Напоминание

"НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ"


Автор: Платонова Ирина Юрьевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад № 4 "СемьЯ"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: "НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ"
Раздел: дошкольное образование





Назад




НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ С СЕМЬЯМИ

ВОСПИТАННИКОВ

В нашей стране в последние годы происходят масштабные перемены

во всех сферах и в том числе в дошкольном образовании. Традиционные

установки сменяются на новые, утверждающие что ребенок индивидуален и

гармоничное его развитие невозможно без учета личностных характеристик

самого ребенка как субъекта развития. Это приводит к тому, что необходимо

искать новые подходы и практики в дошкольном образовании, создавать

новые векторы для развития всей системы дошкольного образования.

В трудах многих выдающихся исследователей детства (и в частности,

представляющий интерес в рамках данной работы период дошкольного

возраста) названо базой, на котором строится всё дальнейшее развитие

личности. Поэтому перед дошкольной организацией, педагогами стоит цель

по укреплению здоровья детей, обеспечению всех условия для гармоничного,

всестороннего

развития

и

личностного

роста

каждого

ребенка.

Для

достижения данной цели необходимо действовать совместно с родителями,

поскольку влияние семьи и семейное воспитание не идет ни в какое

сравнение с даже очень профессиональным воздействием, оказываемом

дошкольной организацией.

Внедрение инновационных цифровых технологий в образовательный

процесс – это одно из проявлений совместной работы с родителями.

Исследование данной темы имеет свои глубокие корни и потенциально

значительные последствия для будущего образовательной практики.

Мир вокруг нас меняется, всё большее развитие получают современные

цифровые системы, эпистолярный жанр уходит далеко в прошлое, а в нашу

жизнь всё больше встраиваются дистанционные технологии и сервисы,

заменяющие

непосредственные

личные

контакты

виртуальными,

опосредованными. У такого проникновения онлайн-форматов есть свои

плюсы и минусы, что уже было подробно описано ранее. Для решения задачи

по организации успешного взаимодействия педагог должен определить такие

формы взаимодействия, чтобы максимально использовать их достоинства и

нивелировать недостатки. Этого можно достигнуть грамотным сочетанием в

своей

работе

нескольких

форм

взаимодействия,

дополняющих

и

усиливающих эффект друг друга. Например, проблему нехватки времени

родителей на посещение родительских собраний возможно решить, переведя

такие собрания в онлайн-формат, а возникающий недостаток “живого”

общения и личных контактов восполнить через проведение совместных

досуговых, развлекательных мероприятий, использование мастер классов и

педагогических тренингов. Такое распределение вызовет синергетический

эффект и окажет положительное воздействие на результат.

Также возможно комбинированное использование личных контактов и

интерактивных форм общения. Социальные сети (и как вспомогательный

ресурс - мобильные мессенджеры, электронная почта) возможно применять

не только для виртуального общения, а создавать с их помощью единое

информационно познавательное пространство и размещать в соцсетях

материалы и ссылки на педагогические ресурсы, содержащие ответ за запрос

родителей

по

получению

педагогических

консультаций.

Это

сделает

страничку дошкольной организации в социальных сетях более посещаемой,

полезная информация будет стимулировать родителей на самообучение, а

общение с помощью мобильных мессенджеров может стимулировать

перейти на более приватный уровень общения педагога и родителей и

конфиденциально обсудить темы воспитания и поведения ребенка.

Наличие странички в социальной сети и создание чата в мессенджере

позволяет сделать деятельность дошкольной организации более открытой,

современной, неформальной, и стимулировать к более близким контактам

между педагогами и родителями уже в личном формате: зачастую

начавшееся в соцсети или мессенджере обсуждение какого-либо вопроса

перетекает в личную беседу с воспитателем и так же в обратном

направлении.

Информационные стенды всё больше утрачивают свое значение для

просветительской работы с семьей, а популярность и востребованность

виртуальной онлайн-среды растёт. И такие интерактивные площадки как

сайт дошкольной организации, персональные сайты педагогов ДОО в этом

отношении представляют собой прекрасную замену информационным

стендам, плакатам и брошюрам в плане использования и грамотного

наполнения информационного пространства.

Практика создания сайтов дошкольных организаций, несмотря на

относительно небольшой срок её применения, настолько прочно вошла

работу

детского

сада,

оказалась

настолько

удобной,

что

является

закрепленный формой взаимодействия на государственном уровне. Согласно

ст. 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от

29.12.2012 № 273-Ф. за каждой образовательной организацией (в том числе и

детским садом, как организацией дошкольного образования) закреплена

обязанность по созданию и наполнению своего сайта в сети интернет,

прописаны требования к его содержанию, структуре, виду размещаемой

информации, навигации разделов.

