Автор: Гарагуль Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: пгт. Коммунистический
Наименование материала: НОД
Тема: "Помоги Незнайки собраться в школу
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Дюймовочка»
(Филиал)
НОД по образовательной области «Речевое
развитие», раздел: «Развитие связной речи,
навыков речевого общения и обучение грамоте»
по теме: «Собери Незнайку в школу»
с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи,
Учитель – логопед: Гарагуль Е.А.
2025 год
Пояснительная записка
Мир, окружающий детей, познается в своем многообразии и единстве. В ходе
непосредственно
образовательной
деятельности
развивается
потенциал
самих
воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности,
осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, развитию логики,
мышления, коммуникативных способностей.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии
с дидактическими и общепедагогическими принципами:
- Принцип непрерывности (коррекционно – развивающее занятие построено на основе
предыдущих совместных действий педагога и детей;
- Принцип активности (поддерживать мотивацию и интерес);
- Принцип доступности (соответствием возрастным особенностям).
Данное
коррекционно
–
развивающее
занятие
направлено
на
решение
цели:
Способствовать формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи,
умений
проведения анализа звуко – слогового, словесного состава слова и предложений,
грамматических форм языка, посредствам игровой деятельности.
Конспект коррекционно – развивающего занятия составлен в соответствии
согласно реализуемой адаптированной основной образовательной программой для детей
с тяжелыми нарушениями речи, которая разработана на основе образовательной
программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой, а также входит в приложение основной
образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019
учебный год Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения
«Детский сад «Дюймовочка».
Исходя из интересов детей, их индивидуальных психологических особенностей,
возможностей НОД была направлена на решение следующей цели и задач:
Цель: Формирование у детей с тяжелым нарушением речи грамматических категорий
языка и навыков проведения анализа звуко – слогового, словесного состава, слов и
предложений
Коррекционно
- образовательные:
Знакомство с согласным звуком С, СЬ.
Артикуляция звука. Упражнять детей
в умении различать
согласные звуки по
твердости, мягкости; делить слова на слоги, указывать их последовательность,
определять слова в предложении с помощью схемы. Знакомство с буквой С. Чтение
слогов, слов с новой буквой.
Коррекционно – развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно
формулировать выводы.
Развивать общую моторику и координацию движений.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать у детей навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.
Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной занимательной
форме. На каждый момент занятия были
подобраны наглядные пособия, которые
стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и
использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.
Организационный прием «Здравствуйте ладошки» в стихотворной форме направлен на
развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри
детского коллектива.
Беседа, перемещение по групповой комнате во время поиска из проблемной ситуации,
артикуляционная гимнастика, физ. минутка в виде кинезиологических упражнений –
быстрая сменяемость приемов и поз в течение занятия позволили избежать утомляемости
детей.
Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.
На занятие используются различные методы:
Словесные – беседа;
Наглядные – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции
при обучении правильному звукопроизношению;
Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их
совершенствование. Они используются для решения всех речевых задач.
Игровые – игровая мотивация, возбуждает у детей интерес к деятельности, обогащают
мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем
самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые
приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на
занятиях в детском саду.
Метод – похвалы.
В каждом моменте занятия необходимо направлять на поиск решений проблемы,
активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный
настрой.
Создание поисковых, проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую
деятельность детей.
На протяжении всего корекционно – развивающего занятия дети активны, свободны в
общении, с большим интересом и желанием включаются во все виды деятельности.
Оборудование используется рационально
и с одной целью – донести до детей
необходимую информацию, сделав ее интересной, доступной, привлекательной для
восприятия.
Данная тема НОД, вызывает у детей большой интерес, понятна и актуальна для
обсуждения. Такая форма проведения НОД существенно повышает мотивацию у детей,
эффективность и продуктивность образовательной деятельности, активизирует детей,
позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные возможности, способности
и проявить инициативу, самостоятельность.
