Напоминание

"Социализация личности в музыке"


Автор: Лапатина Наталья Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Ржавская СОШ"
Населённый пункт: пос.Ржавка
Наименование материала: доклад
Тема: "Социализация личности в музыке"
Раздел: начальное образование





Назад




Доклад

Тема: Музыкальная деятельность как средство вхождения

ребёнка в мир социальных отношений.

В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального

развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов

проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый

период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших

детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более

устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и

умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания дошкольников

Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это

эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой

социально-личностного развития.

В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание

социально-личностному развитию. В этом участвует весь коллектив, создавая

атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.

Невозможно переоценить роль музыки в воспитании дошкольников.

Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому

уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка

праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как

коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе,

постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся

сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.

“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”,

– так говорил Аристотель.

“Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В.

Распутина.

Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения

ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и

духовный мир.

Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся

одной

из

ведущих

в

процессе

формирования

личности

ребёнка.

Исторический

анализ

убеждает

в

необходимости

оказать

ребёнку

квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.

Социализация

дошкольника

предполагает

развитие

умения

адекватно

ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать

самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и

отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.

Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно,

трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов

детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный,

динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.

Большую

роль

в

успешном

социально-личностном

развитии

дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется

из

администрации

детского

сада,

воспитателей,

педагога-логопеда,

музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления

о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и

рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную

позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций,

обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.

В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи

необходимо

уделять

большое

внимание

работе

с

родителями.

Для

обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-

личностному направлению работы с детьми необходимо составить план

работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с

работой детского сада использовать родительские собрания, консультации,

открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей»

и др.

Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь

работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе

решаем, какую музыку использовать на НОД «Музыка», как ее лучше

преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на НОД и в

повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном

отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти

произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым

привлекается

внимание

детей,

должны

быть

яркими,

конкретными,

вызывающими интерес, будящими воображение.

Суть социально-личностного развития состоит в том, чтобы посеять и

взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и

семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких

людей, тех, кого зовут соотечественниками.

С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения

знакомятся на занятиях фольклорного кружка «Сударушка», в повседневной

жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка

вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение,

снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает

эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие

содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его

образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые

нами в слушании и музыкально-ритмической деятельности ребят, обладают

большими художественными достоинствами и высокой познавательной

ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и

бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В

нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания

народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”,

“оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Вовремя НОД в

доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди

начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они

передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно.

Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют

народными.

Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских

композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,

говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем

творчестве.

Произведения русского музыкального и устного народного творчества,

используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны,

поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен

позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.

Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у

детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в

качестве

распевания.

Русские

песни

становятся

более

понятными,

доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность,

как игра на детских музыкальных инструментах.

Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества

возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной

деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо

добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,

но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр

и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и

развлечениям.

В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и

изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по

изобразительной

деятельности,

когда

дети

создают

декоративные

композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный

фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки),

что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует

эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного

искусства более ярким, глубоким и осознанным.

В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над

которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети

любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.

Родной посёлок.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей,

традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.

Итак, совместное решение задач социально-личностного развития

педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада,

дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла

значительное место в их жизни.

Музыка — сильное и яркое средство развития творческой

индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо

оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии

духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В

одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал:

«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они

испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой

детский язык ее, не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах,

не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она

наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим

высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития

личности.

Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков,

различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития

чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что

привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать

силы? Безусловно — это красота самого мира.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.

Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности:

Обзор программдошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2010.

2.

КартушинаМ.Ю. Мы

играем, рисуем и поем. Методические

разработки. -М.:«Издательство «СкрипториЙ 2003», 2009.

3.

Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепита М. Б., Программа

эстетическоговоспитания

детей

2-7

лет

«Красота.

Радость.Творчество.» Изд. 2-е, испр. И доп.

М.: педагогическое

общество России, 2002.

4.

Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка- дошкольника

развитого,

образованного,

самостоятельного,

инициативного,

неповторимого,

культурного,

активно-творческого:

В

мире

прекрасного: Программно-методическое пособие.- М.: Гуманитарный

изд. центр ВЛАДОС, 2003

5.

Мерзлякова С., статья « Роль интегрированных занятий в развитии

дошкольника» журнал «Музыкальный руководитель» №2 2010 год

стр.2.

6.

Рубан Т., статья «Дети рисуют музыку» журнал «Музыкальный

руководи-

тель» №3, 2005 год стр.10.

7.Пашкевич Т. Д Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного

возраста (опыт, проблемы, перспективы развития) / Под ред. Т. Д

Пашкевич/.- Барнаул, 2006.



В раздел образования