Автор: Шадрина Надежда Ивановна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад "Тополёк"
Населённый пункт: село Мильково, Камчатский край
Наименование материала: Консультация
Тема: Воспитательная роль отца и матери, в вопросах наказания и поощрения
Раздел: дошкольное образование
«Воспитательная роль отца и матери, в вопросах наказания и поощрения»
Самой
природой
отцу
и
матери
отведены
роли
естественных
воспитателей своих детей. Согласно законодательству, отец и мать наделены
равными правами и обязанностями в отношении детей. Но культурные
традиции несколько по-иному распределяют роли отца и матери в воспитании
детей. Мать ухаживает за ребенком, кормит и воспитывает его, отец
осуществляет
«общее
руководство»,
обеспечивает
семью
материально,
охраняет от врагов. Для многих такое распределение ролей представляется
идеалом семейных отношений, в основе которых лежат природные качества
мужчины и женщины - чуткость, нежность, мягкость матери, ее особая
привязанность к ребенку, физическая сила и энергия отца.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не
возможен без наказаний и поощрений. Поощрение и наказание один из самых
древних методов воспитания детей. Ведь воспитание - целенаправленный
процесс воздействия одного человека на другого с целью формирования
определенных качеств человека.
Наказание или поощрение, является ли лучшим видом воспитания?
В семье наиболее распространенными мерами воздействия на детей являются
наказание и поощрение – метод кнута и пряника, возникший в глубокой
древности.
В.А.Сухомлинский
выступал
как
решительный
противник
наказания. Он считал, что маленьких детей надо воспитывать только добром и
лаской, организовав их жизнь в семье. А.С. Макаренко придерживался той
точки зрения, что без наказания можно обойтись, если с первых лет жизни
приучать ребенка к режиму, выполнению требований, делать это терпеливо,
без раздражения, но безнаказанность вредна: там, где наказание нужно, оно
является таким, же естественным методом, как любой другой метод
воспитания.
Однако далеко не всякий детский поступок требует наказания. Следует
иметь в виду возрастные особенности маленьких детей, которые могут быть
причиной проступка (например, недостаточная координация движений,
эмоциональность,
несбалансированность
процессов
возбуждения
и
торможения, подражательность, любознательность и многое другое). Поэтому
иногда достаточно ограничиться репликой, замечанием. Часто ребенок своим
поступком сам наказывает себя, поэтому больше нуждается в сочувствии и
утешении со стороны взрослых, чем в наказании.
Как же правильно наказать ребёнка за проступок?
Чтобы наказание подействовало, ребенок должен пережить чувство вины. Ему
надо осознать, что он неким образом нарушил хорошие взаимоотношения с
родителями. Без этого чувства бессмысленное терзание, либо напрасная трата
энергии. Часто необдуманное их применение приносит только вред. Родители
считают «Безобидной» мерой: «Ведь только отшлепаешь его, а иногда лишь
погрозишь ремешком – зато он боится и слушается». Таким родителям
следует напомнить, что любое физическое наказание отрицательно действует
на нервную систему ребенка, а значит, вредит и его здоровью.
Наказанием может быть лишение ребёнка любимой игрушки или всех
игрушек; игры – вообще лишение ребенка какого-то удовольствия. Можно
посадить малыша на стул, старшему дошкольнику сказать при этом: «Сиди и
думай, как ты себя вел, потом мне скажешь».
А как обстоит дело с поощрением?
Поощрение, само по себе очень важно для дошкольника, так как помогает
утвердиться
в
правильности
своего
действия,
поступка.
Поощрение,
высказанное воспитателем, мамой или папой, старшим братом, очень часто
создает у ребёнка желание слушаться. И это понятно, ведь малыш привык
прислушиваться к авторитетному для него мнению взрослых людей. Однако и
дети должны знать цену похвалы.
Поощрение и наказание – основные воспитательные средства. Это
значит, что с их помощью мы достигаем определенной воспитательной цели.
Советы
для
родителей,
которые
считают,
что
следует
только
поощрять, а наказывать не надо совсем:
1-Поощрение должно быть справедливым.
2-Поощрение должно быть поддержано всеми членами семьи, а также
друзьями ребёнка, в противном случае награда обесценивается.
3-Поощрять нужно даже первые, самые скромные поступки ребёнка;
4-Нельзя
злоупотреблять
поощрением,
любое
воздействие
требует
определённой меры, которую не следует превышать;
5-Ребѐнок должен ценить сам факт поощрения, а не награду.
Советы для тех родителей, которые считают, что следует только
наказывать:
1-Наказание должно опираться на общественное мнение.
2-Не следует ни упрекать наказанием, ни напоминать о нем в дальнейшем, так
как это вызывает озлобление, и ребёнок стремиться к самозащите.
3-Наказание должно быть индивидуальным, нужно разобрать причину
поступка,
особенности
его
совершения,
поступки,
предшествующие
совершению поступка.
4-Наказание может быть заменено другими мерами воздействия:
- объяснением, нужно объяснить, почему его поведение неправильно, но быть
при этом предельно кратким;
- проводите вечером, но не перед сном, секретные эпизодические совещания
вдвоём по теме "Что я сегодня сделал не так".
- хвалите других детей, но к месту;
Итак, овладение искусством применения
поощрений
и
наказаний
требует
и
от
педагогов, и от родителей немалых усилий.
Нужно
сказать,
что
эти
методы
не
универсальны,
добиться
положительного
результата в воспитании ребёнка, используя
только
методы
поощрения
и
наказания
невозможно.
Результат
воспитания
будет
зависеть
от
умелого
использования
и
сочетания
всех
существующих
методов,
средств и приёмов воспитания. Ведь воспитывает всё вокруг: рассказ, беседа,
спор, личный пример, упражнения, поручения, требования, соревнования, да и
сам
ребёнок
себя
может
изменить.
Самонаблюдения,
самооценка,
самоконтроль иногда воспитывают лучше, чем взрослые