В таблице «Содержание НОД» можно проследить организацию разных видов детской
деятельности при реализации НОД:
Этапы
Виды
детской
деятельности
Формы работы
Задачи
Организационный
момент
Игровая
Двигательная
Психологическая
минутка
«Становитесь в
круг»
Создание
благоприятного
психо-
эмоционального
настроя на
организацию
непосредственной
образовательной
деятельности.
Введение в тему
Коммуникативная
Беседа с детьми с
вхождением
в проблему:
«Потерялись
школьные
принадлежности,
нужно вернуть».
Создание игровой
ситуации.
Создание мотивации
у
детей
на
предстоящую
деятельность.
Моделирование
проблемной
ситуации
Коммуникативная
Проблемно-
поисковая
Подводящий
диалог,
выдвижение детьми
гипотез.
Активизация
мыслительной
деятельности.
Развитие умения
высказывать свои
предположения,
мнения,
самостоятельно
формулировать
выводы.
Поэтапное решение
проблемы
Двигательная
Выполнение
заданий.
Развитие
у
детей
умения
находить
решения
в
проблемных
ситуациях.
Совместная
деятельность
педагога с детьми
Коммуникативная
Игровая
Двигательная
Артикуляционная
гимнастика
Дидактическая
игра: «Рассели
картинки».
Закрепление
правильного
произношения
согласных звуков.
Упражнять в умении
различать согласные
твердые и мягкие
звуки.
Упражнение детей в
умении различать
согласные звуки по
твердости, мягкости;
делить слова на
слоги, указывать их
последовательность.
Самостоятельная
работа детей
Игровая
Коммуникативная
Дидактическая игра:
«Звуки
рассыпались».
Упражнение детей
в умении
определять звуковой
состав слова,
выкладывая его
с помощью фишек.
Совместная
деятельность
педагога с детьми
Игровая
Коммуникативная
Двигательная
Динамическая
пауза ,
кинезиологические
упражнения.
Дидактическая
игра «Сколько слов
в предложении».
Словесная игра
«Подскажи
словечко».
Профилактика
переутомления
детей.
Развитие
речи
с движением.
Развитие слухового
и зрительного
внимания, памяти,
логического
мышления.
Упражнение детей
определять слова
в предложении
с помощью схемы.
Рефлексия
Коммуникативная
Беседа, самооценка.
.
Выведение детей из
воображаемой
ситуации,
Упражнять детей в
умении адекватно
оценивать свою
деятельность.
Основная часть
Тема: «Собери Незнайку в школу».
Цель: Формирование у детей с тяжелым нарушением речи грамматических категорий
языка и навыков проведения анализа звуко – слогового, словесного состава, слов и
предложений.
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Знакомство с согласным звуком С, СЬ.
Артикуляция звука.
Упражнять детей в умении различать согласные звуки по твердости, мягкости; делить
слова на слоги, указывать их последовательность, определять слова в предложении с
помощью схемы.
Знакомство с буквой С. Чтение слогов, слов с новой буквой.
Коррекционно — развивающие:
Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно
формулировать выводы.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать у детей навыков сотрудничества, активности, самостоятельности.
Интеграция образовательных областей:
-
Речевое
развитие
(развитие
всех
компонентов
речи:
лексической
стороны,
грамматического строя речи, произносительной стороны речи);
-
Социально-коммуникативное
развитие
(развитие
игровой
деятельности
детей;
приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками
и взрослыми).
-
Физическое развитие (развитие основных движений)
-
Формы организации детей: подгруппа.
-
Место проведения: групповая комната
-
Количество детей: 5 человек.
-
Оборудование: портфель, карандаш, тетрадь, букварь, линейка, ручка, дневник,
ластик, картинки.
-
Раздаточный материал: фишки, картинки, звуковые дорожки, схемы для
составления предложений, шкатулки с буквами.
-
Предварительная работа: чтение рассказа «Незнайка», беседа о школе.
