Автор: Овешникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Г. МУРМАНСКА № 130
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием нетрадиционных приемов работы"
Раздел: дошкольное образование
Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста
средствами артикуляционной гимнастики с использованием
нетрадиционных приемов работы
Верное произношение звуков зависит от подвижности органов
артикуляционного
аппарата
и
их
слаженной
работы.
С
младенчества
малыш
начинает
овладевать
двигательными
навыками, в том числе, мимикой и артикуляцией. Его речь
формируется в процессе общения с близкими взрослыми, и любая
погрешность может отразиться на дальнейшем поведении, развитии
и здоровье в целом.
Артикуляционная гимнастика – это комплекс занятий, который
проводит с ребенком специалист логопедии для активного развития
органов речи, а приобретение органами подвижности, гибкости и
скоординированности движений – залог богатого словарного запаса
и корректного произношения.
Основными
задачами
артикуляционной
гимнастики
является
укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого
логопед работает с:
1.
языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность,
растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в
широком и узком положениях, в форме чашечки);
2.
губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость,
научить удерживать в конкретной позиции);
3.
щеками
(задача
–
упрочнить
мускулатуру,
развить
координацию движений);
4.
нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и
опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого
нёба);
5.
нижней
челюстью
(задача
–
развить
гибкость
и
маневренность).
Артикуляционные занятия сильно влияют на успешное развитие
ребенка, а освоенная правильная речь – это основной показатель
готовности к обучению в школе.
Дети, который выполняет артикуляционную гимнастику:
готов к первому классу;
активно стремится познавать мир;
разговаривает ярко и выразительно;
имеет богатый словарный запас (в соответствии со своим
возрастом);
охотно общается со сверстниками и взрослыми;
рано начинает осваивать навыки чтения и письма.
Помимо этого, регулярные занятия способствуют:
развитию мелкой моторики;
улучшению кровоснабжения органов артикуляции;
подвижности органов артикуляции;
укреплению мышечной системы;
уменьшению напряженности органов речи;
прекращению заикания.
Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью
человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет
способствовать не только грамотной и красивой речи, но и
развитию
других
психических
функций:
памяти,
внимания,
мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный
ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим
здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной,
высокими познавательными функциями, хорошим настроением,
уверенностью в себе.
Артикуляционная гимнастика классифицируются на:
1.
пассивную (когда специалист или родитель на начальном
этапе выполняют упражнения за ребенка);
2.
активную (когда ребенок способен самостоятельно выполнять
задания вслед за взрослым).
По содержанию упражнения бывают:
1.
беззвучными;
2.
с участием голоса;
3.
статическими (для формирования артикуляционного уклада);
4.
динамическими (для формирования точных артикулярных
позиций);
5.
вырабатывающими верную позу;
6.
вырабатывающими верное выполнение движений.
В
зависимости
от
возраста
и
развития
ребенка,
занятия
артикуляционной гимнастикой могут различаться по целям:
1.
для профилактики речевых нарушений;
2.
коррекционные/реабилитационные упражнения;
3.
занятия для постановки диагноза.
Выбирает упражнения специалист, исходя из того, чему конкретно
нужно научить ребенка.
К
сожалению,
ежедневные
занятия гимнастикой снижают
интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению
эффективности
от
выполнения артикуляционных
упражнений.
Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения
проблем
в
звукопроизношении
не
имеют
эффективной
коррекционной направленности. Для улучшения результата работы
над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод
– «нетрадиционная артикуляционная гимнастика»
Такая гимнастика помогает
длительно
удерживать
интерес
ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к
занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой
детей и педагога.
Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной
гимнастики, на основе использования нестандартных приемов
Задачи:
1.
Обосновать необходимость использования данного метода в
коррекционной работе;
2.
Проследить эффективность применения данного метода в
коррекционном процессе.
3.
Повысить профессиональный уровень.
4.
Создать условия для проведения коррекционных занятий,
5.
Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой
моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное
внимание.
6.
Привлечь родителей к работе по применению данного метода.
7.
Проанализировать результативность работы.
Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики
носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у
детей.
Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:
«Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку,
сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться
«забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая
сопротивление мышц губ, языка.
Артикуляционная гимнастика с соломкой
«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите
поднять его боковые края.
«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и
носом, губы вытянуты в хоботок.
«Лопатка»,
«Ложка
на
тарелке». Кладем
палочку
на
широкий
распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.
«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой,
языком и нижней губой. Язык не касается зубов.
Артикуляционная гимнастика с сушкой
«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и
удерживай её 5-10 секунд.
«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.
«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим
удержать под счет (до 5 – 10).
«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие
круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что
он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки»
с одной тарелки на другую.
Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.
«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем
ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко
открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб
она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».
Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.
«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную
виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую
карамельку и т.д.
«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом
«Змейка». Чупа-чупс
помещаем
над
верхней
губой
ребенка,
просим
выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).
«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.
«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку,
сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать
леденец только языком.
«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-
чупсом язык «грибок» к небу.
«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной
щеки, затем возле другой.
«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент
создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.
Артикуляционная гимнастика с вареньем.
«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт,
который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).
«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх
направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает
варенье по часовой стрелке.
«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его
кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.
«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать
варенье кончиком языка.
Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.
«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на
фигурном печенье.
«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма,
гороха, кукурузы и т.д.
«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку,
удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.
«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его
быстро покусать зубами, а затем губами.
«Зубная
фея». Чистим
зубной
щёткой
зубы,
массируем
язык,
щёки». «Жевательная
резинка». Даём
ребёнку,
если
это
не
противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и
просим
его
пожевать. «Жевательная
конфета». Ребёнок
разжёвывает
жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем
кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается
произвольный подъём языка вверх.
«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».
Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно
из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.
Упражнения с крупной бусинкой
Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через
сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.
1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук
веревке языком вправо-влево.
2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка
падает произвольно).
3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.
4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".
5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.
6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и
покатать бусинку от щеки к щеке.
7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.
Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку
с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна
быть строго индивидуальной.
Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не
только осуществлению серий движений, но и формированию навыка
переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.
Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома
детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят детские
песни из мультфильмов. Музыка способствует изменению эмоционального
состояния человека. Весёлая песня повышает активность и увеличивает
амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими и
пластичными.
Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного
аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и
увлекал детей, применяется Биоэнергопластика – это соединение движений
артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения
артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении
находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в
себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия
— сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика —
плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью,
энергетической
наполненностью,
эмоциональной
выразительностью.
Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на
индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения
для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных
органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без
использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с
биоэнергопластикой.
Комплекс упражнений биоэнергопластики.
«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.
Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с
улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.
«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.
«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.
«Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.
Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный
палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка»
убирается - указательный палец убирается в кулак.
«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под
счет кисть руки поворачивается вправо – влево.
«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного
пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется
движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается
вправо –влево
«Качели»-движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами,
тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается –
«качели» вверх.
Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в
кулаке.
«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и
опускание пальцев.
«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые
края
прижаты
к
коренным
зубам,
уздечка
натянута.
Надавливания
подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.
«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка
прижаты к верхней губе.
Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх
«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.
Постукивание ладошкой по столу.