Автор: Стрельченко Анна Николаевна
Должность: Учитель- дефектолог
Учебное заведение: ГКУСО РО "Ростовский центр помощи детям №7"
Населённый пункт: РОСТОВСКАЯ ОБЛАСТЬ, РОСТОВ-НА-ДОНУ
Наименование материала: статья
Тема: Основные направления коррекционной работы воспитателя в группе для детей с задержкой психического развития
Раздел: среднее образование
СПЕЦИФИКА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ С ПОДРОСТКАМИ С
ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Современное школьное образование ставит перед собой такую важную задачу, как
обеспечение прав всех учащихся – особенно в контексте их участия в трудовой
деятельности в рамках образовательных учреждений. Данная задача отражает
переориентацию приоритетов в системе образования. Однако, как показывает практика,
подростки с ограниченными возможностями здоровья, в частности, с нарушением
интеллекта, сталкиваются с трудностями в процессе профессионально-трудовой
социализации после завершения обучения в школе. Подростки с такими нарушениями
испытывают трудности трудоустройства даже на должности, не требующей особых
навыков. Психофизиологические особенности подростков с нарушениями интеллекта
существенно отличаются от учебной деятельности школьников без нарушений.
Некоторые из них прекращают обучение, не получив необходимой поддержки от
педагогов. Также не все условия в школе способствуют развитию навыков,
востребованных на рынке труда. Важно подчеркнуть, что конечной целью образования
является обучение навыкам, необходимым для успешной трудовой деятельности. Цель
всех дисциплин, преподаваемых на уровне школьного образования, состоит в полном
усвоении материала школьниками в процессе учебы. Фонд знаний служит основой для
формирования и развития учебных умений, что подчеркивает важность первоначального
уровня знаний. Трансформация социально-экономических процессов также оказала
влияние на систему образования, сделав подготовку подростков с ограниченными
возможностями к трудовой деятельности вне учебного заведения одной из приоритетных
задач. Сегодня особое внимание уделяется развитию трудовых навыков у подростков с
нарушениями интеллекта в процессе обучения. Профильный труд выделяется как важное
средство коррекции дефектов, связанных с интеллектуальным развитием подростков.
Н. А. Фесикова, С. А. Двалишвили и С. А. Шауфлер подчёркивают, что профессиональная
ориентация лиц с ограниченными возможностями здоровья является одновременно
важной и сложной задачей для профессиональных образовательных учреждений. Вопрос
профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями является весьма
актуальным в современном обществе по ряду причин.
Во-первых, в последние годы отмечается устойчивый рост числа людей с различными
формами интеллектуальной недостаточности, что связано как с улучшением диагностики,
так и увеличением продолжительности жизни лиц с тяжелыми формами инвалидности.
Во-вторых, все большее внимание в современном обществе уделяется вопросам
социальной интеграции и обеспечения равных возможностей для людей с ограниченными
возможностями здоровья, ключевым элементом которых является организация
профессионального обучения и последующего трудоустройства. В-третьих, наличие
работы для лиц данной категории имеет немаловажное значение для повышения качества
их жизни, поскольку способствует ощущению собственной востребованности, реализации
имеющегося потенциала, а также достижению максимально возможной
самостоятельности и независимости. Таким образом, вопрос профориентации для лиц с
интеллектуальными нарушениями представляется в высшей степени актуальным в наши
дни, поскольку напрямую влияет на перспективы успешной социализации данной
категории граждан и повышение качества их жизни. В теоретических подходах к
профориентации лиц с интеллектуальными нарушениями можно выделить несколько
основных направлений:
1. подход, основанный на учете медико-психологических особенностей данной категории,
в частности сопутствующих нарушений слуха, зрения, опорнодвигательного аппарата и
др.;
2. социально-психологический подход, учитывающий специфику социального окружения
и влияния значимых лиц;
3 личностно-ориентированный подход с акцентом на выявление и развитие интересов и
способностей.
Содержание профориентационной работы включает диагностическое, информационное,
консультационное и развивающее направления. Основные задачи - выявление
профессиональных интересов и склонностей, определение реальных возможностей в
сфере труда, формирование адекватного профессионального самоопределения. На
сегодняшний день в рамках профориентационной работы педагоги используют групповые
(тематические занятия, деловые игры, экскурсии), так и индивидуальные формы
организации занятий (психодиагностика, консультирование, составление индивидуальных
планов). Оптимальное сочетание вышеназванных форм профориентационной работы
позволяет учесть как общие, так и специфические особенности лиц с ОВЗ подросткового
возраста.