Ход организации НОД:
1.Вводная часть.
-
Организационный момент:
Психологическая минутка
Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп.
Здравствуйте, ножки- топ, топ, топ.
Здравствуйте щечки- плюх, плюх, плюх.
Здравствуйте, губки – поцелуйчики.
Здравствуйте, зубки – стучат зубками 3 раза.
Здравствуй наш носик – пип, пип, пип (нажимает на носик)
Здравствуйте ребятишки!!!
Дети: Здравствуйте.
Учитель - логопед: Сейчас мы с вами настроимся на работу, сделаем упражнение
«Крюки»
Исходное положение: Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед
тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну
руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и
выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.
Упражнение «Позитивные точки»
Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей.
Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук. Помассируйте эти точки.
Учитель - логопед: настроились на предстоящую работу?
Дети: Да
Введение проблемной ситуации:
Учитель - логопед: обратите внимание на столе лежит, школьный рюкзак. Вы не знаете,
чей это рюкзак.
Дети: Выдвижение детьми гипотезы.
Учитель - логопед: Давайте рассмотрим его. Может, и узнаем, чей это рюкзак. (шляпа)
Дети: Это шляпа Незнайки. Значит это школьный рюкзак Незнайки.
Учитель - логопед: но почему же в рюкзаке лежит одна шляпа?
Дети: Незнайка должен был идти в школу.
Учитель - логопед: наверно школьные принадлежности растерял, поэтому мы должны с
вами выбрать школьные принадлежности и положить в школьный рюкзак. (На столе
лежат предметы). Вы согласны собирать школьные принадлежности?
Дети: Да согласны.
Основная часть:
Учитель - логопед: Помощниками нам будут задания, которые мы будем выполнять.
Упражнение «Гимнастика ума»
А какой первый предмет мы положим в школьный рюкзак, нам помогут игрушки, которые
находятся в контейнере на столе. (Дети выбирают игрушки из контейнера, в котором
насыпан горох).
Расскажите, что вы выбрали.
Дети:
Степа – я выбрал собаку.
Алина- а у меня свисток.
Карина- я взяла свинью.
Прохор – я нашел слона.
Влад – у меня солдатик.
Учитель - логопед: Обратите внимание, все эти слова начинаются на один звук. Какой
первый звук слышится в этих словах.
Дети: звук «С»
Учитель - логопед: Посмотрите, как я его произношу. У меня губки не улыбаются.
Зубки немного приоткрыты, то есть небольшая щель. Язычок находится внизу за
нижними зубками. Струя воздуха идет вперед, только через маленькую щель. Теперь вы
посмотрите в зеркало, и так же произнесите, как я. Как вы думаете какой это звук?
Дети: Характеристика звука.
Согласный, твердый звук. Обозначается синим цветом.
Учитель - логопед: Поставьте ладошку на горло и определите, молчит у вас горлышко
или дрожит, когда мы произносим звук «С».
Дети: Звук глухой.
Учитель - логопед:
Ребята, сейчас вы будете отгадывать слова.
С желтой грудкой знаем птицу, называется (синица)
Число, следующее за числом шесть (семь)
Цвет моря (синий)
Какой первый звук вы слышите в этих словах?
Дети: звук С'
Учитель - логопед: Посмотрите в зеркало, что произошло с губками.
Дети: Они улыбались. Поэтому звук согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.
Учитель - логопед: Если вы отгадаете загадку, то мы найдем первый предмет, который
Незнайке пригодится в школе.
Загадка:
Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, море, горы, пляж,
Что же это?
Дети: Карандаш
Учитель - логопед: Алина иди выбери из всех предметов, что лежат на столе- карандаш.
Положи его в рюкзак.
Учитель - логопед: Следующий предмет будем искать, как разведчики и постараемся
точно узнать, есть ли в этих словах звуки С, СЬ, где они находятся. (Работа на звуковых
дорожках). Картинки. Возьмите звуковые дорожки, посмотрите на картинки, где
слышится звук в начале, середине, конце слова. Кладем фишку. Куда положил фишку
Степа, Влад.
