Если внимание не успевает подготовить своевременную смену аккорда
в левой руке, можно несколько замедлить мелодию, или даже остановиться
перед
сменой
аккорда,
но
ни
в
коем
случае
не
прерывать
связного
исполнения. Не снимать руки с клавиш и не повторять по несколько раз уже
сыгранные звуки.
IV
Значительное место следует отвести пьесам, фактура которых помогает
направить внимание на горизонтальные линии движения сопровождающих
элементов.
"Перепёлочка" бел. нар. песня
Надо добиваться, чтобы ученик представлял партию сопровождения не
в виде чередования отдельных
нот или аккордов, а как связную линию
движения музыкальной ткани.
V
Работа над независимостью элементов фактуры.
Немалое значение имеют навыки координации при согласовании
различных штрихов (особенно несовпадающих)
Любарский «Курочка»
Главная цель таких произведений - сохранить яркую выразительность
каждого
элемента
и
добился
в
обеих
руках
независимости
штрихов,
фразировки и игровых движений.
VI
При работе над координацией немалая роль принадлежит естественной
удобной аппликатуре, с помощью которой легче увязать голоса в
цельные линии.
Арман «Пьеса»
В
репертуаре
наших
учеников
большое
место
должны
занять
произведения с ясными и четкими очертаниями фактуры. Это, прежде всего,
пьесы
полифонического
склада,
произведения
классиков,
где
легче
формируется представление о взаимодействующих линиях, а, следовательно,
успешнее осуществляется их координация в процессе исполнения.
VII
Вместе с тем, большим подспорьем в приобретении навыков координации
служат
вспомогательные
упражнения,
например,
гамма
ми
минор
фригийский.
Другим вспомогательным материалом может служить исполнение знакомых
песенок в соответствующей обработке, где выписывается только фактура
сопровождения, а мелодию ученик должен играть на память.
Аранжировка знакомых мелодий может быть очень разнообразной.
Можно предварительно разобрать ноты в левой руке. Сопровождение может
быть самым различным. Бас может быть: 1) одноголосный, 2) аккордовый.
Можно сначала сопровождение играть двумя руками, мелодию петь. Такая
работа активизирует слух, заставляет осмыслить взаимодействие элементов
музыки,
развивает
концентрацию
внимания
и
способствует
координации
движения.
Вывод:
Приобретение навыков координации
связано с решением довольно
широкого
круга
задач:
активизации
слуха,
развития
горизонтального
мышления и организации игровых движений.
Подлинное
владение
координацией
заключается
в
способности
использовать полученные навыки и является одним из важнейших средств
художественно
–
музыкальной
выразительности
при
исполнении
произведений фортепианной литературы.
Используемая литература:
Г. Нейгауз «Об искусстве фортепианной игры» изд. 5/ ред. Д.В.
Житомирский. – М. «Музыка», 1987 – 238 с.
Е.М. Тимакин «Воспитание пианиста» изд.2/ ред. А.Вустин. – М.
«Советский композитор».1989 – 143 с.
Е.М. Тимакин «Навыки координации в развитии пианиста»: Учебное
пособие/ ред. А. Вустин. – М. «Советский композитор», 1987 – 118 с.
Б.Е. Милич «Воспитание ученика – пианиста»: Учебное пособие / ред. В.
Григоренко. – М. «Кифара», 2002 – 117 с.