Автор: Лапатина Наталья Владимировна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ "Ржавская СОШ"
Населённый пункт: пос.Ржавка
Наименование материала: доклад
Тема: "Социализация личности в музыке"
Раздел: начальное образование
Доклад
Тема: Музыкальная деятельность как средство вхождения
ребёнка в мир социальных отношений.
В настоящее время особое внимание уделяется проблеме социального
развития и воспитания дошкольников, являющейся одним из компонентов
проекта Государственного стандарта по дошкольному образованию.
Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый
период всех высоких человеческих начал. Сохранить человеческое в наших
детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более
устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и
умению жить среди людей – вот главные идеи воспитания дошкольников
Общеизвестно, что дошкольники очень эмоциональны. Это
эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой
социально-личностного развития.
В нашем дошкольном учреждении уделяется большое внимание
социально-личностному развитию. В этом участвует весь коллектив, создавая
атмосферу доброты, терпимости, душевного комфорта.
Невозможно переоценить роль музыки в воспитании дошкольников.
Ярко выплеснуть свои эмоции, выразить свое любовное отношение к тому
уголку Родины, в котором он живет, ребенку помогает обстановка
праздников и развлечений. Помимо этого формирование таких качеств, как
коллективизм, любовь к своему дому, бережное отношение к природе,
постоянно осуществляется и на музыкальных занятиях. Дети учатся
сопереживать, упражняются в хороших поступках, сами не замечая этого.
“Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”,
– так говорил Аристотель.
“Дело искусства – сохранять душу”, – это слова нашего современника В.
Распутина.
Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроения
ребенка, постольку она способна преобразовывать его нравственный и
духовный мир.
Проблема приобщения к социальному миру всегда была и ныне остаётся
одной
из
ведущих
в
процессе
формирования
личности
ребёнка.
Исторический
анализ
убеждает
в
необходимости
оказать
ребёнку
квалифицированную помощь в сложном процессе вхождения в мир людей.
Социализация
дошкольника
предполагает
развитие
умения
адекватно
ориентироваться в доступном ему социальном окружении, осознавать
самооценку собственной личности и других людей, выражать чувства и
отношения к миру в соответствии с культурными традициями общества.
Социально-личностное развитие дошкольников многоаспектно,
трудозатратно, часто отсрочено во времени. Основная цель педагогов
детского сада – помочь детям войти в современный мир, такой сложный,
динамичный, характеризующийся множеством негативных явлений.
Большую
роль
в
успешном
социально-личностном
развитии
дошкольников играет коллектив единомышленников, который формируется
из
администрации
детского
сада,
воспитателей,
педагога-логопеда,
музыкального руководителя. Воспитатели формируют у детей представления
о социальном мире, о самом себе, окружающих людях, природе и
рукотворном мире, воспитывают социальные чувства, активную жизненную
позицию. Музыкальный руководитель помогает в создании драматизаций,
обыгрывании ситуаций с использованием декораций, костюмов.
В целях обеспечения социального партнёрства ДОУ и семьи
необходимо
уделять
большое
внимание
работе
с
родителями.
Для
обеспечения тесного взаимодействия педагогов и родителей по социально-
личностному направлению работы с детьми необходимо составить план
работы с родителями в этом направлении, а для ознакомления родителей с
работой детского сада использовать родительские собрания, консультации,
открытые занятия, совместные праздники, оформления в «Уголке родителей»
и др.
Я, как педагог, осуществляющий музыкальное воспитание детей, стараюсь
работать в тесном контакте с воспитателями и специалистами. Мы вместе
решаем, какую музыку использовать на НОД «Музыка», как ее лучше
преподнести. Вместе с педагогами мы стремимся использовать на НОД и в
повседневной жизни музыкальные произведения, ценные в воспитательном
отношении. Стараемся раскрыть перед детьми их красоту, сделать эти
произведения знакомыми и любимыми. Причем те образы, к которым
привлекается
внимание
детей,
должны
быть
яркими,
конкретными,
вызывающими интерес, будящими воображение.
Суть социально-личностного развития состоит в том, чтобы посеять и
взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и
семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких
людей, тех, кого зовут соотечественниками.
С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения
знакомятся на занятиях фольклорного кружка «Сударушка», в повседневной
жизни, на досугах и при участии в народных праздниках. Народная музыка
вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение,
снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает
эмоционально – психологическое благополучие. Богатство и разнообразие
содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его
образцы. Все народные песни, а также народные мелодии, используемые
нами в слушании и музыкально-ритмической деятельности ребят, обладают
большими художественными достоинствами и высокой познавательной
ценностью. Посредством народной музыки дети знакомятся с жизнью и
бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. В
нашем саду есть аудио и видеозаписи народной музыки, сказок, звучания
народного оркестра. Таким образом, даются понятия: “народная музыка”,
“оркестр народных инструментов”, “народный хор”. Вовремя НОД в
доступной форме рассказываю детям, что песни, сказки, прибаутки люди
начали сочинять очень давно, но не умели их записывать, и так они
передавались из поколения в поколение. Кто их сочинял – неизвестно.
