Напоминание

"Помоги Незнайки собраться в школу


Автор: Гарагуль Елена Александровна
Должность: учитель - логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Дюймовочка"
Населённый пункт: пгт. Коммунистический
Наименование материала: НОД
Тема: "Помоги Незнайки собраться в школу
Раздел: дошкольное образование





Назад




Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Дюймовочка»

(Филиал)

НОД по образовательной области «Речевое

развитие», раздел: «Развитие связной речи,

навыков речевого общения и обучение грамоте»

по теме: «Собери Незнайку в школу»

с детьми 6-7 лет с тяжелыми нарушениями речи,

Учитель – логопед: Гарагуль Е.А.

2025 год

Пояснительная записка

Мир, окружающий детей, познается в своем многообразии и единстве. В ходе

непосредственно

образовательной

деятельности

развивается

потенциал

самих

воспитанников. Мы побуждаем их к активному познанию окружающей действительности,

осмыслению и нахождению причинно – следственных связей, развитию логики,

мышления, коммуникативных способностей.

Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии

с дидактическими и общепедагогическими принципами:

- Принцип непрерывности (коррекционно – развивающее занятие построено на основе

предыдущих совместных действий педагога и детей;

- Принцип активности (поддерживать мотивацию и интерес);

- Принцип доступности (соответствием возрастным особенностям).

Данное

коррекционно

развивающее

занятие

направлено

на

решение

цели:

Способствовать формированию у детей с тяжелыми нарушениями речи,

умений

проведения анализа звуко – слогового, словесного состава слова и предложений,

грамматических форм языка, посредствам игровой деятельности.

Конспект коррекционно – развивающего занятия составлен в соответствии

согласно реализуемой адаптированной основной образовательной программой для детей

с тяжелыми нарушениями речи, которая разработана на основе образовательной

программы дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим

недоразвитием речи) с 3 до 7 лет Н.В. Нищевой, а также входит в приложение основной

образовательной программы дошкольного образовательного учреждения на 2018-2019

учебный год Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения

«Детский сад «Дюймовочка».

Исходя из интересов детей, их индивидуальных психологических особенностей,

возможностей НОД была направлена на решение следующей цели и задач:

Цель: Формирование у детей с тяжелым нарушением речи грамматических категорий

языка и навыков проведения анализа звуко – слогового, словесного состава, слов и

предложений

Коррекционно

- образовательные:

Знакомство с согласным звуком С, СЬ.

Артикуляция звука. Упражнять детей

в умении различать

согласные звуки по

твердости, мягкости; делить слова на слоги, указывать их последовательность,

определять слова в предложении с помощью схемы. Знакомство с буквой С. Чтение

слогов, слов с новой буквой.

Коррекционно – развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно

формулировать выводы.

Развивать общую моторику и координацию движений.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей навыки сотрудничества, активности, самостоятельности.

Для реализации каждой задачи были подобраны приемы, в интересной занимательной

форме. На каждый момент занятия были

подобраны наглядные пособия, которые

стимулировали и активизировали детей к мыслительной деятельности. Их размещение и

использование было рациональным, продуманным в учебном пространстве и в занятии.

Организационный прием «Здравствуйте ладошки» в стихотворной форме направлен на

развитие коммуникативных качеств, установлению дружеских взаимоотношений внутри

детского коллектива.

Беседа, перемещение по групповой комнате во время поиска из проблемной ситуации,

артикуляционная гимнастика, физ. минутка в виде кинезиологических упражнений –

быстрая сменяемость приемов и поз в течение занятия позволили избежать утомляемости

детей.

Все моменты занятия логичны и последовательны, подчинены одной теме.

На занятие используются различные методы:

Словесные – беседа;

Наглядные – показ иллюстративного материала, показ положения органов артикуляции

при обучении правильному звукопроизношению;

Практические методы направлены на применение речевых навыков и умений и их

совершенствование. Они используются для решения всех речевых задач.

Игровые – игровая мотивация, возбуждает у детей интерес к деятельности, обогащают

мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем

самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Игровые

приемы отвечают возрастным особенностям детей и поэтому занимают важное место на

занятиях в детском саду.

Метод – похвалы.

В каждом моменте занятия необходимо направлять на поиск решений проблемы,

активизировать самостоятельность и поддерживать положительный эмоциональный

настрой.

Создание поисковых, проблемных ситуаций активизирует мыслительную и речевую

деятельность детей.