Онлайн-пространство

сайта

позволяет

наполнить

его

полезной

информацией о работе детского сада, проводить виртуальные экскурсии в

здании и на территории ДОО, размещать сведения по образовательной

политике ДОО и

достижениях

в процессе обучения, группировать

информацию в различные рубрики, размещать фото-, видеоматериалы о

работе детсада,

проводить анонсы планов работы и

мероприятий и

оперативно получать обратную связь, предложения и запросы от родителей,

что стимулирует создание прямого диалога между всеми участниками

взаимодействия: родители- дети- педагоги.

Также через сайт можно

проводить

анкетирование

детей

и

родителей,

выявлять

проблемы

взаимоотношений членов семьи и ребенка, организовать групповую и

индивидуальную работу с родителями в зависимости от выявленных

проблем. И всё это в удобное для всех участников время.

В дополнение к сайту в целях повышения его интерактивности часто

создается форум для создания и обсуждения волнующих родителей и

педагогов отдельных тем-вопросов. Внутри такой темы также могут

устраиваться опросы, что делает такой форум более содержательным,

“живым”.

Также, если педагог ведет блог в интернете или свою персональную

страничку педагога, то ссылки на эти ресурсы желательно также размещать

на сайте ДОО. Такие странички в нашем детском саду имеют многие

педагоги, в основном размещая информацию по своей профессиональной

деятельности, достижениях, навыках, фокусировании на отдельных аспектах

и трудных вопросах педагогики с целью оказания консультативной помощи

родителям.

Такие

персональные

сайты

воспитателей

добавляют

профессионального авторитета у родителей, стимулируют к повышению

доверия его квалификации.

Также сайт решает и неочевидные на первый взгляд задачи как

формирование

положительного

имиджа

ДОО,

формирует

доверие

к

организации

со

стороны

семей

воспитанников,

привлекает

высококвалифицированные кадры и т.п. В последние годы стала очевидной

необходимость адаптации образовательных учреждений к новым реалиям,

где онлайн-коммуникации играют все более значимую роль. Это особенно

касается дошкольных образовательных учреждений, где взаимодействие

между родителями и педагогами традиционно было основано на личных

встречах. И. В. Немировская пишет, что: "внедрение инновационных

технологий в образовательную практику не только расширяет возможности

педагогов, но и делает взаимодействие с родителями более эффективным".

Это

утверждение

подчеркивает

важность

интеграции

новых

методов

общения в существующие педагогические процессы.

В первую очередь дистанционные технологии взаимодействия в

настоящее время становятся невероятно популярны. Учитывая современный

ритм жизни использование дистанционных форматов в первую очередь для

проведения онлайн-собраний с родителями в дошкольных образовательных

учреждениях приобретает всё большую актуальность в современном

обществе. Одним из ключевых преимуществ онлайн-собраний является

удобство, которое они представляют для родителей. Многие современники

замечают, что они часто ощущают нехватку времени из-за больших

загруженностей на работе и семейных обязательств. В этом контексте

онлайн-собрания становятся спасением. М. А. Сидоров указывает, что

"онлайн-платформы позволяют родителям сэкономить время, минуя длинные

поездки, и тем самым повышают вовлеченность в образовательный процесс".

Это способ связи, который легко вписывается в напряженные графики

родителей и способствует укреплению их участия в жизни ребенка.

Однако важно помнить, что образовательный процесс включает в себя

не только передачу знаний, но и взаимодействие на эмпатическом уровне. О.

Г. Яковлева справедливо замечает: "Несмотря на все преимущества онлайн-

среды, она не может полностью заменить физическое присутствие, которое

так

важно

в

человеческом

общении".

Этот

взгляд

подчеркивает

необходимость

балансирования

между

использованием

технологий

и

поддержанием живого взаимодействия.

С

другой

стороны,

использование

онлайн-платформ

открывает

множество новых возможностей для дошкольных учреждений. Это также

касается вопросов безопасности. В современных условиях, когда осознание

важности

соблюдения

санитарных

норм

вышло

на

первый

план,

дистанционное общение может служить успешной профилактической мерой.

В. К. Власов замечает, что "использование онлайн-технологий снижает риск

распространения инфекций, что делает этот подход особо актуальным". Этот

довод подчеркивает необходимость поиска новых решений для обеспечения

безопасности участников образовательного процесса.

При обсуждении использования онлайн-собраний также нельзя обойти

вниманием вопросы технической оснащенности и подготовки кадров. Р. Н.

