Автор: Гамирова Эльмира Ханифовна
Должность: Педагог-психолог
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад №97 комбинированного вида" Московского района
Населённый пункт: город Казань
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Игровой пенал «Фигурацветик» для развития познавательных способностей и коррекции проблемного поведения у детей дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование
Игровой пенал «Фигурацветик»
для развития познавательных способностей и
коррекции проблемного
поведения у детей дошкольного возраста
Гамирова Эльмира Ханифовна педагог-психолог
МАДОУ «Детский сад № 97» Московского района г.Казани
В современном дошкольном образовании очень активно стали
использоваться педагогами инновационные игровые технологии, которые
являются
эффективным
педагогическим
средством,
позволяющим
комплексно решать разнообразные образовательные и развивающие задачи.
Игра являются важным инструментом в образовательном процессе,
позволяющим всесторонне развивать детей, делая обучение не только более
увлекательным,
но
и
более
эффективным.
Игры
создают
среду,
способствующую свободному исследованию и обучению, что играет
ключевую роль в формировании личности, развивая как умственные, так и
социальные навыки. Интеграция игрового подхода в учебный процесс,
безусловно, является залогом успешного развития детей в современном мире.
Игровой пенал "Фигурацветик" — это практическое средство, которое
может быть использовано, как в
развитии познавательных способностей, так
и коррекции проблемного поведения у дошкольников. Этот инструмент
помогает детям развивать эмоциональный интеллект, навыки саморегуляции
и взаимодействия с окружающими.
Пенал многофункционален, состоит из ярких и разнообразных
геометрических фигур: кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников и
т.д. Такие пеналы, позволяют решать разнообразные задачи:
- Развитие пространственного мышления и навыков сопоставления.
- Формирование понятий о геометрических фигурах и их свойствах.
- Стимулирование воображения и креативности через игровую деятельность.
- Укрепление навыков совместной работы и коммуникации в группе.
- Развитие эмоциональной осознанности и саморегуляции.
- Коррекция проблемного поведения.
Игровой пенал «Фигурацветик» – дидактический игровой материал, который
можно сделать своими руками из подручных материалов.
Для изготовления одного пенала необходимо: 5 пустых коробков из-под
спичек, цветная самоклеящаяся пленка, ножницы, двусторонний цветной
картон (для геометрических фигур).
1.
Пустые спичечные коробки склеиваем между собой по бокам.
2.
Цветной самоклеящийся пленкой оклеиваем коробки сверху и снизу.
3.
Сверху на каждом коробке приклеиваем значок, обозначающий фигуру
и цвет, который будет находиться именно в этом коробке – круг,
квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.
4.
Кладем в каждый колобок геометрические фигуры в соответствии с
обозначением сверху, по 10 штук.
5.
Пенал с геометрическими фигурами готов.
Как использовать пенал?
Можно использовать как при групповой, так и при индивидуальной работе с
детьми.
Для детей младшего возраста мы упрощаем такой пенал, он будет
выполнять роль сортера. На занятии предлагается детям «навести порядок и
разложить все фигуры по своим домикам». Дети могут сортировать фигуры
по цвету, форме или размеру, что способствует развитию логического
мышления.
Можно в коробки разложить картинки с изображением овощей или фруктов,
а на верхней части наклеить такие же изображения фруктов или овощей.
Примерная инструкция; положи яблочко (грушу, сливу, банан, и др.) в
коробочку, где нарисовано яблоко (груша, слива, банан, и др).
С детьми среднего дошкольного возраста, когда начали проходить счет
и количество, опять свое применение найдут такие пеналы. В каждую ячейку
складываем определенное количество цветных фигур, соответствующее
рисунку на коробке. Начинаем решать задачки на внимание («Положи на
стол столько же», «Выложи на стол столько квадратов и столько кругов»,
«Добавь еще один прямоугольник» «Найди фигуру» и др.)
В старшем дошкольном возрасте с помощью пеналов можно также
совершенствовать
умение
сравнивать
две
равные
группы
предметов,
обозначать результаты сравнения словами: больше – меньше
– равно;
упражнять в сравнении двух групп предметов, разных по цвету, форме и т. д.
С помощью фигур можно создавать различные композиции и плоскостные
модели, что развивает творческое мышление и мелкую моторику.
