Напоминание

«Развитие элементов логического мышление дошкольников» Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет


Автор: Сигеева Татьяна Александровна
Должность: Воспитатель
Учебное заведение: Детский сад "Улыбка"
Населённый пункт: город Мегион Ханты-Мансийский Автономный Округ -Югра
Наименование материала: методическая работа: Кружок «Логика»
Тема: «Развитие элементов логического мышление дошкольников» Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет
Раздел: дошкольное образование





Назад




Структурное подразделение муниципального автономного общеобразовательного учреждения

«Средняя общеобразовательная школа №4» «Детский сад «Улыбка»

Кружок «Логика»

Дополнительная образовательная программа для детей дошкольного возраста 5-7 лет

«Развитие элементов логического мышление дошкольников»

составлена на основе основной общей образовательной программы структурного

подразделения МАОУ «СОШ№4» «Детский сад «Улыбка»

Срок реализации: 1 год

Составила: воспитатель Сигеева Татьяна Александровна

Мегион 2025-2026г.

Развитие элементов логического мышление дошкольников

Цель: развивать умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану,

самостоятельно выполнять поставленную умственную задачу.

Задачи.

1. Развитие познавательного интереса, логического мышления, памяти, внимания.

2. Выявление умений устанавливать родовидовые отношения между понятиями; ознакомление с

графическим обозначением классификационных отношений с помощью классификационного древа.

3. Освоение принципов построения модели понятийных отношений с помощью классификационного

древа.

4. Выявление умения подбирать родовое понятие к видовому и достраивать ряд видовых понятий.

5. Освоение действий по использованию модели классификационных отношений между понятиями

. 6. Освоение действий по использованию содержательных признаков понятия для включения новых

понятий к категории.

7. Освоение действий по построению графической модели классификационных отношений под

последовательный диктант.

8. Освоение действий самостоятельного построения модели в форме классификационного древа под

прямой диктант.

9. Воспитывать сдержанность, умение выслушивать мнение сверстников.

Учебный план

1занятие

В неделю

4 занятия

В месяц

36 занятий

В учебный год

Диагностика

2 раза в год

Сентябрь

Задачи

Методические приемы

Материал

1 -2 неделя

Выявление умения детей

устанавливать родовидовые

отношения между понятиями;

ознакомление с графическим

обозначением

классификационных отношений

с помощью древа.

1.Игра с мячом «Скажи

наоборот». 2.Знакомство с

другой формой

графического отображения

понятийных отношений. 3.

Работа по переводу одной

формы графического

обозначения в другую.

Карточки с изображением

посуды; карточки с

условными изображениями

посуды. Планы занятий по

программе «Развитие» стр.

12 - 13

3-4 неделя

Освоение принципов

построения модели понятийных

отношений с помощью

классификационного древа;

представления о содержании

понятий «овощи» и «фрукты».

1.Игровая ситуация:

«Привезли в магазин товар.

Надо помочь его разобрать»

2.Закрепление понятий о

системе перевода

графического отображения

классификации понятий в

форме древа. 3.Работа на

материале условного

обозначения понятий

Карточки с изображением

овощей, фруктов; карточки с

условными изображениями

овощей и фруктов. Планы

занятий по программе

«Развитие» стр. 13- 14

Октябрь

1-2 Неделя

Освоение действия построения

простейшей модели отношений

между понятиями в форме

классификационного древа.

1. Игра «Посадим цветы в

нашем саду» 2.

Рассматривание значков.

3.Самостоятельное

построение модели 4.

Познавательная минутка 5.

Проект «Цветы, которые

растут в тайге»

Условные обозначения

цветов, изображение розы,

гвоздики, одуванчика, ели;

лист, карандаш. Планы

занятий стр. 14- 15

3-4 неделя

Освоение действия построения

простейшей модели отношений

между понятиями в форме

классификационного древа (на

примере деревьев нашего

региона).

1.Ситуация: «В гости к

старику Лесовику».

2.Обсуждение, что такое

дерево, его основные

признаки, строение.

3.Работа на материале

условного обозначения

понятий. 4.. Игра «Угадай-

ка».

По 3 карточки с

изображением конкретных

видов деревьев. Бумага,

простой цветной карандаш.

Модель. Планы стр. 16

Ноябрь

1-2 неделя

Освоение принципов

построения модели понятийных

отношений с помощью

классификационного древа.

Выявление умения подбирать

родовое понятие к видовому и

достраивать ряд видовых

понятий.

1.Ситуация: помоги куклам

разобраться. 2. Работа на

материале условного

обозначения понятий.

3.Построение модели

детьми. 4. Игра «Продолжи

ряд слов…»

Карточки с изображением

карандаша, ручки, цветка

«Анютины глазки» и

условным обозначением

«цветы». Мяч. Планы

занятий стр. 17

3-4неделя

Освоение действий по

использованию модели

классификационных отношений

между понятиями.