Иванова подчеркивает: "Для успешной реализации онлайн-форматов важно

не только наличие оборудования, но и высокий уровень подготовки

педагогов в области ИКТ". Это важное замечание указывает на необходимое

условие: только подготовленный персонал может максимально успешно

использовать все преимущества цифровых технологий.

Социально-психологические аспекты также занимают существенное

место в обсуждении этой темы. И. В. Лебедева отмечает: "Ключевым

элементом успешного внедрения онлайн-собраний является не только

техническая готовность, но и психологическая открытость участников к

новому формату взаимодействия". Это утверждение подсказывает, что кроме

прямых

технических

навыков,

важна

также

готовность

участников

адаптироваться к новым условиям общения.

Нельзя не упомянуть и перспективы, которые онлайн-собрания

открывают для равноправного взаимодействия всех участников процесса. В.

С.

Кузнецова

приводит

интересное

наблюдение:

"Онлайн-платформы

стирают границы между педагогами и родителями, создавая атмосферу

партнерства и совместной работы на благо детей". Это исследование

указывает на возможность создания более демократичной образовательной

среды, где голос каждого участника будет услышан и принят во внимание.

Работа с разнообразными темами и формами проведения онлайн-встреч

позволила не только укрепить сотрудничество между ДОО и семьёй, но и

создать более комфортное и поддерживающее образовательное пространство

для каждого ребенка. Этот опыт показал, что онлайн-собрания — это не

просто

альтернатива

очным

встречам,

они

могут

быть

уникальным

инструментом для улучшения образовательного процесса и построения

мостов доверия и взаимопонимания.

Таким образом, использование онлайн-собраний с родителями в

дошкольных

образовательных

учреждениях

открывает

множество

возможностей для повышения успешности взаимодействия. Это актуально в

нашем мире, где быстрота и экономия времени становятся критически

важными. При этом необходимо учитывать разнообразные аспекты, от

технических до психологических, чтобы реализовать потенциал этого

инструмента максимально полно.

Отдельно

стоит

акцентировать

внимание

на

такой

форме

взаимодействия, как мастер-класс. В последнее время он всё больше

набирает популярность у педагогов. В педагогических источниках можно

найти множество определений такого понятия. Для данной работы можно

использовать определение М.М. Поташника, который обозначил ключевые

свойства мастер-класса как формы профессионального обучения педагогов.

По его мнению, мастер-класс – это «форма ученичества) – активная форма

творческой самореализации педагога, когда учитель-мастер передает свой

опыт слушателям путем прямого и комментированного показа приемов

работы». Потому, мастер-класс помогает решать одну из актуальных задач

нашего времени: взаимодействие и сближение образовательного учреждения

и семьи, а также распространение накопленных в этом направлении опыта и

технологий. Практика проведения мастер-классов позволяет педагогам

представлять свои авторские подходы к реализации учебно-воспитательного

процесса.

Освоение дистанционного формата работы позволяет сочетать такой

формат с обычным очным, например, при проведении таких мероприятий как

мастер- классы для родителей и членов их семей, занятых в воспитании и

образовании детей.

При грамотной организации этого мероприятия и

соблюдении всех методических рекомендаций нет препятствий для его

проведения в онлайн формате. При этом необходимо учитывать особенности

такого дистанционного формата и использовать его сильные стороны как

преимущество при организации мастер класса в онлайн- форме. Например,

такой формат работы позволяет передавать педагогический опыт педагога

дедушкам и бабушкам, другим членам семьи ребенка, не имеющим

возможности,

встретится

с

педагогом

лично

для

разрешения

своих

трудностей во взаимоотношениях с детьми, причем в комфортное для них

время в домашней обстановке. Такие встречи также являются ценными и для

педагога,

т.к.

позволяют

составить

более

полное

мнение

о

семье

воспитанника, получить ценную информацию о самом ребенке. Также можно

отметить преимущество такого цифрового формата – это возможность записи

мероприятия и впоследствии её пересмотра для лучшего понимания.

Делая вывод из вышеописанного, можно с уверенностью утверждать,

что использование онлайн-форматов дополняет и обогащает офлайн-среду,

что открывает для всех участников взаимодействия (педагогов, семей

воспитанников) широкие возможности для использования их в различных

сочетаниях,

что

позволяет

более

активно

вовлекать

родителей

в

образовательный процесс дошкольной организации, осуществлять оказание

психолого-педагогической помощи более эффективно. В целом можно

отметить, что сочетание нетрадиционных онлайн и офлайн-методов – это

эффективная

форма

взаимодействия

дошкольной

образовательной

организации и семей воспитанников.



В раздел образования