Говорят – народ сложил эти песни, сказки. Поэтому их и называют
народными.
Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских
композиторов: М.И. Глинка, П.И. Чайковский, Н.А. Римский-Корсаков,
говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своем
творчестве.
Произведения русского музыкального и устного народного творчества,
используемые в работе с дошкольниками, просты, образны, мелодичны,
поэтому дети их быстро усваивают. Интонационные достоинства песен
позволяют детям использовать их как в младшем возрасте, так и в старшем.
Эти песни способствуют развитию первоначальных певческих навыков у
детей младшего возраста. В старшем возрасте они очень эффективны в
качестве
распевания.
Русские
песни
становятся
более
понятными,
доступными, когда я включаю их в такую исполнительскую деятельность,
как игра на детских музыкальных инструментах.
Сила воздействия на ребенка произведений народного творчества
возрастает, если ознакомление с ними осуществляется на основе собственной
деятельности дошкольника. Исходя из этого, в работе с детьми необходимо
добиваться, чтобы они были не только активными слушателями и зрителями,
но и активными исполнителями песен, плясок, хороводов, музыкальных игр
и т.п., активно включались в работу и по подготовке к праздникам и
развлечениям.
В ряде случаев мы используем взаимосвязь музыкального и
изобразительного искусства. Народная музыка включается в занятия по
изобразительной
деятельности,
когда
дети
создают
декоративные
композиции по мотивам народных промыслов. Часто включается и устный
фольклор (сказки, потешки, пословицы, поговорки, загадки, скороговорки),
что обогащает содержательную и образную сторону речи и стимулирует
эмоциональные отклики детей, делает процесс восприятия народного
искусства более ярким, глубоким и осознанным.
В продолжение этой темы хочется отметить еще один аспект, над
которым работает наш коллектив. Это знакомство с малой Родиной. Дети
любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время.
Родной посёлок.… Надо показать ребенку, что он славен своей историей,
традициями, достопримечательностями, памятниками, знаменитыми людьми.
Итак, совместное решение задач социально-личностного развития
педагогами и мной, как музыкальным руководителем нашего детского сада,
дало ощутимые результаты: музыка прочно вошла в быт детей, заняла
значительное место в их жизни.
Музыка — сильное и яркое средство развития творческой
индивидуальности, духовного становления личности. Она неоспоримо
оказывает огромное влияние в формировании индивидуальности, развитии
духовного становления человека, начиная с раннего детского возраста. В
одной из своих работ великий русский критик В.Г. Белинский писал:
«Влияние музыки на детей благотворно, и чем раньше начнут они
испытывать ее влияние на себе, тем лучше для них. Они не переведут на свой
детский язык ее, не выговариваемых глаголов, но запечатлеют их в сердцах,
не перетолкуют их по-своему, не будут о ней разглагольствовать; но она
наполнит гармонией их юные души». И нам нельзя не согласиться с этим
высказыванием, тем более что в детстве и закладывается основа развития
личности.
Ребёнок естественен в своём стремлении жить в мире красок, звуков,
различных форм. Этот мир является неисчерпаемым источником развития
чувств и фантазии. Что же станет его путеводной звездой в этом мире, что
привлечёт и поведёт малыша за собой, из какого родника он будет черпать
силы? Безусловно — это красота самого мира.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Зацепина М.Б. Развитие ребенка в музыкальной деятельности:
Обзор программдошкольного образования.- М.: ТЦ Сфера, 2010.
2.
КартушинаМ.Ю. Мы
играем, рисуем и поем. Методические
разработки. -М.:«Издательство «СкрипториЙ 2003», 2009.
3.
Комарова Т.С., Антонова А. В., Зацепита М. Б., Программа
эстетическоговоспитания
детей
2-7
лет
«Красота.
Радость.Творчество.» Изд. 2-е, испр. И доп.
М.: педагогическое
общество России, 2002.
4.
Куцакова Л.В., Мерзлякова СИ. Воспитание ребенка- дошкольника
развитого,
образованного,
самостоятельного,
инициативного,
неповторимого,
культурного,
активно-творческого:
В
мире
прекрасного: Программно-методическое пособие.- М.: Гуманитарный
изд. центр ВЛАДОС, 2003
5.
Мерзлякова С., статья « Роль интегрированных занятий в развитии
дошкольника» журнал «Музыкальный руководитель» №2 2010 год
стр.2.
6.
Рубан Т., статья «Дети рисуют музыку» журнал «Музыкальный
руководи-
тель» №3, 2005 год стр.10.
7.Пашкевич Т. Д Социально-эмоциональное развитие детей дошкольного
возраста (опыт, проблемы, перспективы развития) / Под ред. Т. Д
Пашкевич/.- Барнаул, 2006.