Напоминание

Игровой пенал «Фигурацветик» для развития познавательных способностей и коррекции проблемного поведения у детей дошкольного возраста


Автор: Гамирова Эльмира Ханифовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №97 комбинированного вида" Московского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровой пенал «Фигурацветик» для развития познавательных способностей и коррекции проблемного поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Игровой пенал «Фигурацветик»

для развития познавательных способностей и

коррекции проблемного

поведения у детей дошкольного возраста

Гамирова Эльмира Ханифовна педагог-психолог

МАДОУ «Детский сад № 97» Московского района г.Казани

В современном дошкольном образовании очень активно стали

использоваться педагогами инновационные игровые технологии, которые

являются

эффективным

педагогическим

средством,

позволяющим

комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.

Игра являются важным инструментом в образовательном процессе,

позволяющим всесторонне развивать детей, делая обучение не только более

увлекательным,

но

и

более

эффективным.

Игры

создают

среду,

способствующую свободному исследованию и обучению, что играет

ключевую роль в формировании личности, развивая как умственные, так и

социальные навыки. Интеграция игрового подхода в учебный процесс,

безусловно, является залогом успешного развития детей в современном мире.

Игровой пенал "Фигурацветик" — это практическое средство, которое

может быть использовано, как в

развитии познавательных способностей, так

и коррекции проблемного поведения у дошкольников. Этот инструмент

помогает детям развивать эмоциональный интеллект, навыки саморегуляции

и взаимодействия с окружающими.

Пенал многофункционален, состоит из ярких и разнообразных

геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и

т.д. Такие пеналы, позволяют решать разнообразные задачи:

- Развитие пространственного мышления и навыков сопоставления.

- Формирование понятий о геометрических фигурах и их свойствах.

- Стимулирование воображения и креативности через игровую деятельность.

- Укрепление навыков совместной работы и коммуникации в группе.

- Развитие эмоциональной осознанности и саморегуляции.

- Коррекция проблемного поведения.

Игровой пенал «Фигурацветик» – дидактический игровой материал, который

можно сделать своими руками из подручных материалов.

Для изготовления одного пенала необходимо: 5 пустых коробков из-под

спичек, цветная самоклеящаяся пленка, ножницы, двусторонний цветной

картон (для геометрических фигур).

1.

Пустые спичечные коробки склеиваем между собой по бокам.

2.

Цветной самоклеящийся пленкой оклеиваем коробки сверху и снизу.

3.

Сверху на каждом коробке приклеиваем значок, обозначающий фигуру

и цвет, который будет находиться именно в этом коробке – круг,

квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.

4.

Кладем в каждый колобок геометрические фигуры в соответствии с

обозначением сверху, по 10 штук.

5.

Пенал с геометрическими фигурами готов.

Как использовать пенал?

Можно использовать как при групповой, так и при индивидуальной работе с

детьми.

Для детей младшего возраста мы упрощаем такой пенал, он будет

выполнять роль сортера. На занятии предлагается детям «навести порядок и

разложить все фигуры по своим домикам». Дети могут сортировать фигуры

по цвету, форме или размеру, что способствует развитию логического

мышления.

Можно в коробки разложить картинки с изображением овощей или фруктов,

а на верхней части наклеить такие же изображения фруктов или овощей.

Примерная инструкция; положи яблочко (грушу, сливу, банан, и др.) в

коробочку, где нарисовано яблоко (груша, слива, банан, и др).

С детьми среднего дошкольного возраста, когда начали проходить счет

и количество, опять свое применение найдут такие пеналы. В каждую ячейку

складываем определенное количество цветных фигур, соответствующее

рисунку на коробке. Начинаем решать задачки на внимание («Положи на

стол столько же», «Выложи на стол столько квадратов и столько кругов»,

«Добавь еще один прямоугольник» «Найди фигуру» и др.)

В старшем дошкольном возрасте с помощью пеналов можно также

совершенствовать

умение

сравнивать

две

равные

группы

предметов,

обозначать результаты сравнения словами: больше – меньше

– равно;

упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме и т. д.

С помощью фигур можно создавать различные композиции и плоскостные

модели, что развивает творческое мышление и мелкую моторику.

