Автор: Морозова Ольга Владимировна
Должность: инструктор по физкультуре
Учебное заведение: МБДОУ детский сад № 9
Населённый пункт: Смоленская область. г.Вязьма
Наименование материала: статья
Тема: «Модель оптимального двигательного режима в ДОО»
Раздел: дошкольное образование
«Модель оптимального двигательного режима
в ДОО»
Выполнила
инструктор по физкультуре
О.В.Морозова
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №9 г. Вязьмы Смоленской области
ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ:
Рациональное сочетание организационных
форм, видов двигательной
деятельности и самостоятельных видов
двигательных действий.
Понятие «двигательный режим»
включает в себя продолжительность,
повторяемость и распределение всех видов
физической деятельности детей в течение дня.
Цепочка двигательного режима
воспитанников в течение дня.
•
ООД по физическому развитию детей;
•
Физкультурно - оздоровительная работа в режиме
дня
•
Физкультурный центр в группе;
•
Самостоятельная двигательная деятельность детей;
•
Активный отдых: физкультурный досуг,
физкультурные праздники, дни здоровья.
•
Совместно физкультурно-оздоровительная работа
ДОУ и семьи;
•
Работа с родителями
Формы организации двигательной деятельности в ДОУ
1. Физкультурно-оздоровительные занятия
утренняя
гимнастика
прогулка
физминутки
п/и и физ.
упражнения
на прогулке
гимнастика
для глаз
гимнастика
после сна
дыхательная
гимнастика
пальчиковая
гимнастика
индивидуальная
работа по
физ.воспитанию
Традиционны
й комплекс
утренней
гимнастики
Утренняя
гимнастика в
игровой
форме
Использование
полосы
препятствий
Включение
оздоровительных
пробежек
Утренняя гимнастика
является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация
должна быть направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей
Как форма активного отдыха во время малоподвижных занятий достаточно широко применяется с детьми
дошкольного возраста. проводятся в средней, старшей и подготовительной группах в перерывах между занятиями,
а также в процессе самого занятия. Интерактивные физкультминутки
Физкультминутки
Физкультминутка
(кратковременные
физические
упражнения)
дальнейшее расширение
двигательного опыта
детей, обогащение его
новыми, более
сложными движениями
совершенствование,
имеющихся у детей навыков
с основных видах движений,
путем применения их в
изменяющихся игровых
ситуациях
развитие двигательных
качеств: быстроты,
выносливости, ловкости
воспитание
самостоятельности,
активности,
положительных
взаимоотношений со
сверстниками
Подвижные игры и физические упражнения на прогулке
Гимнастика после дневного сна
варианты гимнастики
разминка в постели и
самомассаж
пробежки по массажным дорожкам
гимнастика игрового характера
традиционно
е
2. Учебные занятия
Занятия по физической культуре
основная форма обучения двигательным навыкам и развития оптимальной ДА детей. Рекомендовано проводить
занятия по физической культуре не менее трех раз в неделю первой половине дня (одно на воздухе).
Основные типы физкультурных занятий
по интересам
игровое
комплексное
сюжетное
тематическое
контрольно-проверочное
тренировочное
с использованием тренажеров
Педагогическая помощь, оказываемая в ходе проведения занятий, позволяет
дошкольнику:
ﻈ
активно участвовать в занятиях;
ﻈ
чувствовать себя свободно, не бояться затруднений, не испытывать
замешательства и неловкости;
ﻈ
активно познавать окружающий мир;
ﻈ
реализовать свои потенциальные возможности, личностные резервы,
обеспечивающие развитие двигательной активности;
ﻈ
активизировать общение взрослого с ребенком
Реализация педагогической помощи в указанном режиме благоприятствует
стимулированию двигательной активности детей, способствует эмоциональной
заинтересованности (если все получается), развитию и укреплению детской
индивидуальности, а также переориентированию профессиональной функции
педагога с обучающей на личностно-взаимодействующую. Это особенно важно для
тех детей, которые замкнуты, неуверенны в себе.
Гимнастика для глаз и дыхательная гимнастика
Индивидуальная работа по двигательной активности детей
4. Спортивно-оздоровительная деятельность
Активный отдых
Физкультурный
досуг
Физкультурный
праздник
День Здоровья
3. Самостоятельные занятия
Самостоятельная двигательная деятельность.
5. Дополнительные виды занятий
•
ритмическая гимнастика;
•
игровой стретчинг;
•
Футбол;
•
занятия дошкольным туризмом;
•
Ритмопластика;
•
фитбол ;
•
креативная гимнастика;
•
степ-аэробика
6. Совместная физкультурно-оздоровительная работа ДОУ и семьи
Физкультурно-оздоровительная работа в условиях семьи состоит из
следующих мероприятий: утренняя гимнастика, физкультминутка во время
занятий рисованием, лепкой, чтением и т.п., закаливающие процедуры в
сочетании с физическими упражнениями; прогулки, подвижные игры,
совместные праздники и развлечения самостоятельные занятия детей с
родителями, различными видами физических упражнений; специально
организованные занятия физической культурой.
Методы, способствующие развитию двигательной активности дошкольников:
ﻈ
сказка-беседа, чтение стихотворений или отрывков из детской художественной
литературы, использование пословиц, поговорок, потешек, помогающих
осмысливанию поставленных перед детьми задач и сознательному выполнению
двигательных упражнений, самостоятельному их применению в различных
ситуациях;
ﻈ
рассматривание иллюстраций или репродукций картин по теме. В связи с
вызванными сильными впечатлениями дети проявляли эмоционально-личностное
отношение к событиям, что обеспечивало яркость чувственного восприятия и
двигательных ощущений и способствовало поддержанию интереса к двигательной
деятельности на протяжении всего занятия;
ﻈ
игровые занятия по перевоплощению в данный образ по теме занятия
(превращение в бабочек, альпинистов), создание музыкальной композиции образа
(«Полет шмеля», «Извержение вулкана») под соответствующее музыкальное
сопровождение или воспроизведение образа в изобразительно-иллюстративном
виде;
ﻈ
игровые задания на придумывание дальнейшего плана действий и подвижных игр
по тематике занятия;
ﻈ
практический метод, обеспечивающий действенную проверку правильности
восприятия движений в образной форме или с использованием элементов
соревнования
.