Автор: Гудова Марина Анатольевна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: МБДОУ "Совёнок"
Населённый пункт: р.п.Кольцово, Новосибирская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект занятий по звукопроизношению детей с ТНР
Раздел: дошкольное образование
Тема: Звук и буква У
Цель: Четкое произнесение и характеристика звука У.
Выделение начального
ударного гласного звука У.
Развитие внимания и памяти. Знакомство с буквой У.
Ход занятия
1. Оргмомент Психогимнастика. Релаксация.
Вносится кукла.
Это — Ульяна. Послушайте, что с ней произошло.
Шла Ульяна с огорода,
Повстречала там урода.
А урод стоит на палке
С бородою из мочалки.
Что это было? (Огородное пугало.) Покажите, как испугалась Уля. Изобразите огородное
пугало. Ой, какое оно страшное!
Логопед и дети изображают испуг.
Огородное пугало долго стояло, всех птиц испугало. Почувствуйте напряжение шеи, рук,
туловища, ног. Изобразите летящих птиц. Ваши руки и тело расслаблены. Вы смелые,
никого не боитесь. Я хочу посмотреть, какие вы смелые.
2. Сообщение темы занятия
Каким именем мы назвали куклу? (Уля.) Какой первый звук вы слышали в слове Уля?
(Звук у.) Где мы можем услышать звук у? Кто воет у-у-у? (Воют волки.) Зимой ветер
воет ... (у-у-у).
Звук у произносится с усилением и ослаблением голоса.
Сегодня мы будем произносить много слов со звуком у.
3. Характеристика звука у по артикуляционным и акустическим признакам
Выставляется игрушка или картинка — поезд.
Какой сигнал подает машинист? (У-у-у.) Поезд гудит ... (у-у-у). Произнесите звук у.
Что стало с вашими губами? (Они вытянулись в трубочку.) Попробуем спеть звук у.
«Растяните ниточку». Что вы можете сказать об этом звуке? (Он поется, тянется.)
Какой это звук? Звук у называется гласным. Все гласные звуки мы будем обозначать
красными фишками (показывается фишка звука у).
4.
Выделение звука У на слух (с закрытыми глазами)
а) из ряда гласных: А, У, А, У, А, И, У, И, А, И, У, А, О, А, У, У, О;
б) из слов : удочка, август, ураган, иволга, ученик, украсить, аист, учитель...
5.
Физминутка
А сейчас вы — пчелки.
Пчелки в ульях сидят,
На цветы они глядят,
Пчелки, с ульев вылетайте!
Мед скорее собирайте!
6. Развитие речевого внимания
Выставляются картинки: улей, улица, усы, ужи, удод. Дети называют картинки.
Определяется позиция звука у. Игра «Подскажите словечко».
Жи-жи-жи, ползут ... (ужи). Сы-сы-сы, у папы выросли ... (усы). В названии какой части тела
есть звук- у? (Уши.) Мы слушаем усами? (Нет, ушами.) У ужей нет ... (ушей). А у нас два ...
(уха). Ха-ха-ха, из рыбы варится... (уха). Какие похожие слова вы слышали? (Уха и уха.)
Послушайте, какие слова «заблудились». Ловили рыбу уточкой. (Удочкой.) Ныряли вместе с
уточкой. (Уточкой.)
Пчелки летели, в утюг залетели. (В улей залетели.)
7. Подарим хозяйке Красного замка слова со звуком у. Я буду произносить часть слова,
без звука у. Вы дополните его звуком у и скажете все слово. _казка (указка), _дав (удав),
_лыбка (уыбка), _ченик (ученик), _голь (уголь), _гол (угол), _ _зел (узел).
7. Знакомство с буквой у
Сейчас Уля покажет вам свою любимую букву.
Демонстрируются буквы у, У (строчная и заглавная). Уточняются сходства и
различия.
На что похожа буква у?
Ответы детей.
У — сучок. В любом лесу
Ты увидишь букву У.
В. Степанов
Покажите пальчиками, как торчат «ушки» у буквы у. Найдите в кассах букву у.
Буква у выставляется в окошко Красного замка.
8. Закрепление образа буквы
Конструирование объемной буквы У из красного лего конструктора.
9. Итог занятия
С каким звуком мы познакомились? Каким цветом он обозначается? Какой это звук?