Интерес у детей вызывают дидактические игры на формирование умения

ориентироваться на плоскости («Укрась ковер», «Кладоискатели» и др.),

игры на поиск закономерности («Продолжи рад», «Составь бусы» и др.).

С воспитанниками подготовительной к школе группы используем

пенал непосредственно на занятиях по изучению геометрических фигур, а

также можно упражнять в счете, составе числа из единиц, из двух меньших

чисел, в сравнении множеств. Большой интерес

вызывают у детей

творческие игры: «Нарисуй рисунок из кругов», «Построй город из фигур»,

«Собери подарок для друга», «Создай человечка».

На основе созданных изображений дети могут создавать сказки, рассказы,

свои истории, что помогает развивать воображение и речевые навыки.

Задания и их реализация зависят от фантазии педагога и воспитанников.

Использование игрового пенала «Фигурацветик» в образовательном

процессе несомненно способствует развитию познавательных способностей

детей. Он помогает формировать основные математические представления,

развивает критерии и свойства объектов, а также поддерживает интерес к

изучению окружающего мира.

Использование игрового пенала "Фигурацветик" в работе с проблемным

поведением детей дошкольного возраста может быть очень эффективным

способом развития эмоциональной осознанности и саморегуляции. Этот

инструмент позволяет ребенку более глубоко понять свои чувства и

научиться конструктивно реагировать на них, улучшая его взаимодействие с

окружающими.

Вот как можно использовать "Фигурацветик" для коррекции

проблемного поведения:

Игры на распознавание эмоций:

«Фигурацветик»

состоит

из

различных

фигур

и

цветов,

которые

символизируют различные эмоции и состояния. Например, круг может

означать радость, квадрат — злость, треугольник — удивление, а цвета могут

быть ассоциированы с конкретными чувствами (например: красный — гнев,

синий — печаль и т. д.).

Упражнение 1: Попросите ребенка выбрать фигуру из "Фигурацветика",

которая соответствует его текущему настроению или поведению. Например,

если он расстроен, он может выбрать синий круг (символизирующий печаль).

Поговорите с ребенком о выбранной фигуре и почему он выбрал именно ее.

Это позволит ему осознать свои чувства и начать их выражать.

Упражнение 2: Используйте карточки с изображениями ситуаций или лиц,

выражающих разные эмоции. Задайте детям вопросы, чтобы они могли

сопоставить эмоции с фигурами. Например: «Какую фигуру ты бы выбрал,

если бы был на празднике?» и т.д.

Таким образом, ребенок учится соотносить различные фигуры и цвета с

эмоциями и внутренними состояниями, что развивает его эмоциональный

интеллект и помогает лучше понимать как свои чувства, так и чувства

окружающих.

Игры на ассоциации:

Предложите детям создать свои ассоциации с фигурами. Попросите их

объяснить, почему они связывают определенные фигуры или цвета с

конкретными эмоциями. Это развивает умение осмысленно выражать

собственные ощущения.

Игры на воображение:

Пение и рассказывание истории с использованием фигур. Например, «Жила-

была радостная круглая героиня, которая встретила злого квадрата и

удивленного треугольника…». Это развивает воображение, творческое

мышление и помогает осознать, как разные эмоции могут взаимодействовать.

Игры на выражение эмоций:

Попросите

ребенка

выбрать

фигуру,

которая

соответствует

его

эмоциональному состоянию в данный момент, и объяснить, почему он так

себя чувствует. Это способствует саморефлексии и развитию навыков

саморегуляции.

Игровой пенал "Фигурацветик" может стать ценным инструментом в

работе с детьми, помогая им не только развивать познавательные навыки, но

и корректировать проблемы поведения. Использование игры как метода

обучения позволяет сделать процесс интересным и увлекательным, а также

создать атмосферу для развития необходимых социальных и эмоциональных

навыков.

Преимущества использования:

1. Яркая и привлекательная форма: Геометрические фигуры выполнены из

качественных, безопасных материалов и обладают яркими цветами, что

привлекает внимание детей и делает занятие интересным.

2. Разнообразие игр: Пенал позволяет использовать его в различных игровых

формах, что стимулирует детскую любознательность и желание обучаться.

3. Легкость в использовании: Компактный размер и удобная упаковка

позволяют легко транспортировать материал и организовывать занятия в

любом месте.



В раздел образования