Автор: Золотова Анна Сергеевна
Должность: методист
Учебное заведение: Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9
Населённый пункт: г.Вязьма Смоленской области
Наименование материала: статья
Тема: «Использование современных педагогических технологий в познавательном развитии дошкольников»
Раздел: дошкольное образование
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 9 г. Вязьмы Смоленской области
«Использование
современных педагогических
технологий в
познавательном развитии
дошкольников»
«Мышление обычно начинается с проблемы
или вопроса, с противоречия. Проблемной
ситуацией определяется вовлечение
личности в мыслительный процесс.»
Рубенштейн С. Л.
Проблемная ситуация
– это совместная
деятельность воспитателя и детей, в которой дети
решают проблему, а воспитатель направляет на
решение проблемы, активизирует детскую
самостоятельность.
Требования к использованию проблемной ситуации
1.Решение проблемной ситуации должно быть максимально направлено на
самостоятельность и творческую деятельность воспитанника;
2.Проблема должна соответствовать той информации, которую познает обучаемый, с
опорой на уже имеющуюся у него информацию.
3.Проблемная ситуация должна создавать некоторую трудность в ее решении и в то же
время быть посильной, чтобы способствовать формированию потребностей в ее
решении;
4.Формулировка проблемной ситуации должна быть максимально понятной
5. Проблемная ситуация должна базироваться на основных дидактических принципах
обучения (научности, систематичности и т. д.) Не забывайте и о соответствии
проблемной ситуации возрасту ребенка, не ставьте непосильных задач!
Этапы технологии «Ситуация».
1)
Введение в ситуацию.
2)
Актуализация.
3)
Затруднение в ситуации.
4)
«Открытие» детьми нового знания.
5)
Включение в систему знаний и
повторение.
6)
Осмысление.
.
Проблема: снежок превратился в
воду.
Вопрос воспитателя: «Откуда взялась
вода, и куда делся снежок?»
(Ответ детей: «Снежок растаял и стал
водой»).
Пояснение детям, что в группе тепло,
снежок тает и с ним играть нельзя.
Решение проблемы: будем играть с
мячом.
Проблемная ситуация: К нам пришли гости, а стула не хватает.
Ребята, какая мебель есть в нашей группе? (Столы, стулья, шкафы,)
-Для чего нам столы? (Чтобы есть за ними, играть)
-Для чего шкафы? (В шкафах на полочках лежат игрушки; в раздевалке, висит
одежда)
-Для чего нужны стулья? (На стульях сидят, на них можно встать)
-У вас у каждого есть стул в группе? (Да).
-Представьте, что к нам пришли гости, всем надо сесть за стол, а стульев не
хватает. Как быть? Что делать? (Нам надо придумать, на что сесть, если стульев на
всех не хватает.)
Подумайте и скажите, на что можно сесть и сидеть так же, как на стуле?
(На коробке, на ведре, на маленьком столе, на кубике.)
Решение проблемы: -Давайте посадим гостя на кубик.
Обитатели живого уголка.
Цель: актуализировать знания о домашних
питомцах.
− Ребята, Сережа помогал своей тете в
зоомагазине, он чистил клетки. На клетках
висели фотографии домашних питомцев, и он
снял их, чтобы не испачкать. Но его младшая
сестренка Оленька случайно порвала эти
фотографии. И Сережа просит нас собрать вместе
части фотографий, чтобы он мог их склеить.
(Дети собирают разрезные картинки с
изображением домашних питомцев и
проговаривают, чью фотографию они собрали)
Проблемные ситуации в сюжетно- ролевой игре
« У куклы День рождения».
Приход гостей. Все гости собрались, начинается праздник.
Один гость забыл принести подарок и сильно расстроился.
Как ему теперь поздравить именинницу.
(Исполнить музыкальный номер, прочитать стихотворение)
« У куклы Кати День рождения»,
«Волшебные слова помогают всем»,
«Как поделить игрушку»,
«Научим Хрюшу здороваться и прощаться»
«Незнайка зовёт детей в лес за грибами, но
не знает, какие грибы съедобные, а какие
нет»
Ситуации-иллюстрации
Ситуации- упражнения
«Парные картинки»,
«Вершки корешки»,
«Опиши животное»,
«Птичья столовая»,
«Когда это бывает»,
«Удивительное превращения»,
«Что в начале, что потом»,
«Найди маму»,
«Домик для животного»
Использование ИКТ в познавательном развитии позволяет:
• Подбирать иллюстративный материал к занятиям (сканирование, Интернет,
принтер).
• Подбирать дополнительный познавательный материал к занятиям
• Создавать презентации, видеоролики для повышения эффективности
совместной деятельности с детьми.
далее
Покажи пчелке игрушки
КТО ЗА КЕМ ПОСЕЛИЛСЯ В ТЕРЕМКЕ?
НАЙДИ СЛЕД ЗИМЫ
ЧТО МОЖНО ВСТРЕТИТЬ В НОЧНОМ НЕБЕ?
- дети легче усваивают понятия формы, цвета и величины;
- глубже постигаются понятия числа и множества;
- тренируется эффективность внимания и память;
- раньше овладевают чтением и письмом;
- активно пополняется словарный запас;
- воспитывается целеустремленность и сосредоточенность;
- развивается воображение и творческие способности;
- развиваются элементы наглядно-образного и теоретического мышления.
Результаты при использовании мультимедийного
способа подачи информации :