Напоминание

"Картотека игр по развитию речи для детей 6-7 лет"


Автор: Мусиенко Елена Александровна
Должность: ПДО
Учебное заведение: МОУ ДО ДТДиМ
Населённый пункт: Комсомольск-на-Амуре
Наименование материала: статья
Тема: "Картотека игр по развитию речи для детей 6-7 лет"
Раздел: дошкольное образование





Назад




1. Дидактическая игра «Волшебные кубики»

Цель: Закреплять умение детей определять место звука

в слове, производит фонематический анализ и синтез слова,

развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное

восприятие.

Материал: Кубики на каждой грани которых

изображены знакомые детям предметы.

Ход: Ребенку предлагают собрать какое – нибудь слово

например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов

– названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на

одной из граней которого изображен предмет, чье название

начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего

кубика изображение предмета, в названии которого первый

звук - [л], [о], [н].

2. Дидактическая игра «Найди братца»

Цель: Закреплять умение детей определять первый звук в

слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Ход: Воспитатель выставляет предметные картинки в

один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во

втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые

звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый

звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки

слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку

под верхний ряд.

3. Дидактическая игра «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление употребления в речи глаголов,

согласования слов в предложении.

Материал: мяч

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, задаёт вопрос, а

ребёнок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос

ответить.

Игру желательно проводить по темам.

Пример: Тема «Весна»

педагог: -Дети:

Солнце – что делает? -Светит, греет.

Ручьи – что делают? -Бегут, журчат.

Снег – что делает? -Темнеет, тает.

Птицы – что делают? -Прилетают, вьют гнёзда, поёт песни.

Капель – что делает? -Звенит, капает.

Медведь – что делает? -Просыпается, вылезает из берлоги.

4. Дидактическая игра «Кто может совершать эти

действия?»

Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие

воображения, памяти, ловкости.

Материал: мяч

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет глагол, а

ребёнок, возвращая мяч, называет существительное,

подходящее к названному глаголу.

Например:

Идёт - человек, животное, поезд, пароход, дождь…

Бежит -ручей, время, животное, человек, дорога…

Летит -птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, самолёт…

Плывёт-рыба, кит, дельфин, лодка, корабль, человек…

5. Дидактическая игра «Лови да бросай – цвета

называй»

Цель: подбор существительных к прилагательному,

обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов,

развитие воображения у детей.

Материал: мяч

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, называет

прилагательное, обозначающее цвет, а ребёнок, возвращая

мяч, называет существительное, подходящее к данному

прилагательному.

Например:

Красный -мак, огонь, флаг

Оранжевый -апельсин, морковь, заря

Жёлтый -цыплёнок, солнце, репа

Зелёный-огурец, трава, лес

Голубой -небо, лёд, незабудки

Синий- колокольчик, море, небо

Фиолетовый -слива, сирень, сумерки

6. Дидактическая игра «Чья голова?»

Цель: расширение словаря детей за счёт употребления

притяжательных прилагательных.

Ход: педагог, бросая мяч ребёнку, говорит: «У вороны

голова…», а ребёнок, бросая мяч обратно, заканчивает: «…

воронья».

Например:

У рыси голова – рысья

У рыбы – рыбья

У кошки – кошачья

У сороки – сорочья

У лошади – лошадиная

У орла – орлиная

И т.д.

7. Дидактическая игра «Гласные звуки»

Цель: развивать навыки выделения гласных звуков из

состава слова. Это упражнение целесообразно проводить

каждый день в начале занятия или после физкультминутки.

Ход : Каждый ребенок называет гласные звуки из

предложенного ему слова, состоящего из одного, двух или трех

слогов (слова подбираются педагогом с учетом возможностей

детей).

8. Дидактическая игра «Назови три слова»

Цель: активизация словаря детей.

Ход : дети становятся в шеренгу. Каждому участнику по

очереди задается вопрос. Нужно, делая три шага вперед

давать с каждым шагом три слова-ответа, не замедляя темпа

ходьбы.

Что можно купить? (платье, костюм, брюки)

Что можно варить?

Что можно читать?

Чем можно рисовать?

Что может летать?

Что может плавать? И т.д.

9. Дидактическая игра «Чудесный мешочек»

Цель: развивать тактильные ощущения, словарь

признаков.

Ход : Воспитатель предлагает детям мешок с игрушками,

сделанных из разных материалов. Ребенок вытаскивает из

мешочка игрушку и называет признак предмета (из чего он

сделан).

Предлагаемые признаки: деревянный, пластмассовый,

меховой, ватный, резиновый, металлический, стеклянный,

глиняный и т.д.

10. Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: употребление сложноподчиненных предложений.

Ход: воспитатель предлагает детям закончить

предложение:

Мама положила хлеб… куда? В хлебницу.

Мама насыпала сахар… куда? В сахарницу.

Бабушка сделала вкусный салат и положила его … куда? В

салатницу.

Папа принес конфеты и положил их…куда? В конфетницу.

Марина не пошла сегодня в школу… почему? Потому что

заболела.

Мы включили обогреватели… почему? Потому что стало

холодно.

Я не хочу спать… почему? Потому что еще рано.

Мы поедем завтра в лес.. Если будет хорошая погода.

Мама пошла на рынок… для чего? Чтобы купить продукты.

Кошка забралась на дерево… для чего? Чтобы спастись от

собаки.

11. Дидактическая игра «Лишнее слово»

Цель: развитие слухового внимания детей, обогащение

словаря и уточнение значений слов.

Ход : Воспитатель объясняет ребенку, что будет

произносить слова, а он должен назвать лишнее слово и

объяснить свой выбор.

Лексический материал (например):

шуба, сапоги, свитер, юбка, брюки.

зима, весна, ноябрь, лето, осень.

белка, заяц, медведь, синица, еж.

шуба, шарф, панама, варежки. И т.д.

12. Дидактическая игра «Подбери Признак»

Цель: учить согласовывать прилагательные с

существительными.

Ход : воспитатель называет слово и задаёт вопросы

(какой? какая? какие? какое?), ребёнок отвечает.

Куртка (какая?) – красная, теплая, зимняя…

Сапоги (какие?) – коричневые, удобные, теплые…

Шарф (какой?) – пушистый, вязанный…

Перчатки (какие?) – кожаные, белые...

Шляпа (какая?) – черная, большая…

Туфли (какие?) – осенние, красивые…

Платье (какое?) - новое, нарядное, зеленое…

Рубашка (какая?) - белая, праздничная….

Шуба (какая?) - меховая, теплая…

13. Дидактическая игра «Назови ласково»

Цель: учить детей образовывать слова при помощи

уменьшительное- ласкательных суффиксов.

Оборудование: мяч

Ход : воспитатель произносит фразу и бросает мяч

ребенку. Предложите ребенку вернуть вам мяч и изменить

фразу так, чтобы слова в ней звучали ласково.

Шуба теплая - шубка тепленькая

Лиса хитрая - лисичка хитренькая

Заяц белый - зайчик беленький

Сапоги чистые - сапожки чистенькие

Ветка короткая - веточка коротенькая

Шишка длинная - шишечка длинненькая

Ворона черная - вороненок черненький

Снег белый - снежок беленький.



В раздел образования