1.Ситуация: в гостях у

старика боровика. 2.Игра

«Угадай-ка». 3.Игра «Скажи

наоборот». 4. Игра

«Четвёртый лишний»

2 модели в виде древа,

карточки с изображением

гриба, ягоды, капусты,

условное обозначение

овощей Планы занятий стр.

18

Декабрь

1-2 Неделя

Освоение действий по

построению и использованию

графической модели

классификационных

отношений; представление о

содержании понятий.

. «Путешествие в деревню

Простоквашино». Ситуация:

письмо от дяди Федора с

просьбой помочь

разобраться. 2. Работа по

выявлению знаний детьми

существенных признаков

понятий и определения по

ним.3. Работа на материале

условного обозначения

понятий.

По 2-3 карточки с

изображением птиц, зверей и

насекомых, карточки с

условными обозначениями

изображение кита. Планы

занятий стр. 18 -19

3-4 неделя

«Рыбы» Освоение принципов

построения модели понятийных

отношений с помощью

классификационного древа;

содержание понятий. М

1. Закрепление умения

использовать знания детьми

существенных признаков

понятий.2. Игра «Помогаем

Незнайке». 3. Работа по

развитию представлений

«животные», «птицы». 4.

Проект «Рыбы, которые

обитают на Оби»

Модель, условные

обозначения из занятия №7;

изображение и условное

обозначение рыбы;

игрушечный утёнок. Платок,

Незнайка. Планы занятий

стр. 20 -21

Январь

1-2 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории. Освоение

действий по использованию

наглядной модели.

1. Работа на материале

условного обозначения

понятий, раскладывание

карточек. 2. Работа по

развитию представлений

«животные», «бабочки». 3.

Соревнование, какая

команда больше назовёт

слов

Карточки и модель с

предыдущего занятия,

изображение бабочки

«поликсены». Планы

занятий стр. 21 -22

3-4 неделя

Освоение действий по

построению и использованию

графической модели

классификационных отношений

1.Работа по выявлению

знаний детьми

существенных признаков

понятий и определения по

ним.2. Самостоятельное

построение моделей, подбор

Планы занятий стр. 23 -24

30 мин

Наборы картинок с

изображением различных

объектов для классификации

и условные обозначения.

3 Неделя

Диагностическое: выявление

умения детей выделять

понятийные группы в

разнородном материале

Педагогическая

диагностика, О.М.

Дьяченко, А.И. Булычева

стр. 64

Словесная игра «Угадай»

Дидактическая игра

«Четвертый лишний»

4 неделя

Освоение действий по

построению и использованию

графической модели

классификационных

отношений. Развитие

представлений о содержании

понятий

1. Игра «Зоопарк»:

классификация объектов по

разным основаниям на

примере родного края и

других широт. 2.

Построение модели древа,

раскладывание значков.

Карточки с изображением

животных и условные

обозначения. Планы занятий

стр. 24 -25

Февраль

1-2 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории

1. «Помогаем Незнайке»:

работа по развитию

представлений «животные»,

«птицы». Построение

модели, анализ допущенных

ошибок

Кукла Незнайка,

игрушечный пингвин,

платок. Условные

изображения человека,

женщины, девочки,

мальчика. Планы занятий

стр. 25 -26

3-4 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории

. 2. «Помогаем Незнайке»:

работа по развитию

представлений «люди».

Кукла Незнайка,

игрушечный пингвин,

платок. Условные

изображения человека,

женщины, девочки,

мальчика. Планы занятий

стр. 25 -26

Март

1-2 неделя

Освоение действий по

построению и использованию

графической модели

классификационных

отношений. Под

последовательный диктант,

развитие представлений о

содержании понятий.

:1. Построение модели,

анализ допущенных

ошибок. 2.Дидактическая

игра «Найди домик»,

«Четвертый лишний» 3.

Отображение отношений

между понятиями на

готовой модели. 4.. Игра

«Угадай-ка».

Картинки с изображением

цветов (роза, гвоздика,

одуванчик, колокольчик,

ромашка). Условные

обозначения цветов. Лист

бумаги, карандаш. Модель и

условные обозначения,

изображение герани. Планы

стр. 27

3-4 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории

«Помогаем Незнайке»:

работа по развитию

представлений «люди»

Модель и условные

обозначения, изображение

герани. Планы стр. 27

Апрель

1-2 неделя

Птицы» Освоение действий по

построению графической

модели классификационных

отношений под

последовательный диктант.

1. «Путешествие в деревню

Простоквашино». Ситуация:

письмо от дяди Федора с

просьбой помочь

разобраться, хотел завести

птиц. 2. Обсуждение,

классификация птиц.

Листы бумаги с моделью;

буквы П, В, Н, К, И, У, Г;

карандаш. Планы занятий по

программе «Развитие» стр.

27 -28

3-4 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории.

Работа с моделями.2.

Рассказ о зяблике.3. Игра

«Угадай-ка»

Модели, иллюстрации.

Планы занятий по

программе «Развитие» стр.

28 -29

Май

Освоение действий по

использованию графической

модели классификационных

отношений. Освоение действий

по выделению признака –

основания классификации.

