Напоминание

Воспитательная роль отца и матери, в вопросах наказания и поощрения


Автор: Шадрина Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: село Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Консультация
Тема: Воспитательная роль отца и матери, в вопросах наказания и поощрения
Раздел: дошкольное образование





Назад




«Воспитательная роль отца и матери, в вопросах наказания и поощрения»

Самой

природой

отцу

и

матери

отведены

роли

естественных

воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены

равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные

традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании

детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец

осуществляет

«общее

руководство»,

обеспечивает

семью

материально,

охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется

идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества

мужчины и женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая

привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца.

Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не

возможен без наказаний и поощрений. Поощрение и наказание один из самых

древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный

процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования

определенных качеств человека.

Наказание или поощрение, является ли лучшим видом воспитания?

В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются

наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой

древности.

В.А.Сухомлинский

выступал

как

решительный

противник

наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и

лаской, организовав их жизнь в семье. А.С. Макаренко придерживался той

точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни

приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо,

без раздражения, но безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно

является таким, же естественным методом, как любой другой метод

воспитания.

Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания. Следует

иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть

причиной проступка (например, недостаточная координация движений,

эмоциональность,

несбалансированность

процессов

возбуждения

и

торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому

иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим

поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и

утешении со стороны взрослых, чем в наказании.

Как же правильно наказать ребёнка за проступок?

Чтобы наказание подействовало, ребенок должен пережить чувство вины. Ему

надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с

родителями. Без этого чувства бессмысленное терзание, либо напрасная трата

энергии. Часто необдуманное их применение приносит только вред. Родители

считают «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь

погрозишь ремешком – зато он боится и слушается». Таким родителям

следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует

на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью.

Наказанием может быть лишение ребёнка любимой игрушки или всех

игрушек; игры – вообще лишение ребенка какого-то удовольствия. Можно

посадить малыша на стул, старшему дошкольнику сказать при этом: «Сиди и

думай, как ты себя вел, потом мне скажешь».

А как обстоит дело с поощрением?

Поощрение, само по себе очень важно для дошкольника, так как помогает

утвердиться

в

правильности

своего

действия,

поступка.

Поощрение,

высказанное воспитателем, мамой или папой, старшим братом, очень часто

создает у ребёнка желание слушаться. И это понятно, ведь малыш привык

прислушиваться к авторитетному для него мнению взрослых людей. Однако и

дети должны знать цену похвалы.

Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это

значит, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели.

Советы

для

родителей,

которые

считают,

что

следует

только

поощрять, а наказывать не надо совсем:

1-Поощрение должно быть справедливым.

2-Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также

друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.

3-Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка;

4-Нельзя

злоупотреблять

поощрением,

любое

воздействие

требует

определённой меры, которую не следует превышать;

5-Ребѐнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.

Советы для тех родителей, которые считают, что следует только

наказывать:

1-Наказание должно опираться на общественное мнение.

2-Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так

как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.

3-Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину

поступка,

особенности

его

совершения,

поступки,

предшествующие

совершению поступка.

4-Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:

- объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть

при этом предельно кратким;

- проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания

вдвоём по теме "Что я сегодня сделал не так".

- хвалите других детей, но к месту;

Итак, овладение искусством применения

поощрений

и

наказаний

требует

и

от

педагогов, и от родителей немалых усилий.

Нужно

сказать,

что

эти

методы

не

универсальны,

добиться

положительного

результата в воспитании ребёнка, используя

только

методы

поощрения

и

наказания

невозможно.

Результат

воспитания

будет

зависеть

от

умелого

использования

и

сочетания

всех

существующих

методов,

средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа,

спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и

сам

ребёнок

себя

может

изменить.

Самонаблюдения,

самооценка,

самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые



В раздел образования