Напоминание

"Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием нетрадиционных приемов работы"


Автор: Овешникова Ирина Сергеевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ Г. МУРМАНСКА № 130
Населённый пункт: Мурманск
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста средствами артикуляционной гимнастики с использованием нетрадиционных приемов работы"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Развитие речевой моторики у детей дошкольного возраста

средствами артикуляционной гимнастики с использованием

нетрадиционных приемов работы

Верное произношение звуков зависит от подвижности органов

артикуляционного

аппарата

и

их

слаженной

работы.

С

младенчества

малыш

начинает

овладевать

двигательными

навыками, в том числе, мимикой и артикуляцией. Его речь

формируется в процессе общения с близкими взрослыми, и любая

погрешность может отразиться на дальнейшем поведении, развитии

и здоровье в целом.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс занятий, который

проводит с ребенком специалист логопедии для активного развития

органов речи, а приобретение органами подвижности, гибкости и

скоординированности движений – залог богатого словарного запаса

и корректного произношения.

Основными

задачами

артикуляционной

гимнастики

является

укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого

логопед работает с:

1.

языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность,

растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в

широком и узком положениях, в форме чашечки);

2.

губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость,

научить удерживать в конкретной позиции);

3.

щеками

(задача

упрочнить

мускулатуру,

развить

координацию движений);

4.

нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и

опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого

нёба);

5.

нижней

челюстью

(задача

развить

гибкость

и

маневренность).

Артикуляционные занятия сильно влияют на успешное развитие

ребенка, а освоенная правильная речь – это основной показатель

готовности к обучению в школе.

Дети, который выполняет артикуляционную гимнастику:

готов к первому классу;

активно стремится познавать мир;

разговаривает ярко и выразительно;

имеет богатый словарный запас (в соответствии со своим

возрастом);

охотно общается со сверстниками и взрослыми;

рано начинает осваивать навыки чтения и письма.

Помимо этого, регулярные занятия способствуют:

развитию мелкой моторики;

улучшению кровоснабжения органов артикуляции;

подвижности органов артикуляции;

укреплению мышечной системы;

уменьшению напряженности органов речи;

прекращению заикания.

Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью

человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет

способствовать не только грамотной и красивой речи, но и

развитию

других

психических

функций:

памяти,

внимания,

мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный

ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим

здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной,

высокими познавательными функциями, хорошим настроением,

уверенностью в себе.

Артикуляционная гимнастика классифицируются на:

1.

пассивную (когда специалист или родитель на начальном

этапе выполняют упражнения за ребенка);

2.

активную (когда ребенок способен самостоятельно выполнять

задания вслед за взрослым).

По содержанию упражнения бывают:

1.

беззвучными;

2.

с участием голоса;

3.

статическими (для формирования артикуляционного уклада);

4.

динамическими (для формирования точных артикулярных

позиций);

5.

вырабатывающими верную позу;

6.

вырабатывающими верное выполнение движений.

В

зависимости

от

возраста

и

развития

ребенка,

занятия

артикуляционной гимнастикой могут различаться по целям:

1.

для профилактики речевых нарушений;

2.

коррекционные/реабилитационные упражнения;

3.

занятия для постановки диагноза.

Выбирает упражнения специалист, исходя из того, чему конкретно

нужно научить ребенка.

К

сожалению,

ежедневные

занятия гимнастикой снижают

интерес детей к этому процессу, что приводит к уменьшению

эффективности

от

выполнения артикуляционных

упражнений.

Отсюда вытекает проблема: традиционные методы устранения

проблем

в

звукопроизношении

не

имеют

эффективной

коррекционной направленности. Для улучшения результата работы

над артикуляцией я решила использовать нестандартный метод

«нетрадиционная артикуляционная гимнастика»

Такая гимнастика помогает

длительно

удерживать

интерес

ребёнка, помогает повысить мотивационную готовность детей к

занятию, поддерживает положительный эмоциональный настрой

детей и педагога.

Цель: повысить интерес детей к выполнению артикуляционной

гимнастики, на основе использования нестандартных приемов

Задачи:

1.

Обосновать необходимость использования данного метода в

коррекционной работе;

2.

Проследить эффективность применения данного метода в

коррекционном процессе.

3.

Повысить профессиональный уровень.

4.

Создать условия для проведения коррекционных занятий,

5.

Развивать координацию артикуляционного аппарата и мелкой

моторики пальцев рук; активизировать память, произвольное

внимание.

6.

Привлечь родителей к работе по применению данного метода.

7.

Проанализировать результативность работы.

Нетрадиционные формы проведения артикуляционной гимнастики

носят игровой характер и вызывают положительные эмоции у

детей.