На протяжении всего корекционно – развивающего занятия дети активны, свободны в

общении, с большим интересом и желанием включаются во все виды деятельности.

Оборудование используется рационально

и с одной целью – донести до детей

необходимую информацию, сделав ее интересной, доступной, привлекательной для

восприятия.

Данная тема НОД, вызывает у детей большой интерес, понятна и актуальна для

обсуждения. Такая форма проведения НОД существенно повышает мотивацию у детей,

эффективность и продуктивность образовательной деятельности, активизирует детей,

позволяет каждому ребенку раскрыть свои индивидуальные возможности, способности

и проявить инициативу, самостоятельность.

В таблице «Содержание НОД» можно проследить организацию разных видов детской

деятельности при реализации НОД:

Этапы

Виды

детской

деятельности

Формы работы

Задачи

Организационный

момент

Игровая

Двигательная

Психологическая

минутка

«Становитесь в

круг»

Создание

благоприятного

психо-

эмоционального

настроя на

организацию

непосредственной

образовательной

деятельности.

Введение в тему

Коммуникативная

Беседа с детьми с

вхождением

в проблему:

«Потерялись

школьные

принадлежности,

нужно вернуть».

Создание игровой

ситуации.

Создание мотивации

у

детей

на

предстоящую

деятельность.

Моделирование

проблемной

ситуации

Коммуникативная

Проблемно-

поисковая

Подводящий

диалог,

выдвижение детьми

гипотез.

Активизация

мыслительной

деятельности.

Развитие умения

высказывать свои

предположения,

мнения,

самостоятельно

формулировать

выводы.

Поэтапное решение

проблемы

Двигательная

Выполнение

заданий.

Развитие

у

детей

умения

находить

решения

в

проблемных

ситуациях.

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Коммуникативная

Игровая

Двигательная

Артикуляционная

гимнастика

Дидактическая

игра: «Рассели

картинки».

Закрепление

правильного

произношения

согласных звуков.

Упражнять в умении

различать согласные

твердые и мягкие

звуки.

Упражнение детей в

умении различать

согласные звуки по

твердости, мягкости;

делить слова на

слоги, указывать их

последовательность.

Самостоятельная

работа детей

Игровая

Коммуникативная

Дидактическая игра:

«Звуки

рассыпались».

Упражнение детей

в умении

определять звуковой

состав слова,

выкладывая его

с помощью фишек.

Совместная

деятельность

педагога с детьми

Игровая

Коммуникативная

Двигательная

Динамическая

пауза ,

кинезиологические

упражнения.

Дидактическая

игра «Сколько слов

в предложении».

Словесная игра

«Подскажи

словечко».

Профилактика

переутомления

детей.

Развитие

речи

с движением.

Развитие слухового

и зрительного

внимания, памяти,

логического

мышления.

Упражнение детей

определять слова

в предложении

с помощью схемы.

Рефлексия

Коммуникативная

Беседа, самооценка.

.

Выведение детей из

воображаемой

ситуации,

Упражнять детей в

умении адекватно

оценивать свою

деятельность.

Основная часть

Тема: «Собери Незнайку в школу».

Цель: Формирование у детей с тяжелым нарушением речи грамматических категорий

языка и навыков проведения анализа звуко – слогового, словесного состава, слов и

предложений.

Задачи:

Коррекционно - образовательные:

Знакомство с согласным звуком С, СЬ.

Артикуляция звука.

Упражнять детей в умении различать согласные звуки по твердости, мягкости; делить

слова на слоги, указывать их последовательность, определять слова в предложении с

помощью схемы.

Знакомство с буквой С. Чтение слогов, слов с новой буквой.

Коррекционно — развивающие:

Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.

Развивать умение находить решения в проблемных ситуациях, самостоятельно

формулировать выводы.

Коррекционно – воспитательные:

Воспитывать у детей навыков сотрудничества, активности, самостоятельности.

Интеграция образовательных областей:

-

Речевое

развитие

(развитие

всех

компонентов

речи:

лексической

стороны,

грамматического строя речи, произносительной стороны речи);

-

Социально-коммуникативное

развитие

(развитие

игровой

деятельности

детей;

приобщение к общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками

и взрослыми).

-

Физическое развитие (развитие основных движений)

-

Формы организации детей: подгруппа.

-

Место проведения: групповая комната

-

Количество детей: 5 человек.

