Автор: Михайлова Елена Ивановна
Должность: учитель начальных классов/4 класс
Учебное заведение: МАОУ №Лицей №36"
Населённый пункт: г.Саратов
Наименование материала: статья
Тема: Развитие личности в творчестве
Раздел: начальное образование
.
РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ В ТВОРЧЕСТВЕ (из опыта работы)
Михайлова Е.И.,
учитель начальных классов
МАОУ «Лицей №36»
г. Саратова
Устремите ум на радость творчества.
Н.И. Рерих
Современному обществу требуются способные самостоятельно решать сложные задачи,
творческие личности. Как известно, период с 6 до 12 лет — очень важный период для
развития ребенка. И именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к
творческому
труду.
В
эти
годы
развивается
воображение,
творческое
мышление,
воспитывается инициатива и самостоятельность. Поэтому очень важно в этом возрасте так
организовать учебный труд, чтобы развивать способности каждого из них. Учеба- труд. И
труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать,
что все достигается трудом. Я в своей работе всегда придерживаюсь этого. Думаю, что
пример, который сейчас приведу, лучше всего может продемонстрировать, как я использую
подобный критерий. Пишу 7*х=224, 571-в=389 на правой стороне доски, на левой стороне
уравнения: а * (754-747) =224, 2в — 15 + 8в = 32-27 Говорю ребятам: « Те уравнения, что с
правой стороны должны решить все и получат, как положено, пять. А те, что слева могут из
вас многие решить, хотя они сложнее, но я знаю, что уравнения справа для вас не предел.
Большая часть класса сразу решила, что будет делать упражнения слева. Остальные
осторожничали. Здесь важна поддержка слабых учеников и с моей стороны, и со стороны
детей. А если все-таки кто-то не решил, хвалю ученика за смелость, старание и говорю, что
он справится, если будет также стараться и далее. Процесс «обучения — учения» - это
постоянное взаимодействие личности учителя и учеников. Считаю, что успешным будет то
обучение, где учащиеся — активные соучастники урока, где они могут и должны применять
все свои силы. Школьники на уроке занимаются напряженной, умственной и умственно-
практической деятельностью, решают проблемы и задачи, побуждающие к творческим
поискам, используют свой опыт, сами проверяют. Оценивают и судят, обосновывают свое
мнение, чувствуют себя ответственными за учебные достижения.
Вот пример использования одного из этих критериев.
На уроке математики я хотела написать число 43197 в виде суммы разрядных слагаемых
таким образом 4* 100000 + 3 * 10000+ 1000+900+70. заметив ошибку, решила стереть правую
сторону и записать все заново. Но тут один ученик заметил: « А ведь достаточно было бы
прибавить к числу 43197 один нудь». Понятно, что ученик проявил знания и способности,
используя свой накопленный опыт. Можно поставить перед учащимися такие задачи и
проблемы, которые побудят их к поискам новых, собственных путей решения. Понятно
также,
что
самостоятельные
попытки
решения
бывают
ошибочными.
Оказываются
непригодными на практике. И, тем не менее, они имеют большую ценность для развития
творческой личности. Считаю очень важным в своей работе добиться того, чтобы учащиеся
не боялись ошибиться, не смущались особенностью своего мнения. Умели его обосновывать.
Для этого я создаю на уроке атмосферу непринужденности, стараюсь осуществлять
индивидуальный подход к детям, и использую для этого «маленькие возможности», как:
намеки, указания, вопросы, подтверждения, сообщения шепотом об ошибке, вопросительный
взгляд, подбадривающий кивок. На уроке литературного чтения при изучении «Сказки о
рыбаке и рыбке», дети обсуждали характер старика. Высказывания были разными: старик
был добрый. Потому что…; старик малодушный, потому что…: бесхарактерный, потому что
старуха руководила им и тому подобные ответы. Слушая детей. Я подбадривала кивком,
подтверждала, потом дала понять, что ответы становятся похожими, и что жду еще чего-то от
учеников. И тут ученик, за которого пришлось бороться, волноваться, которому оказывалась
большая индивидуальная помощь,
вдруг проявил долгожданный интерес и вступил в
деловой спор, говоря: «Ну, нет, я с вами не согласен. Считаю, сто старик просто любил свою
старуху, поэтому выполнял все ее капризы». Он высказал свое, отличное от других мнение.
Стараюсь на каждом уроке охватить каждого ученика, используя систему поощрений,
способствующую творческому развитию личности. Сознательно стараюсь создать ситуацию
успеха для каждого ученика, хотя это не всегда легко сделать. Чтобы все ученики получили
положительный результат, а при этом еще, чтобы сильные ученики работали с напряжением
— для меня задача трудная, требующая творческого подхода. Каждый учебный предмет
представляет в этой связи различные возможности. Например, на уроке математики или
русского языка — это упражнения разной степени трудности. На уроках окружающего мира
во время проведения школьного опыта индивидуально дозирую необходимую помощь,
положительно оценивая ее, или исправляя.