Автор: Мусиенко Елена Александровна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Картотека игр по развитию речи для детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование
1. Дидактическая игра «Волшебные кубики»
Цель: Закреплять умение детей определять место звука
в слове, производит фонематический анализ и синтез слова,
развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное
восприятие.
Материал: Кубики на каждой грани которых
изображены знакомые детям предметы.
Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово
например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов
– названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на
одной из граней которого изображен предмет, чье название
начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего
кубика изображение предмета, в названии которого первый
звук - [л], [о], [н].
2. Дидактическая игра «Найди братца»
Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в
слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.
Материал: Предметные картинки
Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в
один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во
втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые
звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.
Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый
звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.
Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки
слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку
под верхний ряд.
3. Дидактическая игра «Что происходит в природе?»
Цель: закрепление употребления в речи глаголов,
согласования слов в предложении.
Материал: мяч
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а
ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос
ответить.
Игру желательно проводить по темам.
Пример: Тема «Весна»
педагог: -Дети:
Солнце – что делает? -Светит, греет.
Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.
Снег – что делает? -Темнеет, тает.
Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.
Капель – что делает? -Звенит, капает.
Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.
4. Дидактическая игра «Кто может совершать эти
действия?»
Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие
воображения, памяти, ловкости.
Материал: мяч
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а
ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,
подходящее к названному глаголу.
Например:
Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…
Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…
Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…
Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…
5. Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета
называй»
Цель: подбор существительных к прилагательному,
обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов,
развитие воображения у детей.
Материал: мяч
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет
прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая
мяч, называет существительное, подходящее к данному
прилагательному.
Например:
Красный -мак, огонь, флаг
Оранжевый -апельсин, морковь, заря
Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа
Зелёный-огурец, трава, лес
Голубой -небо, лёд, незабудки
Синий- колокольчик, море, небо
Фиолетовый -слива, сирень, сумерки
6. Дидактическая игра «Чья голова?»
Цель: расширение словаря детей за счёт употребления
притяжательных прилагательных.
Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны
голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…
воронья».
Например:
У рыси голова – рысья
У рыбы – рыбья
У кошки – кошачья
У сороки – сорочья
У лошади – лошадиная
У орла – орлиная
И т.д.
7. Дидактическая игра «Гласные звуки»
Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из
состава слова. Это упражнение целесообразно проводить
каждый день в начале занятия или после физкультминутки.
Ход : Каждый ребенок называет гласные звуки из
предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех
слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей
детей).
8. Дидактическая игра «Назови три слова»
Цель: активизация словаря детей.
Ход : дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по
очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед
давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа
ходьбы.
Что можно купить? (платье, костюм, брюки)
Что можно варить?
Что можно читать?
Чем можно рисовать?
Что может летать?
Что может плавать? И т.д.
9. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»
Цель: развивать тактильные ощущения, словарь
признаков.
Ход : Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками,
сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из
мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он
сделан).
Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый,
меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный,
глиняный и т.д.
10. Дидактическая игра «Закончи предложение»
Цель: употребление сложноподчиненных предложений.
Ход: воспитатель предлагает детям закончить
предложение:
Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.
Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.
Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В
салатницу.
Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.
Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что
заболела.
Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало
холодно.
Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.
Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.
Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.
Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от
собаки.
11. Дидактическая игра «Лишнее слово»
Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение
словаря и уточнение значений слов.
Ход : Воспитатель объясняет ребенку, что будет
произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и
объяснить свой выбор.
Лексический материал (например):
шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.
зима, весна, ноябрь, лето, осень.
белка, заяц, медведь, синица, еж.
шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.
12. Дидактическая игра «Подбери Признак»
Цель: учить согласовывать прилагательные с
существительными.
Ход : воспитатель называет слово и задаёт вопросы
(какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.
Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…
Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…
Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…
Перчатки (какие?) – кожаные, белые...
Шляпа (какая?) – черная, большая…
Туфли (какие?) – осенние, красивые…
Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…
Рубашка (какая?) - белая, праздничная….
Шуба (какая?) - меховая, теплая…
13. Дидактическая игра «Назови ласково»
Цель: учить детей образовывать слова при помощи
уменьшительное- ласкательных суффиксов.
Оборудование: мяч
Ход : воспитатель произносит фразу и бросает мяч
ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить
фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.
Шуба теплая - шубка тепленькая
Лиса хитрая - лисичка хитренькая
Заяц белый - зайчик беленький
Сапоги чистые - сапожки чистенькие
Ветка короткая - веточка коротенькая
Шишка длинная - шишечка длинненькая
Ворона черная - вороненок черненький
Снег белый - снежок беленький.