-

Оборудование: портфель, карандаш, тетрадь, букварь, линейка, ручка, дневник,

ластик, картинки.

-

Раздаточный материал: фишки, картинки, звуковые дорожки, схемы для

составления предложений, шкатулки с буквами.

-

Предварительная работа: чтение рассказа «Незнайка», беседа о школе.

Ход организации НОД:

1.Вводная часть.

-

Организационный момент:

Психологическая минутка

Здравствуйте, ладошки! Хлоп, хлоп, хлоп.

Здравствуйте, ножки- топ, топ, топ.

Здравствуйте щечки- плюх, плюх, плюх.

Здравствуйте, губки – поцелуйчики.

Здравствуйте, зубки – стучат зубками 3 раза.

Здравствуй наш носик – пип, пип, пип (нажимает на носик)

Здравствуйте ребятишки!!!

Дети: Здравствуйте.

Учитель - логопед: Сейчас мы с вами настроимся на работу, сделаем упражнение

«Крюки»

Исходное положение: Скрестите лодыжки ног, как удобно. Затем вытяните руки вперед

тыльными сторонами ладоней друг к другу и большими пальцами вниз. Перенесите одну

руку через другую и соедините в замок ладонями внутрь. Опустите руки вниз и

выверните их внутрь на уровне груди так, чтобы локти были направлены вниз.

Упражнение «Позитивные точки»

Найдите точки на лбу, расположенные посередине между линией волос и бровей.

Положите на них средний и указательный пальцы обеих рук. Помассируйте эти точки.

Учитель - логопед: настроились на предстоящую работу?

Дети: Да

Введение проблемной ситуации:

Учитель - логопед: обратите внимание на столе лежит, школьный рюкзак. Вы не знаете,

чей это рюкзак.

Дети: Выдвижение детьми гипотезы.

Учитель - логопед: Давайте рассмотрим его. Может, и узнаем, чей это рюкзак. (шляпа)

Дети: Это шляпа Незнайки. Значит это школьный рюкзак Незнайки.

Учитель - логопед: но почему же в рюкзаке лежит одна шляпа?

Дети: Незнайка должен был идти в школу.

Учитель - логопед: наверно школьные принадлежности растерял, поэтому мы должны с

вами выбрать школьные принадлежности и положить в школьный рюкзак. (На столе

лежат предметы). Вы согласны собирать школьные принадлежности?

Дети: Да согласны.

Основная часть:

Учитель - логопед: Помощниками нам будут задания, которые мы будем выполнять.

Упражнение «Гимнастика ума»

А какой первый предмет мы положим в школьный рюкзак, нам помогут игрушки, которые

находятся в контейнере на столе. (Дети выбирают игрушки из контейнера, в котором

насыпан горох).

Расскажите, что вы выбрали.

Дети:

Степа – я выбрал собаку.

Алина- а у меня свисток.

Карина- я взяла свинью.

Прохор – я нашел слона.

Влад – у меня солдатик.

Учитель - логопед: Обратите внимание, все эти слова начинаются на один звук. Какой

первый звук слышится в этих словах.

Дети: звук «С»

Учитель - логопед: Посмотрите, как я его произношу. У меня губки не улыбаются.

Зубки немного приоткрыты, то есть небольшая щель. Язычок находится внизу за

нижними зубками. Струя воздуха идет вперед, только через маленькую щель. Теперь вы

посмотрите в зеркало, и так же произнесите, как я. Как вы думаете какой это звук?

Дети: Характеристика звука.

Согласный, твердый звук. Обозначается синим цветом.

Учитель - логопед: Поставьте ладошку на горло и определите, молчит у вас горлышко

или дрожит, когда мы произносим звук «С».

Дети: Звук глухой.

Учитель - логопед:

Ребята, сейчас вы будете отгадывать слова.

С желтой грудкой знаем птицу, называется (синица)

Число, следующее за числом шесть (семь)

Цвет моря (синий)

Какой первый звук вы слышите в этих словах?

Дети: звук С'

Учитель - логопед: Посмотрите в зеркало, что произошло с губками.

Дети: Они улыбались. Поэтому звук согласный мягкий, обозначается зеленым цветом.

Учитель - логопед: Если вы отгадаете загадку, то мы найдем первый предмет, который

Незнайке пригодится в школе.

Загадка:

Если ты его отточишь,

Нарисуешь все, что хочешь!