1. Ситуация: «В гости к

старику Лесовику». Беседа о

лесах, что может

происходить с растениями

весной. 2. Обсуждение, что

такое дерево, его основные

признаки, строение. 3.

Отображение отношений

между понятиями на

готовой модели. 4.. Игра

«Угадай-ка».

Листы с моделью, карточки

с условным обозначением

деревьев. Мяч. Набор

карточек. Планы занятий по

программе «Развитие» стр.

29 -30

2 неделя

Освоение действий

самостоятельного построения

модели в форме

классификационного древа под

прямой диктант и

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории.

Методические приёмы:

1.Дидактическая игра

«Ателье». 2.Выделение

групп одежды, называние

конкретных видов одежды.

3. Самостоятельное

построение модели видов

одежды, обозначение слов

начальными буквами. 4

Описывание содержания

понятий. «Угадай-ка».

Модель с буквенным

обозначением понятий;

бумага, карандаши.

Картинки по 2-3 с

изображением разных видов

мебели, птиц, музыкальных

инструментов, одежды.

Планы занятий стр. 30 -32

3неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории

Методические приёмы:

1.Игра «Да, нет».2. Игра

«Кто больше». 3. Игра

«Угадай-ка».

Карточки с изображением

животного, с неизвестным

детям названием. Планы стр.

34 -35

4 неделя

Освоение действий по

использованию

содержательных признаков

понятия для включения новых

понятий к категории.

Методические приёмы:

1.Игра «Да, нет».2. Игра

«Кто больше». 3. Игра

«Угадай-ка».

Карточки с изображением

животного, с неизвестным

детям названием. Планы стр.

34 -3

Мониторинг усвоения материала по направлению «Развитие элементов логического

мышление дошкольников 6-7 лет»

Диагностика разработана на основе:

1.Образовательной программы дошкольного образования «Развитие » Л.А.Венгер, О.М.Дьяченко,

Булычова А.И.-Москва 2016

2.Булычева А., Варенцова Н., Горшкова Е. Педагогическая диагностика по программе «Развитие»

старший дошкольный возраст.- Гном пресс, 2016

Построение и использование сериационного ряда для установления отношений между

объектами.

Задача. Освоение действий ориентировки в сериационных отношениях между понятиями.

Педагогическая задача. Обучение детей построению и использованию сериационного ряда

для установления отношений между объектами

Материал. Раздаточный: лист бумаги и карандаш.

Взаимодействие педагога с детьми в образовательной ситуации.

Воспитатель предлагает детям отгадать загадку (можно предложить н качестве помощи

бумагу и карандаш): «Кто из девочек старше всех, если Аня младше Оли, Оля младше Киры,

Кира младше Светы?» и «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше Коли, Коля

старше Димы, Дима старше Шуры?»

В более слабой подгруппе можно всем детям предложить использовать бумагу и карандаш,

чтобы отгадать загадки. Загадки предложить более простые: «Кто из девочек старше, если

Аня младше (>ли, Оля младше Киры?» и «Кто из мальчиков младше всех, если Петя старше

Коли, Коля старше Димы?»

ОЦЕНКА

Низкий уровень — дети не ответили на вопрос.

Средний уровень — дети справились с заданием, используя карандаш и бумагу для

построения сериационного ряда.

Высокий уровень — дети ответили на вопрос воспитателя без построения сериационного ряда

на листе бумаги.

Установление родо-видовых отношений между понятиями

Задача: выявление умения детей устанавливать родо-видовые отношения между понятиями

Материал. Мяч.

Взаимодействие педагога с детьми.

Дети встают в круг. Воспитатель называет несколько слов, к которым можно

подобрать общее название, дает мяч одному из детей и спрашивает, как можно назвать все

одним словом (например, «Как можно назвать одним словом: платье, рубашку, пальто,

свитер?»). Ребенок, у которого находится мяч, должен назвать это обобщающее слово

(«одежда»)

[1]

. Аналогичное задание дается другим детям, но с новыми словами.

Затем воспитатель предлагает детям поиграть «наоборот»: дает мяч ребенку и

называет обобщенное слово. Задача ребенка состоит в перечислении тех объектов, которые

этим словом можно назвать («Что можно назвать словом «обувь»?.. Сапоги, тапки, кроссовки

и т.д.»). Аналогичное задание дается другим детям с другими обобщенными понятиями.

ОЦЕНКА

Низкий уровень — дети не подбирают родовое понятие.

Средний уровень — дети называют лишь один из существенных признаков родового понятия

(например, игрушки — «в это играют», овощи — «это едят» и т.д.) и к обобщающему слову

подбирают по 1—2 видовых понятия.

Высокий уровень — дети называют обобщающие слова и подбирают 2—3 видовых понятия

Таблица№1

Ф.И.ребенка

Построение и использование

сериационного ряда для

установления отношений

между объектами.

Установление родо-видовых отношений

между понятиями

Начало года

Конец года

Начало года

Конец года

1

2

3

4

5

6

7



В раздел образования