Интерес у детей вызывают дидактические игры на формирование умения
ориентироваться на плоскости («Укрась ковер», «Кладоискатели» и др.),
игры на поиск закономерности («Продолжи рад», «Составь бусы» и др.).
С воспитанниками подготовительной к школе группы используем
пенал непосредственно на занятиях по изучению геометрических фигур, а
также можно упражнять в счете, составе числа из единиц, из двух меньших
чисел, в сравнении множеств. Большой интерес
вызывают у детей
творческие игры: «Нарисуй рисунок из кругов», «Построй город из фигур»,
«Собери подарок для друга», «Создай человечка».
На основе созданных изображений дети могут создавать сказки, рассказы,
свои истории, что помогает развивать воображение и речевые навыки.
Задания и их реализация зависят от фантазии педагога и воспитанников.
Использование игрового пенала «Фигурацветик» в образовательном
процессе несомненно способствует развитию познавательных способностей
детей. Он помогает формировать основные математические представления,
развивает критерии и свойства объектов, а также поддерживает интерес к
изучению окружающего мира.
Использование игрового пенала "Фигурацветик" в работе с проблемным
поведением детей дошкольного возраста может быть очень эффективным
способом развития эмоциональной осознанности и саморегуляции. Этот
инструмент позволяет ребенку более глубоко понять свои чувства и
научиться конструктивно реагировать на них, улучшая его взаимодействие с
окружающими.
Вот как можно использовать "Фигурацветик" для коррекции
проблемного поведения:
Игры на распознавание эмоций:
«Фигурацветик»
состоит
из
различных
фигур
и
цветов,
которые
символизируют различные эмоции и состояния. Например, круг может
означать радость, квадрат — злость, треугольник — удивление, а цвета могут
быть ассоциированы с конкретными чувствами (например: красный — гнев,
синий — печаль и т. д.).
Упражнение 1: Попросите ребенка выбрать фигуру из "Фигурацветика",
которая соответствует его текущему настроению или поведению. Например,
если он расстроен, он может выбрать синий круг (символизирующий печаль).
Поговорите с ребенком о выбранной фигуре и почему он выбрал именно ее.
Это позволит ему осознать свои чувства и начать их выражать.
Упражнение 2: Используйте карточки с изображениями ситуаций или лиц,
выражающих разные эмоции. Задайте детям вопросы, чтобы они могли
сопоставить эмоции с фигурами. Например: «Какую фигуру ты бы выбрал,
если бы был на празднике?» и т.д.
Таким образом, ребенок учится соотносить различные фигуры и цвета с
эмоциями и внутренними состояниями, что развивает его эмоциональный
интеллект и помогает лучше понимать как свои чувства, так и чувства
окружающих.
Игры на ассоциации:
Предложите детям создать свои ассоциации с фигурами. Попросите их
объяснить, почему они связывают определенные фигуры или цвета с
конкретными эмоциями. Это развивает умение осмысленно выражать
собственные ощущения.
Игры на воображение:
Пение и рассказывание истории с использованием фигур. Например, «Жила-
была радостная круглая героиня, которая встретила злого квадрата и
удивленного треугольника…». Это развивает воображение, творческое
мышление и помогает осознать, как разные эмоции могут взаимодействовать.
Игры на выражение эмоций:
Попросите
ребенка
выбрать
фигуру,
которая
соответствует
его
эмоциональному состоянию в данный момент, и объяснить, почему он так
себя чувствует. Это способствует саморефлексии и развитию навыков
саморегуляции.
Игровой пенал "Фигурацветик" может стать ценным инструментом в
работе с детьми, помогая им не только развивать познавательные навыки, но
и корректировать проблемы поведения. Использование игры как метода
обучения позволяет сделать процесс интересным и увлекательным, а также
создать атмосферу для развития необходимых социальных и эмоциональных
навыков.
Преимущества использования:
1. Яркая и привлекательная форма: Геометрические фигуры выполнены из
качественных, безопасных материалов и обладают яркими цветами, что
привлекает внимание детей и делает занятие интересным.
2. Разнообразие игр: Пенал позволяет использовать его в различных игровых
формах, что стимулирует детскую любознательность и желание обучаться.
3. Легкость в использовании: Компактный размер и удобная упаковка
позволяют легко транспортировать материал и организовывать занятия в
любом месте.