Комплекс нетрадиционных упражнений артикуляционной гимнастики:

«Держи крепче». Удерживать ватную палочку (соломку, макаронину, ложку,

сушку) на языке, языком на губе, между губой и носом. И наоборот, пытаться

«забрать» у ребенка удерживаемые языком и губами предметы, преодолевая

сопротивление мышц губ, языка.

Артикуляционная гимнастика с соломкой

«Трубочка». Положить палочку на середину языка ребенка и попросите

поднять его боковые края.

«Хоботок». Ребенку предлагается удержать соломинку между губами и

носом, губы вытянуты в хоботок.

«Лопатка»,

«Ложка

на

тарелке». Кладем

палочку

на

широкий

распластанный язык ребенку и предлагаем удержать ее.

«Качели». Удержать соломинку, зажатую между языком и верхней губой,

языком и нижней губой. Язык не касается зубов.

Артикуляционная гимнастика с сушкой

«Улыбочка». Предлагается ребенку сжать сушку губами (губы в улыбке) и

удерживай её 5-10 секунд.

«Заборчик». Сжать сушку зубами и удерживай её 5-10 секунд.

«Иголочка». Подвешиваем сушку на высунутый язык ребенка и просим

удержать под счет (до 5 – 10).

«Бусинки». Кладём на тарелку крупные крошки печенья или маленькие

круглые конфетки. Просим ребёнка губами собрать их, представив себе, что

он собирает рассыпанные бусинки. Или просим губами перенести «бусинки»

с одной тарелки на другую.

Артикуляционная гимнастика с воздушным рисом.

«Рыбалка». Посыпаем липкую тарелку воздушным рисом. Предлагаем

ребёнку поймать рыбку, язык – это удочка, а рис – это рыбки. Нужно широко

открыть рот, высовывать язык иголочкой и дотронуться до крошки так, чтоб

она прилипла к кончику языка. Выполнять нужно быстро и чётко.

«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».

Положить в чашечку воздушный рис, удерживать по 5 – 8 сек.

«Сладкий футбол». Перекатить во рту от одной щеки к другой крупную

виноградинку, грецкий орех, сухарик, кусочек сахара, крупную круглую

карамельку и т.д.

«Сладкая зарядка». Артикуляционная гимнастика с чупа-чупсом

«Змейка». Чупа-чупс

помещаем

над

верхней

губой

ребенка,

просим

выполнить движения языком по конфете вперед-назад (7-10 движений).

«Хоботок». Сжимать чупа-чупс губами и удержать 5-10 секунд.

«Чашечка». Просим ребенка приоткрыть рот, губы развести в улыбку,

сделайте чашечку, положите в чашечку чупа-чупс и попробуйте удержать

леденец только языком.

«Грибок». Просим ребенка поднять широкий язык к небу, прижать чупа-

чупсом язык «грибок» к небу.

«Часики». Просим ребенка кончиком языка достать чупа-чупс, возле одной

щеки, затем возле другой.

«Заведи мотор». Ребенок выполняет упражнение «Дятел», а в этот момент

создается вибрацию кончика языка при помощи чупа-чупса.

Артикуляционная гимнастика с вареньем.

«Вкусное варенье». Облизывать варенье, мед, сгущенку (или другой продукт,

который не противопоказан ребёнку) с губ (с верхней губы, по кругу).

«Стрелочки». Взрослый намазывает ребёнку губы вареньем в четырёх

направлениях (вверх, вниз, правый, левый угол рта). Ребёнок слизывает

варенье по часовой стрелке.

«Маляр». Наносим ребенку варенье на верхнее небо, просим слизать его

кончиком языка, движениями к горлышку и обратно.

«Киска». Смазываем поверхность тарелки вареньем, просим ребёнка слизать

варенье кончиком языка.

Облизывать варенье, сгущенку с блюдца, с печенья, с сухаря и т.д.

«Красивое печенье». Посчитать напряженным кончиком языка ребрышки на

фигурном печенье.

«Кто дальше?», «Попади в блюдце». Сплевывание с кончика языка изюма,

гороха, кукурузы и т.д.

«Тьфу». На тарелке лежат крошки. Ребёнок губами берёт с тарелки крошку,

удерживает её между губ и сплёвывает обратно – тьфу.

«Кусачки». Ребёнку даём мягкий кусок хлеба или печенье и просим его

быстро покусать зубами, а затем губами.

«Зубная

фея». Чистим

зубной

щёткой

зубы,

массируем

язык,

щёки». «Жевательная

резинка». Даём

ребёнку,

если

это

не

противопоказано, мягкую жевательную резинку в виде большого кома и

просим

его

пожевать. «Жевательная

конфета». Ребёнок

разжёвывает

жевательную конфету, приклеивает её языком к твёрдому нёбу, а затем

кончиком языка пытается её отодрать. Таким образом, отрабатывается

произвольный подъём языка вверх.