Солнце, море, горы, пляж,

Что же это?

Дети: Карандаш

Учитель - логопед: Алина иди выбери из всех предметов, что лежат на столе- карандаш.

Положи его в рюкзак.

Учитель - логопед: Следующий предмет будем искать, как разведчики и постараемся

точно узнать, есть ли в этих словах звуки С, СЬ, где они находятся. (Работа на звуковых

дорожках). Картинки. Возьмите звуковые дорожки, посмотрите на картинки, где

слышится звук в начале, середине, конце слова. Кладем фишку. Куда положил фишку

Степа, Влад.

Чтобы нам узнать какой предмет мы положим в рюкзак, отгадайте загадку.

Загадка: Хоть и не прачка, друзья.

Стираю старательно я.

Дети: Ластик.

Учитель - логопед: Положим в рюкзак ластик.

Устали, давайте отдохнем.

Динамическая пауза(выполнение кинезиологических упражнений)

Упражнение «Ухо - нос» левой рукой взяться за кончик носа. Правой за

противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение

Упражнение «Снеговик» Исходное положение: выполняется стоя - представьте, что

каждый из вас только что слепленная снежная фигура. Тело твердое, как замерший снег.

Пришла весна, пригрело солнышко, и снежная фигура начала таять. Сначала «тает»

повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки, ноги. Необходимо

расслабиться.

Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»

Исходное положение: последовательно менять

три положения: сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром, ладонь разжатая. Сначала

выполняется одной рукой, потом другой, затем вместе.

Дидактическая игра: «Звуки рассыпались (работа над звуко – слоговым анализом слов).

Картинки. Необходимо составить схему слова фишками.

Учитель - логопед:

-Назови первый звук в слове.

- какой это звук?

- второй звук.

- назови следующий звук.

- сколько гласных звуков в слове?

- сколько согласных?

- есть ли мягкие согласные? Назовите их.

- сколько твердых согласных? Назовите их.

Загадка: загадаю вам загадку.

Грамоты не знаю,

А весь век пишу.

Дети: ручка.

Учитель - логопед: Положим в рюкзак ручку.

Дидактическая игра: «Веселый поезд».

Берем картинки, расселяем их в поезд. В первый вагончик поселим картинку с одним

слогом, во второй вагончик с двумя слогами, в третий вагончик с тремя слогами.

Делим слова на слоги.

Сколько слогов в слове?

Загадка: кто я, если прямота

Главная моя черта

Дети: линейка

Пойди, выбери из вещей линейку и положи в рюкзак.

Учитель - логопед: Вспомните, чем отличается звук от буквы.

Дети: Звуки мы слышим, буквы мы читаем и пишем.

Учитель – логопед:

Загадка: то я в клетку, то в линейку.

Написать по ним сумей –ка.

Дети: тетрадь

Пойди, положи тетрадь в рюкзак.

Учитель - логопед:

Перед вами лежат домики, составьте схему предложения.

- назови первое, второе, третье, четвертое слово.

Загадка: я большой, я ученик

В рюкзаке у меня

Дети: дневник.

Кладем дневник для Незнайки в школьный рюкзак.

Учитель - логопед: я хочу вас познакомить с буквой:

Мышка бублик притащила,

И уселась в уголок,

Буква «С» вдруг получилась,

Когда съела та кусок.

Посмотрите вот какая буква «С».

А теперь найдите эту букву в своих шкатулочках, положите ее на звуковую дорожку.

Все нашли. Теперь положите букву (а), читаем. К букве (а) добавим букву (м), читаем.

(Сам).

Загадка: это книга не простая, по ней буквы изучаю

Дети: Букварь.

Кладем букварь в школьный рюкзак.

Заключительная часть

Рефлексия (разрешение проблемы):

Учитель - логопед:

-как вы думаете, собрали мы школьные принадлежности в школьный рюкзак.

Дети: Да собрали.

Учитель - логопед:

Вы хотите пойти в школу?

Для чего нам нужна школа?

Потрудились мы на славу, помогли собрать школьные принадлежности для Незнайки.

Кто считает, что справился со всеми заданиями без ошибок возьмите веселого смайлика, а

кто немного ошибался не много грустного. И Незнайки положите в дневник, огорченного

смайлика, так как он растерял школьные принадлежности, а так делать нельзя.

А рюкзак мы отдадим Незнайки, пусть больше не теряет вещи.



В раздел образования