Чтобы нам узнать какой предмет мы положим в рюкзак, отгадайте загадку.
Загадка: Хоть и не прачка, друзья.
Стираю старательно я.
Дети: Ластик.
Учитель - логопед: Положим в рюкзак ластик.
Устали, давайте отдохнем.
Динамическая пауза(выполнение кинезиологических упражнений)
Упражнение «Ухо - нос» левой рукой взяться за кончик носа. Правой за
противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение
Упражнение «Снеговик» Исходное положение: выполняется стоя - представьте, что
каждый из вас только что слепленная снежная фигура. Тело твердое, как замерший снег.
Пришла весна, пригрело солнышко, и снежная фигура начала таять. Сначала «тает»
повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, ноги. Необходимо
расслабиться.
Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
Исходное положение: последовательно менять
три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь разжатая. Сначала
выполняется одной рукой, потом другой, затем вместе.
Дидактическая игра: «Звуки рассыпались (работа над звуко – слоговым анализом слов).
Картинки. Необходимо составить схему слова фишками.
Учитель - логопед:
-Назови первый звук в слове.
- какой это звук?
- второй звук.
- назови следующий звук.
- сколько гласных звуков в слове?
- сколько согласных?
- есть ли мягкие согласные? Назовите их.
- сколько твердых согласных? Назовите их.
Загадка: загадаю вам загадку.
Грамоты не знаю,
А весь век пишу.
Дети: ручка.
Учитель - логопед: Положим в рюкзак ручку.
Дидактическая игра: «Веселый поезд».
Берем картинки, расселяем их в поезд. В первый вагончик поселим картинку с одним
слогом, во второй вагончик с двумя слогами, в третий вагончик с тремя слогами.
Делим слова на слоги.
Сколько слогов в слове?
Загадка: кто я, если прямота
Главная моя черта
Дети: линейка
Пойди, выбери из вещей линейку и положи в рюкзак.
Учитель - логопед: Вспомните, чем отличается звук от буквы.
Дети: Звуки мы слышим, буквы мы читаем и пишем.
Учитель – логопед:
Загадка: то я в клетку, то в линейку.
Написать по ним сумей –ка.
Дети: тетрадь
Пойди, положи тетрадь в рюкзак.
Учитель - логопед:
Перед вами лежат домики, составьте схему предложения.
- назови первое, второе, третье, четвертое слово.
Загадка: я большой, я ученик
В рюкзаке у меня
Дети: дневник.
Кладем дневник для Незнайки в школьный рюкзак.
Учитель - логопед: я хочу вас познакомить с буквой:
Мышка бублик притащила,
И уселась в уголок,
Буква «С» вдруг получилась,
Когда съела та кусок.
Посмотрите вот какая буква «С».
А теперь найдите эту букву в своих шкатулочках, положите ее на звуковую дорожку.
Все нашли. Теперь положите букву (а), читаем. К букве (а) добавим букву (м), читаем.
(Сам).
Загадка: это книга не простая, по ней буквы изучаю
Дети: Букварь.
Кладем букварь в школьный рюкзак.
Заключительная часть
Рефлексия (разрешение проблемы):
Учитель - логопед:
-как вы думаете, собрали мы школьные принадлежности в школьный рюкзак.
Дети: Да собрали.
Учитель - логопед:
Вы хотите пойти в школу?
Для чего нам нужна школа?
Потрудились мы на славу, помогли собрать школьные принадлежности для Незнайки.
Кто считает, что справился со всеми заданиями без ошибок возьмите веселого смайлика, а
кто немного ошибался не много грустного. И Незнайки положите в дневник, огорченного
смайлика, так как он растерял школьные принадлежности, а так делать нельзя.
А рюкзак мы отдадим Незнайки, пусть больше не теряет вещи.