«Чашечка». Просим ребёнка высунуть широкий язык и сделать «чашечку».

Положить в чашечку витаминку, конфетку, удерживать по 5 – 8 сек. Можно

из пипетки капать в «чашечку» воду, а затем проглатывать её.

Упражнения с крупной бусинкой

Диаметр бусинки 2-3 см, длина веревки 60 см, веревка продета через

сквозное отверстие в бусинке и завязана на узел.

1. Двигать бусинку по горизонтально натянутой на пальцах обеих рук

веревке языком вправо-влево.

2. Двигать бусинку по вертикально натянутой веревочке вверх (вниз бусинка

падает произвольно).

3. Толкать языком бусинку вверх-вниз, веревка натянута горизонтально.

4. Язык - "чашечка", цель: поймать бусинку в "чашечку".

5. Ловить бусинку губами, с силой выталкивать, "выплевывая" ее.

6. Поймать бусинку губами. Сомкнуть, насколько это можно, губы и

покатать бусинку от щеки к щеке.

7. Рассказывать скороговорки с бусинкой во рту, держа руками веревочку.

Примечание. Во время работы взрослый удерживает веревку в руке. Бусинку

с веревочкой после каждого занятия тщательно промывать. Бусинка должна

быть строго индивидуальной.

Выполнение артикуляционных комплексов под музыку способствует не

только осуществлению серий движений, но и формированию навыка

переключения с одного движения на другое в разных темпах и ритмах.

Музыка, подобранная к артикуляционным комплексам, должна быть знакома

детям, иметь простую ритмическую структуру. Хорошо подходят детские

песни из мультфильмов. Музыка способствует изменению эмоционального

состояния человека. Весёлая песня повышает активность и увеличивает

амплитуду движений, грустная – делает движения плавными, мягкими и

пластичными.

Для достижения лучших результатов при подготовке артикуляционного

аппарата к постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и

увлекал детей, применяется Биоэнергопластика – это соединение движений

артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. В момент выполнения

артикуляционного упражнения рука показывает, где и в каком положении

находится язык, нижняя челюсть или губы. «Биоэнергопластика» включает в

себя три базовых понятия: био — человек как биологический объект: энергия

— сила, необходимая для выполнения определенных действий; пластика —

плавные движения тела, рук, которые характеризуется непрерывностью,

энергетической

наполненностью,

эмоциональной

выразительностью.

Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой используется только на

индивидуальных занятиях, так как требует максимального сосредоточения

для освоения точных и синхронных движений рук и артикуляционных

органов. Вначале с ребенком разучивают артикуляционные упражнения без

использования движений рук, затем постепенно подключают упражнения с

биоэнергопластикой.

Комплекс упражнений биоэнергопластики.

«Улыбка» - пальчики расставлены в стороны, как лучики солнышка.

Под счет 1 –пальчики расправляются и удерживаются одновременно с

улыбкой 5 сек., на счет 2 –ладонь сворачивается в кулак. И т.д.

«Хоботок» - ладонь собрана в щепоть, большой палец прижат к среднему.

«Блинчик» - широкий мягкий расслабленный язык лежит на нижней губе.

В момент показывания «Блинчика» положить кисти рук на столе.

«Иголочка»- узкий напряженный язык высунут вперед.

Все пальцы, кроме указательного пальца, собраны в кулак. Указательный

палец выставляется вперед в момент высовывания «иголочки». «Иголочка»

убирается - указательный палец убирается в кулак.

«Футбол» - ладонь сжата в кулак, указательный палец выдвинут вперед, под

счет кисть руки поворачивается вправо – влево.

«Часики»- движения языком вправо-влево. Все пальцы, кроме указательного

пальца, собраны в кулак. Указательный палец выставлен вверх. Имитируется

движения маятника часов – кисть руки с выставленным пальцем качается

вправо –влево

«Качели»-движения языком вверх-вниз. Ладонь с сомкнутыми пальцами,

тыльной стороной смотрят вниз – "качели" вниз; ладонь поднимается –

«качели» вверх.

Круговые движения языком. Круговые движения кистью руки, пальцы в

кулаке.

«Лошадки» - щелканье языком. Кисть руки на столе. Приподнимание и

опускание пальцев.

«Грибок» - широкий плоский язык присасывается к твердому небу, боковые

края

прижаты

к

коренным

зубам,

уздечка

натянута.

Надавливания

подушечками пальцев на поверхность стола в момент натягивания уздечки.

«Чашечка»-широкий язык в форме "чашечки" поднят кверху, края языка

прижаты к верхней губе.

Ладонь руки в форме "чашечки". "Чашечка" смотрит вверх

«Накажем непослушный язык» - покусывать широкий кончик языка.

Постукивание ладошкой по столу.



В раздел образования